Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»
Оценка 4.8

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—11 кл
27.11.2019
Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»
Мещерова Ю.Н..docx

Мещерова Ю.Н.,

студентка 3 курса

Лесосибирского педагогического института –

филиала Сибирского федерального университета

 

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

 

Большинство школ сейчас обучаются по программе В. Я. Коровиной. В программу включены те произведения В.М.Шукшина, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы пробудить живой интерес к произведениям В.М. Шукшина.

В старших классах доминантой становится представление о духовно-нравственном развитии личности. Особое внимание уделено вечным темам: выбора пути, смысла жизни, смерти. Так к изучению в 10 классе рекомендуют рассказы на выбор: Шукшин «Космос, нервная система, шмат сала»  или рассказы В. Распутина.

Предлагаем разработку урока по рассказу В.М. Шукшина «Космос, нервная система, шмат сала»

Тема урока: «Образы старика и мальчика в рассказе В.М. Шукшина «Космос, нервная система, шмат сала»

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

1) познакомить обучающихся с рассказом В.М. Шукшина «Космос, нервная система, шмат сала», 2) охарактеризовать образ старика Наума Евстигнеевича и Юрки, определить их значение в рассказе, 3) формировать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь в тексте показать отношение автора, его позицию.

2. Развивающие:

1) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали; 2) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); 3) развивать речевую деятельность учащихся; 4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции детей.

3. Воспитательные:

1) расширять культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус; 2) способствовать формированию гуманистического мировоззрения; 3) воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей;  4) воспитывать интерес к предмету.

 

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из рассказов, где  В.Шукшин создает прекрасные образы старика и восьмиклассника. Рассказ написан в 1966 году. В обществе в 60-е 20 века происходят величайшие свершения в человеческой истории. В1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей, а именно человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным.

- Как называется рассказ?

-Какие ассоциации возникают:

·Космос?

(таинственное, загадочное, Гагарин, планеты, мечта, полет, инопланетяне)

·Нервная система?

(Человек; нервная система человека, мозг,  Павлов)

·Шмат сала?

(Приземленное, вещественное, необходимое, еда, Украина)

-   Ребята, что вы можете отметить в соединении этих слов? (Несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед нами всего одно предложение, но какая высокая степень концентрации образных средств, какая всеохватность мира)

-   Почему писатель поставил в один ряд эти несвязанные между собой понятия? (Учитель поставил перед ребятами проблемный вопрос, где ответом может быть само произведение)

                  I.                       Прогнозируем.

Учитель: Ребята, вы знаете название этого рассказа. Как вы думаете, о чем пойдет речь в нем? Запишите свой вариант сюжета. Вам поможет «Цепочка ключевых слов».

(Ребятам предлагается спрогнозировать самим  сюжет рассказа)

Цепочка ключевых слов: старик, похмелье, болеет, восьмиклассник Юрка, уроки, медицинский институт, скряга, бедность, беседуют у печки, космос, жить 120 лет, академик Павлов, нервная система, шмат сала, одному плохо.

- Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет. Время  10 минут.

-У каждого из вас получились разные сюжеты. Что их объединяет?

-Кто Юра и старик Наум на самом деле?

(Снова проблемный вопрос, который требует дальнейшего анализа образов старика и мальчика)

                II.                       Осмысление текста.

Путь разбора: «вслед за автором»

Учитель: Обратимся к тексту рассказа. Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста.

- Автор сразу же знакомит нас с одним из героев рассказа стариком Наумом Евстигнеевичем, который хворал вечной русской болезнью – похмельем. В рассказе читаем « Раз в месяц – с пенсии - Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку».

- Дальше читаем до первой остановки.

- Кто второй герой рассказа?

(Восьмиклассник  Юрка, квартирант Евстигнеича)

- Как Наум Евстигнеевич относится к Юрке?

 (Юрка мил и любопытен Евстигнеичу «слушать парнишку любит», т.е. ему интересна молодежь и ее идеи; это их сближает)

- Чем удивляет Наума Юрка?

(«Юрка удивляет его своими познаниями», своим желанием помогать людям, своим отношением к жизни)

- Почему Юрка не понимает, зачем старику пить, если выпивка ничего, кроме «отравления организма сивушным маслом» не даёт?

(«Молодой ишо рассуждать про это» - говорит Наум  Евстигнеич)

- Читаем второй смысловой отрывок.

- Какова отрицательная черта характера Наума Евстигнеича?

(Невероятная жадность «скряга отменный»)

- Каково отношение старика к своим родным детям? С чем это связано?

(«Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить!» - думает он и вылезает на свет белый. Это он о своих сыновьях и дочери. Он ненавидит их за то, что они уехали в город»)

-Ребята, давайте вернемся к вопросу о жадности старика. В связи с чем проявляется эта черта?

(Старик справно занимается хозяйством, т.к. ждет в гости своих детей, следовательно, можно предположить, что дед не жаден, а только соблюдает порядок в семье. Он не видит своей обязанностью содержание Юрки)

- Почему Юрка квартирует у Евстигнеевича?

(Живёт в соседней деревне, где нет десятилетки, хочет окончить её и поступить в медицинский институт, стать хирургом)

- Можно ли назвать жадным Юрку?

(Можно. Только у него особая жадность - жадность узнавать, открывать мир. В рассказе сталкиваются жадность в обычном смысле  и другая, особая жадность – жадность знаний)

Читаем третий смысловой отрывок.

- Почему старик любит поговорить?

   («Старику охота поговорить – все малость полегче». Старик любопытен, ему интересно то, что твориться в мире)

- Всё ли понятно Юрке в поведении старика?

(Нет, Юрка не понимает причины пьянства старика с пенсии, причины его жадности и его прагматичного отношения к жизни)

Читаем четвёртый  смысловой отрывок.

- В рассказе звучит микротема о сроках человеческой жизни. Нужно ли человеку долго жить?

(Наверно, это зависит от того, что человек поставит своей целью. Если она высока, как, например, у Юрки, то ему надо дольше жить. Ведь мечту свою осуществишь не сразу. Для этого требуются годы, а порою и вся жизнь. А если у человека цели мелочные, то он не торопится жить. Ему долгая жизнь ни к чему)

Читаем пятый  смысловой отрывок.

- О чём спорят герои?

(О Боге, о космосе, о кино, о долголетии, об академике Павлове, о смысле жизни)

Учитель: После спора о сроке жизни герои понимают, что они разные. Наум считает ненужными полеты в космос; Юрка восхищается, но при этом не знает, зачем надо лететь туда. Следовательно, границы интеллектуального развития совпадают у героев, они этим и похожи.

-Что Юрка говорит об исследованиях академика Павлова? Что исследует академик Павлов?

(Механизмы организма, а не состояние души)

-Что говорится о судьбе академика Павлова? Может ли повторить ее Юрка? (Да)

- Ради чего живёт Наум?

(Он живёт ради того чтобы иметь достаток в доме; ради своих детей)

- А Юрка?

(Хочет стать хирургом, спасать жизнь людям)

-Какие ценности выдвигаются на первый план у героев?

 (У старика - ценность рода, а у юры – накопления знаний, чтоб в дальнейшем помогать и спасать жизни людей)

- Какое отношение к героям у вас сложилось?

- А у автора какое отношение к ним?

- Как вы думаете, чем закончит автор свой рассказ. Прогнозируем конец рассказа. (Учащиеся предлагают свои варианты).

- Теперь прочитаем шукшинский текст. (Учитель вместе с ребятами читают конец рассказа)

III  Рефлексия.

- Как вы думаете, о чём этот рассказ, какие проблемы поднимает В.М.Шукшин в рассказе? (проблема самоопределения, проблема отцов и детей)

- Давайте вернёмся к словам, которые стоят в заглавии рассказа. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?

                   Космос

                   Нервная система

                   Шмат сала

Учитель: Действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни, автор незаметно подводит нас к осознанию философских проблем.

         Не случайно автор поставил рядом эти слова, потому, что они говорят о том, чем должен жить человек. Да, человек должен иметь высокую цель в жизни, свой «космос», верить в него, иначе его жизнь будет тусклой, лишенной смысла, но у него должно быть и то материальное («шмат сала» в данном случае), без которого трудно прожить. В конце концов, именно с помощью «шмата сала» старый и малый пришли к взаимопониманию.

         В этом забавном поучительном рассказе пробивается шукшинская боль за то, что нет в нашей жизни ещё гармонии. И не случайно человек («нервная система») помещён в середину названия. Человек находится в постоянном положении выбора. В какую сторону он отклонится? Что перевесит в нем?

         Вот эти вопросы и тревожат Василия Макаровича Шукшина.

Далее следует этап оценивания работы учащихся и организация домашнего задания.

 

 

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина в 10 классе (на примере рассказа «Космос, нервная система, шмат сала»

Уроки по изучению рассказов В.М. Шукшина  в 10 классе (на примере рассказа  «Космос, нервная система, шмат сала»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2019