МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЭБРУ-ТЕРАПИЯ , КАК МЕТОД АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ "

  • docx
  • 03.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методическая разработка Эбру терапия.docx

Пояснительная записка

С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности психологической адаптации вследствие хронических соматических заболеваний. 

Среди психосоматических заболеваний у детей наиболее распространены аллергические заболевания  – бронхиальная астма и атопический дерматит.  Аллергические заболевания, как и другие хронические заболевания, негативно влияют на развитие личности ребенка. Как ограничения в развитии ребенка, выделяют нарушение физической, эмоциональной сферы, а также нарушение адаптации  к условиям социальной  среды.

Как подчёркивают исследования Ю.Ф.Антропова, Ю.С.Шевченко, у детей с аллергопатологией наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфантилизм, пассивность либо чрезмерная активность, плохая концентрация внимания, низкий коммуникативный статус. Такие дети чаще всего имеют истощенную нервную систему, они  стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению. Эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

        Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру – терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни семье, в детском саду

Методика позволяет детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции, расслабиться и получить много положительных эмоций. Эбру–терапия также позволяет  работать со страхами, тревожностью,  замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять  напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания), происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

 

 Актуальность обозначенной проблемы побудила  к созданию методической разработки «Танцующие краски» - с использованием   эбру (рисования на воде),  как метода  арт – терапии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями личностного развития, аллергопатологией и бронхолегочной патологией. 

Эбру  рисование  проходило   в группах оздоровительной направленности детей с аллергопатологией .

 Упражнения разработаны для работы в малых подгруппах или индивидуально с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проходили 1 раз в неделю по 20 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Цель:  Сохранения и укрепления и улучшение психологического здоровья детей дошкольного возраста с аллергопатологией и бронхолегочной патологией;

 

Задачи:

·        Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста с аллергопатологией и бронхолегочной патологией;

·        Снятие психоэмоционального напряжения, блоков, внутренних зажимов,  отреагирование собственных чувств и    переживаний в процессе творчества.

·        Дать детям возможность обратиться к невысказанным желаниям, фантазиям , проработать  мысли  и эмоции, которые  подавляются в повседневной жизни.

·        Дать детям возможность на символическом уровне  экспериментировать с  разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме.

·        Развитие социально -  коммуникативных  навыков  поведения, навыков общения и эффективного взаимодействия,

·        Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни, к детскому саду.

·        Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений;

·        Коррекция отклонений и нарушений личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции.

·        Формирование и поддержка их положительной самооценки,  повышения уверенности в  собственных возможностях и способностях; 

·        Развитие чувства внутреннего контроля.

·        Развитие навыков рефлексии детей дошкольного возраста;

Методическая разработка основана на следующих принципах:

·        Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребёнка, веры в его положительный результат.

·        Принцип опоры на  положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности.

·        Принцип добровольного участия.

·        Принцип активности всех участников и творческой позиции.

·        Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

·        Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.

·        Принцип постоянной обратной связи.  Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждается, проводится обязательная рефлексия.

 Методические рекомендации:

Материалы:

1.     Прямоугольный лоток

2.     Порошок для сгущения воды на основе растения

3.     Краски для эбру рисования

4.      Кисти из щетины

5.     Палочки для рисовании

6.     Гребни

7.     Бумага

Технология эбру – рисования:

1.     Техника создания эбру начинается с подготовки «холста» - воды для рисования. В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор на природной основе, который сгущает воду.

2.     С помощью Веерной щетинной кисти  берутся краски  по выбору ребенка( также природного происхождения) и аккуратно стряхиваются  с кисточки на поверхность воды. Или с помощью палочки ребенок наносит капли точечно, чуть дотрагиваясь воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, принимают причудливые формы, меняют очертания. Капли могут наносится слоями одна на другую.

