Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»

  • docx
  • 16.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала метод разработка по сказке.docx

 

 

              Рудный қаласы әкімдігің Коммуналдық Мемлекеттік

Қазыналық Кәсіпорны «№9 балабақшасы»

КГКП «Ясли-сад №9» акимата города Рудного

 

 

 

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\ЭМБЛЕМА 9 сад.png

 

 

Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»

 

 

   

                                            Выполнила: Игнатьева С.И.

 

 

2019-2020 уч г.

Введение

В государственном стандарте  дошкольного воспитания и обучения показатель представления  детей о нравственных нормах  выделен в социальной компетентности. Ребенок от 5 до 6 лет усваивает этические нормы и ценности, проявляет эмпатию, понимает ценности   культуры казахского и других народов, проживающих в Казахстане, проявляет только  познавательная компетентность позволяет проявлять интерес к окружающему миру, выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче, добиваться поставленной цели.

 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на  знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям друг В связи с этим  определилась цель  работы : помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка, формировать нравственные качества и нормы средствами сказкотерапии на основе казахского фольклера

Разделы казахских сказок:

1.Сказки о животных

2.Бытовые сказки

3.Волшебные сказки

4.Сказки про Алдара -Косе

 

Основная часть

История персонажа

Алдар-Косе — казахский персонаж, который имеет амплуа хитрого и находчивого человека с миссией борца за справедливость. Однако писатель Табыл Бекказыулы уверен, что у героя есть реальный прототип, живший в Казахстане. Такое прозвище мужчина получил из-за того, что презирал жадность и высокомерие. А еще потому, что по неведомой причине у него не росли волосы на лице. Так его и прозвали Алдар-Косе — «безбородым обманщиком».

Образ Алдара-Косе в народном фольклоре

У многих народов в сказаниях прослеживаются персонажи с благородной миссией защищать несправедливо обиженных. Не стали исключением и казахские предания. Как водится, Алдар родился в бедной семье и всю жизнь презирал богачей с набитыми карманами.

Но вот поступки его заслуживали почестей и признания. В отличие от Робина Гуда, судя по описанию приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения. Словно по волшебству, он всегда появлялся там, где был нужен.

Идея неуловимого добряка проникла в народное творчество повсеместно. Анекдоты, сказки, мультфильмы и даже кино — везде хитрый плут выступает на стороне бедных. Правда, инструментом добра стало слово, а не стрелы и ножи. Благодаря уму и смекалке казахский герой легко расправляется с несправедливостью.

Согласно преданию, такой путь мужчина выбрал, поскольку его отец был обманут одним жадным баем. И совершал поступки не во славу, а чтобы обличить человеческую скупость, лицемерие и другие пороки. Сын бедняка стал эпическим персонажем. Ему приписывают способность побеждать словом не только ханов, но даже чертей. Народная любовь сделала его бессмертным и одним из узнаваемых борцов за справедливость у казахов

Инсценировка казахской народной сказки

«Чудесная шуба»

Цель: воспитывать интерес к казахским народным сказкам.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с фольклором  казахского народа - сказками;

- расширять представления о природе, труде, быте казахского народа.

Развивающие:

- развивать гуманные, добрые чувства друг к другу;

- развивать умение держаться на публике, владеть собой;

- развивать артистические способности, выразительность речи.

          Воспитательные:

воспитывать интерес к казахской народной культуре;

-  воспитывать доброжелательное отношение детей к людям разных  национальностей, проживающим в нашем стране.

Оборудование: Платковый театр казахские национальные костюмы  для автора и земляков Алдара-Косе; лисьи шуба и шапка для бая; шуба в заплатах и старая шапка Алдара-Косе; две камчи (плётки); два коня (головы лошадок на палочке); пиалы; мультимедийное оборудование для изображения на экране казахской степи; аудиозапись казахских народных мелодий; магнитофон.

Структура игры:

1) Водная часть: сюрпризный момент.

2) Основная часть: обыгрывание сказки

3) Заключительная часть: рефлексия

Методы организации совместной деятельности:

-Словесный (беседа, сопровождение);

-Наглядный (Платковый театр ,декораций для обыгрывания сказки, просмотр мультфильма «Чудесная шуба») );

-Практический (инсценировние сказки «Чудесная шуба» Дидактическая игра «Кто какой?»)

Применяемая технология:

- Игровая технология.

Предворительная  работа: изготовление платкового  театра, чтение и пересказ сказки «Чудесная шуба»

Полингвальный компонент:  сказка – ертегі-  fairy tale

Действующие лица: Автор, Алдар-Косе, Бай, мальчик и девочка 

Звучит казахская народная мелодия.

Автор: Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное казахским народным сказкам, которые вы знаете и любите. У меня есть волшебный сундучок – я буду доставать оттуда вещи, а вы назовите – чья это одежда?

   -Вот мы и разгадали все. С помощью этих вещей я  хотела узнать, какие казахские народные сказки мы знаем. А теперь наши гости – герои из сказки. А из какой, мы с вами отгадаем, когда посмотрим инсценировку.

    Автор.   

    - Только в лисьей шубе в такую холодную зиму нельзя было замерзнуть! А в дырявой-предырявой шубёнке Алдар-Косе мёрз каждый день.

- Ехал он раз по степи - руки, ноги озябли, нос посинел, скорей бы до теплой юрты добраться!

 

(Алдар Косе «едет» медленно на лошади, «греет» своим дыханием руки, потирает «озябшие» нос, плечи, топает ногами.)

- Ветер свистит, за уши хитреца хватает.

(Алдар-Косе трёт уши.)

- А в степи нигде не видно дыма над аулом.

(Алдар-Косе смотрит из-под руки по сторонам)

- Напрасно махал камчой Алдар-Косе: старый тощий конь не мог бежать. Взмахнет он гривой и опять шагом идет.

(Алдар-Косе останавливается.)

Алдар-Косе.

- Плохой конь - долгая дорога.

(Алдар-Косе качает головой.)

Автор.

- Качая головой, говорил сам себе всадник.

Алдар-Косе.

- Ехать еще далеко, собачьего лая не слышно.

 

(Прикладывает поочерёдно руки к ушам, как бы прислушиваясь)

 

- И ни одной юрты в степи нет.

(Алдар Косе смотрит из-под руки по сторонам, как бы ищет юрты.)

 

- Пропадешь при таком морозе!

 

(Ёжится от холода.)

Звучит весёлая музыка

Автор.

- Вдруг увидел он: едет навстречу всадник.

 

(Алдар-Косе внимательно присматривается.)

 

- По хорошему бегу коня Алдар-Косе догадался, что едет бай. Хитрец сразу же смекнул, что делать. Он распахнул свою дырявую шубенку, выпрямился в седле и запел веселую песенку.  

 

(Алдар Косе изображает всё то, о чём говорит автор.)

(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)

 

 Автор.

- Встретились путники, остановили коней и поздоровались.

 

Алдар-Косе.

Тпру! Салем аллейкум!

 

Бай.

Тпру! Салем!

 

Автор.

  - Бай в теплой лисьей шубе ёжится от холода.

 

(Бай ёжится от холода.)

 - Алдар-Косе шапку набок сдвинул, отдувается, точно сидит на солнцепеке в летний жаркий день.

 

(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)

 

Бай.

 - Неужели ты не замерз?

 

Алдар-Косе.

- Это в твоей шубе холодно, а в моей очень жарко.

 

(Обмахивает себя рукой, «вытирает» пот со лба.)

 

Бай.

- Как же может быть в такой шубе жарко? 

 

Автор.

- Не понимает богач.

 

Алдар-Косе.

- А разве не видишь?

 

Бай.

- Вижу, что вороны рвали твою шубёнку и в ней дыр больше, чем меха!

 

Алдар-Косе.

- Вот и хорошо, что дыр много. В одну дыру холодный ветер входит, в другую выходит. А мне тепло остается.

 

(Показывает на своей шубёнке.)

Бай.  (Думает):

  - Надо у него эту чудесную шубу выманить.

 

Алдар-Косе.  (Размышляет):

 - Вот тепло будет, если байскую шубу надеть! 

 

Бай. (Обращается к Алдару-Косе):

  - Продай мне твою шубу!

 

Алдар-Косе.

- Не продам. Я без своей шубы сразу замерзну.

 

 

Бай.

- Не замерзнешь! Возьми в обмен мою лисью шубу. Она тоже теплая.

 

Автор.

- Алдар-Косе сделал вид, что и слышать не хочет. А сам одним глазом смотрит на тёплую шубу, а другим на байского скакуна любуется.

 

(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)

    Бай.

- Шубу отдам и денег прибавлю!- стал соблазнять бай.

 

    Алдар-Косе.

- Денег мне не надо. Вот если коня дашь в придачу, тогда подумаю.

Обрадовался бай, согласился. Снял свою шубу и отдал коня.

 

   Автор.

- Надел Алдар-Косе  лисью шубу, пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер.

(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)

Хорошо теперь было Алдару-Косе ездить от аула к аулу в тёплой шубе, на хорошем коне.

   В каждой юрте спрашивали у хитреца:

 

   Мальчик и девочка (в казахских  национальных костюмах):

- Откуда у тебя лисья шуба и конь-бегунец?

 

Алдар-Косе.

- Сменял на чудесную шубу, в которой было семьдесят дыр и девяносто заплат...

 

   Автор.

Потешая людей, Алдар-Косе рассказывал, как бай накинулся на его дырявую шубёнку и отдал ему свою лисью.

Смеялись люди, угощая кумысом хитреца.

 

Мальчик и девочка  протягивают Алдару-Косе пиалу.

 

Алдар-Косе  («Пьёт» кумыс из пиалы, возвращает её):

- Рахмет!

 

   Автор.

- Когда смех ослабевал, Алдар-Косе каждый раз повторял:

 

 

Алдар-Косе. 

- Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!

 

Артисты выходят на поклон. Затем каждый участник спектакля называет свою фамилию и имя. Зрители аплодируют.

                                       Спектакль окончен

Заключение

 

- Кто из героев сказки вам больше понравился – бай или Алдар Косе? Почему?

- Как вы охарактеризуете Алдара Косе? (Находчивый, хитрый, смекалистый.)

- А каков бай? (Жадный, завистливый.)

- Ребята, как вы понимаете слова Алдара Косе: «Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!»? (Ответы).

Дидактическая игра «Кто какой?»

Цель: закрепить умение детей давать характеристику героям сказок используя в речи антонимы и синонимы.

   Алдар Косе

         Бай

 

Без названия

добрый

Без названия

злой

Хитрый

orig

Глупый

orig

Щедрый

 

 

 


 

Скупой

Хороший

11

Плохой

 11

Справедливый

Несправедливый

 

Список использованной литературы и источников:

1.Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

2.Л.Б.Фесюкова: «Воспитание сказкой».

3.О.Алябьева: «Нравственные беседы с детьми».

4. «Казахские народные сказки». Алматы  «Балауса».