Методическая разработка "Эффективные формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе"
Оценка 5

Методическая разработка "Эффективные формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе"

Оценка 5
docx
русская литература
9 кл—11 кл
25.02.2020
Методическая разработка "Эффективные формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе"
Эффективные формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе .docx

МБОУ лицей № 4 имени профессора Е.А. Котенко города Ейска

учитель русского языка и литературы Бондаренко Ирина Владимировна

 

 

Эффективные формы подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе

 

Подготовка к заданиям с развернутым ответом

 

Анализ эпического и драматического произведения

(задание 8)

  1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
  2. Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
  3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
  4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
  5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
  6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
  7. Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.

Анализ лирического произведения

(задание 15)

 

  1. Автор, заглавие;
  2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
  3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
  4. Сюжет, композиция, проблема.
  5. Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
  6. Лирический герой;
  7. Место автора в произведении;
  8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
  9. Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
  10. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); 

 

Сочинение-рассуждение

(задание 17)

 

 

1. Вступление:
вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
    - ответ на заданный по теме вопрос;
    - ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы     понимаете смысл названия…”);
    - факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
    -  ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть:
представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой (нужно показать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли).
    - тезис - положение, которое вы будете доказывать;
    - аргументы (не менее двух)
    - примеры из текста к каждому аргументу. 

3. Заключение:

подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

 

 

 

Все темы сочинений по разделам

 

Как этим пользоваться, как не запутаться. Нужно немного понять логику расположения заданий, в частности 8 и 9.

Давайте рассмотрим пример, чтоб у Вас не было проблем. 

Допустим, Вы прочитали произведение и хотите порешать тест и написать по нему сочинение. К примеру, это будет "Обломов" И.А. Гончарова. Находим произведение на странице, они расположены не хаотически,  а по дате создания. И видим, что есть 4 варианта по этому произведению. Задания 8, 9 и 17 соответствуют вариантам в том порядке, в каком они расположены: 

 


Описание: Задания части С по авторам ЕГЭ по литературе 

 

 

 

 

 

Д. И. Фонвизин, «Недоросль» 1781
Вариант 1 

Задания с развернутым ответом 
8.

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? 
9. 

В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина? 
17.1. 
•Смешон или трагичен финал комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"?  
•Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль")  
•Почему комедию Д. И. Фонвизина "Недоросль", обличающую крепостническую действительность, называют "комедией воспитания"? 
•В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)? 
•Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"?


А.С. Грибоедов «Горе от ума» 1824 год
Вариант 1 
Вариант 2 

Задания с развернутым ответом  
8. 
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». 
•Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы? 
9. 
•В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает то же тема и в чем они созвучны с пьесой Грибоедова "Горе от ума"? 
•В чем проявилось в комедии противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» и в каких произведениях русской литературы изображен конфликт поколений? 
17.1. 
•В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу? 
•Можно ли считать судьбу Чацкого трагической, и почему Грибоедов называет пьесу "Горе от ума" комедией? 
•Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: "Чацкие живут и не переводятся в обществе"? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".) 
•Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях?


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 1831
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом  
8. 
•Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте) 
•Почему автор "Евгения Онегина" стремится отобразить "низкую природу", жертвуя "высоким" слогом? 
9. 
•В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"? 
•В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами "Евгения Онегина"? 
17.1. 
•В чем смысл финала романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? 
•В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного первой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин": "И жить торопится и чувствовать спешит". (Князь Вяземский) 
•В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 
•Можно ли согласиться с утверждением, что в 8 главе романа «любовь Онегина Татьяна воспринимает как угрозу ее покою»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) 
•Как раскрывается тема личности и общества в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 
•С какой целью А.С. Пушкин сталкивает в эпиграфах к 7 главе романа «Евгений Онегин» такие разные отношения к Москве: «Москва, России дочь любима, / Где равную тебе сыскать?» (И. Дмитриев); «Как не любить родной Москвы?» (Е. Баратынский); «Гоненья на Москву! что значит видеть свет! / Где ж лучше? Где нас нет». (А Грибоедов)? 
•Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)? 
•Как можно объяснить смысл эпиграфа, предпосланного А.С. Пушкиным последней главе романа «Евгений Онегин»: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» (Байрон)? 
•В чем причина «хандры» Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?


А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1836
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Задания с развернутым ответом   
8. 
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным». 
•Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя? 
•Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?
9. 
•Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события? 
•В каких произведениях русской литературы звучит тема дуэли и что сближает эти произведения с "Капитанской дочкой" А. С. Пушкина? (при сопоставлении укажите произведения и авторов). 
•Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события? 
17.1. 
•Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? (По роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 
•В чем, по-вашему, смысл эпиграфа в первой главе романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду"?


 

 

Н. В. Гоголь «Ревизор» 1835
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы? 
•Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера? 

9. 
•В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. В. Гоголя "Ревизор"? 
•Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки? 
17.1. 
•В чем главная причина временного "воцарения" Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")  
•Кого можно считать положительным героем комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? 
•В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного комедии Н. В. Гоголя "Ревизор": "На зеракло неча пенять, коли рожа крива". (Народная пословица) 
•Что оказалось сдучайным, а что - закономерным в ситуации комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? 
•Что такое "хлестаковщина" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")?


Н.В. Гоголь «Мертвые души» 1841
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом  
8. 
•Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла? 
•Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию? 
9. 
•Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора "Мертвых душ"? 
•Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций. 
•В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»? 
17.1. 
•Почему Н. В. Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой? 
•С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)? 
•Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»? 
•Кого из персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души" можно считать положительным героем? 
•Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».) 
•Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»? 
•Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?  
•Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования? 
•Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?


Н.В. Гоголь «Шинель» 1842
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом  
8. 
•Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения? 
•Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой». 
9. 
•В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя? 
•Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5

Задания с развернутым ответом 
8. 
•В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?    
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин — не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».   
•отсутствует 
•Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению? 
•Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»? 
9. 
•В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа? 
•В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова "Герой нашего времени"? 
•Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»? 
•Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию? 
17.1. 
•С какой целью автор романа "Герой нашего времени" нарушил хронологический порядок его глав? 
•Как название романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" связано с его проблематикой? 
•Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")? 
•В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? 
•Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина? 
•Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)


А.Н. Островский, «Гроза» 1859
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3 
Вариант 4

Задания с развернутым ответом  
8. 
•С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях? 
•Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? 
•Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию. 
•Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
9. 
•В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»? 
•Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем? 
•Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари? 
•Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
17.2. 
•Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского "Гроза"? 
•Пьеса А. Н. Островского "Гроза" - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?  
•Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза")  
•Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского "Гроза"? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы? 
•Для чего Островский ввел в пьесу "Гроза" последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины? 
•Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа? 
•Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»). 


И.А. Гончаров, «Обломов» 1859
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Для чего включена в роман глава "Сон Обломова"?   
•В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?   
•Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал «обломовщину», но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».   
•В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу? 
9. 
•Что сближает с романом "Обломов" другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема "несостоявшейся любви"? (при сопоставлении укажите произведения и авторов) 
•Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?   
•Расскажите, что общего у Обломова с "лишними людьми" (Онегиным, Печориным...)?  
•Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность? 
17.2. 
•Как вы понимаете явление "обломовщины"? (По роману И. А. Гончарова "Обломов") 
•Как вы считаете, образ Обломова - образ статичный или динамический? (По одноименному роману А. И. Гончарова). 
•Особенности жанра и композиции романа "Обломов". 
•Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)? 
•Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)


И.С. Тургенев, «Отцы и дети» 1862
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П.П. Кирсанова изображена как нелепость (аргументируйте свою позицию)? 
•Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте?   
•Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самой идеей этой жизни».   
•Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста? 
•Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? 
•Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?
9. 
•В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"?   
•Что лежит в основе характера Базарова и какие герои русской классики близки к "базаровскому" типу личности?   
•Почему Тургенев заканчивает полемический роман словами о «великом спокойствии» и «вечном примирении» и как позицию автора «Отцов и детей» оценили современники автора?   
•Что сближает роман "Отцы и дети" с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка - дуэли?
•В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? 
•Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?


17.2. 
•Как название романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" связано с его проблематикой? 
•Можно ли утверждать, что победителем в конфликте "отцов и детей" стал Базаров? (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".) 
•Вспомните фрагмент романа И. Тургенева "Отцы и дети", начинающийся словами: "Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными..." (поездка в тарантасе в Марьино). Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении. 
•Почему в Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) 
•Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы "лишних людей" (по роману "Отцы и дети")? 
•Можно ли утверждать, что в романе «Отцы и дети» изображен конфликт разных поколений в семье?


Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» 1866
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?   
•Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа? 
•Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?   
•Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой — человек идеи...». 
•Зачем Ф. М. Достоевский так подробно описывает детей одного из героев в данном фрагменте текста?
9. 
•Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербург играет такую же роль?   
•В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?    
•Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа "Преступление и наказание", и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически? 
•Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?  
•В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе "Преступление и наказание"?
17.2. 
•В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределевший ее крах? (По роману Ф. М. Достоевского "Приступление и наказание")  
•Почему роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" называют романом-прозрением? 
•Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
•Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? В чем смысл названия романа? 
•Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно считать романом-трагедией?


