Формирование межпредметных понятий на уроках географии, биологии и внеурочных занятиях
Для географии характерно широкое использование межпредметных понятий в силу ее специфики. География – комплекс естественных и общественных наук; единственная наука, которая объединяет знания о природе, населении и производстве и рассматривает окружающий мир как единую систему. В системе географических наук и в школьном предмете география используется много понятий из других дисциплин – физики, химии, биологии, обществознания, истории. В географических науках используются методы научных исследований как естественных, так и общественных наук. Поэтому многие понятия школьной географии можно рассматривать как межпредметные. Такие как, температура воздуха, атмосферное давление, абсолютная и относительная влажность воздуха – понятия, формирующиеся на уроках географии и на уроках физики. Зависимость температуры воздуха и атмосферного давления от высоты местности – закономерности, также изучаемые в обоих предметах.
Содержание водяного пара в воздухе и его зависимость от температуры изучаются в курсе географии 6 класса, а затем в этом предмете практически не используются. Этот материал важен для понимания процессов, происходящих в атмосфере, для понимания особенностей погоды и климата. В 6 классе учитель не может обращаться к физической сущности данных понятий, т.к. в физике эти вопросы изучаются позже – в 8 классе. В процессе преподавания географии в 7 - 8 классах можно актуализировать знания 6 класса. Так, при изучении пустынь западных побережий тропического пояса можно ставить вопросы об относительной и абсолютной влажности воздуха побережий. При изучении погоды своего края также можно обращать внимание учащихся на относительную и абсолютную влажность воздуха как важную характеристику, влияющую на многие аспекты жизни.
При формировании представления о зависимости содержания водяного пара, относительной влажности воздуха от его температуры задействованы знания не только по географии и физике, но еще и по математике, Можно предположить, что у некоторой категории учащихся трудности вызваны именно недостаточной сформированностью понятий «процент», «доля в максимально возможном» и умении их применить. Поэтому прежде чем решать задачи по географии, рекомендуется провести диагностику, чтобы исключить данную «математическую» причину из возможных трудностей. Так же выявляются некоторые проблемы и во владении предметными понятиями. Они прослеживаются при анализе выполнения заданий по итоговой аттестации по географии, в которых проверяется знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах, географической зональности и поясности, особенностей стран мира и регионов России. Для устранения недостатков подготовки целесообразно при изучении понятий и терминов добиваться, чтобы учащиеся усвоили все характерные черты рассматриваемого географического явления или процесса. Для усвоения понятий рекомендуется использовать специальную систему заданий, направленных на выполнение различных мыслительных операций, например, при изучении темы «Реки», можно задать вопрос «Что общего у половодья и паводка, какое явление они описывают? Чем различаются половодье и паводок?». Целесообразно, чтобы учащиеся самостоятельно выделили существенные признаки каждого из этих понятий, нашли сходство и отличие. При записи результатов сравнения полезно заполнить таблицу, в которой графами будут «сходство» и «различие». Также при работе с понятиями полезно, используя тренировочные тексты, делать упражнения, в которых учащиеся могли бы определить - все ли признаки явления указаны в тексте; если не все признаки указаны, значит ли это, что остальными признаками это явление не обладает, можно ли его назвать термином, которым обозначают понятие? Использовать можно тексты разных жанров – научные, информационные, публицистические. Формирование межпредметных понятий в школьном обучении важно для современного этапа развития общества. Сейчас выпускник должен быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, уметь быстро изменить свою сферу деятельности. Формирование целостной картины мира, целостного восприятия окружающей действительности особенно необходимо. Одной из задач школьного обучения является устранение «предметных перегородок» в восприятии учащихся. В каждом предмете заложены основы своей науки, и понятийный аппарат встроен в систему предметных понятий, раскрывается в логике своего предмета. Но в настоящее время все отчетливее видна необходимость интеграции понятий и в другую систему – межпредметную, для формирования целостной картины мира во всей ее сложности. В этой системе отбор понятий, их содержание и объем могут быть подчинены другой логике. Формирование межпредметных понятий требует особой целенаправленной работы учителя. Межпредметные понятия играют особую роль в формировании УУД, т.к. овладение ими формирует способ познания, способствует не только лучшему освоению предмета, но и в целом ориентации в современном мире.
Основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Концептуальные положения ФГОС по географии
— утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
— ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные);
— усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспитательном процессе;
— реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
— реализация компетентностного подхода в образовании
— формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Метапредметность
— мета (с греческого meta – между, поле, через) означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому..
— «выход за учебные предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности». – А. В. Хуторской.
— Т. е. метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной среды.
— Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею.
К ним относятся:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную
(самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
• умение планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей;
• умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы
в их выполнение;
• способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
• умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач;
• готовность выполнять логические операции анализа и синтеза,
сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным
понятиям;
• умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.