Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»
Оценка 4.9

Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»

Оценка 4.9
docx
16.07.2021
Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»
метод разработка по сказке.docx

 

 

              Рудный қаласы әкімдігің Коммуналдық Мемлекеттік

Қазыналық Кәсіпорны «№9 балабақшасы»

КГКП «Ясли-сад №9» акимата города Рудного

 

 

 

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\ЭМБЛЕМА 9 сад.png

 

 

Методическая разработка драматизации казахской народной сказки «Чудесная шуба»

 

 

   

                                            Выполнила: Игнатьева С.И.

 

 

2019-2020 уч г.

Введение

В государственном стандарте  дошкольного воспитания и обучения показатель представления  детей о нравственных нормах  выделен в социальной компетентности. Ребенок от 5 до 6 лет усваивает этические нормы и ценности, проявляет эмпатию, понимает ценности   культуры казахского и других народов, проживающих в Казахстане, проявляет только  познавательная компетентность позволяет проявлять интерес к окружающему миру, выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче, добиваться поставленной цели.

 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на  знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям друг В связи с этим  определилась цель  работы : помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка, формировать нравственные качества и нормы средствами сказкотерапии на основе казахского фольклера

Разделы казахских сказок:

1.Сказки о животных

2.Бытовые сказки

3.Волшебные сказки

4.Сказки про Алдара -Косе

 

Основная часть

История персонажа

Алдар-Косе — казахский персонаж, который имеет амплуа хитрого и находчивого человека с миссией борца за справедливость. Однако писатель Табыл Бекказыулы уверен, что у героя есть реальный прототип, живший в Казахстане. Такое прозвище мужчина получил из-за того, что презирал жадность и высокомерие. А еще потому, что по неведомой причине у него не росли волосы на лице. Так его и прозвали Алдар-Косе — «безбородым обманщиком».

Образ Алдара-Косе в народном фольклоре

У многих народов в сказаниях прослеживаются персонажи с благородной миссией защищать несправедливо обиженных. Не стали исключением и казахские предания. Как водится, Алдар родился в бедной семье и всю жизнь презирал богачей с набитыми карманами.

Но вот поступки его заслуживали почестей и признания. В отличие от Робина Гуда, судя по описанию приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения. Словно по волшебству, он всегда появлялся там, где был нужен.

Идея неуловимого добряка проникла в народное творчество повсеместно. Анекдоты, сказки, мультфильмы и даже кино — везде хитрый плут выступает на стороне бедных. Правда, инструментом добра стало слово, а не стрелы и ножи. Благодаря уму и смекалке казахский герой легко расправляется с несправедливостью.

Согласно преданию, такой путь мужчина выбрал, поскольку его отец был обманут одним жадным баем. И совершал поступки не во славу, а чтобы обличить человеческую скупость, лицемерие и другие пороки. Сын бедняка стал эпическим персонажем. Ему приписывают способность побеждать словом не только ханов, но даже чертей. Народная любовь сделала его бессмертным и одним из узнаваемых борцов за справедливость у казахов

Инсценировка казахской народной сказки

«Чудесная шуба»

Цель: воспитывать интерес к казахским народным сказкам.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с фольклором  казахского народа - сказками;

- расширять представления о природе, труде, быте казахского народа.

Развивающие:

- развивать гуманные, добрые чувства друг к другу;

- развивать умение держаться на публике, владеть собой;

- развивать артистические способности, выразительность речи.

          Воспитательные:

воспитывать интерес к казахской народной культуре;

-  воспитывать доброжелательное отношение детей к людям разных  национальностей, проживающим в нашем стране.

Оборудование: Платковый театр казахские национальные костюмы  для автора и земляков Алдара-Косе; лисьи шуба и шапка для бая; шуба в заплатах и старая шапка Алдара-Косе; две камчи (плётки); два коня (головы лошадок на палочке); пиалы; мультимедийное оборудование для изображения на экране казахской степи; аудиозапись казахских народных мелодий; магнитофон.

Структура игры:

1) Водная часть: сюрпризный момент.

2) Основная часть: обыгрывание сказки

3) Заключительная часть: рефлексия

Методы организации совместной деятельности:

-Словесный (беседа, сопровождение);

-Наглядный (Платковый театр ,декораций для обыгрывания сказки, просмотр мультфильма «Чудесная шуба») );

-Практический (инсценировние сказки «Чудесная шуба» Дидактическая игра «Кто какой?»)

Применяемая технология:

- Игровая технология.

Предворительная  работа: изготовление платкового  театра, чтение и пересказ сказки «Чудесная шуба»

Полингвальный компонент:  сказка – ертегі-  fairy tale

Действующие лица: Автор, Алдар-Косе, Бай, мальчик и девочка 

Звучит казахская народная мелодия.

Автор: Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное казахским народным сказкам, которые вы знаете и любите. У меня есть волшебный сундучок – я буду доставать оттуда вещи, а вы назовите – чья это одежда?

   -Вот мы и разгадали все. С помощью этих вещей я  хотела узнать, какие казахские народные сказки мы знаем. А теперь наши гости – герои из сказки. А из какой, мы с вами отгадаем, когда посмотрим инсценировку.

    Автор.   

    - Только в лисьей шубе в такую холодную зиму нельзя было замерзнуть! А в дырявой-предырявой шубёнке Алдар-Косе мёрз каждый день.

- Ехал он раз по степи - руки, ноги озябли, нос посинел, скорей бы до теплой юрты добраться!

 

(Алдар Косе «едет» медленно на лошади, «греет» своим дыханием руки, потирает «озябшие» нос, плечи, топает ногами.)

- Ветер свистит, за уши хитреца хватает.

(Алдар-Косе трёт уши.)

- А в степи нигде не видно дыма над аулом.

(Алдар-Косе смотрит из-под руки по сторонам)

- Напрасно махал камчой Алдар-Косе: старый тощий конь не мог бежать. Взмахнет он гривой и опять шагом идет.

(Алдар-Косе останавливается.)

Алдар-Косе.

- Плохой конь - долгая дорога.

(Алдар-Косе качает головой.)

Автор.

- Качая головой, говорил сам себе всадник.

Алдар-Косе.

- Ехать еще далеко, собачьего лая не слышно.

 

(Прикладывает поочерёдно руки к ушам, как бы прислушиваясь)

 

- И ни одной юрты в степи нет.

(Алдар Косе смотрит из-под руки по сторонам, как бы ищет юрты.)

 

- Пропадешь при таком морозе!

 

(Ёжится от холода.)

Звучит весёлая музыка

Автор.

- Вдруг увидел он: едет навстречу всадник.

 

(Алдар-Косе внимательно присматривается.)

 

- По хорошему бегу коня Алдар-Косе догадался, что едет бай. Хитрец сразу же смекнул, что делать. Он распахнул свою дырявую шубенку, выпрямился в седле и запел веселую песенку.  

 

(Алдар Косе изображает всё то, о чём говорит автор.)

(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)

 

 Автор.

- Встретились путники, остановили коней и поздоровались.

 

Алдар-Косе.

Тпру! Салем аллейкум!

 

Бай.

Тпру! Салем!

 

Автор.

  - Бай в теплой лисьей шубе ёжится от холода.

 

(Бай ёжится от холода.)

 - Алдар-Косе шапку набок сдвинул, отдувается, точно сидит на солнцепеке в летний жаркий день.

 

(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)

 

Бай.

 - Неужели ты не замерз?

 

Алдар-Косе.

- Это в твоей шубе холодно, а в моей очень жарко.

 

(Обмахивает себя рукой, «вытирает» пот со лба.)

 

Бай.

- Как же может быть в такой шубе жарко? 

 

Автор.

- Не понимает богач.

 

Алдар-Косе.

- А разве не видишь?

 

Бай.

- Вижу, что вороны рвали твою шубёнку и в ней дыр больше, чем меха!

 

Алдар-Косе.

- Вот и хорошо, что дыр много. В одну дыру холодный ветер входит, в другую выходит. А мне тепло остается.

 

(Показывает на своей шубёнке.)

Бай.  (Думает):

  - Надо у него эту чудесную шубу выманить.