    

3.     Затем ребенок начинает осторожно водить по воде палочкой, превращая  бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки, и сами собой  переплетаться

в замысловатые узоры. Этот процесс носит медитативный

        характер в движении. Процесс  завораживает и можно смотреть на него

       бесконечно.  И у ребенка остается  ощущение волшебства.

4.     Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги, она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды.  

Лист снимают через несколько секунд, уже с узором.

          И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски    полностью переносятся на

     бумагу, а вода в поддоне при этом  становится абсолютно чистой.

 

 Занятия и упражнения  по знакомству детей с методом рисования на воде носят игровой характер и включают элементы изотерапии, игровой терапии, сказкотерапии,  музыкальной терапии. Они  способствуют умению сотрудничать друг с другом, успешной социализации, развитию эмоционального состояния, коммуникативных навыков, повышению уверенности в себе, развитию психических процессов.

      Темы занятий  подбираются таким образом, чтобы создавать необходимые условия для решения общих и индивидуальных и  профилактических задач.

         Во время рисования ребёнок способен прорисовать собственные переживания, являющиеся источником напряжения.

Особое удовольствие доставляет детям коллективная работа – общие картины, композиции. В процессе выполнения задания создаются условия для развития у детей умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения.  Находясь в творческом пространстве, ребёнок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах.

 

 Структура занятий:

 Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.     Организационный этап: создание эмоционального настроя в группе. Приветствие  (позволяет настроить ребят на работу в группе  или вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребят, погружают в тематику занятия);

2.     Мотивационный этап: сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме

3.     Практический этап

Подача новой информации на основе игр и упражнений;  задания на развитие эмоционально-личностной сфер; отработка полученных навыков на практике. реализация  эбру  - методики  и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

4.     Рефлексивный этап

Обобщение полученных знаний; подведение итогов занятия.

 (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

5.     Ритуал прощания.

 

Конспекты  занятий с элементами эбру – терапии.

Вот она какая, осень  золотая (настроение в музыке)

«Радость – грусть»

1.      

Цель занятия (НОД) с элементами эбру – терапии:

Профилактика психологического неблагополучия.

Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.     Способствовать снятию эмоционального напряжения.

2.     Развивать умение распознавать эмоциональные состояния /радость-грусть/.

3.     Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения

4.     Гармонизация осознания имени.

5.     Развивать уверенность в себе, способствовать укреплению положительной самооценки

6.     Стимулировать развитие мышления, речи, двигательной координации, зрения.

7.     Активизировать воображение, тактильное восприятие.

(НОД)

1.     Упражнение «Ласковое имя» - ребенок поворачивается к своему соседу, смотрит и называет его ласковым именем. Дети «по - цепочке» называют друг друга ласково.

Дети сидят на коврике полукругом.

Взрослый: Во время наших встреч мы говорим о наших чувствах и настроениях. Сегодня тоже поговорим о чувствах, а о каких вы догадаетесь сами  (выставляются картинки с изображением чувств - радость, грусть).

Дети называют чувства.

Упражнение «Передай чувство»

Первый ребенок поворачивается к соседу, передает с помощью мимики заданное чувство и так по очереди пока все не покажут чувство. А какие чувства у вас вызывают эти картины? (осенние пейзажи с разными настроениями)

Упражнение «Продолжи» (я грущу, когда…, я радуюсь, когда…)

Взрослый: Мне  немного грустно, когда я вижу, что листочки с деревьев опали. Мне грустно, так как  это напоминает о том, что лето закончилось и скоро наступят холода. Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести и много радости. Давайте поиграем с ними!

Игра «Листопад».

Взрослый подкидывает листочки. Дети ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья. Затем сами подкидывают их и ловят. Игра продолжается 2-3 раза.

Взрослый: А еще можно нарисовать осенние листья. Предлагаю нарисовать осенний ковер и, когда нам будет грустно, мы сможем посмотреть на нашу картину, улыбнуться!

Рисование  «Осенний ковер».

