Методическая разработка интерактивного практического занятия для преподавателя по специальности 31.02.01 Лечебное дело ПМ 02. Лечебная деятельность МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста Тема: Лечение заболеваний почек и мочевыделительной системы у детей
Оценка 4.6

Методическая разработка интерактивного практического занятия для преподавателя по специальности 31.02.01 Лечебное дело ПМ 02. Лечебная деятельность МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста Тема: Лечение заболеваний почек и мочевыделительной системы у детей

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
24.01.2024
Методическая разработка интерактивного практического занятия  для преподавателя по специальности 31.02.01 Лечебное дело ПМ 02. Лечебная деятельность МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста  Тема:  Лечение заболеваний почек и мочевыделительной системы у детей
Данная методическая разработка составлена с учетом учебно-методического плана проведения практических занятий в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности программы профессионального модуля ПМ 02: Лечебная деятельность. Она определяет формирование основных профессиональных компетенции (ПК) и общих (ОК) компетенций. На разных этапах учебного занятия преподаватель оказывает помощь и поддержку учащимся в учебной и исследовательской деятельности. При этом учитываются индивидуальные, психологические и возрастные особенности учащихся. Компетенция в широком смысле - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. Компетенция профессиональная - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности, другими словами компетенция есть действие, приводящее к нужному результату.
МЕТОД для преподавателя ПМ 02. Лечение заболеваний почек.docx

Министерство здравоохранения Иркутской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Усть-Ордынский медицинский колледж им. Шобогорова М.Ш.»

Методическая разработка интерактивного практического занятия

для преподавателя по специальности 31.02.01 Лечебное дело

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

 

Тема:  Лечение заболеваний почек и мочевыделительной системы у детей

 

 

Усть-Ордынский, 2023

 

      Рассмотрено и одобрено   на заседании  ЦМК ПМ                                                                                                                                                                                         

         Протокол №3  от «22» ноября 2023 г.                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

                     

                                                                                                               

  Составил преподаватель: Н.С.Башханова

 

Аннотация

              Данная  методическая разработка составлена с учетом учебно-методического плана проведения практических занятий в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности программы профессионального модуля ПМ 02: Лечебная деятельность. Она определяет  формирование  основных профессиональных компетенции (ПК) и общих (ОК) компетенций.

            На разных этапах учебного занятия преподаватель  оказывает помощь и поддержку учащимся в учебной и исследовательской деятельности. При этом учитываются индивидуальные, психологические и возрастные особенности учащихся.  Компетенция в широком смысле - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. Компетенция профессиональная - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности, другими словами компетенция есть действие, приводящее к нужному результату.

В отличие  от знаний, которые являются систематизацией результатов познавательной деятельности человека и  существуют в  форме понятий и представлений, компетенции определяются и выявляются только в действии. Также в отличие от знаний, компетенции не могут быть проявлены и оценены вне выполнения практической задачи, или моделировании такого выполнения (игры, тесты). И лучший способ оценивания профессиональных и общих компетенций – это не что иное,  как  проведение интерактивного практического занятия, где студенты в полной мере могут раскрыть свои практические знания и умения, а также  показать свои  коммуникативные способности.

Надеюсь, что разработка практического занятия будет полезной молодым педагогам в практической деятельности  и окажет им методическую помощь в проведении интерактивных занятий с целью освоения основного вида профессиональной деятельности студентами медицинского  колледжа.

Буду признательна получить критическое замечание, чтобы учесть его  в своей профессиональной деятельности при разработках методических пособий.

 

 

 

Актуальность темы:

Заболевания почек и мочевыделительной системы у детей остаются одной из важнейших проблем  педиатрии.  В настоящее время задача профилактики приобретает особое значение. В последние годы в связи со значительным ростом случаев почечной патологии у детей и заметной эволюцией основных клинических синдромов и симптомов детская нефрология стала одной из актуальных проблем педиатрии. Все чаще стали встречаться латентные формы заболевания почек, выявляемые только во время профилактических осмотров или в период появления признаков хронической почечной недостаточности.

По данным М.С. Игнатовой, Вельтищева Ю.Е. частота заболеваний почек и мочевыводящих путей среди детей в нашей стране составляет в среднем 21,0 на 1000 детей, с колебаниями в разных регионах от 12,0 до 54,0 на 1000 детского населения. По данным нефрологического отделения областной детской больницы г. Иркутска - 26,3% составляют дети с пиелонефритом, 32,1% - гломерулонефритом, 29,9 % - наследственные и врожденные нефропатии.

Основная задача  изучения темы заболеваний мочевыделительной системы ребенка - дать студенту основные сведения по нефрологии детского возраста, необходимые для диагностики и лечения заболеваний почек.

В своей будущей профессии внимание фельдшера будет обращено на профилактические аспекты заболеваний почек у детей, раннюю диагностику, выявление пограничных состояний, на целесообразность использования средств, предупреждающих развитие заболеваний мочевыделительной системы.

Фельдшеру в своей будущей деятельности будут необходимы сведения об этиологии, патогенезе.  Будут необходимы сведения  о ключевых моментах диагностики заболеваний для того, чтобы распознать болезнь на ранних этапах развития, чтобы своевременно оказать современные  методы  лечения и профилактики заболеваний почек.

Дети из группы высокого риска по развитию болезни почек и мочевыводящих путей должны быть систематически обследованы на наличие патологии почек. К группам высокого риска по патологии почек и мочевыделительной системы относят:

- детей из семей с наличием двух и более родственников с патологией МВС (роль наследственности в развитии заболеваний почек);

- с гипертонической болезнью;

- нефропатией у матери во время беременности;

- детей, имеющих пять и более стигм дисэмбриогенеза (малых аномалий развития);

- детей с артериальной  гипертензией;

- дети с рецидивирующими болями в животе;

-дети, у которых диагностирована ВУИ, неонатальный сепсис, генерализованный кандидоз, неясного генеза гипотрофия.

 

Требование к уровню усвоения учебного материала (прогнозируемый результат проведения интерактивного занятия):

·         расширение знаний по теме; формирование умения  расчета  лечебной и профилактической дозы лекарственных средств;

·         формирование профессиональных ( ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.8)  и общих (ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 6; ОК 7; ОК12) компетенций;

·         умение высказывать свою  точку зрения и  понимать чужое мнение;

·         умение оценивать результаты своего труда, давать самооценку.

 

                                 1.         Контроль за деятельностью учащихся  на практическом занятии  осуществляется  через  сформированное умение    составлять  ситуационные  задачи  студентом  с осуществлением на муляжах (имитации) сестринской помощи.   Контроль и оценка работы студента осуществляется  через выполнение ролей деловой игры, через степень активности работы каждого студента в малых группах. Контроль  за деятельностью студентов   также  осуществляется  через  тестирование, заполнение документации (направление на анализы, выписку рецептов с расчетом лечебной и профилактической дозы антибиотиков,   умение    вычленять  и записывать нужную информацию   в рабочей  тетради,  умение вести запись фрагмента истории болезни, графического заполнения температурного листа и  листа назначений и т.д.).

Технология проведения практического занятия  предполагает следующие этапы работы:

1.      Вызов – вызов интереса, все, что знаем по теме. Выполняется схема - знали, знаем, хотим больше знать.

Актуализация знаний, мотивация изучения темы, целеполагание - способ выведения на определенную цель, поиск знаний, полученных на междисциплинарных дисциплинах для того, чтобы связать их с новым материалом.

2.      Этап осмысления – пропускаем через себя информацию (мозговой штурм, решение и составление  ситуационных и ролевых задач).

 

Обсуждение: каждый должен высказаться, каждый должен  быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Умение воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

 

3.      Рефлексия – осмысление того, что узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.  Формирование  умения  у студентов  провести  самоанализ работы и анализ работы  своих товарищей.

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЯ

31.02.01

3 курс, 31.02.01 Лечебное дело

Предмет ПМ 02. Лечебная   деятельность

МДК 02.04.  Лечение пациентов  детского возраста

Тема занятия:  Лечение заболеваний почек и мочевыделительной системы у детей

Вид занятия: практическое (интерактивное).

            Время: 180 минут

  Цели занятия

Обучающие:

1.Углубить знания студентов о заболеваниях почек (пиелонефрите, гломерулонефрите), цистите, уретрите. Научить интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования.

2. Развить у студентов навыки клинического мышления, научить проводить дифференциальную диагностику патологии почек с целью правильной  и своевременной постановки диагноза и  назначения лечения.

3.Научить назначать лекарственные средства в педиатрической практике на кг/веса, (суточную дозу, разовую дозу).

4.Формировать у студентов готовность  к  самостоятельной  профессиональной медицинской деятельности.

После проведения занятия студент должен овладеть профессиональными  компетенциями:

ПК 2.1; ПК 2.2;ПК 2.3; ПК 2.4; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7; ПК2 .8.

Развивающие:

1.Углубить приобретенные навыки студентов  при    работе  с литературой, формирование умений принятия решений, общаться, вести диалоги  и  дискуссии.

2.Способствовать формированию  у студентов готовности  к  самостоятельной  профессиональной медицинской деятельности.

 Студент должен  овладеть общими компетенциями:  ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 6; ОК 7.         

 

Воспитательные:

 1. Воспитать честное, добросовестное отношение к труду, познавательный интерес к учебе.

 2. Воспитать самоконтроль,  аккуратность, ответственность и требовательность к себе и товарищам.

Студент должен  овладеть общими компетенциями ОК 1;ОК7.

Деонтологическая:

1.Формировать навыки общения с детьми и их родителями, друг с другом,  между собой и преподавателем.

Студент должен  овладеть компетенциями:  ОК6.

 

Межпредметные связи

Обеспечивающие: анатомия и  физиология человека, пропедевтика клинических дисциплин в педиатрии,

фармакология, здоровый человек и его окружение, технология оказания медицинских услуг, математика,

Обеспечиваемые – специальность Лечебное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ (ХРОНОКАРТА) ПРАКТИЧЕСКОГО АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ " ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ  МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ"

 

 

  Этапы     

 

Действия преподавателя

 

Действия студентов

 

Цель

 

Время

ФОПД

(форма организации педагогической деятельности)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

1.Приветствует студентов

2.Обращает  внимание на  внешний вид

3.Обращает внимание на санитарное состояние учебной комнаты, готовность к работе компъютера, экрана, доски и т.д.

4. Проверяет готовность студентов к занятию.

5.Отмечает отсутствующих

6. Раздает тетради для тестирования

 

 

 

1.Приветствуют преподавателя

2.Занимают рабочие места

3.Слушают преподавателя

4.Записывают в рабочие тетради тему, план, цели занятия.

5.Дежурный студент раздает тетради для тест-контроля

 

 

 

 

1.Организует и  дисциплинирует студентов

2.Создает рабочую обстановку:

а) активизирует внимание;

б) побуждает к самостоятельной учебной деятельности.

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мультимедийная

презентация практического занятия

Изложение плана работы.

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

II

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (способ выведения на определенную цель)

Мотивация изучения темы  и целеполагание занятия.

- Мы сегодня с вами продолжим изучать патологию мочевыделительной системы у детей.

- Обращает особое внимание на  роль данного занятия в будущей практической деятельности студентов.

- Высвечивает план занятия, компетенции, которыми должен овладеть студент.

 1. Осмысливают план занятия.

2. Ставят перед собой цели (может сообщить и преподаватель).

 

1. Настроить  на целенаправленную деятельность

2. Формирует познавательный интерес к учебе, к занятию, к предмету.

 

 

2 мин

 

Изложение цели занятия. Или самостоятельно предлагает определить  перед собой цель занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫЗОВ

 

Ш

ВЫЗОВ:

Актуализация знаний. Показывает фото на экране (выраженная патология почек, фото детей  с патологией МВС).

Контроль исходных знаний.

Проводится вводный мультимедийный Самопроверяющий Тест- (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Создает условие - знаю-хочу знать больше

 

 

1.Слушают объяснение, и выполняют задание,

каждый ответ комментируется  студентами и преподавателем.

2.Осознание необходимости  приобретения новых знаний.

3.Формирование новых подходов к заболеваниям детей, к здоровью ребенка, важности профилактической деятельности фельдшера.

Выполняют Самопроверяющий  Тест.

 

1.Формируется умение быстро ориентироваться в ответах.

 

2.Формирование новых подходов к заболеванию

 

 

 

 

 

 

 

15

мин

 

Стратегия: МОЗГОВОЙ ШТУРМ-входное тестирование с одновременным

фронтальным опросом

работа в режиме У1-У2 -У3 и т.д.

 ( по цепочке)

Моментальное высвечивание  на экране допущенных ошибок.

 

Слайд 2, 3 ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

ОСМЫСЛЕНИЕ (размышление)

 

 

IY

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Преподаватель

делит группу на 3 звена (в зависимости от способности  уч-ся).

