Методическая разработка "Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"

Оценка 4.8
docx
02.11.2021
Методическая разработка "Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках                                                         ОРКСЭ"
Боброва Г.С..docx

 

 

       Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках

                                                        ОРКСЭ

 

     Как гласит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка» [1,с.3].

     Проблема духовно-нравственного развития и воспита­ния подрастающего поколения вызвала необходимость задуматься над самим значением понятия «духовность» и определением сущностных задач учебного предмета воспитательной на­правленности в его реализации.

       Как известно, «знания начинаются с удивления» (Демокрит), а «настоящее познание даётся сердцем». И поэтому главная задача учителя преподающего ОРКСЭ  – мобилизовать духовно-нравственные, умственные, художественно-эстетические силы ребёнка. Добиться этого можно, воспитывая средствами искусства и  активно используя арт-технологии. [2,с.15].

     Урок ОРКСЭ – это урок, который в наш стремительный век должен стать остановкой. Она нужна для того, чтобы можно было ощутить свою собственную душу, понять её состояние, определить в ней то, что связывает нас друг с другом. Уроками жизни, на которых ребёнок задумывается о вечных вопросах, о своём отношении к миру, можно назвать занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Чтобы не сбиться с пути истинного педагогу  и детям  необходимо говорить на одном языке. Поэтому  на данных  уроках, которые в нашей школе ведутся уже не первый год, учащиеся вместе с учителем стараются «дойти до самой сути» таких ценностных понятий, как «человек», «жизнь», «свобода», «разум», «совесть». Я считаю,  задача учителя определяется не столько донесением определенной информации по религиозной культуре, сколько привнесением в мотивационную и смысловую сферы личности младшего школьника нравственно-ценностных ориентиров. Привитие учащимся духовно-нравственных ценностей с помощью притчи, как один из применяемых методов  – это полезно и целесообразно. Во-первых, потому что ненавязчиво рассказывает ребенку о той или иной нравственной добродетели. Дает ребенку возможность пережить опыт героя безопасно, перенося его на себя. Притчу можно использовать как кульминационный момент урока. Но тогда после прочтения притчи детям необходимо высказать свое мнение, можно попросить их нарисовать то, что больше всего их взволновало.

     Уроки по ОРКСЭ  являются культурологическими и направлены на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. На данных  занятиях может звучать музыка, а рассказ учителя может  сопровождаться демонстрацией слайдов с изображениями памятников искусства, архитектуры. [3,с.28].

      На мой взгляд педагог преподающий ОРКСЭ должен придерживаться следующих принципов:

–  уважение к личности учащегося в процессе общения на уроках и вне их;

– учет индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома, то есть индивидуальный подход.  Учитель должен знать: чтобы побудить ребят к полноценному разговору о религии, он должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников;

– процесс обучения в нашем предмете – это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определенной мере даже взаимное обучение учителя и учащихся. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции перед лицом школьников – ведь и он в какой-то мере является учеником в тех сложнейших, вечных вопросах, которые затрагивает. На различии взглядов и личных пристрастий можно и нужно строить поисковую методику обучения;

– доброжелательный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов материала, которые связаны с изучением опасных для жизни и здоровья учащихся тоталитарных сект;

– манера объяснения,  беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не надо бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизируя изложение материала.

     На своих уроках я применяю различные формы и методы. Провожу  эвристические беседы с учащимися, дискуссии. Дети с большим удовольствием составляют проекты,  находят дополнительную информацию к уроку.  Также  я использую приём столкновения мнений, когда учащиеся пытаются понять, объяснить, принять и, если нужно, оправдать тот или иной поступок с точки зрения атеиста и православного верующего человека. Занятия по православной культуре сопровождаются демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Провожу виртуальные  уроки-экскурсии по храмам. В рамках внеклассной работы для проведения занятий приглашаются работники Дома культуры, библиотеки.

     Проведение православных праздников является одним из важных направлений в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Большой интерес и творческую активность вызывает ежегодный детский творческий конкурс «Пасха Православная». Данное мероприятие является самым массовым в школе. Очень значимым для каждого ребёнка является участие в творческих конкурсах, в которых в полной мере отображается его индивидуальность.

     Детство всегда обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит дальнейшую жизнь ребёнка. Какую роль сыграет курс в духовно-нравственном становлении младших школьников, будет зависеть от учителя, который не только должен знать фактуру материала, но и всем сердцем принимать духовные ценности, сам жить по законам нравственности, стремиться к высоте и помогать своим воспитанникам в духовном взрослении. [1,с.7].

 

 

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.

2. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. М., 2002.
3. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004.


 

Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках

Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках

Привитие учащимся духовно-нравственных ценностей с помощью притчи, как один из применяемых методов – это полезно и целесообразно

Привитие учащимся духовно-нравственных ценностей с помощью притчи, как один из применяемых методов – это полезно и целесообразно

На различии взглядов и личных пристрастий можно и нужно строить поисковую методику обучения; – доброжелательный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и…

На различии взглядов и личных пристрастий можно и нужно строить поисковую методику обучения; – доброжелательный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и…

Детство всегда обращено в будущее

Детство всегда обращено в будущее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021