Л.Н. Толстой, «Война и мир» 1869
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6

Задания с развернутым ответом 
8. 
•Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: "Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем "реальный" видимый Тушин"? 
•На какие два "полюса" можно разделить героев романа "Война и мир" и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"?
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...» 
•Какая тема, важная для понимания проблематики романа "Война и мир", получает развитие в данном фрагменте текста? 
•Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить "странное" поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде? 
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»
9. 
•В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской "мыслью народной"? 
•Объясните значение слов "война" и "мир" с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль. 
•Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений? 
•В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею? 
•В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого? 
•Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
17.2. 
•Как вы понимаете метафору "дубина народной войны" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"? 
•Является ли Николай Ростов авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")? 
•Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")  
•Является ли князь Андрей Болконский авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")? 
•Как название романа Л. Н. Толстого "Война и мир" связано с его проблематикой? 
•В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе "Война и мир"? 
•Как вы понимаетет термин "диалектика души"? (по роману Л. Толстого "Война и мир") 
•В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л.H. Толстого «Война и мир»)? 
•Является ли Платон Каратаев идеалом Л.H. Толстого (по роману «Война и мир»). Свое мнение обоснуйте.


М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869
Вариант 1

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Как соотносится данный фрагмент текста с основным конфликтом «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? 
•В чем своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?  
9. 
•С какими произведениями русской литературы темати¬чески перекликается сатирическая повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина? 
•Какие фольклорные традиции представлены в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина?  
17.2. 
Смешны или грустны финалы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина? 


М. Горький, «Старуха Изергиль» 1895
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом  
8.
•В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах М. Горького - "Старуха Изергиль и "Челкаш"? В чем их художественное своеобразие? 
•Какие черты характера героя позволяет раскрыть данный фрагмент текста? 
9. 
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) звучит тема гордыни, тщеславия и "превосходства, быть может, мнимого" и в чем эти произведения созвучны легенде о "сыне орла"?


М. Горький «На дне» 1902
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия? 
•Сформулируйте главную проблему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Малый мир, изображенный Горьким, есть как бы слепок с «большого мира», вне его находящегося». 
•Что привнес в жизнь Актера и других ночлежников странник Лука? 
•Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть? 
•Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?
9. 
•В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького "На дне"? 
•Укажите, в чем общность пьес М. Горького и А. Чехова ("На дне" и "Вишневый сад")? 
•Почему основной конфликт пьесы М. Горького «На дне» определяют как социально-философский и какие писатели обращались в своем творчестве к похожей проблематике? 
•В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников, продолжает Горький, создавая своих героев? 
•Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема? 
•Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?
17.3. 
•Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки? (По пьесе М. Горького "На дне")  
•Чем особенно отвратителен автору мир Костылевых? (По пьесе М. Горького "На дне") 
•Почему М. Горький считал свою пьесу "На дне" не трагедией, а драмой? 
•Можно ли счатать последнюю сцену драмы М. Горького "На дне" открытым финалом? 
•Сочувствие или презрение вызывают у автора пьесы обитатели ночлежки? (По драме М. Горького "На дне".) 
•Почему, несмотря на трагический финал пьесы «На дне», можно утверждать, что в ней торжествуют истинные ценности жизни? 
•В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина "Человек - вот правда"? (по пьесе М. Горького "На дне"). 
•В чем своеобразие конфликта пьесы М. Горького «На дне», который позволяет определять ее жанр как социально-философскую драму? 
•Сатин или Лука — главный герой пьесы М. Горького «На дне»? Свой ответ обоснуйте.


А.П. Чехов, «Ионыч» 1898
Вариант 1

Задания с развернутым ответом   
8. 
Почему изменился характер главного героя и кто, по-вашему, несет ответственность за его судьбу? 
9. 
Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)


И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско» 1915
Вариант 1

Задания с развернутым ответом 

8. 
Какая основная идея рассказа И. А. Бунина? 
9. 
В каких произведениях отечественной классики звучит тема "духовного омертвения" и что сближает их с рассказом "Господин из Сан-Франциско"? 
17.3. 
•Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"? 
•Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?  
•В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"? 
•Как соотносятся вечное и сиюминутное в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"? 
•"Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"? 
•Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи и измученные матросы) обречены на гибель? (по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).


