Методическая разработка игры "Хранители энергии"
Оценка 4.9

Методическая разработка игры "Хранители энергии"

Оценка 4.9
Игры
docx
экология
31.10.2022
Методическая разработка игры "Хранители энергии"
Цель игры – познакомить учащихся со способами энергосбережения в быту для внесения личного вклада в решение глобальной проблемы изменения климата.
Игра_Хранители энергии.docx

ИГРА: ХРАНИТЕЛИ ЭНЕРГИИ»

Автор: Птюшкина Галина Николаевна,

 педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 

 

От автора. Изменение климата – один из самых серьезных вызовов, с которым сталкивается человечество. От решения климатической проблемы зависит качество жизни всех людей на планете, экономический рост и устойчивое социальное развитие целых регионов Земли. Мы стараемся просвещать младших школьников и их семьи по вопросам изменения климата и тому, какие практические шаги дети и взрослые могут предпринять для снижения климатического следа.

Сталкиваясь с глобальными проблемами и осознавая свою роль в их создании, человечество ищет способы решения на самых разных уровнях – постановка общих целей и подписание всемирных соглашений, разработка и внедрение новых технологий, финансирование научных исследований, модернизация устаревшей техники. Однако без изменения привычек и поведения каждого жителя планеты успеха в решении этих проблем добиться гораздо сложнее. Экологическое образование для устойчивого развития общества необходимо для обеспечения экологической безопасности современного и будущих поколений. Ведь пока мы не знаем, что происходит вокруг, и как мы на это влияем, мы можем только принимать последствия. А благодаря знаниям и простым ежедневным действиям мы можем управлять процессами и строить то будущее, в котором хотим жить.

Игра создана по аналогии игры «Хранители воды» из Всероссийского урока Воды 2016 года.

Игра поможет рассмотреть способы энергосбережения в быту, доступные каждому учащемуся.

Выполнена игра из вторичных материалов: картон от и карточки – от старых игр, которые нашли в макулатуре. Крышечки от влажны салфеток собирали целенаправленно, заметив, как дети в классе с интересом играют ими, прежде, чем просто воспользоваться салфетками. Можно было бы просто взять стопку карточек, этого для игры достаточно. Но оформленное игровое поле в виде кармашков, из которых можно достать любой вопрос, превратило игру в бестселлер. Дети собирались группами, просили поиграть на переменах, после занятий. Доставали вопросы, отвечали на них, сами придумывая правила. И, конечно, все учащиеся усвоили способы энергосбережения в быту. Думаем о возможности использования этого игрового поля в других викторинах, например, обозначив на крышечках цену вопроса от 1 до 3 баллов.

Цель игры – познакомить учащихся со способами энергосбережения в быту для внесения личного вклада в решение глобальной проблемы изменения климата.

Группа делится на три команды. Команды по очереди отвечают на вопросы. Необходимо правильно ответить на 9 вопросов и превратить комнату в энергосберегающую. Примеры энергосбережения в комнате для обсуждения в игровой ситуации, 9 фрагментов: телевизор включен, хотя его никто не смотрит – выключить телевизор; горит лампа накаливания – заменить на энергосберегающую; грязное окно затемняет комнату – помыть окно; зарядка для телефона в режиме ожидания – отключать из сети зарядку; в розетке включено 3 электроприбора – воспользоваться сетевым фильтром; включен компьютер, ребенок читает книгу – поставить компьютер в режим ожидания; вещи н7а стуле в беспорядке, их придется утюжить – аккуратно сложить вещи; для игрушки куплен набор батареек – лучше воспользоваться аккумулятором; вещи сушатся на обогревателе – это опасно – воспользоваться сушилкой.

Общее время на выполнение задания – 30 минут.

Побеждает команда, давшая наибольшее число правильных ответов.

Методика и содержание игры.

Учащиеся  делятся на 3 команды. Каждая команда получает игровое поле –  изображение комнаты, в которой нерационально используют электроэнергию. Ведущий вытягивает карточки с вопросами (в нашем случае карточки с вопросами размещаются на специальном игровом поле, в разных пластиковых кармашках; один из игроков команды может выбрать карточку из любого кармашка, затем карточка откладывается в сторону), а команды по очереди отвечают: каждая команда может ответить максимум на 9 вопросов. Правильный ответ дает команде призовую карточку с изображением одного из девяти фрагментов той же самой комнаты, но с примером рационального использования энергии. Призовую карточку можно положить на соответствующий фрагмент игрового поля, тем самым как бы сохранив энергию в комнате. Ответив правильно на все 9 вопросов, команда может полностью сохранить нерационально использованную энергию. Ответив правильно на часть вопросов, она может сохранить электроэнергию частично.

В комплекте игры:

ü  Игровое поле –  изображение комнаты, в которой нерационально используют электроэнергию: на каждую команду (Приложение 1).

ü  Распечатанные и разрезанные карточки с вопросами для настольной игры  (в нашем случае: картонное игровое поле, выполненное из вторичных материалов, на которое наклеены пластиковые кармашки от влажных салфеток, внутри каждого кармашка карточки с вопросами (Приложение 4)): 27 карточек (Приложение 2).

ü  Распечатанные и разрезанные призовые карточки – фрагменты рационального использования энергии: 3 комплекта (Приложение 3).

Подготовка к игре

Перед учащимися – 3 копии игрового поля, по одной на каждую команду.

Перед педагогом – стопка карточек с вопросами (игровое поле с пластиковыми кармашками), стопка призовых карточек (для удобства ведущего призовые карточки можно заранее разделить на 3 стопки, каждая из которых складывается в одно целое изображение энергосберегающей комнаты).

Педагог разбивает учащихся на группы и объясняет задание. «А сейчас мы поиграем в увлекательную настольную игру «Хранители энергии». Разделитесь на 3 команды и придумайте для вашей команды название, связанное с энергией. Каждая команда получает игровое поле. Это не что иное, как комната, в которой, возможно живет ребенок вашего возраста, не умеющий рационально использовать энергию.  Ваша миссия – сохранить как можно больше электроэнергии в комнате.  Для этого каждой команде предстоит ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ даёт вам призовую карточку, которая делает фрагмент комнаты более энергосберегающим. Команда, которая к концу игры сохранит больше электроэнергии, станет победителем игры «Хранителей энергии!».

Ребята разбиваются на команды и придумывают название. Педагог предоставляет право первого хода одной из команд на своё усмотрение. Ведущий вытягивает одну из карточек с вопросами и зачитывает команде. Если команда отвечает правильно, то она получает призовую карточку и кладёт её на игровое поле, сохраняя энергию в комнате. Затем ход команды завершается, ходит следующая команда. В случае неправильного ответа ведущий зачитывает правильный ответ и передаёт ход следующей команде. В игре предусмотрено 27 вопросов, по 9 на каждую команду. Каждая призовая карточка закрывает одну девятую часть игрового поля, заменяя изображение комнаты с нерационально используемой энергией на энергоэффективную. Если время игры подошло к концу, а у двух (либо всех) команд одинаковое число призовых карточек, ведущий может вытянуть ещё одну карточку с вопросом (если остались вопросы без ответа), зачитать его для всех команд и присудить победу той команде, которая первой даст на него правильный ответ.

 

Приложение 1

 

Приложение 2

. Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия?  Энергия – это сила, приводящая предметы в движение, она необходима для того, чтобы начать движение, что–то поднять, нагреть, осветить.

2.Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии. Назовите один из способов.           Работа разнообразнейших электроприборов (пылесосов, холодильников, телевизоров и др.)

3. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете?      Энергосбережение – это и сэкономленные деньги семейного бюджета, и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля.

4.На кухонной посуде можно экономить энергию. Назовите один из способов экономии энергии с помощью посуды для электроплиты.        Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней; была бы с ровным дном без накипи.

5.Назовите оптимальное место  для холодильника с учетом экономии энергии.       При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить его вблизи батареи.

6.Как сэкономить электроэнергию  при глажении белья?          Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии.

7.Из чего человек вырабатывает электроэнергию?         Электроэнергию человек вырабатывает из природных ресурсов. Это полезные ископаемые, которые находятся в недрах нашей планеты.

8.Почему на ночь электроприборы  необходимо отключать от сети? У них есть срок службы,  чтобы из-за поломки не возникло короткое замыкание электрической сети и пожар и чтобы  сэкономить электроэнергию.

9.Почему не советуют включать много электроприборов в одну розетку? Это может привести к пожару. Может произойти перенапряжение электрической сети, и электроприбор сломается.

10.Почему советуют использовать стиральную машину при полной загрузке? Для экономии электроэнергии и для более длительного использования электрического прибора.

11.Почему для экономии электроэнергии нужно бережно относиться к своей одежде?   Очень много электроэнергии уходит на стирку и глажение, поэтому бережное отношение к своей одежде способствует экономии электроэнергии.

12.Почему необходимо беречь энергию? Чтобы сэкономить деньги; уменьшить загрязнение воздуха и воды; уменьшить катастрофические последствия изменения климата.

13.Назовите самый экономичный класс бытовых приборов: «А»?  «В»?  «С»?         «А».

14.У какого бытового прибора расход электроэнергии за месяц больше: у компьютера; холодильника; телевизора или стиральной машины?       В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно.

15.Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через: вентиляцию, дверные щели, окна или стены?             По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Бывает достаточно утеплить их специальными материалами.

16.Какая лампа наиболее энергоэффективная: светодиодная, лампа накаливания, люминисцентная, керосиновая?             Светодиодная лампа: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования.

17.Иван Петрович возмущён, что ему вообще приходится платить за воду. Попробуйте объяснить, почему вода не может быть бесплатной? Потому что её необходимо очистить, доставить в дом, а затем очистить стоки. На всё это тратится энергия и природные ресурсы.

18.Верите ли вы, что порядок в шкафу помогает экономить электроэнергию?          Да. Если в шкафу беспорядок, то некоторые вещи приходится утюжить «внепланово», затрачивается энергию.

19.Верите ли вы, что белая стена поможет сэкономить до 80 % энергии?      Да. Гладкая белая стена отражает 80 % направленного на нее света; темно-зеленая – 15 %; а черная – только 9 %.

20.Почему настоящий хранитель энергии не станет размораживать продукты в микроволновой печи?             Это требует большого количества энергии. Чтобы сэкономить электроэнергию, нужно заранее разморозить полуфабрикаты в комнате на столе.

21.Для очистки, доставки  и подогрева воды в квартиры требуется энергия. Как помыть посуду Хранителю энергии?  В посудомоечной машине или замочить посуду в раковине, так можно очистить загрязнения, и затем сполоснуть под проточной водой.

22.Почему настоящий Хранитель энергии не оставит дверцу холодильника открытой? Чтобы не допускать образования в нем «снеговых шуб», из-за которых для поддержания заданной температуры будет расходоваться энергия. 

23.Верите ли вы, что грязные окна поглощают солнечный свет?         Да. Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей  чистоте!

24.Почему настоящий Хранитель энергии регулярно моет электрочайник?   Чтобы не допускать появления накипи, из-за которой вода нагревается медленнее, в результате – потери энергии составляют 20%.

25.Как вы думаете, какая основная причина нерационального использования энергоресурсов в быту?             Мы просто забываем выключать свет, когда он не нужен. И оставляем электроприборы в режиме ожидания.

26.Почему настоящий Хранитель энергии не станет закрывать батареи декоративными панелями, коробками, тяжелыми портьерами?          Чтобы теплый воздух свободно циркулировал от батареи в комнату, и не приходилось включать дополнительное отопление.

27.Почему советуют стирать горячей водой, только когда это действительно необходимо. В остальных случаях использовать холодную стирку? Примерно 90% электроэнергии уходит на подогрев холодной воды. Вещи со слабым загрязнением отстираются и в холодной  воде.

 

Приложение 3

 


 

ИГРА: ХРАНИТЕЛИ ЭНЕРГИИ» Автор:

ИГРА: ХРАНИТЕЛИ ЭНЕРГИИ» Автор:

Учащиеся делятся на 3 команды

Учащиеся делятся на 3 команды

Приложение 2 . Электричество приносит нам большую пользу

Приложение 2 . Электричество приносит нам большую пользу

Почему не советуют включать много электроприборов в одну розетку?

Почему не советуют включать много электроприборов в одну розетку?

Почему настоящий Хранитель энергии не станет закрывать батареи декоративными панелями, коробками, тяжелыми портьерами?

Почему настоящий Хранитель энергии не станет закрывать батареи декоративными панелями, коробками, тяжелыми портьерами?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022