Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Красногорский филиал
Специальность 31.02.01 Лабораторная диагностика
Цикловая методическая комиссия
«Общепрофессиональных дисциплин»
Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»
2 курс, 3 семестр
Методическая разработка
практического занятия
Физиология дыхания
Составила: преподаватель – Ильяшенко Ю.И.
2020 год
Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика
Разработчик: преподаватель – Ильяшенко Юлия Ивановна
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» , Красногорский филиал
Рассмотрена и утверждена на Согласовано
заседании ЦМК Заместитель директора по
Общепрофессиональных учебной работе
«_____» ____________2020 год «_____» ____________2020 год
Протокол №________________ Председатель ЦМК:________ Шабарова М.Н.
«____»______________2020 г.
Методическая разработка практического занятия для студентов 2 курса по специальности 31.02.01 «Лабораторная диагностика», базовый уровень образования, разработана на основе рабочей программы дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Тема «Физиология дыхания» предусматривает одно лекционное занятие и два практических занятия.
Пояснительная записка
Цель методического
пособия помочь преподавателю выработать чёткость в изложении материала,
организовать учебную деятельность.
Методическая разработка включает в себя
материал, необходимый для проведения практического занятия по теме: «Физиология
дыхания».
Предлагаемое практическое занятие закрепляет
теоретическое, позволяет детально и углубленно оценить единство структуры и
функции.
Учебно-методический план занятия
Предмет: Анатомия и физиология человека
Тема: Физиология дыхания
Тип занятия: практическое
Цель: Обобщить и закрепить знания по данной теме изученные на предыдущих
занятиях.
Задачи:
Образовательная:
Сформировать представление о этапах процесса
дыхания, механизме дыхательных движений, составе вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха.
Развивающая:
Продолжать развивать у студентов
интеллектуальные способности, умение рассчитывать парциальное давления воздуха.
Воспитательная:
Воспитывать умения работать самостоятельно и в
подгруппах, аккуратность и точность в оформлении альбома.
^ Методы обучения: Информационно-развивающий,
репродуктивный
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: Биология, физика, химия
Обеспечиваемые: Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи,
Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи, гигиена и
экология человека, сестринское дело во фтизиатрии, пропедевтика клинических
дисциплин, синдромная патология, дифференциальная диагностика с курсом
фармакотерапии, клиническая фармакология.
Внутрипредметные связи: Темы:
Опорно- двигательная система, Сердечнососудистая система, система крови,
нервная система.
Дидактическое пространство:
1. Таблицы: Регуляция дыхания, лёгкие
2. Спирометр.
3. Технические средства обучения: ноутбук,
проектор, экран, электронная презентация.
Время и место проведения занятия:
90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека.
Рекомендуемая литература:
Н.И. Федюкевич, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и
физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К
ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТА.
ТЕМА: Физиология
дыхания
ЦЕЛЬ: Обобщить и закрепить знания по данной теме изученные на предыдущих
знаниях. Знать механизмы вдоха, выдоха, обмен кислорода и углекислого газа в
лёгких, транспорта этих газов кровью, лёгочные объёмы и емкости лёгких,
дыхательный цикл, минутный объём дыхания.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
1.
Таблицы, спирометр, сантиметровые ленты, ноутбук, проектор, экран, электронная
презентация.
2.
Раздаточный материал: методические рекомендации для самостоятельной работы
студентов, карточки, тесты.
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 90 минут.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет анатомии и физиологии человека.
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.
Методические рекомендации для преподавателя
Проверить оснащенность кабинета спирометрами,
стерильными мундштуками к ним, сантиметровыми лентами, секундомерами,
необходимыми плакатами, схемами, учебниками, учебными пособиями, а также
наличие у студентов альбомов для записей и зарисовок.
Осуществить контроль исходного уровня знаний
студентов путем
фронтального опроса, решения тестовых заданий,
морфофункциональных и ситуационных задач и т.д.
Дать характеристику сущности дыхания,
заключающейся в постоянном обновлении газового состава крови, и его значения,
заключающегося в поддержании оптимального уровня
окислительно-восстановительных процессов в организме.
Выделить 3 этапа в структуре акта дыхания
человека:
1) внешнее, или легочное, дыхание (обмен газов
между атмосферным и альвеолярным воздухом и газообмен между кровью легочных
капилляров и альвеолярным воздухом);
2) транспорт газов кровью;
3) внутреннее, или тканевое, дыхание (обмен
газов между кровью и тканями и клеточное дыхание: потребление кислорода и
выделение углекислого газа).
На соответствующем плакате объяснить механизмы
вдоха и выдоха, подчеркнув, что вдох (инспирация) осуществляется вследствие,
увеличения объема грудной клетки и дыхательной поверхности легких при
одновременном понижении в них давления на 2-4 мм рт.ст. ниже атмосферного, а
выдох (экспирация), наоборот, - вследствие уменьшения объема грудной клетки и
дыхательной поверхности легких при одновременном повышении в них давления на
3-4 мм рт.ст. выше атмосферного. Затем на плакате "Схема газообмена в
легких" продемонстрировать механизмы обмена кислорода и углекислого газа
в легких и транспорта этих газов кровью. Обратить внимание на слои, через
которые диффундируют дыхательные газы в ходе легочного газообмена (тонкая
пленка фосфолипида - сурфактант, однослойный плоский альвеолярный эпителий,
интерстициальная соединительная ткань, эндотелий капилляров, слой плазмы).
Касаясь механизма транспорта дыхательных газов, подчеркнуть, что доставка
кислорода от легких к тканям осуществляется в основном за счет химической связи
его с гемоглобином эритроцитов (оксигемоглобина), а транспорт углекислого газа
от тканей к легким - в физически растворенном виде (2.5-3 мл СО2 в
100 мл крови) и в виде карбгемоглобина, угольной кислоты и бикарбонатов натрия
и калия (48-51 мл СО2 в 100 мл крови). При этом две трети СО2 находятся
в плазме и одна треть - в эритроцитах. Показать важную роль в механизме транспорта
углекислого газа фермента карбоангидразы эритроцитов.
Далее продемонстрировать спирограмму с четырьмя
легочными объемами (дыхательный, резервные объемы вдоха, выдоха, остаточный
объем) и четырьмя емкостями легких (жизненная емкость, общая емкость легких,
резервная емкость вдоха, функциональная остаточная емкость). После этого
ознакомить студентов с дыхательным циклом (вдох, выдох, пауза), минутным
объемом дыхания (в покое 6-8 л/мин, при тяжелой мышечной работе - 120-150
л/мин), анатомическим мертвым пространством воздухоносных путей (140-150 мл).
На плакате "Регуляция дыхания"
показать механизмы гуморальной регуляции дыхания (избытком СО2 на
деятельность дыхательного центра продолговатого мозга - опыты Л.Фредерика и
Дж.Холдена) и рефлекторной регуляции постоянными и непостоянными рефлекторными
влияниями в результате раздражения различных рецепторов (механорецепторов альвеол,
корня легкого и плевры, хеморецепторов сонных синусов, проприорецепторов
дыхательных мышц и др.) - Затем рассказать об особенностях дыхания при
пониженном и повышенном атмосферном давлении и возможных негативных
последствиях (высотной, или горной, болезни и водолазной, или кессонной,
болезни).
Дать задание для самостоятельной работы
студентов и на самоконтроль (самопроверку).
4.
Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям,
морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя).
5.
Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной
цели и задание на дом.
Приложение 3.
Методические рекомендации для самостоятельной
работы студентов
Задание 1.
1. Используя плакаты, учебники Анатомия и
физиология человека, Н.И. Федюкевич, И.К. Гайнутдинов. Стр. 249 - 255 Анатомия
и физиология человека, Н.И. Федюкевич стр. 224-229. "Лекции по анатомии и
физиологии..." изучите схему основных этапов акта дыхания: внешнее
(легочное) дыхание, транспорт газов кровью, внутреннее (тканевое) дыхание.
Уясните, что внешнее (легочное) дыхание в первую очередь обеспечивает
поступление в организм кислорода. Во время вдоха воздух через дыхательные пути
доходит до альвеол, где вступает в тесный контакт с кровью легочных капилляров.
В альвеолах кислород от крови отделяет только альвеолярно-капиллярная мембрана
толщиной около 1 мкм, поэтому он легко преодолевает эту преграду и соединяется
с гемоглобином эритроцитов. Параллельно с насыщением крови кислородом в легких
происходит переход углекислого газа, конечного продукта метаболизма, через
альвеолярно-капиллярную мембрану из крови в просвет альвеол. Из альвеол через
дыхательные пути углекислый газ во время выдоха выводится из организма наружу.
