Методическая разработка «Инновационные образовательные технологии в обучении детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» (для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)

  • docx
  • 07.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методическая разработка.docx

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Инновационные образовательные технологии в обучении детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

(для обучающихся с ОВЗ  (с интеллектуальными нарушениями)

 

 

 

Автор: учитель русского языка и литературы

Атнагулова Лилия Фановеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь

2025г

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение

2. Актуальность темы

3. Использование  инновационных образовательных технологий на уроках с  детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. Виды образовательных технологий.

4. Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в нашей сфере. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет. В настоящее время по данным министерства здравоохранения в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети с ОВЗ.

      Основная задача педагогов: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия с такими детьми ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений.

В рамках реализации ФГОС задача учителя усложняется.  С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика,  создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия,   воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   современных педагогических технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

 

   Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

 Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Цель педагогической деятельности: научить детей с ОВЗ самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности.

         В  своей  работе  я нередко сталкиваюсь  с  тем, что  некоторые  учащиеся  не усваивают материал  программы  по  русскому  языку.  Трудно  определить причины отставания.  Ясно  только  одно: ситуация  такая складывается под  влиянием  внешних  и внутренних  факторов.  Внешние  факторы  связаны  с особенностями  среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены  психологическим  складом ребенка. Приходится  немало работать  над  тем,  чтобы  заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.

Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.  В   поисках новых  идей я  обратилась  к  нестандартным  формам   урока, т.е. к  современным  технологиям,  которые обеспечивают  активное  участие  в  уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную  ответственность школьника за результаты учебного труда.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала  вывод, что именно  такие  уроки   повышают  эффективность  обучения, развивают  активность, самостоятельность,  личную  инициативу  и  творческие способности    учащихся.

В данной методической разработке– обобщение опыта работы за три учебных года (2021- 2022 уч г.,  2022 – 2023 уч. г, 2023 – 2024 уч. г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование  инновационных образовательных технологий на уроках с  детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. Виды образовательных технологий.

 

Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся.

Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.

За три учебных года было мною изучено  следующие технологии:

- кейс – технологии

- метод интеллект карт

- кроссенс метод

- технология коррекционно развивающего обучения

Краткие характеристика изученных инновационных технологий

Кейс – технология  - один из механизмов, позволяющих максимально задействовать  коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественно , так и публицистической литературы.

Цель кейс – технологии  заключается в активизации познавательной деятельности обучающихся, что,  в свою очередь, повышает эффективность обучения; повышении мотивации к учебному процессу; отработке умений работы с информацией, в том числе  умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации; умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации; приобретении навыков  чёткого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку  зрения; выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса – предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания; подробное описание опорных ситуаций; сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы; учебно – методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная; режим работы с кейсом; критерии оценки работы  по этапам.

                Метод  интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на всех этапах обучения; в сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.

Обобщая работу по использованию метода ИК на уроках   можно сделать след выводы о его применении:

- привлекает возможности решать разнообразные задачи: познавательные, информационно- коммуникационные, рефлексивные;

- позволяет сделать обучение увлекательным и творческим;

- дает возможность проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления);

-эффективен для организации коллективной деятельности, работы в группе, индивидуальной работы.

       Кроссенс метод способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт хорошие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

       Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше.

Например, так как увеличивается учебная мотивация на уроках русского языка и литературы, то и можно заметить, что возрастает техника чтения. Приведу пример результат техники чтения одного обучаемого класса

Таблица «Результаты техники чтения за три учебных года»

5кл                         2021- 2022уч г

6кл                     2022 – 2023уч г

7кл

2023 – 2024 уч. г

Карина А.    56

Карина А .67

Карина А. 89

Кирилл Б.  72

Кирилл Б.  85

Кирилл Б. 120

Софья В.   45

Софья В.  67

Софья В. 85

Ирина В. 70

Ирина В. 94

Ирина В. 134

Егор В.  63

Егор В.  78

Егор В.   112

Камила И.  54

Камила И.  82

Камила И.  95

Роман К.  58

Роман К.   61

Роман К.  89

Анастасия 55

Анастасия 83

Анастасия 105

Максим М. 75

Максим М. 94

Максим М. 134

Эдуард М. 86

Эдуард М. 91

Эдуард М.   106

Кирилл Н  65

Кирилл Н   71

Кирилл Н   110

Дмитрий Р  75

Дмитрий Р   89

Дмитрий Р   99


Таблица  «Результативность качества и успеваемости по русскому языку в данном классе по итогам контрольных работ за год»

Качество

2021- 2022уч г

Качество

2022- 2023уч г

Качество

2023- 2024уч г

45%

 56%

62%

 

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку с ОВЗ урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру, и приносит положительный результат.

 

 

 

Список использованной литературы

1.   Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.

2.   Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка. -Автореферат дис. . д-ра пед. наук.-М., 1991. 44 с.

3.   Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. -М.: Просвещение, 1981.-С.34-42.

4.   Карпов В.В. Зарубежные образовательные технологии. -СПб., 1997.-63 с

5.   Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.

6.   Колшанский Г.В. Проблемы коммуникативной лингвистики//Вопросы языкознания. 1979. - № 6, - С. 51-62.

7.   Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991, С.121 .

8.   Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. - № 3. - С. 3-7.

9.   Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. - 255 с

10.                       Львова С.И. Язык в речевом общении. - М.: Просвещение, 1992.

11.                       Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Рус. яз и лит. - 2001. - № 1. - С. 10-14.

12.                       Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.

 13.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.html

14. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.

15. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения//Педагогическое образование и наука.- 2012. - № 11. C. 98-102.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Кроссенс – технология

Кросенс -  головоломка, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений (кроссвордов, ребусов, головоломок, загадок). Идея технологии  - объединить понятия, образы, слова воедино.

                    Цель применения кроссенс  - технологии:

выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;  развивать зрительное восприятие; развивает высшие психические функции  обучающегося с ОВЗ.

Алгоритм составления кроссенса:

- определить тематику, общую идею;

- выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

- определить последовательность;

- установить логические связи между ними;

-  определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения, и оформить игровое поле из 9 квадратов;

-  сконцентрировать  смысл в одном элементе ( 5 квадрат);

- выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

-  поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

- заменить прямые образы и ассоциации  косвенными и символическими. 

Технология «Кроссенс» позволяет:

· упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

· развивать зрительное восприятие;

 · учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

· развивать логику;

 · развивать образное мышление;

 · учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

 · учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

 · учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

· учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

· развивать смекалку, тренировать внимание.

 

Метод – интеллект – карта

                      Интеллект – карта – это отображение на бумаге эффективного способа  думать, запоминать,  вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения и совершенствовать.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

               Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его.

              В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается.

Цель применения метода интеллект  -карты: с  помощью интеллект карт можно упростить процесс обработки информации и облегчить ее восприятие.

Область применения: используется на уроках русского языка и литературы на этапах закрепления и повторения темы или при подведении детей  к теме урока.

             

 

приставка

 

                   окончание                                      

Овал: Состав слова

 


                                                    корень

 

                                              суффикс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Результат: процесс создания интеллект- карты позволяет задействовать несколько областей мышления.

Преимущества

·         помогает визуально выделить главную информацию;

·         упрощает понимание сложных идей и концепций;

·         позволяет детально проработать все актуальные вопросы и учесть общую картину;

·         стимулирует креативно мыслить и решать проблемы нестандартно.

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс - метод

     Кейс метод -  пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути её решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

      Кейс –метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие  себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы и русского языка полезной оказывается совместная деятельность , которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить  и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Цель кейс- технологии — формирование у обучающихся знаний, умений и личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности.  

Область применения: описание картины на уроках русского языка и литературы.

Класс делят на группы: сильные, которые пишут самостоятельно сочинения, средние  - по словарному плану,  слабые  - по карточке с заданием: дописать предложения.

1.Кейс – задание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

Задание: рассмотрите картину и допишите к каждому началу предложения недостающие слова.

Перед нами уголок _______________________________________

Среди  зелёной травы _____________________________________

Белоголовые ребятишки___________________________________

Стайка кур______________________________________________

Дремлет  запряжённая ____________________________________

Женщина _______________________________________________

За  забором шумит________________________________________

За домами возвышается____________________________________

Кресты горят в___________________________________________

В вышине_______________________________________________

Вся картина изображена  __________________________________

 

2.Кейс – задание по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Задание: рассмотрите картину и допишите к каждому предложению недостающие слова.

Перед нами картина _____________________________________________

На ней мы видим царевича, держащего _____________________________

Вместе они несутся на Сером Волке сквозь _____________________________

Царевич одет в _____________________________________________________

На голове _____________________, а на ногах – _________________________

Иван-царевич не забыл взять _________________________________________,

ведь за ними может ________________________________________________.

Он очень _________________________________________________________ 
На руках у царевича  сидит __________________________________________

Она одета  в _______________________________________________________,

ее волосы _________________________________________________________.

Девушка доверяет __________________________________________________.

В знак этого она положила __________________________________________.

Серый Волк _______________________________________________________.

 Он изображен во время _____________________________________________.

Картина выполнена ________________________________________ красками. 

Темными красками _____, а яркими цветами – __________________.

Благодаря этому мы видим, что ______________________________________ – положительные герои.

 

Пример кейса при изучении поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

          В конце поэмы читаем:

Мать –   родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет  Теркин  твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

            Что ж ты, брат, Василий  Теркин ,

Плачешь  вроде?

-Виноват…

           - Что бы вы ответили плачущему Теркину?

 

Результат кейс - технологии: позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного  исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует  познавательную мотивацию.

                                             

                      

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru