Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Оценка 4.9
docx
12.05.2020
Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Использование ЭОР в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС.docx

Использование ЭОР в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС

Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы. Эта задача должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.

         XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество, и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

  Данная тема является актуальной для повышения качества знаний обучающихся при проведении уроков и при подготовке к итоговой аттестации, так как использование ЭОР экономит время на занятиях, развивает интерес к обучению, материал является более наглядным и доступным даже для обучающихся со слабыми способностями. Помимо этого, при применении ЭОР повышается уровень профессиональной культуры учителя. Снижается трудоемкость процесса контроля и консультирования обучающихся. Развивается плодотворное сотрудничество учителя с учениками. Повышается уровень функциональной грамотности учителя в сфере ИКТ. Учитель переходит от роли транслятора знаний к роли учителя – тьютора. Применение ЭОР дает возможность учителю самореализовываться, самоутверждаться и тиражировать собственный опыт, повышает авторитет среди обучающихся и коллег.

  ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию обучающихся. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ряд требований к результатам образования напрямую связан с необходимостью использования информационных технологий. Большую роль при этом играют не традиционные бумажные носители знаний – учебники, справочники, энциклопедии, а электронные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы в полной мере позволяют развивать универсальные учебные действия.

  Ведущая педагогическая идея - это создание необходимых условий для формирования информационной компетентности обучающихся на основе электронных образовательных ресурсов.

         Использование ЭОР расширяет возможности учителя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

-совершенствование организации преподавания, повышение ндивидуализации обучения (максимум работы с каждым обучающимся);

 - ЭОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

 - повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

 - средство индивидуализации работы самого учителя;

 - ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

         ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям:

 - при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов, метода проектов);

 - в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку, непосредственно на уроке; при организации самостоятельной работы обучающихся);

 - при использовании новых форм внеурочных учебных занятий ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет нарост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Электронные образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью новых педагогических технологий. ЭОРы позволили не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, мотивировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Использование различных ЭОР показывает их педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения, что позволяет  обеспечить на уроках в начальной школе:

 - повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;

 - дополнительную мотивацию обучающихся и стимулирование их интереса к обучению;

 - мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы;

 - снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков;

 - реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.

         Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НОО, методологической основой которого является системно - деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

         ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

 - Мультимедийность

 - Интерактивность

 - Доступность

         Хочу акцентрировать внимание на один из видов характеристики электронного образовательного ресурса, как универсальность.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что оно строго не привязано к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность обучающихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.

      Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться.

         О функции информационных ЭОР говорит их название, они ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение читательского кругозора. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом.

         Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности обучающихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями.

         Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников, например в процессе работы с практическими ЭОР обучающиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры.

         Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой.

         Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности обучающихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки.

Кроме набора информационных, практических и контрольных ЭОР материалы для апробации включают в себя комбинированные ЭОР, которые включают отдельные информационные, практические и контрольные сцены.

Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ начального общего образования по предмету способствует:

 - созданию условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

 - более глубокой индивидуализации обучения и обеспечению условий для его вариативности;

 - взаимодействию с моделями изучаемых объектов и процессов; с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика);

 - представлению уникальной информации мультимедиа-средствами;

 - автоматизированному поиску информации и контролю УУД.

Применение ЭОР делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках развивается любознательность, познавательный интерес. Компьютер и цифровые ресурсы могут выступать в роли источника учебной информации, мультимедийного пособия, тренажёра, быть средствами контроля знаний. В связи с этим ЭОР можно использовать на различных этапах процесса обучения.

          Результаты использования образовательных электронных ресурсов в нашей школе:

 - для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах;

 - для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.


 

Использование ЭОР в обучении младших школьников в условиях реализации

Использование ЭОР в обучении младших школьников в условиях реализации

Электронные образовательные ресурсы в полной мере позволяют развивать универсальные учебные действия

Электронные образовательные ресурсы в полной мере позволяют развивать универсальные учебные действия

Электронные образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью новых педагогических технологий

Электронные образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью новых педагогических технологий

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020