М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита» 1940
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом  
8. 
•В финале романа "Мастер и Маргарита" о главном герое говорится, что он не "не заслужил света". А что "заслужил" Мастер? Почему? 
•Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча? 
9. 
•В чем своеобразие композиции романа "Мастер и Маргарита"? Какие еще писатели и для чего использовали похожую композицию для своих произведений? 
•В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М. А. Булгакова? 
17.3. 
•Какую, по-вашему, роль играют в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" понятия тьмы и света? •Можно ли согласиться с В.А. Агеносовым, что "в романе утверждается победа света над тьмой"?  
•Кто, с вашей точки зрения, является главным героем романа Мастера? Обоснуйте своё мнение. •Согласны ли вы, что роман Мастера - это роман о Понтии Пилате? Приведите доводы "за" и "против" этого утверждения. Приведите развернутые суждения в пользу своей позиции. 
•Попытайтесь раскрыть роль ершалаимских глав в идейно-художественном содержании романа "Мастер и Маргарита". Согласитесь ли вы с утверждением К. Симонова о том, что они представляют собой психологический роман внутри фантастического? 
•Почему именно Иван Бездомный переживает духовную эволюцию в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? 
•Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).


М. А. Шолохов, «Тихий Дон» 1940
Вариант 1
Вариант 2

Задания с развернутым ответом 
8. 
•Укажите, какой смысл заключен в названии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон".   
•В чем смысл соседства двух сцен - "сазаньего боя" и разговора по душам между отцом и сыном? 
9. 
•Какова главная функция описаний природы в романе "Тихий Дон"? Назовите русских писателей, у которых природа играет в произведении такую же роль.  
•В каких произведениях русской классики нашла свое отражение тема "отцов и детей" и в чем эти произведения перекликаются с шолоховским "Тихим Доном"?


М. А. Шолохов,  «Судьба человека» 1957
Вариант 1

Задания с развернутым ответом 

8. 
Что дает основание считать поступок героя "Судьбы человека" подвигом? 
9. 
В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с героем "Судьбы человека"? 
17.3. 
•В чем своеобразие решения темы героизма в «Судьбе человека М.А. Шолохова?  
•Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».  
•Почему М.А. Шолохов отказывается от героизации своего героя в рассказе «Судьба человека»? 


 

 

 

А.И. Солженицын, «Матренин Двор» 1959
Вариант 1

Задания с развернутым ответом 

8. 
•Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя? 
9. 
•Какова, по-вашему, основная идея рассказа Солженицына "Матренин двор" и какие произведения русской литературы имеют сходную тематику? 
7.3. 
•В чем, по-вашему, суть взаимоотношений человека и власти? (по рассказу А. И. Солженицы "Матренин двор").  
•Почему первоначально рассказ А.И. Солженицына "Матренин двор" назывался "Не стоит село без праведника"? 
•В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".) 
•Какова нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»?  
•Каким видится "маленький человек" русским писателям ХХ века (по произведениям А. Солженицына "Матренин двор",  "Один день Ивана Денисовича" и др.)?  
•Можно ли считать название повести А.И. Солженицына «Матрёнин двор» символичным? 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ лицей № 4 имени профессора

МБОУ лицей № 4 имени профессора

Сочинение-рассуждение (задание 17) 1

Сочинение-рассуждение (задание 17) 1

Все темы сочинений по разделам

Все темы сочинений по разделам

Д. И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

Д. И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

Что скрывается за фразой А.И.

Что скрывается за фразой А.И.

Пушкиным последней главе романа «Евгений

Пушкиным последней главе романа «Евгений

Н. В. Гоголь «Ревизор» 1835

Н. В. Гоголь «Ревизор» 1835

Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей

Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840

Почему события, раскрывающие «историю души»

Почему события, раскрывающие «историю души»

Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе

Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе

По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются

Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются

Петербург играет такую же роль? •В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?…

Петербург играет такую же роль? •В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?…

Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"? •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для

Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"? •Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для

Как название романа Л. Н. Толстого "Война и мир" связано с его проблематикой? •В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе "Война…

Как название романа Л. Н. Толстого "Война и мир" связано с его проблематикой? •В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе "Война…

М. Горький «На дне» 1902 Вариант 1

М. Горький «На дне» 1902 Вариант 1

Горького "На дне") •Почему

Горького "На дне") •Почему

Каким образом выражена авторская позиция в рассказе

Каким образом выражена авторская позиция в рассказе

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? •Как в прозе

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? •Как в прозе

А.И. Солженицын, «Матренин Двор» 1959

А.И. Солженицын, «Матренин Двор» 1959
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020