Рудный қаласы әкімдігің Коммуналдық Мемлекеттік
Қазыналық Кәсіпорны «№9 балабақшасы»
КГКП «Ясли-сад №9» акимата города Рудного
Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»
Выполнила: Игнатьева С.И.
2019-2020 уч г.
Введение
В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения показатель представления детей о нравственных нормах выделен в социальной компетентности. Ребенок от 5 до 6 лет усваивает этические нормы и ценности, проявляет эмпатию, понимает ценности культуры казахского и других народов, проживающих в Казахстане, проявляет только познавательная компетентность позволяет проявлять интерес к окружающему миру, выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче, добиваться поставленной цели.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям друг В связи с этим определилась цель работы : помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка, формировать нравственные качества и нормы средствами сказкотерапии на основе казахского фольклера
Разделы казахских сказок:
1.Сказки о животных
2.Бытовые сказки
3.Волшебные сказки
4.Сказки про Алдара -Косе
Основная часть
История персонажа
Алдар-Косе — казахский персонаж, который имеет амплуа хитрого и находчивого человека с миссией борца за справедливость. Однако писатель Табыл Бекказыулы уверен, что у героя есть реальный прототип, живший в Казахстане. Такое прозвище мужчина получил из-за того, что презирал жадность и высокомерие. А еще потому, что по неведомой причине у него не росли волосы на лице. Так его и прозвали Алдар-Косе — «безбородым обманщиком».
Образ Алдара-Косе в народном фольклоре
У многих народов в сказаниях прослеживаются персонажи с благородной миссией защищать несправедливо обиженных. Не стали исключением и казахские предания. Как водится, Алдар родился в бедной семье и всю жизнь презирал богачей с набитыми карманами.
Но вот поступки его заслуживали почестей и признания. В отличие от Робина Гуда, судя по описанию приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения. Словно по волшебству, он всегда появлялся там, где был нужен.
Идея неуловимого добряка проникла в народное творчество повсеместно. Анекдоты, сказки, мультфильмы и даже кино — везде хитрый плут выступает на стороне бедных. Правда, инструментом добра стало слово, а не стрелы и ножи. Благодаря уму и смекалке казахский герой легко расправляется с несправедливостью.
Согласно преданию, такой путь мужчина выбрал, поскольку его отец был обманут одним жадным баем. И совершал поступки не во славу, а чтобы обличить человеческую скупость, лицемерие и другие пороки. Сын бедняка стал эпическим персонажем. Ему приписывают способность побеждать словом не только ханов, но даже чертей. Народная любовь сделала его бессмертным и одним из узнаваемых борцов за справедливость у казахов
Инсценировка казахской народной сказки
«Чудесная шуба»
Цель: воспитывать интерес к казахским народным сказкам.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с фольклором казахского народа - сказками;
- расширять представления о природе, труде, быте казахского народа.
Развивающие:
- развивать гуманные, добрые чувства друг к другу;
- развивать умение держаться на публике, владеть собой;
- развивать артистические способности, выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к казахской народной культуре;
- воспитывать доброжелательное отношение детей к людям разных национальностей, проживающим в нашем стране.
Оборудование: Платковый театр казахские национальные костюмы для автора и земляков Алдара-Косе; лисьи шуба и шапка для бая; шуба в заплатах и старая шапка Алдара-Косе; две камчи (плётки); два коня (головы лошадок на палочке); пиалы; мультимедийное оборудование для изображения на экране казахской степи; аудиозапись казахских народных мелодий; магнитофон.
Структура игры:
1) Водная часть: сюрпризный момент.
2) Основная часть: обыгрывание сказки
3) Заключительная часть: рефлексия
Методы организации совместной деятельности:
-Словесный (беседа, сопровождение);
-Наглядный (Платковый театр ,декораций для обыгрывания сказки, просмотр мультфильма «Чудесная шуба») );
-Практический (инсценировние сказки «Чудесная шуба» Дидактическая игра «Кто какой?»)
Применяемая технология:
- Игровая технология.
Предворительная работа: изготовление платкового театра, чтение и пересказ сказки «Чудесная шуба»
Полингвальный компонент: сказка – ертегі- fairy tale
Действующие лица: Автор, Алдар-Косе, Бай, мальчик и девочка
Звучит казахская народная мелодия.
Автор: Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное казахским народным сказкам, которые вы знаете и любите. У меня есть волшебный сундучок – я буду доставать оттуда вещи, а вы назовите – чья это одежда?
-Вот мы и разгадали все. С помощью этих вещей я хотела узнать, какие казахские народные сказки мы знаем. А теперь наши гости – герои из сказки. А из какой, мы с вами отгадаем, когда посмотрим инсценировку.
Автор.
- Только в лисьей шубе в такую холодную зиму нельзя было замерзнуть! А в дырявой-предырявой шубёнке Алдар-Косе мёрз каждый день.
- Ехал он раз по степи - руки, ноги озябли, нос посинел, скорей бы до теплой юрты добраться!
(Алдар Косе «едет» медленно на лошади, «греет» своим дыханием руки, потирает «озябшие» нос, плечи, топает ногами.)
- Ветер свистит, за уши хитреца хватает.
(Алдар-Косе трёт уши.)
- А в степи нигде не видно дыма над аулом.
(Алдар-Косе смотрит из-под руки по сторонам)
- Напрасно махал камчой Алдар-Косе: старый тощий конь не мог бежать. Взмахнет он гривой и опять шагом идет.
(Алдар-Косе останавливается.)
Алдар-Косе.
- Плохой конь - долгая дорога.
(Алдар-Косе качает головой.)
Автор.
- Качая головой, говорил сам себе всадник.
Алдар-Косе.
- Ехать еще далеко, собачьего лая не слышно.
(Прикладывает поочерёдно руки к ушам, как бы прислушиваясь)
- И ни одной юрты в степи нет.
(Алдар Косе смотрит из-под руки по сторонам, как бы ищет юрты.)
- Пропадешь при таком морозе!
(Ёжится от холода.)
Звучит весёлая музыка
Автор.
- Вдруг увидел он: едет навстречу всадник.
(Алдар-Косе внимательно присматривается.)
- По хорошему бегу коня Алдар-Косе догадался, что едет бай. Хитрец сразу же смекнул, что делать. Он распахнул свою дырявую шубенку, выпрямился в седле и запел веселую песенку.
(Алдар Косе изображает всё то, о чём говорит автор.)
(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)
Автор.
- Встретились путники, остановили коней и поздоровались.
Алдар-Косе.
Тпру! Салем аллейкум!
Бай.
Тпру! Салем!
Автор.
- Бай в теплой лисьей шубе ёжится от холода.
(Бай ёжится от холода.)
- Алдар-Косе шапку набок сдвинул, отдувается, точно сидит на солнцепеке в летний жаркий день.
(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)
Бай.
- Неужели ты не замерз?
Алдар-Косе.
- Это в твоей шубе холодно, а в моей очень жарко.
(Обмахивает себя рукой, «вытирает» пот со лба.)
Бай.
- Как же может быть в такой шубе жарко?
Автор.
- Не понимает богач.
Алдар-Косе.
- А разве не видишь?
Бай.
- Вижу, что вороны рвали твою шубёнку и в ней дыр больше, чем меха!
Алдар-Косе.
- Вот и хорошо, что дыр много. В одну дыру холодный ветер входит, в другую выходит. А мне тепло остается.
(Показывает на своей шубёнке.)
Бай. (Думает):
- Надо у него эту чудесную шубу выманить.
Алдар-Косе. (Размышляет):
- Вот тепло будет, если байскую шубу надеть!
Бай. (Обращается к Алдару-Косе):
- Продай мне твою шубу!
Алдар-Косе.
- Не продам. Я без своей шубы сразу замерзну.
Бай.
- Не замерзнешь! Возьми в обмен мою лисью шубу. Она тоже теплая.
Автор.
- Алдар-Косе сделал вид, что и слышать не хочет. А сам одним глазом смотрит на тёплую шубу, а другим на байского скакуна любуется.
(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)
Бай.
- Шубу отдам и денег прибавлю!- стал соблазнять бай.
Алдар-Косе.
- Денег мне не надо. Вот если коня дашь в придачу, тогда подумаю.
Обрадовался бай, согласился. Снял свою шубу и отдал коня.
Автор.
- Надел Алдар-Косе лисью шубу, пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер.
(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)
- Хорошо теперь было Алдару-Косе ездить от аула к аулу в тёплой шубе, на хорошем коне.
В каждой юрте спрашивали у хитреца:
Мальчик и девочка (в казахских национальных костюмах):
- Откуда у тебя лисья шуба и конь-бегунец?
Алдар-Косе.
- Сменял на чудесную шубу, в которой было семьдесят дыр и девяносто заплат...
Автор.
Потешая людей, Алдар-Косе рассказывал, как бай накинулся на его дырявую шубёнку и отдал ему свою лисью.
Смеялись люди, угощая кумысом хитреца.
Мальчик и девочка протягивают Алдару-Косе пиалу.
Алдар-Косе («Пьёт» кумыс из пиалы, возвращает её):
- Рахмет!
Автор.
- Когда смех ослабевал, Алдар-Косе каждый раз повторял:
Алдар-Косе.
- Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!
Артисты выходят на поклон. Затем каждый участник спектакля называет свою фамилию и имя. Зрители аплодируют.
Спектакль окончен
Заключение
- Кто из героев сказки вам больше понравился – бай или Алдар Косе? Почему?
- Как вы охарактеризуете Алдара Косе? (Находчивый, хитрый, смекалистый.)
- А каков бай? (Жадный, завистливый.)
- Ребята, как вы понимаете слова Алдара Косе: «Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!»? (Ответы).
Дидактическая игра «Кто какой?»
Цель: закрепить умение детей давать характеристику героям сказок используя в речи антонимы и синонимы.
Алдар Косе |
Бай
|
|||
добрый |
злой |
|||
Хитрый |
Глупый |
|||
Щедрый
|
Скупой
|
|||
Хороший |
Плохой
|
|||
Справедливый |
Несправедливый |
Список использованной литературы и источников:
1.Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения.
2.Л.Б.Фесюкова: «Воспитание сказкой».
3.О.Алябьева: «Нравственные беседы с детьми».
4. «Казахские народные сказки». Алматы «Балауса».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.