 См. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Озвучивает цель работы в звеньях.

 

 

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Студенты работают малыми группами.

Записывают условия и решения задачи в рабочие тетради,

выписывают направления на анализы.

Проводят расчет доз для профилактики, оформляют для проверки рабочие тетради, готовятся к ответу. Выписывают рецепты ЛС.

Готовятся к оказанию неотложной помощи детям.

Повторяют в/м, в/в капельное  введение ЛС, записывают в рабочих тетрадях (фрагмент истории болезни), выписывают рецепты ЛС для профилактики и лечения.

Готовятся к ответу, сами решают  и оценивают свою работу, высказывается каждый член звена.  Изучают

ПРИЛОЖЕНИЕ 3-6.

 

 

Работа малыми группами способствует обмену мнениями между студентами, развивается умение анализировать информацию, прислушиваться к мнению товарищей и принимать правильное решение в группе.

Формируется умение  выявлять проблемы  различных медицинских ситуаций.

Развиваются коммуникативные умения студентов.

Приобретают навыки расчета ЛС на  кг/веса ребенка, суточную дозу, разовую дозу.

Вырабатывается аккуратность, внимательность, закрепляются навыки, полученные ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33 мин

 

Задания высвечиваются на экране (ситуационные задачи 1-3).В тексте ситуации присутствуют «ошибки», намеренно и точно «разбросанные» (от явных, точных несоответствий, до скрытых, обнаружение которых потребует от студента достаточного интеллектуального напряжения. Текст задачи преподаватель предлагает  пометить значками (Стратегия: «И.Н.С.Е.Р.Т»,

 «КЛАСТЕРЫ»).

 См. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Каждое задание разбирается, анализируются ответы:

-высказывается общее впечатление;

-оценивается знание материала темы;

-осмысленность изложения материала;

-оценивается последовательность изложения;

-грамотность речи;

-умение дифференцировать  с другими заболеваниями;

-умение делать выводы;

-оценивается неотложная помощь ребенку.

Педагог оценивает степень активности студентов, оформление рабочих тетрадей.

 

 

Г) Закрепление изучаемой темы ролевая игра - Я ФЕЛЬДШЕР

Преподаватель предлагает разделиться на три подгруппы, в каждой из них студенты  сами выбирают роли: фельдшера и родителя  ребенка.

Преподаватель предлагает после изучения ПРИЛОЖЕНИЯ 1 (план составления ситуационной задачи) каждой группе студентов самостоятельно составить проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперта для оценки работы фельдшера и группы преподаватель назначает из другой подгруппы.

 

 

 

 

 

 

 

Изучают ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая анамнез, жалобы, этиологию, патогенез, клинические проявления заболевания, данные лабораторного и инструментального исследования студенты каждой группы составляют ситуационную задачу и решают ее.

 

 

Изучают  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Самостоятельно решают данную задачу, находят ответы, выступают, задают вопросы, разыгрывается ролевая деловая игра. На ответы каждой группе дается по 15 мин.

В коллективе каждой подгруппы  студенты выбирают роли родителя ребенка и роль фельдшера.

Затем условие задачи и ее решение фельдшер  каждой подгруппы докладывает всей  группе студентов.

Группа слушает доклад фельдшера.

Оценку  работы  проводят студенты с комментариями.

 

 

 

Совершенствуется умение работать в коллективе, нести ответственность за каждого члена  команды. Учатся создавать проблемную ситуацию и находить выход из нее.

Развивается логическое мышление, аналитические умения, умение выделять главное, существенное.

 

В группах создается атмосфера сотрудничества и творчества.

Закрепляется умение клинически мыслить.

Развиваются поисковые умения студентов.

 Студенты погружаются в профессиональную деятельность.

 

В ходе игры студенты приобретают навыки сбора анамнеза, жалоб, учатся выявлять основные  клинические проявления болезни. Учатся выявлять допущенные ошибки,  исправлять их, правильно  и  аргументированно   оценивать свою работу и работу товарищей.

Учатся развивать речь, умение оперировать теоретической подготовкой, учатся анализировать,

находить неточности в ответах, учатся решать проблемы.

Формируются навыки выступления перед аудиторией, что в дальнейшем пригодится в профессиональной деятельности.

 

 

 

45

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия: «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА», «РОМАШКА БЛУМА», «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»   См. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

высвечивается на экране.

Выполняет консультирующую, координирующую и направляющую функции.

 

Оценивает активность работы каждого студента при моделировании клинических ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет консультирующую, координирующую и направляющую функции.

 

 

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ СТУДЕНТОВ

 

 

А) Стимулирует рефлексию студентов.

 

Предлагает записать эссе для рефлексии «Компетентен  ли Я».

 

Б) Преподаватель предлагает студентам ответить на вопрос  «Какую новую информацию они получили после изучения темы?

 

В) Предлагает  студентам подвести  итоги занятия, оценить свою работу.

 

 

Каждый студент высказывает мнение по индивидуальной работе студентов и работе группы в целом составе, например:

·          -мне было интересно…..

·          - я сегодня поняла, что….

·          - мне было трудно….

·          - я не смогла….

 

 

Учатся правильно проводить самоанализ, анализ работы товарищей.

Читают или устно сообщают  о том, какую информацию они получили.

Получают возможность переосмыслить полученные сведения, сравнить свое видение проблемы с другими взглядами, приобретают опыт критики, отстаивания своей позиции.

 

 

 

9мин.

Выполняет координирующую и направляющую функции.

Дает оценку трудам  на практическом занятии и дома, поощряет за то, что так легко и правильно  справился студент  с заданием. Отмечает то, что необходимо доработать. Помогает  сформулировать задачи и наметить способы их решения, обсудить практические меры по реализации поставленных целей.

Подведение итогов

Преподаватель проверяет тетради для практических работ, правильность выписки рецептов, выставляет оценки с комментариями. Выявляет слабые места в изучении темы, готовность студентов к самостоятельной работе

 

 

 

V

 

Задание на дом

Преподаватель сообщает тему следующего занятия. Акцентирует внимание студентов, сообщает литературу и другие источники, предлагает дома составить тест по этой теме

 

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

Активизируется  внимание

 

2 мин

Объясняет  условия выполнения самостоятельной работы для подготовки к следующему практическому занятию.

YI

Заключительная часть

Студенты убирают рабочее место, дежурные – готовят доску к занятию.

Студенты  убирают инструментарий и оборудование, наводят чистоту и порядок.

 

Вырабатывается аккуратность

2 мин

Благодарит всех студентов за работу на уроке.

 

 

 

Результатом освоения профессионального модуля по теме: «Лечение заболеваний мочевыделительной системы у детей» является овладение студентами  профессиональными (ПК) и общими (общекультурными) (ОК) компетенциями.

 

 результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ02.  

студент  должен уметь:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп с пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом.

ПК 2.2.

Определять тактику ведения пациента с пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом.

ПК 2.3.

Выполнять лечебные вмешательства пациенту  с пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом.

ПК 2.8.

Оформлять медицинскую документацию детей различного возраста с пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом..

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется педагогом:

Результаты освоения ПК

 

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп

-    Представление индивидуальных программ медикаментозного и немедикаментозного лечения пациентов в зависимости от возраста, заболевания.

- тестовый контроль с применением информационных технологий;

- устный контроль;

-решение проблемно-ситуационных задач;

-само- и взаимоконтроль;

- деловая игра;

-дневник практической деятельности;

-наблюдение и оценка выполнения практических действий в моделируемых условиях;

- выполнение фрагмента истории болезни.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

-    Грамотное определение тактики ведения пациентов различных возрастов при пиелонефрите, гломерулонефрите, цистите на догоспитальном  этапе.

ПК 2.3. Выполнение лечебных вмешательств

-    Выполнение лечебных вмешательств в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, с соблюдением правил инфекционной и личной безопасности.

-    Выполнение требований лечебно-охранительного режима и диетологических принципов лечения.

ПК 2.8. оформлять медицинскую документацию

-    Полнота, точность, грамотность при заполнении медицинской документации с использованием соответствующей медицинской терминологии в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность  профессиональных компетенций, но и развитие ОБЩИХ (общекультурных) КОМПЕТЕНЦИЙ и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-    Демонстрация интереса к будущей профессии и понимания ее значимости в современном обществе.

 

 

 

 

 

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

-    Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при лечении пациентов с рахитом, спазмофилией;

-    Анализ и оценка эффективности и качества собственной деятельности.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

-    Грамотное решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при лечении пациентов различных возрастов при рахите и осложнениях рахита.

-    Способность анализировать свою деятельность и нести ответственность за нее.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

-    Эффективный поиск необходимой информации.

-    Использование различных источников информации, включая электронные.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

-    Грамотная работа с персональным компьютером, Интернетом, другими электронными носителями на уровне пользователя.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

-    Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. -

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий

-    Умение анализировать собственную деятельность и деятельность коллег, отвечать за результаты коллективной деятельности. Умение работать в команде, взаимодействовать со студентами и преподавателями.

ОК 12. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности

-    Четкое соблюдение техники безопасности, соблюдение инфекционной безопасности.

 

 

 

 

Заключение

                Сегодня  как никогда  ранее профессионализм преподавателя, со слов Аникушевой Е.А, определяют его способность к многофункциональности, умение адекватно и оперативно реагировать на изменения, которые  происходят в сфере образования. В современном понимании педагогическая деятельность включает в себя не только непосредственную  организацию обучения и воспитания, но и проектирование образовательных программ с учетом требований рынка труда, разработку методического обеспечения  и их внедрения, отслеживание и анализ качества учебно - воспитательного процесса и его результатов.

               В постоянно изменяющейся ситуации многоаспектность педагогической деятельности является инновационной. От преподавателя в этих условиях требуется развитие способности преодолевать стереотипы мышления и поведения, прежде всего профессиональные, проявлять креативный подход, решая текущие образовательные задачи. Критерием способности преподавателя  к нестандартным действиям и профессиональному творчеству может как раз служить успешное и продуктивное использование  инновационных педагогических технологий.

               Используя технологию « Критическое мышление» на уроке, педагог сможет добиться осуществления главной своей цели - помочь своим ученикам стать независимыми и грамотными исследователями, которые с удовольствием будут учиться в течение всей жизни, что так необходимо медицинскому  работнику.

 

 

 

 

Раздаточный материал для студентов

                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План составления ситуационной задачи

1.      Вспомнить  этиологию и патогенез данного заболевания.

2.      Исходя из механизма развития патологических изменений в организме при данной патологии,  описать субъективные и объективные данные больного.

3.      Найти в дополнительных  литературных  источниках: какие методы дополнительных исследований применяются при данной патологии и описать их применительно к заданию.

Составить ситуационную задачу по принципу составления истории болезни:

·           Ф.И.О. , пол, возраст больного.

·           Организован или не организован ребенок (если это имеет значение)

·           Жалобы больного

·           История заболевания -  начало болезни: острое, постепенное. Мнение родителей больного ребенка о причине возникновения заболевания. Развитие болезни: динамика, длительность, причины заболевания, состоит ли на диспансерном учете, частота госпитализации, проводившееся лечение, эффективность данного лечения, причины направления в данное медицинское учреждение, как доставлен (машиной скорой помощи или пришел сам и т.д.).

·            Анамнез жизни:  развитие в  раннем детстве, наследственность, начало учебы ребенка, справляется ли с программой учебы, факторы риска (нервно-психические стрессы, переохлаждения и др.), вредные привычки, условия быта, характер питания.

·           Объективные методы исследования:

Осмотр - положение больного, состояние сознания. Осмотр лица, кожи и видимых слизистых (цианоз, желтушность, бледность, отеки, кровоизлияния под кожу и др.).Телосложение, конституция, состояние подкожно-жирового слоя, осмотр лимфоузлов. Температура тела больного, общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое).

·         Описание выявленных данных объективного исследования по системам (в зависимости от  изучаемой темы занятия).

 

·           Для уточнения диагноза проводятся лабораторно-инструментальные исследования и консультации специалистов(объяснить с какой целью назначено то или иное лабораторно-инструментальное исследование).

 

Результаты   лабораторно-инструментальных   исследований   и консультаций специалистов. Должны быть сделаны выводы для каждого исследования, т.е. на основании   данных   лабораторных, инструментальных исследований диагноз подтверждается или исключается.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Самопроверяющий тест-контроль по  мочевыделительной системе у детей

Уважаемые студенты, вам предлагается самопроверяющий тест-контроль. В каждой ячейке имеется вопрос с ответами, выбери правильный ответ с номером ячейки и прошагай к номеру той ячейки, которую выбрал, ты получаешь следующий  вопрос и так шаг за шагом ты дойдешь до ячейки №41, на этом тест завершен. В случае неправильного ответа, вам придется  вернуться к предыдущему вопросу и вновь повторить ответ, шагая к нужной ячейке.

Кроме того, после завершения ответа, необходимо провести оценку ответа.

Система оценки теста: Ку = По/Кз, умноженное на 100%, где

Ку-коэффициент усвоения,

  По - количество правильных ответов,

Кз - общее количество заданий - 21

                           Оценка «5» - 95-100%(не вернулся ни разу или 1 раз)

                           Оценка «4» - 97-90 %(вернулся 2-3 раза)

                           Оценка «3» - 89-78 % (вернулся 4 раза)

                           Оценка «2» - менее 70%(вернулся  более 5 раз).

 

 

1

Почки новорожденных

пальпируюся в результате:

2.Относительно больших размеров;

4.Слабовыраженной мышечной ткани

2

Правильно! Шагай дальше.

Условия, предрасполагающие к застою мочи у новорожденных и развитию воспаления в лоханках:

5.Изгибы мочеточников;

10.Хорошо выраженные детрузоры (мышечные сфинктеры)

 

3

Правильно. Молодец!

Число мочеиспусканий у новорожденных:

11.20-25/сутки

14.15-18/сутки

 

4

 

Неправильно, вернись  к №1 и подумай!

5

Молодец!

Так держать!

Вместимость мочевого пузыря новорожденного составляет:

6.50 мл

12.100мл

 

6

Верно, молодец!

Предпосылки для внедрения инфекции в почки  у девочек создают:

3.Короткая и широкая уретра,

36.Узкий мочеиспускательный канал

 

7

 Правильно, надо этот рефлекс закреплять, вырабатывать гигиенические навыки ребенка. Молодец, шагай дальше.

Протеинурия-это:

9.появление белка  в моче;

37. увеличение белка в крови

8

Неправильно, вернись  к № 22,  подумай!

9

Правильно!

Чаще гипертензионный синдром появляется при:

13.Остром гломерулонефрите

38.Остром пиелонефрите

 

10

Неправильно.

Вернись к исходному

уровню №2

11

 Верно, молодей. Ай, да умница.

Суточное количество мочи составляет у детей:

22.  60-65% выпитой жидкости

18.   80-90% выпитой жидкости

12

Неправильно, вернись к №5 и подумай!

13

Верно!

С  массивной протеинурией и выраженными отеками протекает  форма ХГН:

21. нефротическая

27 гематурическая

14

Подумай, придется вернуться к исходному вопросу №3.

15

Правильно!

Синдром интоксикации

Характерен для:

20.Хронического цистита

23.Обострения

пиелонефрита

16

Подумай, вернись назад к №25!

17

Правильно.

Нарушению уродинамики  у детей способствует?

19. гипотония мочеточников

24. Инфицированная моча

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Неверно, вернись назадк №11

19

Да, молодец! Шагай дальше

С помощью пробы Зимницкого проверяют:

29. концентрационную функцию почек

26. фильтрационную функцию почек

20

Неправильно, подумай,

вернись к № 15.

21

 Да, Молодец!

Возбудитель, являющийся ведущим в возникновении пиелонефрита:

15.кишечная палочка

39.синегнойная палочка

22

Правильно!

Со скольки месяцев начинает закрепляться условный рефлекс на мочеиспускание?

7.с 5-6 мес.

8.с 9 мес.

23

 Верно! Молодец.

Как можно проконтролировать нарастание отеков:

25. по нарастанию  веса

30  по уменьшению выделенной мочи

24

 

Нет, подумай лучше, вернись к № 17.

25

Да.

Что такое рефлюксне

нефропатия?

Это:

17. - нарушение уродинамики с  забросом мочив вышестоящие

 органы мочевыделения

16. -

заброс в

 нижележащие

 органы мочевыделения

 

26

Нет! Вернись к №19 и подумай.

 

 

 

 

 

 

27

Неверно!

Вернись к № 13

28

Да, верно.

Чем характеризуется мочевой синдром?

33. изменением мочи

34. частым мочеиспусканием

29

Правильно!

При каком заболевании назначается стол № 7

28ОГН и ХГН

31ОПН, ХПН.

30

Неверно!

Вернись назад

 к № 23

31

Нет, При пиелонефрите назначается больше жидкости.

 

 

 

 

 

32

Да. Молодец!

Основной метод лечения при пиелонефрите?

40.антибактериальный

41гормональный

33.

Верно, молодец!

Болевой синдром чаще характерен для 32.пиелонефрита

35.гломерулонефрита

 

34

Нет. Вернись к №28.

Думай лучше!

35

 Нет, неверно,

вернись

к №33.

36

 

Нет, вернись к № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

37

 

Нет, вернись к № 7

 

38

Нет, вернись к № 9

 

39

Нет, вернись к № 21

40

Да, верно,

молодец!

 

 

 

41

Нет,

 вернись к№32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Оценка анализов мочи

 

            Большое внимание при заболеваниях почек уделяют исследованию мочи разными методами:  ОАМ,  по Нечипоренко,  Аддису - Каковскому,  Зимницкому.

            Оценку мочи начинают с органолептических ее свойств (обращают внимание на прозрачность, цвет, запах, наличие патологических включений - слизь, хлопья и т.д.). Далее определяется число мочеиспусканий за сутки, объем и почасовое распределение выделяемой мочи, что дает представление о физиологической емкости мочевого пузыря. Затем определяют относительную плотность мочи (удельный вес).

            В  ОАМ могут определяться эпителиальные клетки, лейкоциты, эритроциты, цилиндры. Эпителиальные клетки и лейкоциты присутствуют в моче постоянно. Количество эпителия не превышает 10 в поле зрения. Наличие в моче большого количества эпителиальных клеток свидетельствует о слущивании слизистой оболочки мочевыводящих путей (при травмах, прохождении камней).

            Число лейкоцитов в нормальном анализе у мальчиков не превышает 2-4 в поле зрения, у девочек- 4-6. Увеличение количества лейкоцитов говорит о патологическом процессе (пиелит, пиелонефрит, цистит, уретрит).  Лейкоцитурия является одним из основных клинических признаков микробно-воспалительного поражения мочевыделительной системы.

Различают лейкоцитурию:

- сомнительную (до 10 в п/з);

- умеренную ( до 15-20 в п/з);

- выраженную ( до 21-30 в п/з);

- резко выраженную ( более 30 в п/з).

            При исследовании мочи определяется и содержание белка. У здоровых детей белок в моче отсутствует или не превышает 0,033г/л. В тех случаях, когда потери белка превышают 0,05г/л, следует говорить о протеинурии. Различают органическую и функциональную протеинурию (у спортсменов после большой физической нагрузки). Органическая протеинурия наблюдается при нарушении фильтрационной и реабсорбционной функции почек.

            При нефротическом синдроме острого гломерулонефрита, при нефротической и смешанной формах  хронического гломерулонефрита она может превышать 3,3 г/л.

                                                                                                                                                                                

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Количественные методы микроскопического исследования осадка мочи

 

            Количественные методы микроскопического исследования осадка мочи основаны на определении количества форменных элементов с организованного осадка мочи с помощью счетной камеры в 1 мл мочи - проба Нечипоренко.

            Количество мочи, выделенное за 1 мин. – проба Амбурже.

            Количество мочи, выделенное за сутки – проба Аддиса-Каковского.

 

 

Выявление явных и скрытых отеков

 

            Отеки можно выявить:

- при осмотре - кожа над отеком кажется припухшей, на туловище и конечностях могут быть следы от одежды;

            - при пальпации - при надавливании остается вдавление, постепенно исчезающее.

            Отеки выявляют в определенной последовательности. На лице - при осмотре обращает внимание припухлость или отечность век, одутловатость лица, в области крестца надавливают симметрично с обеих сторон; на нижних конечностях необходимо надавить указательным пальцем в области голени над большеберцовой костью и на тыле стопы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПК 2.3. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Задание: Техника проведения катетеризации мочевого пузыря  и с лечебной целью введение лекарственных веществ  в полость мочевого пузыря.

Дата проведения  ___________  Время проведения __________   ФИО студента  _____________       Специальность ___________курс____________      группа___________________

Оснащение:

- резиновые перчатки и фартук;

-клеенка, пеленка;

- лекарственное вещество для инстилляции мочевого пузыря;

-одноразовый катетер (№ 1-5);

-вазелиновое масло, лоток, пинцет;

- 20-50 граммовый шприц;

-емкость для мочи;

-вата, салфетки;

- синтомициновая эмульсия;

- вода для туалета наружных половых органов;

 -емкость для дезинфекции инструментария и перчаток.

 

Этапы проведения

Обоснование

Критерии

оценки ПК

Критерии оценки ОК

Подготовка к процедуре

0

1

2

3

Понимание поставленной цели

Организация рабочего места

Умение работать  в группе

(общение с коллегами, пациентом)

1.Объяснить маме, ребенку цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры.

Обеспечить право на информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Подготовить необходимое оснащение

Обеспечить четкость выполнение процедуры

 

 

 

 

ОК:

0 баллов-2 (неудовл);

70%баллов-3 (удовлетв);

80% баллов-4(хорошо);

100% баллов -5 (отлично)                                    

 

 

3.На пеленальный  стол или кресло постелить клеенку. Накрыть ее пеленкой.

Обеспечение  комфортного состояния  при проведении процедуры

 

 

 

 

 

 4. Вымыть руки с мылом и осушить их, ногтевые фаланги пальцев протирают  5% р-ром йода, затем 70 % спирта,надеть перчатки, фартук.

Обеспечение  инфекционной безопасности

 

 

 

 

 

5. Уложить ребенка на кресло, с согнутыми ногами  в коленных и тазобедренных суставах, осуществить туалет наружных мочеполовых органов ребенка (обязательно спереди назад).

Для профилактики инфицирования мочевых путей ребенка

 

 

 

 

 

6. Снять перчатки и  погрузить их в дез. раствор. Вымыть руки. Осушить

 

Для профилактики инфицирования мочевых путей ребенка.

 

 

 

 

 

7. Надеть стерильные перчатки

Для профилактики инфицирования мочевых путей ребенка

 

 

 

 

 

8.Встать справа от ребенка. Левой рукой раздвигают наружные половые органы, протирают правой рукой сверху вниз ватой или тампоном, смоченным дез. раствором (нитрофураном,  фурациллином) наружные половые органы и наружное отверстие мочеиспускательного канала. Взять пинцетом одноразовый мочевой катетер  нужных размеров в зависимости от возраста в правую руку, предварительно освободив от упаковки, облить  его стерильным вазелиновым маслом,  ввести в мочеиспускательный канал, медленно продвигают его в мочеиспускательный канал, появление мочи свидетельствует, что катетер  находится в мочевом пузыре ребенка,вывести мочу ребенка в лоток, затем через катетер  произвести введение  лекарственного средства в кол-ве:

новорожденным-15-20 мл;

детям грудной возраста-50-70 мл;

5-6летним -100-150 мл.

Температура лекарственных растворов – 36-37 градусов С.

 

Лекарственные средства вводятся для орошения слизистой мочевого пузыря.

 

 

 

 

 

9. После осуществления введения лекарственных средств необходимо вынуть катетер, поместить его в дез. р-р, на наружные мочеполовые органы наложить стерильную салфетку, смоченную синтомициновой эмульсией.

Обеспечение  комфортного состояния после процедуры

 

 

 

 

 

10. После процедуры  уложить ребенка на горизонтальную поверхность (кушетку) не менее чем  на 1-1,5 часа,хорошо укрыть.После истечения 1,5 часов, ребенку можно принять вертикальное положение.

Для обеспечения

соприкосновения лекарственного средства с большей поверхностью мочевого пузыря. Проследить, чтобы как можно дольше  ЛС оставалось в мочевом пузыре.

 

 

 

 

 

11. Одеть ребенка

 

 

 

 

 

 

12.Снять фартук, перчатки, поместить  в дез. раствор.

Обеспечить инфекционную безопасность

 

 

 

 

 

13.Вымыть и  осушить руки, заполнить медицинскую документацию.

 

 

 

 

 

 

 

ПК:

11-13 баллов - оценка 2 (неудовлетворительно) - этап  не выполнен, либо выполнен неверно;

26- 28 баллов - 3 (удовлетворительно)  - этап выполнен, но с  грубыми нарушениями;

29-31 балл - 4(хорошо) - этап выполнен, но с небольшими нарушениями;

33 -39 балла - 5 (отлично) - этап выполнен полностью, без каких-либо нарушений,

                                                или небольших   нарушениях, которые быстро исправляются.

                                                          

           

 

 

 

 

 

 

 

                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Разведение антибиотиков. Расчет дозы антибиотика для введения ребенку.

Антибиотики для парентерального введения выпускаются во флаконах, герметически укупоренных резиновой пробкой, или в ампулах. Обычно препараты находятся в сухом, лиофилизированном  виде (быстрое высушивание  из замороженного состояния), реже – в форме

 Стерильного раствора для инъекций. Это допустимо только для стойких веществ (линкомицина, гентамицина сульфата, рифампицина и др.).

Для разведения антибиотиков, предназначенных для внутримышечного введения, используют прилагаемый растворитель (дистилированную воду для инъекций, изотонический раствор натрия хлорида, 0,25%, 0,5% растворы новокаина).

Детям раннего возраста разводят антибиотики растворителем в соотношении 1:1, т.е. на каждые 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя ( при таком разведении в 1 мл. приготовленного раствора содержится 100000 ЕД антибиотика).

Детям старшего возраста антибиотики разводят в соотношении 2 : 1, т.е. на каждые  100000 ЕД антибиотика берется 0,5 мл растворителя ( при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора содержит 200 000 ЕД антибиотика).

Особого подхода требует разведение антибиотиков для маловесных детей. Антибиотики разводят так, чтобы дети с массой до 1500г. получили при внутримышечной инъекции не более 0,5 мл раствора, дети с массой 1800 - 2000 г. -1 мл.

Количество раствора для внутривенного введения должно быть в 2-3 раза больше, чем для внутримышечного введения.

Алгоритм расчета количества растворителя для разведения антибиотика.

1.Прочесть надпись на этикетке  флакона, акцентируя внимание на количестве антибиотика во флаконе.

2.Рассчитать необходимое количество растворителя в мл.

Количество  растворителя (Х), необходимое для разведения антибиотика рассчитывают по формуле: Х (мл)  = количество антибиотика, которое должно содержаться в 1 мл раствора.

Во флакон с сухим антибиотиком  вводят  А

 мл растворителя. Ребенку  следует ввести Х мл  приготовленного раствора.

Алгоритм  расчета количества раствора антибиотика (в мл) для введения ребенку.

1.Прочесть надпись на этикетке флакона (ампулы), акцентируя внимание  на  дозе антибиотика, содержащегося в 1 мл раствора.

2.Сопоставить  соизмеримость единиц (мг, г).

3.Зная вес ребенка, дозу антибиотика на кг/веса, рассчитать суточную дозу, определить кратность введения дозы, рассчитать дозу антибиотика на одно введение.

4.Рассчитать количество раствора антибиотика в мл. Количество сухого антибиотика рассчитывают по формуле: У (мл) = доза антибиотика, назначенная врачом: дозу антибиотика перевести в 1 мл, ввести такое количество, которое необходимо для антибактериального лечения, назначенное врачом.

ЗАДАЧА  1

Вы, фельдшер ФАП, к вам обратилась мама с 7 летним мальчиком, который стоит у вас на «Д» учете с ДЗ: Хронический тонзиллит. Настоящее заболевание началось остро с повышения температуры до 38,6 град. С, головной боли, тошноты, рвоты. Периодически отмечаются боли в поясничной области, частые болезненные мочеиспускания. Ребенок жалуется на слабость, быструю утомляемость.

- О каком заболевании необходимо думать в данной ситуации?

- Какое дополнительное обследование необходимо провести для подтверждения диагноза?

- Составьте схему лечения данного ребенка в случае подтверждения диагноза.

- Тактика фельдшера в отношении ребенка.

ЗАДАЧА   2

Вы, фельдшер ФАП, у вас  на участке две недели назад 6 летняя девочка перенесла скарлатину, лечилась амбулаторно. В настоящее время поступил вызов. Жалобы ребенка на головную боль. При осмотре обращает на себя одутловатость лица, бледность кожных покровов, отеки на тыльной поверхности стоп, красный цвет мочи.

- О каком заболевании необходимо думать в данной ситуации?

- Какое дополнительное обследование необходимо провести для подтверждения диагноза?

- Составьте схему лечения данного ребенка в случае подтверждения диагноза.

- Тактика фельдшера в отношении ребенка.

ЗАДАЧА   3

         Мальчик 12 лет часто болеет ангинами. Две недели назад были жалобы на боли в горле и лихорадку. Мать обратила внимание, что моча была необычного цвета, напоминала цвет  «мясных помоев», пенилась. Спустя 2 дня назад появилась сильная головная боль, АД-150/90 рт. столба. В ОАМ - белок 1,65 г/л, эритроциты - сплошь.

- О каком заболевании почек нужно думать в данной ситуации?

- Какие дополнительные исследования крови  необходимо провести для подтверждения диагноза?

- Тактика фельдшера в отношении ребенка.

- Составьте схему лечения данного ребенка в случае подтверждения диагноза.

ЗАДАЧА   4

         Девочка 3-х лет, госпитализирована в детское отделение в связи с повышением температуры тела, в отделении отмечено, что частота мочеиспускания – около 20 раз/сутки, небольшими  порциями. Во время  мочеиспускания- плачет.

- Как вы оцените состояние ребенка, какое заболевание нужно исключить?

- Какая частота мочеиспускания должна быть у ребенка этого возраста?

- Какое дополнительное исследование необходимо провести для подтверждения диагноза?

- Какое лечение необходимо ребенку?

ЗАДАЧА  5

         Ребенку 6 лет, девочка прибыла из другого населенного пункта на постоянное место жительство, жалоб не предъявляет. При обследовании перед поступлением в школу в ОАМ обнаружено 16-20 лейкоцитов в поле зрения. Анализируя другие анализы мочи, вы обнаружили, что раньше с 4 летнего возраста отмечалась лейкоцитурия умеренного характера.

-Как вы оцените  состояние здоровья ребенка?

-Какие дополнительные исследования необходимо провести ребенку для исключения предположительного диагноза.

-Ваша тактика в отношении ребенка.

 

ЭТАЛОН ОТВЕТА (задачи 1-5)

 

ЗАДАЧА 1

-Инфекция мочевыводящих путей. Острый пиелонефрит.

-ОАМ, анализ мочи по Нечипоренко, ОАК, Б\Х анализ крови, УЗИ почек, В/В урография после стихания остроты процесса (для исключения  ВАР почек).

-Антибиотикотерапия, уроантисептики-химиопрепараты, фитотерапия, временно до купирования болей спазмолитики.

- На период лихорадки - постельный режим.

 

ЗАДАЧА 2

-ОГН, нефритический вариант.

-ОАМ, ОАК, анализ мочи по Зимницкому, Нечипоренко, УЗИ почек, Б/Х анализ крови.

- Ребенка необходимо госпитализировать в специализированное отделение (нефрологическое).

-Фруктово-сахарная диета на 2-3 дня, затем диета № 7а.

-Антибиотикотерапия, антигистаминные средства, нестероидные противовоспалительные средства,аминохинолины, антикоагулянты (гепарин).

ЗАДАЧА 3

-Острый гломерулонефрит, нефротический вариант, с гипертензией, гаматурией.

-ОАМ, ОАК, анализ мочи по Зимницкому, Нечипоренко, УЗИ почек, Б/Х анализ крови, суточная моча на протеинурию.

- Ребенка необходимо госпитализировать в специализированное отделение (нефрологическое).

-Назначение диеты №7, А/б – пенициллинового ряда на 7-10 дн., антигистаминные средства, гормональные противовоспалительные средства, гипотензивные средства, аминохинолины.

- Ведение листа контроля диуреза.

ЗАДАЧА 4

- Состояние средней степени тяжести. Инфекция мочевыделительных путей. Нельзя исключить острый пиелонефрит, острый цистит.

- Не более 10 раз/сутки

-ОАМ, анализ  мочи по Нечипоренко, УЗИ почек, цистоскопия, цистография (для исключения пузырно-мочеточникового рефлюкса).

- А/Б, уросептики, фитотерапия, туалет наружных половых органов, физиолечение (парафин на место проекции мочевого пузыря, тепловые ванночки с дезинфецирующими  р-рами),

- При цистите - инстилляции мочевого пузыря.

ЗАДАЧА 5

-Инфекция мочевыделительных путей. Хронический пиелонефрит, возможно вторичный, латентное течение.

-Ребенка госпитализировать в нефрологическое отделение, дообследовать:

- УЗИ почек,  в/в экскреторная урография,  гамма-сцинтиграфия, ОАМ,  проба Зимницкого,  проба Нечипоренко. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство здравоохранения Иркутской области

Министерство здравоохранения Иркутской области

Рассмотрено и одобрено на заседании

Рассмотрено и одобрено на заседании

Аннотация Данная методическая разработка составлена с учетом учебно-методического плана проведения практических занятий в соответствии с

Аннотация Данная методическая разработка составлена с учетом учебно-методического плана проведения практических занятий в соответствии с

Актуальность темы: Заболевания почек и мочевыделительной системы у детей остаются одной из важнейших проблем педиатрии

Актуальность темы: Заболевания почек и мочевыделительной системы у детей остаются одной из важнейших проблем педиатрии

ВУИ, неонатальный сепсис, генерализованный кандидоз, неясного генеза гипотрофия

ВУИ, неонатальный сепсис, генерализованный кандидоз, неясного генеза гипотрофия

Актуализация знаний, мотивация изучения темы, целеполагание - способ выведения на определенную цель, поиск знаний, полученных на междисциплинарных дисциплинах для того, чтобы связать их с новым…

Актуализация знаний, мотивация изучения темы, целеполагание - способ выведения на определенную цель, поиск знаний, полученных на междисциплинарных дисциплинах для того, чтобы связать их с новым…

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Воспитательные: 1. Воспитать честное, добросовестное отношение к труду, познавательный интерес к учебе

Воспитательные: 1. Воспитать честное, добросовестное отношение к труду, познавательный интерес к учебе

ХОД ЗАНЯТИЯ (ХРОНОКАРТА) ПРАКТИЧЕСКОГО

ХОД ЗАНЯТИЯ (ХРОНОКАРТА) ПРАКТИЧЕСКОГО

ВЫЗОВ ШВЫЗОВ: Актуализация знаний

ВЫЗОВ ШВЫЗОВ: Актуализация знаний

Б) Преподаватель делит группу на 3 звена (в зависимости от способности уч-ся)

Б) Преподаватель делит группу на 3 звена (в зависимости от способности уч-ся)

Г) Закрепление изучаемой темы ролевая игра -

Г) Закрепление изучаемой темы ролевая игра -

Результатом освоения профессионального модуля по теме: «Лечение заболеваний мочевыделительной системы у детей» является овладение студентами профессиональными (ПК) и общими (общекультурными) (ОК) компетенциями

Результатом освоения профессионального модуля по теме: «Лечение заболеваний мочевыделительной системы у детей» является овладение студентами профессиональными (ПК) и общими (общекультурными) (ОК) компетенциями

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется педагогом:

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется педагогом:

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, -

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, -

Заключение

Заключение

Раздаточный материал для студентов

Раздаточный материал для студентов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Самопроверяющий тест-контроль по мочевыделительной системе у детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Самопроверяющий тест-контроль по мочевыделительной системе у детей

Правильно. Молодец! Число мочеиспусканий у новорожденных: 11

Правильно. Молодец! Число мочеиспусканий у новорожденных: 11

Неверно, вернись назадк №11 19

Неверно, вернись назадк №11 19

Нет, При пиелонефрите назначается больше жидкости

Нет, При пиелонефрите назначается больше жидкости

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Оценка анализов мочи

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Оценка анализов мочи

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Количественные методы микроскопического исследования осадка мочи

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Количественные методы микроскопического исследования осадка мочи

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПК 2.3. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПК 2.3. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ОК: 0 баллов-2 (неудовл); 70%баллов-3 (удовлетв); 80% баллов-4(хорошо); 100% баллов -5 (отлично) 3

ОК: 0 баллов-2 (неудовл); 70%баллов-3 (удовлетв); 80% баллов-4(хорошо); 100% баллов -5 (отлично) 3

Встать справа от ребенка. Левой рукой раздвигают наружные половые органы, протирают правой рукой сверху вниз ватой или тампоном, смоченным дез

Встать справа от ребенка. Левой рукой раздвигают наружные половые органы, протирают правой рукой сверху вниз ватой или тампоном, смоченным дез

После процедуры уложить ребенка на горизонтальную поверхность (кушетку) не менее чем на 1-1,5 часа,хорошо укрыть

После процедуры уложить ребенка на горизонтальную поверхность (кушетку) не менее чем на 1-1,5 часа,хорошо укрыть

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Разведение антибиотиков

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Разведение антибиотиков

Сопоставить соизмеримость единиц (мг, г)

Сопоставить соизмеримость единиц (мг, г)

О каком заболевании почек нужно думать в данной ситуации? -

О каком заболевании почек нужно думать в данной ситуации? -

ЗАДАЧА 2 -ОГН, нефритический вариант

ЗАДАЧА 2 -ОГН, нефритический вариант
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024