 

Алдар-Косе.  (Размышляет):

 - Вот тепло будет, если байскую шубу надеть! 

 

Бай. (Обращается к Алдару-Косе):

  - Продай мне твою шубу!

 

Алдар-Косе.

- Не продам. Я без своей шубы сразу замерзну.

 

 

Бай.

- Не замерзнешь! Возьми в обмен мою лисью шубу. Она тоже теплая.

 

Автор.

- Алдар-Косе сделал вид, что и слышать не хочет. А сам одним глазом смотрит на тёплую шубу, а другим на байского скакуна любуется.

 

(Алдар-Косе проделывает соответствующие движения.)

    Бай.

- Шубу отдам и денег прибавлю!- стал соблазнять бай.

 

    Алдар-Косе.

- Денег мне не надо. Вот если коня дашь в придачу, тогда подумаю.

Обрадовался бай, согласился. Снял свою шубу и отдал коня.

 

   Автор.

- Надел Алдар-Косе  лисью шубу, пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер.

(Алдар-Косе скачет под весёлую музыку.)

Хорошо теперь было Алдару-Косе ездить от аула к аулу в тёплой шубе, на хорошем коне.

   В каждой юрте спрашивали у хитреца:

 

   Мальчик и девочка (в казахских  национальных костюмах):

- Откуда у тебя лисья шуба и конь-бегунец?

 

Алдар-Косе.

- Сменял на чудесную шубу, в которой было семьдесят дыр и девяносто заплат...

 

   Автор.

Потешая людей, Алдар-Косе рассказывал, как бай накинулся на его дырявую шубёнку и отдал ему свою лисью.

Смеялись люди, угощая кумысом хитреца.

 

Мальчик и девочка  протягивают Алдару-Косе пиалу.

 

Алдар-Косе  («Пьёт» кумыс из пиалы, возвращает её):

- Рахмет!

 

   Автор.

- Когда смех ослабевал, Алдар-Косе каждый раз повторял:

 

 

Алдар-Косе. 

- Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!

 

Артисты выходят на поклон. Затем каждый участник спектакля называет свою фамилию и имя. Зрители аплодируют.

                                       Спектакль окончен

Заключение

 

- Кто из героев сказки вам больше понравился – бай или Алдар Косе? Почему?

- Как вы охарактеризуете Алдара Косе? (Находчивый, хитрый, смекалистый.)

- А каков бай? (Жадный, завистливый.)

- Ребята, как вы понимаете слова Алдара Косе: «Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест!»? (Ответы).

Дидактическая игра «Кто какой?»

Цель: закрепить умение детей давать характеристику героям сказок используя в речи антонимы и синонимы.

   Алдар Косе

         Бай

 

Без названия

добрый

Без названия

злой

Хитрый

orig

Глупый

orig

Щедрый

 

 

 


 

Скупой

Хороший

11

Плохой

 11

Справедливый

Несправедливый

 

Список использованной литературы и источников:

1.Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

2.Л.Б.Фесюкова: «Воспитание сказкой».

3.О.Алябьева: «Нравственные беседы с детьми».

4. «Казахские народные сказки». Алматы  «Балауса».


 

Рудный қаласы әкімдігің Коммуналдық

Рудный қаласы әкімдігің Коммуналдық

Введение В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения показатель представления детей о нравственных нормах выделен в социальной компетентности

Введение В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения показатель представления детей о нравственных нормах выделен в социальной компетентности

Гуда, судя по описанию приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения

Гуда, судя по описанию приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения

Применяемая технология: - Игровая технология

Применяемая технология: - Игровая технология

Прикладывает поочерёдно руки к ушам, как бы прислушиваясь) -

Прикладывает поочерёдно руки к ушам, как бы прислушиваясь) -

Алдар-Косе. - Это в твоей шубе холодно, а в моей очень жарко

Алдар-Косе. - Это в твоей шубе холодно, а в моей очень жарко

Алдар-Косе проделывает соответствующие движения

Алдар-Косе проделывает соответствующие движения

Заключение - Кто из героев сказки вам больше понравился – бай или

Заключение - Кто из героев сказки вам больше понравился – бай или
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2021