Взрослый демонстрирует технику создания изображения в технике эбру:  На поверхность воды разбрызгиваются цвета подходящие под цвет лужиц, осеннего неба (по выбору ребенка). Затем точечно наносятся капли цвета осенней листвы и с помощью палочки превратить каплю в лист. Процедура повторяется до достижения  необходимого результата  (м.б. это будет только один лист). Рисунку можно придумать название. Количество создаваемых «рисунков» зависит от желания отдельного ребенка.

Сначала дети выполняют работу индивидуально, каждый на своем листочке, затем все рисунки соединяются в одну работу «Осенний ковер».

Итог занятия (НОД)

Дети выбирают место для своей картины. Затем все картины соединяются в одну. Дети рассматривают получившуюся работу, обмениваются впечатлениями.

Педагог: Понравилось вам или нет рисовать на воде?

Что именно понравилось?

Как мы назовем свою картину?

Ритуал конца занятия (НОД)

Собравшись на ковре.

Упражнение «Передай улыбку» - дети «по - цепочке» поворачиваются, улыбаются друг другу и передают улыбку.

Педагог: На этом наша встреча подошла к концу, до скорой встречи с вами.

 

 

 

Конспект занятия с элементами эбру – терапии.  Встреча с собой. 

"Моё настроение".

Задачи:
1. Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства
2. Развитие фантазии, воображения
3. Развитие уверенного поведения
4. Снятия напряжения.

5. Обучать работе в технике эбру.


Ход занятия:
Ритуал приветствия:
Педагог: "Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу справа - улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева - улыбнитесь ему.

Проводится беседа "Настроение по цвету"
Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле, о своем здоровье,  необходимо научится радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, музыка, что ещё?
Ответы детей."
Взрослый: -"А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе цвет, соответствующий вашему настроению."
- Представили?
-Теперь давайте попробуем изобразить свое настроение.
Основная часть.

Упражнение "Волшебный круг"
Взрослый: -" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии? ( Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы имеющие форму круга.)
Ответы детей.
Педагог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? В нем нет острых углов, он напоминает собой  Солнце - символ жизни, удачи и счастья. с древних времен люди, изображая круг, наделяли его особой силой."
И сейчас мы с вами это проверим - создадим свой волшебный круг.
"Я предлагаю вам взять  краски которые вам  нравятся и нанесите свое настроение (цвет) на  круглую поверхность воды. Можно водить палочкой и соединить капли по вашему желанию, а можно нарисовать внутри круга рисунок, посвященный чему-то доброму, радостному."
Пока дети рисуют,  играет спокойная музыка.
Итог занятия (НОД)

Обсуждение рисунков:
- Почему решил (а) нарисовать именно это?
- Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом?

-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?
Ритуал конца занятия (НОД)

Педагог: -"Давайте потрем свои ладони одна о другую – чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделилесь частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой, волшебной силой, ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"

Конспект занятия с элементами эбру - терапии " Цветной мир ".

Цель: способствовать снижению психоэмоционального напряжения, импульсивности.

Задачи:

1.     Способствовать сплочению группы

2.     Продолжить учить воспитанников использовать «добрые слова»

3.     Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать)

4.     Развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь)

5.     Развивать зрительно-моторную координацию, зрительно - пространственную ориентацию.

6.     Развивать элементарные навыки самооценки

7.     Развивать фантазию и воображение.

8.     Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

9.     Обучать работе в технике эбру.

Материалы и оборудование: видеозапись «Черно – белый мир», видеозапись «Цветной мир»,

1. Ритуал приветствия: Игра «Приветствие»  под музыкальное сопровождение.

II. Основная часть:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся в волшебную страну и станем настоящими волшебниками. Для этого нужно произнести слова: Раз, два, три повернись, в волшебной стране окажись.

- Я хочу рассказать вам сказку. Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой. Однажды, путешествуя по миру, она повстречала грустных, мрачных, невеселых людей (видеозапись «Черно – белый мир»). У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Захотела Фея помочь несчастным. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся черно-белая. Есть только черный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. Тогда Фея решила показать, насколько разноцветным, красочным, может быть мир. Поможем Фее? Посмотрите, Фея принесла нам краски и воду, но не дала бумагу. Попробуем порисовать. Ничего не выходит. Краски смешиваются. Что же нам делать?

Ответы детей:

- Может быть, нужно говорить добрые слова, чтобы получилось нарисовать на воде?

Дети проговаривают добрые слова:

- Саша, у тебя красивое платье!

- Спасибо! Соня ты очень добрая!

- Спасибо! и т.д.

Педагог:

- Ребята давайте проверим, что произошло с водой (краски ложатся на поверхность воды, не смешиваясь). За дело! Берем краски, волшебные палочки и начинаем работу (Рисование в технике Эбру).

Так у нас получилось красочное творение. (главный терапевтический эффект уже произошел, в процессе создания цветной страны).

-Но как же нам отправить эту прекрасную картину Фее? Как сделать так, чтобы черно – белая страна стала цветной? А вот как. Посмотрите. У нас над головой плывут белые облака. Мы отпечатаем рисунок на облако, а попутный ветер донесет письмо адресату. Пойдет цветной дождь и окрасит все вокруг в разные яркие цвета.

Опускаем бумагу – облако на поверхность листа, считаем до 10  и поднимаем. Готово! (Рассматриваем готовые работы)

Подуем на облако, чтобы оно обязательно нашло адресата.

Ритуал конца занятия:

- Ребята, какие вы молодцы! Благодаря вашим добрым словам, Фее, краскам и облаку мы смогли помочь грустным людям в черно-белой стране.

Приходит электронное письмо (видеозапись «Цветной мир»):

- Посмотрите, как обрадовались наши друзья (видеозапись «Цветной мир»).

- Что понравилось на занятии?

- Что было трудным?

Какой мир вам понравился больше всего?

Игра «Тепло рук и сердец».

 

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

2.     Конспект  занятия по знакомству с элементами  эбру - терапии  «Танцующие краски».

Задачи:

-  Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства

- Развитие фантазии, воображения

- Развитие уверенного поведения

- Снятие напряжения.

Ритуал приветствия:

 

-Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой; по кругу называются имена детей);

-Доброе утро, солнышко (все поднимают и опускают руки);

-Доброе утро, небо (все поднимают и опускают руки);

-Доброе утро, нам всем (разводят руки в стороны);

Основная часть:

Педагог: - "Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга? Покажите, как вы рады встречи с друзьями, давайте позовем друг друга  ласково.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Педагог включает музыку: - «Какая это музыка?».

А можно сказать что это музыка волшебная?

А что можно делать под музыку?

А какие еще волшебные предметы вы знаете?

Педагог: - "А мне волшебник подарил волшебные краски, и они умеют танцевать. Хотите я покажу их вам?".

Основная часть.

Педагог демонстрирует детям основу техники эбру, и попутно знакомить детей с историей Эбру.

Эбру — это искусство Востока. Каждая картина уникальна и неповторима. На воде создаются неповторимые шедевры. Эбру, как и все Восточное, ценно не конечным результатом, а процессом. Вы можете рисовать до тех пор, пока у Вас есть желание. Вам не обязательно знать, что Вы хотите нарисовать, картина будет великолепной даже если Вы прерветесь на половине замысла. Вы просто перенесете все на бумагу и сможете наслаждаться.

 В Эбру самое ценное - это не сама картина, которую Вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить. Тут всегда присутствует элемент непредсказуемости, полет воображения.

«А как вы думаете, что можно нарисовать такими красками?» 

- «А волшебство можно нарисовать? А какими цветами? А музыку? 

- «Ну,  вот наш рисунок готов. Теперь, чтобы перенести его на бумагу нужно сказать волшебные слова. Ой, я забыла их! Кто ни будь знает волшебные слова? 

Давайте скажем их хором…»

- «Смотрите  какое чудо у нас получилось. Кто ни будь хочет тоже попробовать?

Желающие начинают рисовать. Педагог следит за работой, не навязчиво давая советы. Помогая снять рисунок по мере готовности.

Пока дети рисуют, играет спокойная музыка.

Итог занятия:

- Чем вам понравилось наше занятие?

- Какие чувства вы испытывали при рисовании?

- Получилось ли у вас воплотить свой замысел в рисунок? Довольны ли вы результатом?

- Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?

- Что бы вы хотели нарисовать в следующий раз?

Педагог: «Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, мы стали немножко волшебниками. Мы научились рисовать чудо!

Давайте на прощание скажем волшебные слова.

Игра «Прощание»

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

5.Конспект НОД  с элементами эбру - терапии  «Золотая  рыбка

 или куда уходят мечты»

Задачи:

Продолжать формировать у детей умения рисовать предмет из целого круга. Закреплять навыки рисования в технике эбру.

3) Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик. Формировать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. Развивать интерес к обитателям моря («Социально-коммуникативное развитие»)

5) Развивать и обогащать двигательный опыт детей. Развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ритуал приветствия:

Игра "Повтори движение"

Дети стоят в кругу, психолог предлагает перед путешествием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пойдут только все вместе. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.

Организационный момент.

Педагог: Ребята, предлагаю сегодня отправиться в интересное путешествие. Но для того, чтобы узнать, куда мы совершим путешествие, вам нужно отгадать загадку.

Здесь - куда не кинем взор - Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной, белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать? (Море)

Педагог: Вы слышите, море приглашает нас в гости? (звучит шум моря)

Море, это целый мир со своими законами и обитателями.

А кто живет в воде? В глубинах морей и океанов живут множество рыб, животных и растений. Есть среди них и красивые и ужасные, огромные и очень маленькие, а есть и очень опасные. А про какую волшебную рыбку говорится в загадке?

Не хожу и не летаю, а попробуй догони!

Я бываю золотая, ну-ка в сказку загляни! (Золотая рыбка)

А почему Золотая рыбка – волшебная?

Давайте нарисуем свою Золотую рыбку и загадаем ей самое заветное желание!

(Рассматривание Золотой рыбки, части тела, форма, цвет)

Метод показа образца и приемов рисования.

Какую возьмем краску для фона - воды? (синюю, белую, голубую). Разбрызгиваем краску эбру веерной кисточкой. Рисуем камни – маленькие круги. Каким цветом будут водоросли? (зеленые). «Строим» башенку из зеленых кругов. Проводим палочкой  слева - направо, соединяем общей линией – ведем ее сверху вниз. Так рисуем несколько веточек водорослей. Приступаем к рыбке. «Ставим» желтый круг - туловище, рядом с левой или с правой стороны круг поменьше - хвост. Формируем плавники на туловище: ведём палочку  сверху и снизу к центру, но не доводя её до противоположного края. На круге поменьше формируем хвостик, проводя шпажкой через середину к туловищу, и тоже не доводя шпажку до противоположного края. И ставим маленькую точку – глазик. Последний штрих – небольшие белые круги – пузырьки. А теперь попробуйте вы ребята.

Педагог: У нас с вами получилось настоящее подводное царство, осталось только загадать свое самое заветное желание.

(можно – для себя, для семьи, для члена семьи, для группы, и т.д. )

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Итог занятия:

Воспитатель с детьми рассматривают работы.

Педагог: Ребята у вас получились замечательные работы, и это значит, в морском царстве состоится выставка ваших рисунков.

Ритуал прощания:

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Конспект НОД  с элементами  эбру - терапии «Аленький цветочек»

Цель: развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник

рисования

Задачи:    Продолжать прививать интерес  к  эбру - рисованию,    учить

приемам рисования на воде;

Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках. Учить рисованию

цветов в технике рисования на воде – эбру.  Развивать у детей творческое

воображение, фантазию, мышление;

воспитывать  самостоятельность, интерес к рисованию

Предварительная работа: чтение сказки Аксакова С.Т «Аленький цветочек»,

просмотр мультфильма и рассматривание иллюстраций по сказке

«Аленький цветочек»

Ритуал приветствия: В вашем детском саду тепло, уютно, светло и весело. Давайте встанем в круг, образуем веселое, круглое солнышко, у которого есть много, много лучиков.

Упражнение «Лучик» К солнышку потянулись Лучик взяли, К сердцу прижали И друг другу отдали (выполняется действия по тексту).

-А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Ход:

Организационный момент:

-Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы отгадайте:

Жил да был один купец

Уважаемый вдовец

Был он сказочно богат,

Но казне своей не рад.

Он в казне не видел прока,

Если сердце одиноко.

Торговался всѐ ж до ночи

Ради трѐх красавиц дочек.

-А как вы думаете, из какой сказки был отрывок?

Давайте посмотрим. Воспитатель показывает иллюстрации из сказки «Аленький цветочек».

В это время звонит телефон  - Давайте посмотрим видеосообщение.

«Дорогие ребята! Здравствуйте, я Настенька из сказки «Аленький цветочек».

Жили мы счастливо. Приходила к нам в гости злая колдунья, превратившись

в красну девицу, украла у нашего цветка красивый алый цвет и спрятала в

волшебный сундук. С тех пор цветочек стал терять свою красоту. С каждым

днем становится всѐ тусклее и мрачнее. Волшебный сундучок я открыть не смогла.

 Помогите мне, пожалуйста, ребята!» - Давайте, поможем! А волшебный сундучок

 открыть не просто. Для того чтобы открыть сундук, нам нужно ответить на

 вопросы: загадку:

Игра «Отвечай-ка»

Дети садятся полукругом на стульчики (за правильный ответ дается части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и сундук открывается).

·         Кто главные герои сказки?

·         Какой был купец?

·         Что заказала старшая дочь?

·         А что средняя?

·         Что попросила у отца младшая?

·         Какая она была?

·         А каким было чудовище?

·         Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?

·         Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?

·         Она жалела чудовище?

·         Зачем она вернулась домой?

·         О чем просило ее чудовище?

·         Что сделали сестры?

·         Какие они были?

·         Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?

·         А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?

·         Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?

·         Жалко вам чудовище?

·         Что произошло потом?

·         Это волшебная сказка? Почему?

·         Как заканчиваются все волшебные сказки?

Мы справились с заданием и цветок собрали. Думаю что, теперь волшебный

сундучок откроется.  (Открывают сундучок, а там лежит красная краска).

 -Ребята, вот и мы нашли алый цвет. Это не простая краска,

а волшебная. Этой краской рисуют на воде. Название этой техники рисования

«Эбру». Давайте все вместе повторим «Эбру». Такое рисование к нам пришло

из далекой Турции (показывает иллюстрацию Турции). Для этого нам нужна

специальная вода в лотке, шило, волшебные краски. Их ещѐ называют

«танцующими красками». Воспитатель показывает технику и приемы данного

вида рисования. Приглашает детей занять свои места и приступать к работе

– нарисовать свой аленький цветочек.

 Дети рисуют. По ходу воспитатель проводит индивидуальную помощь в виде

поощрений и рекомендаций. Готовые работы детей положат на высыхание.

 -Ребята, вот и мы нашли волшебную краску, открыли сундучок, для Настеньки.

Да ещѐ такие красивые цветочки нарисовали.

- Ребята, вам понравилось рисование на воде?

- Теперь каждый может загадать свое желание Аленькому цветочку.

Ритуал прощания:

Упражнение: «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

 

Конспект НОД  с элементами  эбру - терапии «Перо жар-птицы».

Легкость бытия.

Цель: развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник

рисования

Задачи:    Продолжать прививать интерес  к  эбру - рисованию,    учить

приемам рисования на воде; Развивать умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу по мотивам хохломской росписи, способствуя развитию чувства формы, ритма, цветовое восприятие, творческое воображение используя технику рисования на  воде – эбру.

Развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Воспитывать

уважение к мнению другого ребенка.

Предшествующая работа: 

Чтение сказки  П.Ершова «Конек-горбунок»; просмотр мультфильма «Иван Царевич и Жар-птица», просмотр отрывков из балета «Жар-птица».

Ход:

Ритуал приветствия «Перышко»: Дети, стоят в кругу взявшись за руки.

 

-Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Аня, я рада тебя видеть». Теперь Аня бери у меня перышко, дотронься  им до своего соседа справа и скажи: «Вася, я рада тебя видеть» и так далее. (Дети садятся на стулья).

- Ребята, вот держу я в руках перышко и вспомнилась мне одна интересная сказка.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу птица,  которую он еще никогда не встречал, Жар - птица. Он и её угостил. Задела эта птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал  мужичок тем пером посуду расписывать. На всю округу разнеслась слава про умельца и его необыкновенном узоре на посуде. Прознал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать расписную посуду. Вам понравилась эта легенда? Мне тоже понравилась. А вы, хотите узнать, о каком виде росписи идет речь? Какой росписи мужичок – умелец  научил крестьян? (ответы детей.) Я хочу помочь вам справиться с этим непростым делом.  

Дети садятся на пол.

Д/игра «Составь картинку. Хохлома».

- Молодцы, вы быстро справились с заданием. Какие цвета, использовали мастера, расписывая посуду? (Желтый, красный, зеленый, черный). Какие основные элементы хохломской росписи? (Завиток, ягодка, цветок, листья, травка).

Физкультминутка.

Если б все на свете было                        (вращательные движения головой)

Одинакового цвета,                                

Вас бы это рассердило                             (наклоны головы вперед - назад)

Или радовало это?                                  

Видеть мир привыкли люди                    (руки на поясе, наклоны туловища влево -

Белым, желтым, синим, красным            вправо)

Пусть же все вокруг нас будет                 (прыжки на месте на левой, правой, двух

Удивительным и разным!                         ногах).

 - Молодцы! Присаживайтесь!

 Дети усаживаются за столы. На столах стоят материалы для рисования на воде.

- А как же выглядела Жар- птица, которая обронила перо? (ответы детей). Правильно, Жар-птица, эта сказочная птица, на голове у неё хохолок, красивые крылья и пышный расписной хвост.

Я уже начала рисовать Жар-птицу, но не успела её закончить. Видите, у неё не хватает, чего? (Красивого, пышного, хохломского хвоста) Помогите  мне дорисовать птицуи нарисовать ей красивые перья? Вы согласны? (Ответы детей).

Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь по мере необходимости.

По окончанию работы рассматриваем красивые перья.

- Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданиями. Выяснили, какой росписи научил мужик-умелец крестьян, и нарисовали, как выглядела Жар-птица и её красивое перо.

Я хочу прочесть одно стихотворение.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Ритуал прощания: Игра «Прощание»

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

Работа  с детьми  в технике эбру:

·        является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала;

·        помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает к природе и к себе;

·        позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;

·        позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;

·        создает положительный эмоциональный настрой в группе;

·        облегчает процесс коммуникации со сверстника­ми и  взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способ­ствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

·        позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

·        помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне эк­спериментировать с самыми разными чувства­ми, исследовать и выражать их в социально при­емлемой форме;

·        развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;

·        способствует творческому самовыражению, раз­витию воображения, эстетического опыта, практи­ческих навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

·        повышает адаптационные способности. Снижает утомле­ние, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

·        эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;

·        позволяет расслабиться. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

·        развивает чувства внутреннего контроля;

·        развивает цветовосприятие и восприятие форм;

·        развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;

·        развивает художественные способности и повышают самооценку;

 

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

Таким образом, арт – терапевтический метод  эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем.