Методическая разработка «Инновационные образовательные технологии в обучении детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» (для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)

  • docx
  • 07.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка «Инновационные образовательные технологии в обучении детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» (для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)
Иконка файла материала Методразработка.docx

Кроссенс – технология

Кросенс -  головоломка, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений (кроссвордов, ребусов, головоломок, загадок). Идея технологии  - объединить понятия, образы, слова воедино.

                    Цель применения кроссенс  - технологии:

выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;  развивать зрительное восприятие; развивает высшие психические функции  обучающегося с ОВЗ.

Алгоритм составления кроссенса:

- определить тематику, общую идею;

- выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

- определить последовательность;

- установить логические связи между ними;

-  определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения, и оформить игровое поле из 9 квадратов;

-  сконцентрировать  смысл в одном элементе ( 5 квадрат);

- выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

-  поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

- заменить прямые образы и ассоциации  косвенными и символическими. 

579200_7

fca7bf969a0a3469419ff38582b48942d382d2c9

Технология «Кроссенс» позволяет:

· упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

· развивать зрительное восприятие;

 · учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

· развивать логику;

 · развивать образное мышление;

 · учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

 · учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

 · учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

· учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

· развивать смекалку, тренировать внимание.

 

Метод – интеллект – карта

                      Интеллект – карта – это отображение на бумаге эффективного способа  думать, запоминать,  вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения и совершенствовать.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

               Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его.

              В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается.

Цель применения метода интеллект  -карты: с  помощью интеллект карт можно упростить процесс обработки информации и облегчить ее восприятие.

Область применения: используется на уроках русского языка и литературы на этапах закрепления и повторения темы или при подведении детей  к теме урока.

            

 

приставка

 

                   окончание                                       Овал: Состав слова

 

                                                    корень

 

                                              суффикс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Результат: процесс создания интеллект- карты позволяет задействовать несколько областей мышления.

Преимущества

·         помогает визуально выделить главную информацию;

·         упрощает понимание сложных идей и концепций;

·         позволяет детально проработать все актуальные вопросы и учесть общую картину;

·         стимулирует креативно мыслить и решать проблемы нестандартно.

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс - метод

     Кейс метод -  пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути её решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

      Кейс –метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие  себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы и русского языка полезной оказывается совместная деятельность , которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить  и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Цель кейс- технологии — формирование у обучающихся знаний, умений и личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности.  

Область применения: описание картины на уроках русского языка и литературы.

Класс делят на группы: сильные, которые пишут самостоятельно сочинения, средние  - по словарному плану,  слабые  - по карточке с заданием: дописать предложения.

1.Кейс – задание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

Задание: рассмотрите картину и допишите к каждому началу предложения недостающие слова.

Перед нами уголок _______________________________________

Среди  зелёной травы _____________________________________

Белоголовые ребятишки___________________________________

Стайка кур______________________________________________

Дремлет  запряжённая ____________________________________

Женщина _______________________________________________

За  забором шумит________________________________________

За домами возвышается____________________________________

Кресты горят в___________________________________________

В вышине_______________________________________________

Вся картина изображена  __________________________________

 

2.Кейс – задание по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Задание: рассмотрите картину и допишите к каждому предложению недостающие слова.

Перед нами картина _____________________________________________

На ней мы видим царевича, держащего _____________________________

Вместе они несутся на Сером Волке сквозь _____________________________

Царевич одет в _____________________________________________________

На голове _____________________, а на ногах – _________________________

Иван-царевич не забыл взять _________________________________________,

ведь за ними может ________________________________________________.

Он очень _________________________________________________________ 
На руках у царевича  сидит __________________________________________

Она одета  в _______________________________________________________,

ее волосы _________________________________________________________.

Девушка доверяет __________________________________________________.

В знак этого она положила __________________________________________.

Серый Волк _______________________________________________________.

 Он изображен во время _____________________________________________.

Картина выполнена ________________________________________ красками. 

Темными красками _____, а яркими цветами – __________________.

Благодаря этому мы видим, что ______________________________________ – положительные герои.

 

Результат кейс - технологии: позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного  исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует  познавательную мотивацию.

                                             

                      

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru