МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Формирование предпосылок финансовой грамотности
детей дошкольного возраста с ОВЗ
«СТУПЕНЬКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Составили:
Курбатова Любовь Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Характеристика методической разработки
1.1.2. Актуальность методической разработки
1.1.3. Особенности детей с ОВЗ (ЗПР)
1.1.4. Цели и задачи методической разработки
1.1.5. Принципы реализации методической разработки
1.1.6. Этапы реализации методической разработки
1.1.7. Объем времени и срок, необходимый для реализации методической разработки
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса
1.2. Планируемые результаты освоения методической разработки и способы их проверки
1.2.1. Планируемые результаты
1.2.2. Формы контроля
1.2.3. Оценочный материал
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности методики проведения образовательной деятельности
2.2. Формы, методы, приемы
3. Организационный раздел
3.1. Планирование работы с воспитанниками, родителями, педагогам
3.2. Материально-техническое обеспечение методической рвзработки.
Список литературы
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Характеристика методической разработки
Методическая разработка по финансовой грамотности детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ «СТУПЕНЬКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» составлена на основе следующих нормативных документов:
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышения уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Направленность методической разработки «Ступеньки финансовой грамотности» - познавательная
Тип методической разработки: модифицированная
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю / год: 1 / 36
Возрастная группа: состав группы разновозрастной и разноуровневый, воспитанники с ОВЗ (ЗПР) 6-7 лет.
Режим занятий: продолжительность одного занятия - 35 минут. Объем нагрузки в неделю: 1 час (1 час – 30-35 минут астрономических).
Форма организации: подгрупповая
Отличительные особенности: в методической разработке учитываются индивидуальные особенности воспитанников с ЗПР и специфика усвоения ими материала.
Методическая разработка строится на основе принципа коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса. В ходе реализации методической разработки особое место отводится коррекционно-развивающим, информационно-коммуникативным, объяснительно-иллюстративным и игровым методическим технологиям, способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, восполнению пробелов в знаниях воспитанников с ОВЗ (ЗПР).
Материал методической разработки в занимательной игровой форме.
Методическая разработка базируется на системно-деятельностом подходе к обучению, который обеспечивает активную познавательную позицию воспитанников. У детей формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики установки.
Методическая разработка является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).
1.1.2 Актуальность методической разработки
Актуальность проекта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Современные условия жизни диктуют нам необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Дети с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, ходят с родителями за покупками, смотрят рекламу, участвуют и в других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Все это дает первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ни в чем не отличаются от остальных детей, им тоже интересна эта тема: кто-то спрашивает об этом, кто-то приносит в кармане монетки и собирается после садика пойти в магазин с кем-то из взрослых и купить что-нибудь вкусное, не всегда понимая, что монетки для этого мало.
Финансы, экономика и ребенок-дошкольник с ограниченными возможностями здоровья лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Если раньше реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходила спонтанно, отсутствовала целенаправленная систематическая образовательная работа, то сейчас существует много программ и пособий, разработок по этой теме. Они помогают освоить дошкольникам основы финансовой грамотности и расширять в дальнейшем свои знания.
Общие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья : ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостаточный уровень познавательной активности, замедленное восприятие, недостатки в развитии моторики, недостатки в развитии речи, недостатки в развитии личности, характеризующимися повышенной зависимостью от окружающих, не всегда адекватной оценкой окружающих и самооценкой, эгоистическими тенденциями, недостатки в регуляции и саморегуляции поведения затрудняют освоение основ финансовой грамотности, это происходит медленнее или требует повторения.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна методической разработки заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте у детей с ЗПР в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
1.1.3. Особенности детей с ОВЗ (ЗПР)
Психические функции и речь
Память
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.
Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.
Восприятие
Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.
Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.
Внимание
При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается.
Мышление
Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.
Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.
Речь
Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).
Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.
Эмоционально-волевая сфера
Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:
· постоянные резкие перепады настроения;
· внушаемость, быстро попадает под влияние других;
· частые проявления агрессии, вспышки гнева;
· повышенная тревожность, страх;
· низкая самооценка, неуверенность в себе;
· не желание что-либо сделать;
· неспособность к самостоятельным действиям;
· гиперактивность;
· нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.
Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.
В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.
Особенности образовательной деятельности
При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:
· они умеют находить решения соответственно с возрастной нормой;
· они охотно принимают помощь;
· урок нужно максимально разнообразить с помощью дидактических материалов, дополнительных упражнений и физкульт-минуток;
· они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
· они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.
Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с группой, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.
1.1.4. Цель и задачи методической разработки
Цель методической разработки: Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
ДЕТИ:
Образовательные:
· Способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.
· Повторить понятие «потребности человека».
· Закрепить названия жизненно важных потребностей человека и что к ним относится.
· Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
· Продолжать решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
· Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
Развивающие:
· Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, память, мыслительные операции.
· Развивать познавательный интерес, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
· Развивать умение управлять своим поведением, решать интеллектуальные и личностные задачи.
· Развивать умение сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»).
· Развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие эконмические явления.
· Развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности.
Воспитательные:
· Воспитывать любознательность; в процессе познавательно-игровой деятельности;
· Воспитывать нравственные, социально-личностные качества.
· Воспитывать ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
· Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям.
РОДИТЕЛИ (законные представители)
· Обогатить знания родителей законных представителей) по экономическому воспитанию детей.
ПЕДАГОГИ:
· Распространить опыт работы по формированию финансовой культуры и финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
1.1.5. Принципы реализации методической разработки
В основе составления методической разработки лежат обще дидактические принципы и ведущие положения дошкольной педагогики, психологии, методики познавательного, речевого, трудового воспитания и развития построения воспитательно-образовательного процесса.
· Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
· Амплификации детского развития;
· Учет индивидуальных особенностей детей;
· Системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
· Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
· Принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;
· Сотрудничество организации с семьей.
1.1.6. Этапы реализация методической разработки
I этап – Подготовительно-ориентировочный
· Разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с целью и задачами проекта;
· Создание условий (материально-технических и т.д.).
· Работа с родителями (законными представителями) воспитанников с целью привлечения внимания к особенностям работы.
II этап – Практический
· Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;
· Реализация мероприятий, направленных на формирование финансовой культуры и финансовой грамотности у дошкольников;
· Отслеживание результатов реализации мероприятий.
III этап – Обобщаяющий
· Анализ достижение по реализации проекта.
1.1.7. Объем времени и срок, необходимый для реализации методической разработки
Срок реализации методической разработки «СТУПЕНЬКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1 учебный год.
Образовательная деятельность осуществляется согласно:
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Устав ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Для детей 6-7 лет занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Помимо образовательной деятельности реализуются другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Методическая разработка предусмотрена как дополнительное образование для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении, в кружках, так и для домашнего обучения. Методическая разработка реализуется через образовательные области: «Социакльно-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным особенностям детей с ОВЗ (ЗПР) и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
Методическая разработка призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные минипостановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Методическая разработка предусматривает следующие формы и методы реализации:
· игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные минипостановки и др.);
· словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
· наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
· практические (исследование, экспериментирование и др.).
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
1.2.1. Планируемые результаты
Планируемый результат (6 лет):
· Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
· Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
· Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
· Видят красоту человеческого творения;
· Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
· Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
· Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Планируемый результат (7 лет):
· Дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
· Интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
· Знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
· Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
· Приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
· Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
· Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
1.2.2. Формы контроля
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ.
Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.
1.2.3. Оценочные материалы
Критерии |
Показатели |
Познавательный (наличие знаний и представлений об экономической жизни) |
- Знание о потребностях семьи; - Представления о труде родителей; - Представления об экономических понятиях; - Проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Деятельностный (сформированность эконромических навыков) |
- Отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - Общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Нравственный |
- Проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - Оценка проявления этих качеств у сверстников. |
Для определения уровня сформированности экономических знаний воспитанникам предлагается выполнить по 3 задания по каждому из разделов знаний: «О потребности», «О ресурсах», «О труде» и т.д. Результаты заносятся в таблицу в начале и конце работы над методической разработкой.
№ |
Ф. И. воспитанника |
Знания о потребностях |
Знания о ресурсах |
Знания о труде |
Знания о товарах, деньгах и стоимости |
Знания о рекламе |
Средний балл |
Уровень |
|||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 балла – высокий уровень – ребенок может объяснить основной смысл эконмических понятий, проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, имеет представление о труде родителей, использует экономические понятия; находится в позиции активного участника событий, умеет отражать полученные в играх знания; готов обращаться со взрослыми и сверстниками, задавать много вопросов и находить ответы; своевременно выполняет поручения, может контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремиться и умеет проявлять инициативу, энергично выполнять задания и доводить начатое дело до конца.
2 балла – средний уровень – имеет представления об эконмических понятиях, но не всегда может объяснить их; у него наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у него знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточные представления об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого может организовать свою деятельность, своевременно выполнять поручения; добросовестно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняет вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели.
1 балл – низкий уровень – ребенок не может объяснить смысл экономического понятия, не проявляет интерес к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества; не употребляет в речи экономические понятия; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведет себя как посторонний наблюдатель; не доводит начатое дело до конца, быстро теряет интерес; не сформировано бережное отношение к личной и общественной собственности; при выполнении поручений не проявляет какой-либо заинтересованности в результате; безответственен, безынициативен, не проявляет упорства в достижении цели.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности проведения образовательной деятельности
С учетом особенностей воспитанников с ОВЗ (ЗПР), определены особенности работы:
· Обучение в несколько замедленном темпе;
· Обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией;
· Большое количество упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения;
· Постепенное сокрашение помощи со стороны;
· Постепенное повышение трудностей заданий;
· Постепенное внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
При определение методов и приемов подачи материала особое внимание уделено повышению уровню интеллектуального развития. Характерной особенностью работы с воспитанниками с ОВЗ (ЗПР) является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
Алгоритм проведения образовательной деятельности
1. Организационный момент;
2. Проверка знаний полученных ранее;
3. Организация творческой среды для восприятия новой информации;
4. Новая информация;
5. Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной работы внутри группы;
6. Обобщение изученного материала;
7. Рефлексия.
Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая и индивидуальная. Это обосновано направлением методической разработки и категорией воспитанников.
Вся работа проводится в форме практических заданий, бесед, просмотров мультфильмов и презентаций, дидактических игр и сюжетно-ролевых игр.
2. 2. Формы, методы и приемы работы
Базовой формой и методом реализации методической разработки является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру.
В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры.
Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания.
Методическая разработка предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей методической разработки.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.
Чтение - основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других. Выставки по темам методической разработки с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам методической разработки - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии.
Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.
Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации методической разработки, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио - и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации методической разработки могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации методической разработки в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
Средства реализации методической разработки способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Планирование работы с воспитанниками, родителями, педагогами
Срок |
Работа с воспитанниками |
Работа с родителями (законными представителями) |
Работа с педагогами |
Сентябрь |
|||
1 неделя |
Беседа с детьми «какие у нас есть потребности?» Уточнить о том, что такое потребности и желания; какие потребности у детей; чем отличаются потребности взрослых от желаний детей. |
Анкетирование родителей «Владеет ли мой ребенок финансовой грамотностью». |
Консультация «Поговорим по взрослому с детьми» |
2 неделя |
Рассуждения «Что необходимо человеку для интересной, разнообразной и полноценной жизни?» Цель: Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «Услуги»; учить определять от чего зависят потребности; расширить знания основ безопасности жизни, экологические знания; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, учить детей сопоставлять свои желания со своими возможностями; воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи. |
||
3 неделя |
Дидактическая игра «Мои первые сбережения» Цель: учить детей ставить цель накопления, понимать реальность ее осуществления, умение компоновать монеты так, чтобы получить определенную сумму. Ход: детям раздаются разнообразные копилки, по каждой из которых написаны цифры, обозначающие номинал монет, которые нужно положить в копилку. Необходимо определить написанную сумму и набирать ее из тех монет, которые есть в запасе. |
||
4 неделя |
Игра «Банан-лимон» Цель: продолжать учить планировать свои желания Материалы: бумага, карандаши, ножницы Ход: дать ребенку бумагу и предложить на разных ее сторонах нарисовать фрукты: банан и лимон. По окончанию работы предложить вырезать для друга банан и лимон. Увидев затруднения, необходимо объяснить, что невозможно вырезать фрукты, т.к. ребенок не спланировал место на бумаге так, чтоб можно было вырезать фрукты, не задев друг друга. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. |
||
Октябрь |
|||
1 неделя |
Чтение произведение А. Романова «Чудеса в кошельке» Цель: продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя выбор своего решения. |
Родительское собрание «Дети, деньги» |
Мастер-класс «Родительский авторитет средствами квест-игры «Дети и деньги» |
2 неделя |
Беседа «Потребности моей семьи» Цель: уточнить об отличии потребностей разных семей. |
||
3 неделя |
Рассуждение с детьми «Что я хочу, что нам необходимо?» Цель: установить различие слов «хочу» и «необходимо». Научить различать личные желания и потребности от того, в чем нуждается конкретная семья, воспитывать умение принимать решение сообща |
||
4 неделя |
Образовательная деятельность «Бюджет моей семьи» Цель: ознакомить детей с составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; дать представление о том, что есть доход и расход денежных средств; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать бережное отношение к бюджету семьи. |
||
5 неделя |
Дидактическая игра «Придумай название магазину или отделу магазина» Цель: продолжать учить по обобщенным группам предметов, которые продаются в том или ином отделе магазина, придумывать интересные названия магазинов. Продуктивная деятельность: изготовление чеков, ценников, банковских карточек для с/р игры «Гипермаркет». |
||
Ноябрь |
|||
1 неделя |
Беседа «Зачем мы все трудимся?» Цель: расширить знания о том. Что благодаря труду у человека появляется возможность удовлетворить свои потребности и увеличить доход. |
Презентация «Бюджет семьи» |
Семинар «Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников» |
2 неделя |
Рассуждение «Путешествие в страну профессий!» Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о труде |
||
3 неделя |
Дидактическая игра «Кому что нужно для труда?» Цель: уточнить и обобъщить представления о труде, профессиях и орудиях трудовой деятельности. |
||
4 неделя |
Чтение украинской народной сказки «Петушок и два мышонка» Цель: учить уважать и ценить труд других, преодолевать свою лень, вызвать радость от помощи другим. |
||
5 неделя |
Виртуальная экскурсия «Какие бывают деньги?» Цель: дать знания о том, что деньги бывают металлические, бумажные одного и того же номинала. |
||
Декабрь |
|||
1 неделя |
Решение проблемной ситуации: «Да мало ли, что я хочу» Цель: приучить детей к бережному отношению к семейному бюджету |
Познавательный маршрут «Банкомат» |
Семинар-практикум «Осваиваем финансовую грамотность» |
2 неделя |
Дидактическая игра «Из настоящего в будущее» Цель: расширить знания о том, что все в этом мире имеет вою цену: в детстве через игру, а у взрослых через оплачиваемый труд |
||
3 неделя |
Дидактическая игра «Стоимость покупки» Цель: формировать умения отбирать купюры и монеты для оплаты выбранного товара |
||
4 неделя |
Презентация «Ознакомление с разнообразными функциями банкомата» Сюжетно-ролевая игра «Банк» Цель: Продолжать уметь отображать в игровой деятельности работу банковских сотрудников |
||
Январь |
|||
1 неделя |
Дискуссия с детьми «Реклама –это хорошо, или это плохо» Цель: дать детям представление о пользе рекламы. Просмотр ролика «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» Ход: Дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи |
Крещенская ярмарка Цель: упражнять в умении назначать свою цену для изделия и выгодно продавать. |
Брейн-ринг «Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» |
2 неделя |
Продуктивная деятельность «Изготовление игрушек для продажи на ярмарке» Цель: достойно презентовать свою игрушку для того, чтоб ее продать дороже. |
||
3 неделя |
Образовательная деятельность «Орел и решка» Цель: дать представление о разнообразии денежных знаков разных стран; вызвать интерес при ознакомлении ребят с «монетами», «купюрами» «пластиковых карт» всего мира; воспитывать аккуратное и бережное отношение к деньгам и знать их ценность. |
||
4 неделя |
Игра «Купи-продай» Цель: закрепить знания детей о торгово-покупательских отношениях; развивать к них эстетические чувства и художественный вкус; продолжать знакомить с понятием удачной рекламы для успешной продажи товара. Ход: участника игры «художникам-оформителям» (3-4 человека) необходимо придумать рекламу своего торгового отдела. Другие дети оценивают работу и определяют победителя. |
||
Февраль |
|||
1 неделя |
Дидактическая игра «Что быстрее продать?» Цель: развивать умение видеть качество товара, его стоимость и спрос на этот товар |
Викторина «По дорогам экономики» |
Презентация «Финансы и мышление детей» |
2 неделя |
Игровой практикум «История денег Цель: познакомить с историей возникновения денег |
||
3 неделя |
Дидактическая игра «Сложи товар в корзинку» Цель: продолжать дать детям знания о товаре; формировать у детей представление о товаре; Упражнять в умении выбирать товары по необходимости, развивать и соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара» |
||
Март |
|||
1 неделя |
Игра – соревнование «Разменный пункт» Цель: упражнять в умении правильно раскладывать денежные купюры. Материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1- 3 человек. Ход игры: детям раздаются монеты каждому по 2 – 3 десятка. У взрослого остается несколько банкнот разного номинала. Игроки соревнуются в быстроте размена выложенных взрослым банкнот мелочью. В конце игры подсчитывается сумма выигрыша. |
Буклет: «Как воспитывать умение детей контролировать свои карманные деньги» |
Познавательная игра: «Мини - банк» Цель: продолжать расширять знания о принципах финансового планирования: «сначала надо заработать, а потом - потратить» |
2 неделя |
Дидактическая игра «Список покупок» Цель: обобщить у детей понятия о том, что такое «список покупок»; упражнять в умении следовать запланированному «списку покупок»; закреплять умение приобретать товары на заданную сумму денег. Ход игры: детям (покупателям) раздается «список покупок». Предложить им собрать по данному списку товар в продуктовую корзину. |
||
3 неделя |
Сюжетно-ролевая игра «Лакомка» Цель: обогащать сюжет игры, упражнять, выполнять игровые действия с замыслом игры, упражнять в умении отбирать атрибуты для игр, воспитывать взаимопонимание во время игры |
||
Апрель |
|||
1 неделя |
Игра «Правильный выбор» Цель: формировать в правильном умении ориентироваться в таких понятиях как «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы» Ход игры: в данной игре участвуют 2 – 3 детей. Детям раздаются карточки с изображением предметов, которыми пользуются люди в разных ситуациях. 1.Предложить детям закрыть фишками предметы, не являющиеся жизненно необходимыми для людей. Эти предметы можно легко назвать роскошью. 2. Рассмотреть оставшиеся предметы и рассказать о том, как они необходимы для человека. 3. Закрыть фишками наиболее для жизнедеятельности человека, без которого трудно обойтись. 4. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения, которые остались закрытыми. |
Консультация: «Нужны ли ребенку карманные деньги» |
Консультация: «Посредством экономического воспитания, воспитывать финансовую грамотность дошкольников с ОВЗ» |
2 неделя |
Дидактическая игра «Кто как трудится» Цель: дать представление о сказочных героев, которые разными способами приобретают богатство, прививать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым сказочным героям. Материал: лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крот, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка – сестричка. Ход игры: воспитатель зачитывает детям пословицы и поговорки. Предлагает определить, какая из них подходит тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит», «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи». Дети доказывают то, что трудолюбивых героев в сказках больше. |
||
3 неделя |
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Цель: дать представление детям о выгодном вложении денежных средств в покупку через просмотр мультипликационного фильма, развивать у дошкольников логическое мышление и сообразительность. |
||
4 неделя |
Чтение К.Чуковского «Муха - Цокотуха» Цель: продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя выбор своего решения |
||
Май |
|||
1 неделя |
Образовательная деятельность. Комплексное занятие по финансовой грамотности «Приключение девочки Николетты» Цель: закрепить знания у дошкольников по экономической грамотности. Задачи: 1.Раскрыть сущность понятия: «монеты», «деньги», «пластиковая карта», «банкнота»; наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. 2.Упражнять в умении находить отличительные и сходные признаки между монетой банкнотой. Закрепить у детей понятие «дешево», «дорого», «покупка». 3. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. 4. Развивать желание достигать качественного результата. 5.Создавать у детей радостное настроение. |
Интерактивный практикум «Копейка рубль бережет»
|
Мастер – класс: «Познание финансовой грамотности старших дошкольников с ОВЗ в ДОУ» |
2 неделя |
Дидактическая игра «Что сколько стоит» Цель: закреплять знания с понятием «цена». Задачи: расширить представление о том, что каждая вещь имеет свою цену. Она зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже) Ход игры: предложить выбор карточки с товаром, который стоит до 10 рублей. Покупатель уточняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифры). Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью. |
|
|
3 неделя |
Подвижная игра по финансовой грамотности для старших дошкольников. Цель: обобщить принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим». Задачи: 1.Упражнять детей в счете монет, денег и тратить деньги за товар; 2. Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, развивать социальный интеллект; 3. Расширять представление о принципе «заработок – покупка товаров»; 4. Воспитывать чувство коллективизма. Ход игры: дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу раскладываются игрушки. Напротив, каждой колонны в противоположной стороне группы расположена коробка, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с коробкой встает один ребенок, у него в руках монеты, деньги. Участники, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести ее в коробку и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их дает (одну купюру) стоящий рядом с коробкой кассир. После того, как вся команда получит деньги, на доске выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает сколько они заработали денег, не смотря на товары, договариваются о том, что им купить. |
|
|
4 неделя |
Дидактическая игра «Дорогой или дешевый товар» Цель: упражнять детей в умении сравнивать товары по стоимости, называть те факты, которые влияют на нее (трудозатратность, стоимость сырья, новизна и т.д.) Ход: дошкольникам раздаются карточки с картинками, на которых изображены предметы и мешочки: большой (дорогой) и маленький (дешевый). Ребята стараются сделать выбор и определить стоимость товара. Есть карточки, на которых изображены совершенно разные товары, например: дом и ваза, на некоторых похожие (например: два дома, но один дом деревянный одноэтажный, а другой кирпичный…) |
|
|
5 неделя |
Квеси-игра «Что? Где? Когда?» Материал: интерактивна доска, презентация «Профессии», детские деньги, 2 кошелька, лист бумаги, цветные карандаши, пластилин, конструктор «Лего», бросовый материал, клей, макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками. Цель: для команд – за определенный промежуток времени (30 мин.) набрать, как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета. Игра состоит из 5 этапов:
|
|
|
3.2 Материально-техническое обеспечение реализации методической разработки
Материально-техническое обеспечение изучения основ финансовой грамотности осуществлено в соответствии с требованиями: санитарно-эпидемиологических норм (требования к освещению, воздушно-тепловому режиму, территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию и т.д.); санитарно-бытовых условий (оборудование мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (оборудование в учебных кабинетах комнат психологической разгрузки, помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи и т.д.); пожарной и электробезопасности; охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Методическая разработка предполагает обеспечение группы необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала. Все виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.
Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать индивидуальные особенности, потребности и игровые интересы современного дошкольника, быть ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации методической разработки должно включать фонд дополнительной литературы, в составе которого должны быть издания по обучению основам финансовой грамотности дошкольников, различных игр, сказок и пр.
Помещения и условия для реализации методической разработки по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ отвечают всем установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Для реализации программы требуется:
1. а) групповое помещение для проведения ОД, игр, всех видов детской деятельности. Помещение оборудовано игровым оборудованием, мебелью для детей старшего дошкольного возраста и для взрослых, магнитными досками, информационными стендами, компьютером, видеопроектором и экраном, канцелярскими принадлежностями: ножницами, ватманами, ручками, фломастерами, маркерами, бумагой А4, стендами по экономической тематике, фото видеоаппаратурой, ноутбуком, интерактивной доской и т. д.
б) музыкальный зал для проведения совместных мероприятий с родителями.
2. Комплекс дидактических материалов:
· с набором разных монет и банкнот;
· счеты;
· рисунки
· схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями);
· обложка для экономического словарика;
· модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;
· тетрадь по финансовой грамотности;
· карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;
· конверты разного цвета с карточками;
· картинки с изображением людей разных профессий;
· картинки с изображением инструментов;
· схемы для составления описательных рассказов;
· плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты;
· макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;
· «товары» для магазина: муляжи продуктов;
· «товары» для дома;
· таблички с ценами на все товары;
· изображение пластиковой карты, две пластиковые карты;
· таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;
· «ценники»;
· плакат с изображением пар товаров;
· плакат с изображением внутреннего устройства банка;
· таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;
· иллюстрации: договоры, чековая лента;
· таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист»;
· полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;
· сюжетные картинки;
· карточки-картинки с изображением сказочных героев;
· план-карта города, фото предприятий.
3. Произведения детской художественной литературы: С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.),
Сказки авторские и народные: «Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.), «Два жадных медвежонка» (Венгерская сказка,) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка»
4.Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов.
5. Обучающий видеоконтент:
Видео Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
· Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
· Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
· Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
· Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
· Азбука денег тётушки Совы - Домашние питомцы.
«Фиксики» Деньги
Союзмультфильм Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.
Союзмультфильм «Так сойдёт».
Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки».
Союзмультфильм «Сказка про лень».
Мультсериал «Навигатум»:
· Профессия «Ветеринар»
· «Детский стоматолог»
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).
ЛИТЕРАТУРА
1.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от Адо Я 2—3. № 4 с.5
2. Белокашкина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в поцессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 103
3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
5. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
8. Смоленцева А. А. Знакомими дошкольников с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ,2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблнмно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 63
10. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
11. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 128
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.