Во время второго этапа акта дыхания насыщенный кислородом гемоглобин
(оксигемоглобин) эритроцитами доставляется к тканям, а углекислый газ в виде
различных непрочного соединений (карбгемоглобин, угольная кислота, бикарбонаты
натрия калия) кровью от тканей переносится к легким. Во время третьего этапа
акта дыхания происходит обмен указанных газов между кровью и тканями,
потребление кислорода и выделение углекислого газа.
Затем рассмотрите механизмы вдоха и выдоха на
рисунках 1, 2.
Рисунок 1.Механизм вдоха и выдоха.
Рисунок 2. Механизм вдоха и выдоха.
Обратите внимание на положение грудной клетки,
диафрагмы и изменение давления в легких при вдохе (на 2 мм рт.ст. ниже
атмосферного давления) и выдохе (на 3-4 мм рт.ст. выше атмосферного давления).
Для понимания механизма изменения объема легких при дыхании ознакомьтесь с
описанием модели Ф. Дондерса демонстрирующей роль внутриплеврального давления
и изменения размеров грудной клетки при вдохе и выдохе, и зарисуйте ее в
альбомы.
Рисунок 3. Модель Ф. Дондерса
Модель Ф. Дондерса - это устройство для
демонстрации роли внутриплеврального давления в дыхательном акте,
представляющее собой препарат легких с трахеей, заключенный в прозрачную
камеру; при уменьшении давления в камере относительно давления в легких
происходит «вдох», при увеличении - «выдох».
Существует т.н. бескровный вариант модели
Дондерса для демонстрации работы легких. Сделать который попробуйте Вы сами.
Что нужно?
Пластиковая бутылка
Резиновая перчатка
Воздушный шарик
Ножницы
Что делать:
Отрезаем от пластиковой бутылки верхнюю часть
(дно выбрасываем). Высота отрезанной части должна быть около 10 (десять)
сантиметров.
Пропускаем через горлышко воздушный шарик и,
выворачивая его, надеваем на горлышко бутылки (смотрите рисунок). Снизу на
бутылку натягиваем резиновую перчатку.
Теперь перчатка играет роль диафрагмы, шарик -
это легкое, а сама бутылка - это герметичная плевральная полость.
Собственно демонстрация: потянем за перчатку
вниз, и шарик немного надуется. Это был вдох. Отпустим перчатку обратно - это
выдох.
Модель хорошо показывает, что вдох - это
пассивный процесс. Работой мышц мы создаем в плевральной полости пониженное
давление, благодаря этому легкие расправляются и в них засасывается воздух.
Рисунок 4.
1.
По рисункам «Схема газообмена в легких», изучите и уясните закономерности
перехода дыхательных газов из окружающей среды в жидкости и ткани организма и
обратно (согласно закону диффузии в результате разницы парциального давления).
Пониженное парциальное давление кислорода в тканях организма (0-20 мм рт.ст.)
по сравнению с парциальным давлением его в атмосферном воздухе (159 мм рт.ст.)
заставляет этот газ двигаться к ним. Для углекислого газа градиент давления
направлен в обратную сторону (в тканях парциальное давление СО2 равно
60 мм рт.ст., а в атмосферном воздухе всего лишь 0.2 мм рт.ст.), и углекислый
газ переходит в окружающую среду.
Рисунок 5. Схема газообмена в легких
Рисунок 6. Схема газообмена в легких
Зарисуйте схему в альбомы, проанализируйте величины парциального
давления (напряжения) О2 и СО2 в различных
средах и увяжите их с процессом перехода этих газов из одной среды в другую.
Рисунок 7. Распределение парциального давления
(напряжения).
Запомните, что поскольку парциальное давление
кислорода в альвеолярном воздухе (100 мм рт.ст.) больше, чем в притекающей
венозной крови (40 мм рт.ст.), то кислород диффундирует через альвеолы в капилляры.
Напротив, напряжение углекислого газа в венозной крови (46 мм рт.ст.) больше,
чем в альвеолярном воздухе (40 мм рт.ст.), поэтому углекислый газ диффундирует
в альвеолы. Учтите также, что скорость диффузии углекислого газа через стенку
альвеол в 20-25 раз выше, чем кислорода, поэтому обмен углекислого газа
происходит в легких достаточно полно, несмотря на небольшую разницу
парциального давления этого газа (7 мм рт.ст.). Скорость же диффузии кислорода
через альвеолярную мембрану составляет только 1/20-1/25 скорости диффузии
углекислого газа. Поэтому полного выравнивания давления кислорода между
артериальной кровью и альвеолярным воздухом не происходит, и оттекающая от
легких артериальная кровь имеет напряжение кислорода на 6 мм рт.ст. ниже, чем в
альвеолах. Следует при этом иметь в виду, что весь кислород должен пройти через
стадию растворения в плазме.
Далее рассмотрите более подробно механизмы
транспорта кислорода и углекислого газа. Отметьте большую роль в транспорте
кислорода гемоглобина эритроцитов, который образует с ним непрочное, легко диссоциирующее
соединение - оксигемоглобин. Насыщение гемоглобина кислородом зависит в первую
очередь от парциального давления этого газа в атмосферном и альвеолярном
воздухе и совершается не линейно, а по 3-образной кривой, получившей название
кривой связывания или диссоциации оксигемоглобина. Максимальное количество
гемоглобина (45-80%) связывается с кислородом при его парциальном давлении в.
альвеолах 26-46 мм рт.ст. Запомните, что в 100 мл крови в растворенном состоянии
в плазме находится 0.3 мл О2, в химически связанном -19-20 мл О2. 1 г
гемоглобина связывает 1.34 мл О2, а кислородная емкость всей крови человека,
содержащей примерно 750 г гемоглобина, составляет около 1000 мл. Укажите
влияние на диссоциацию (расщепление) оксигемоглобина и переход кислорода из
крови в ткани трех факторов: напряжения кислорода в тканях (0-20 мм рт.ст.),
кислотности среды (в частности, СО2), температуры тела человека.
При изучении механизмов транспорта углекислого
газа отметьте, что образовавшийся в тканях СО2 вследствие разности напряжения
диффундирует в межтканевую жидкость, плазму крови, а из нее - в эритроциты. В
эритроцитах около 10% углекислого газа соединяется с гемоглобином, образуя
карбгемоглобин. Остальная часть СО2 соединяется с водой и превращается в
угольную кислоту - Н2СО3 (в эритроцитах). Эта реакция в тканевых капиллярах,
где напряжение углекислого газа высокое, ускоряется в 20000 раз особым
ферментом - карбоангидразой, находящейся в эритроцитах. В легочных капиллярах,
где напряжение углекислого газа сравнительно низкое, карбоангидраза ускоряет в
300 раз расщепление угольной кислоты на воду и 'углекислый газ, который
диффундирует в альвеолярный воздух. Угольная кислота в тканевых капиллярах
реагирует с ионами натрия и калия и образует бикарбонаты (НаНСО3 и КНСОз).
Таким образом, углекислый газ транспортируется к легким в физически
растворенном виде (2.5-3 мл СО2 в 100 мл крови) и в непрочном химическом
соединении в виде карбгемоглобина, угольной кислоты и бикарбонатов натрия и
калия (48-51 мл СО2 в 100 мл крови).
Задание 2.
1. Рассмотрите представленную на рисунке
спирограмму, иллюстрирующую легочные объемы и емкости легких.
Рисунок 8. Спирограмма, иллюстрирующая легочные
объемы и емкости легких.
Зарисуйте в альбомы приведенные на ней легочные
объемы и емкости легких, их величины и дайте определение каждому из них.
Затем, используя рекомендованную в п.1 Задания N
1 литературу, изучите дыхательный цикл, длительность вдоха (от 0.9 до 4.7 с),
выдоха (от 1.2 до 6 с), частоту дыхания (в норме от 12 до 18 экскурсий грудной
клетки в минуту), минутный объем дыхания, равный произведению дыхательного
объема на частоту дыхания (в покое - 6-8 л/мин, при средней мышечной работе -
80 л/мин, при тяжелой мышечной работе - 120-150 л/мин).
Помните, что не весь объем вдыхаемого воздуха
участвует в вентиляции альвеол. Часть его (140-150 мл) остается в
воздухоносных путях (анатомическом мертвом пространстве) и не участвует в
газообмене. Поэтому при спокойном дыхании в альвеолы поступает не 500 мл
воздуха, а в среднем только 350 мл.
Далее выполните друг на друге следующие
исследования:
1.
окружности грудной клетки с помощью сантиметровых лент в
покое, при глубоком вдохе и глубоком выдохе. Вычислите экскурсию
грудной клетки. Например, окружность грудной клетки в покое составляет 96 см,
при глубоком вдохе - 100 см, глубоком выдохе - 93 см.
Экскурсия грудной клетки равна: 100 см - 93 см = 7 см;
2.
частоты дыхания в минуту в покое (сидя или стоя) и после физической нагрузки
(20 приседаний за 30 с). Например, частота дыхания
в минуту в покое сидя - 16, после физической нагрузки - 24, через 5 минут после
физической нагрузки - 18;
3.
жизненной емкости легких с помощью спирометра.
Результаты этих исследований запишите в свои
альбомы.
2. Пользуясь рисунком "Регуляция
дыхания" и рекомендованной литературой, изучите строение дыхательного
центра, отметив многоуровневую локализацию его нейронов (спинной,
продолговатый мозг, мост, гипоталамус, кора большого мозга) и ведущую роль в регуляции
дыхания инспираторных и экспираторных нейронов продолговатого мозга. Переходя к
рассмотрению рефлекторной регуляции дыхания, выделите доминирующую роль в этой
регуляции постоянных рефлекторных влияний со стороны:
1) механорецепторов альвеол (рефлекс Э.Геринга -
И.Брейера);
2) механорецепторов корня легкого и плевры
(плевропульмональ-
ный рефлекс);
3.
хеморецепторов сонных синусов (рефлекс К.Гейманса);
4.
проприорецепторов дыхательных мышц.
Разберите сущность рефлекса Э.Геринга -
И.Брейера, который называют рефлексом торможения вдоха при растяжении легких.
Суть его: при вдохе возникают импульсы, рефлекторно тормозящие вдох и
стимулирующие выдох, а при выдохе - импульсы, рефлекторно стимулирующие вдох.
Он является примером регуляции по принципу обратной связи. Перерезка блуждающих
нервов выключает этот рефлекс, дыхание становится редким и глубоким.
Рефлекс К. Гейманса заключается в рефлекторном
усилении дыхательных движений при повышении напряжения СО2 в
крови, омывающей сонные синусы.
К дыхательному центру постоянно поступают
нервные импульсы от проприорецепторов дыхательных мышц, которые при вдохе
тормозят активность нейронов вдоха и способствуют наступлению выдоха.
Переходя к рассмотрению гуморальной регуляции
дыхания, обратите внимание на то, что главным физиологическим стимулом
дыхательных центров является углекислый газ.
Регуляция дыхания обусловливает поддержание
нормального содержания СО2 в альвеолярном воздухе и
артериальной крови. Деятельность дыхательного центра зависит от состава крови,
поступающей в мозг по общим сонным артериям. В 1890 г. это было показано Фредериком в
опытах с перекрестным кровообращением. У двух собак, находившихся под наркозом,
перерезали и соединяли перекрестно сонные артерии и яремные вены. При этом голова
первой собаки снабжалась кровью второй собаки и наоборот. Если у одной из
собак, например у первой, перекрывали трахею и таким путем вызывали асфиксию,
то гиперпноэ (увеличение частоты дыхания) развивалось у второй собаки. У первой
же собаки, несмотря на увеличение в артериальной крови напряжения СО2 и
снижение напряжения 02, развивалось апноэ (отсутствие дыхания), так
как в ее сонную артерию поступала кровь второй собаки, у которой в результате
гипервентиляции снижалось напряжение СО2 в артериальной крови и альвеолярном
воздухе.
Рисунок 9. Опыт Леона Фредерика
Рисунок 10.
3. Используя рекомендованную литературу,
ознакомьтесь с основными нарушениями в организме, при пониженном и повышенном
атмосферном давлении воздуха.
В первом случае при подъеме на высоту 3-3.5 км
возникают первые признаки кислородной недостаточности, а на высоте 4-5 км они
становятся вполне отчетливыми, и возникает высотная, или горная, болезнь
(одышка, сердцебиение, головокружение, шум в ушах, эйфория, снижение работоспособности;
при нарастании кислородного голодания наступает потеря сознания с летальным
исходом). Профилактика и лечение - дача кислорода.
Во втором случае при работе водолазов под водой
и рабочих в кессоне наблюдается повышение давления (на 1 атмосферу на каждые 10
м глубины водного слоя). При быстром подъеме с большой глубины на по-верхность
воды может наступить водолазная, или кессонная, болезнь вследствие образования
и скопления пузырьков газа (главным образом азота) в крови и тканях человека,
которые могут вызвать закупорку сосудов. Лечение: рекомпрессия в камере с
повышенным давлением (растворение газовых пузырьков).
Задание 3.
1. Проверьте по тестам, морфофункциональным и
ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили знания механизмов газообмена
в легких, транспорта дыхательных газов кровью и материал темы в целом.
2. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на
контрольные вопросы, или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и
т.д. (по усмотрению преподавателя).
Приложение 4.
Контрольные вопросы
1.
Значение и сущность дыхания.
2.
Назовите основные этапы акта дыхания.
3.
Охарактеризуйте дыхательный цикл.
4.
Какова частота дыхания в норме и при патологии.
5.
Охарактеризуйте механизмы вдоха и выдоха.
6.
Что такое модель Ф.Дондерса и что она доказывает?
7.
Назовите четыре легочных объема и четыре емкости легких.
8.
Что такое минутный объем дыхания? Его показатели в покое и при физической
нагрузке.
9.
Что такое мертвое пространство и его объем в покое?
10.
Как совершается газообмен кислорода и углекислого газа в легких?
11.
Как распределяется парциальное давление (напряжение) кислорода и углекислого
газа в легких, крови, тканях.
12.
Охарактеризуйте механизм транспорта кислорода и углекислого газа кровью.
13.
Охарактеризуйте структуру и локализацию дыхательного центра.
14.
Какое действие оказывает избыток углекислого газа на дыхательный центр.
15.
Как можно доказать влияние избытка углекислого газа на изменение характера
дыхания?
16.
Охарактеризуйте механизм первого вдоха новорожденного.
17.
Как осуществляется саморегуляция дыхания (рефлекс Э.Геринга - И.Брейера)?
Рефлекс К.Гейманса.
18.
Охарактеризуйте высотную (горную) и водолазную (кессонную) болезни.
Приложение 5.
Морфофункциональные и ситуационные задачи
Задача N 1.
Какой процент углекислого газа обнаруживается в выдыхаемом
и в атмосферном воздухе и во сколько раз в выдыхаемом воздухе содержится больше
углекислого газа, чем в окружающей атмосфере?
Задача N 2.
Весь ли объем вдыхаемого воздуха (500 мл)
участвует в вентиляции
альвеол легких и почему?
Задача N 3.
В чем состоит физиологическое значение
функциональной остаточной емкости легких (суммы резервного объема выдоха и
остаточного объема, равной 2700-2900 мл)?
Задача N 4.
Почему обмен углекислого газа при диффузии в
альвеолах легких происходит достаточно полно, несмотря на небольшую разницу
парциального давления этого газа в притекающей венозной крови (47 мм рт.ст.) и
альвеолярном воздухе (40 мм рт.ст.), равную 7 мм рт.ст., а обмен кислорода там
же при большей разнице парциального давления в альвеолярном воздухе (106 мм
рт.ст.) и притекающей венозной крови (40 мм рт.ст.) осуществляется не
полностью: только до 100 мм рт.ст. в оттекающей артериальной крови, а не 106
мм рт.ст. (как в альвеолярном воздухе)?
Задача N 5.
Жизненная емкость легких обследуемого составляет
4000 мл, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха - по 1700 мл каждый.
Каков минутный объем дыхания обследуемого, если
частота дыхания у него равна 16 экскурсиям в минуту?
Задача N 6.
Что является наиболее эффективным при угнетении
функции дыхательного центра и остановке дыхания: вдыхание чистого кислорода
или карбогена (смеси 5-7% углекислого газа и 95-93% кислорода) и обоснуйте
почему?
Задача N 7.
Ребенок, 1.5 года, играя в комнате с
полиэтиленовым пакетом, нечаянно одел его себе на голову, начал задыхаться и
через некоторое время потерял сознание. Мать в этот момент находилась на
кухне, почуяв недоброе, зашла в комнату и констатировала наличие судорог мышц
конечностей, дыхательных мышц, а также синюшностъ губ, ушных раковин, пальцев
рук и ног.
Что должна предпринять мать немедленно, чтобы
спасти жизнь ребенку?
Задание на дом к следующему занятию
Тема: Обмен веществ и энергии
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкевич,
И.К. Гайнутдинов. Стр. 286 - 300
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкевич
стр. 258-269. Лекция.
Составление схем регуляции дыхания; составление
сравнительной таблицы содержания кислорода и углекислого газа в дыхательных
средах организма.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.