Департамент образования администрации г. Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми
Методическая разработка
«Использование элементов танцевальной терапии
в деятельности детского хореографического коллектива»
Возраст детей 7-17 лет
Автор-составитель:
Полыгалова Оксана Витальевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пермь, 2020
Тело не лжет. Даже тогда, когда человек пытается
спрятать свои правдивые чувства за некоторую
искусственно созданную позу, его тело разоблачает
притворство состоянием напряжения, которое она создаёт.
А. Лоуэн
Обращение к теме данной методической разработки возникло в результате желания автора разнообразить формы и методы решения образовательных задач по программе детского объединения.
Основу методической разработки составляют обобщённые знания педагога по данной теме, и положительный практический опыт работы с обучающимися ансамбля спортивно-эстрадного танца «Колибри» МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми. Методическая разработка адресована педагогам, работающим в области детской хореографии, и позволит привнести в работу с детьми элементы новизны и творчества.
Танец сопровождает человека всегда. Танец является спонтанной трансформацией внутреннего мира человека в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал. Современный темп жизни испытывает нас на прочность, подвергая нервным и физическим нагрузкам. Перенапряжение нервной системы приводят к мышечным зажимам и психосоматическим заболеваниям. Терапевтическая функция танца в этих обстоятельствах имеет особую ценность, танец помогает расслабить нервную систему человека, заряжает энергией и улучшает общее здоровье человека.
Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Это достижение внутреннего равновесия и гармонии человека через понимание ощущений и возможностей своего тела. Танцевальная терапия зародилась в 40-х годах прошлого века в США, основные научные разработки по-прежнему осуществляются в США. Танцевальная терапия активно распространяется по всему миру, полезна и применима для тех, кто имеет танцевальную подготовку и для тех, кто двигается неуверенно.
Актуальность темы обусловлена тем, что в хореографические коллективы учреждений дополнительного образования приходят дети с разными природными задатками и возможностями. Очень часто встречаются дети застенчивые, погружённые в себя, подавленные. Ожидать от них яркого исполнения танца сложно. Исполнение их отличается «зажатостью», скованностью. Это является препятствием для осуществления успешной сценической деятельности ребёнка. Упражнения танцевальной терапии помогут таким детям более осознанно использовать своё тело, как инструмент танцовщика, научат понимать внутренние ресурсы своего организма, приведут к внутреннему спокойствию, уверенности и позитивному самовосприятию.
Специфика детского танцевального творчества предполагает трансляцию результатов образования детей на сцене, на радость родителям и взрослым. Ребёнок, исполняя сценическое движение, понимает, что его танец оценивается зрителем. Большая часть его внимания направлена на технику исполнения. Он старается делать всё по правилам, не допустить ошибок. Его исполнение носит сознательный характер.
В танцевальной терапии движение рассматривается как свободное, простое, не выученное, искреннее, честное. Такое движение рождается от внутреннего импульса «что я хочу», от эмоций и чувств, а чувства танцовщика раскрашивают его движения и дают танцу жизнь.
Педагоги, работающие в коллективах современного танца, достаточно часто используют элементы импровизации и свободного движения. Для ансамбля «Колибри» это является новизной, ведь основу деятельности коллектива составляет спортивный танец, требующий чёткого исполнения, строгости линий, отточенности движений.
Цель данной методической разработки: формирование у обучающихся осознанного отношения к своему телу как инструменту танцовщика посредством использования упражнений танцевальной терапии.
Задачи:
· сформировать у детей представление о терапевтической пользе танца, о гармонии и единстве физического и душевного состояния человека;
· научить упражнениям танцевальной терапии;
· способствовать снятию телесных и эмоциональных напряжений у детей;
· сформировать у детей умение выражать свои эмоции при помощи движения под музыку, развивать способность к импровизации, \стимулировать процесс творческого самовыражения ребёнка;
· обучить детей пониманию ощущений своего тела (баланс, координация, устойчивость);
· способствовать развитию у детей концентрации внимания при смене деятельности;
· развивать у детей коммуникативность и ощущение партнёрства в танце;
· стимулировать детей проявлять инициативу в процессе исполнения упражнений и заданий.
Упражнения и задания танцевальной терапии помогают детям достичь внутреннего раскрепощения, стать увереннее. Сценическое исполнение детей становится более душевным и артистичным, что немаловажно для восприятия зрителями. Ребёнок получает эмоциональное удовлетворение от выступлений и результатов своей деятельности, продолжает с удовольствием заниматься искусством танца.
Занятия проводятся только на основе принципа добровольности, в психологически комфортной обстановке. Педагог, подбирая материал к занятию, ориентируется на возраст, уровень индивидуальных способностей и возможностей детей. Тщательно готовится музыкальный материал. Главная роль музыки в танце бесспорна. Музыка выступает в качестве внешнего стимула, побуждает! Подбираются интересные, яркие, композиции разнообразного характера, с различным темпом и ритмом.
Перед началом занятия обязательно устанавливаются общие правила поведения, общения и взаимодействия внутри группы и с педагогом: выполнять упражнения только после сигнала к действию, стараться не мешать другим участникам, что делать в случае личной затруднительной ситуации и другие на усмотрение педагога, в зависимости от поставленных на занятии задач. Упражнения выполняются только после разминки-разогрева тела.
В процессе работы участники группы обязательно обмениваются впечатлениями, проводится рефлексия в форме совместного с детьми обсуждения пережитых чувств. Проговаривание ощущений ведёт к пониманию и осознанности сигналов своего тела.
Педагог, проводящий занятия, должен обязательно разбираться в вопросах возрастной педагогики и психологии детей.
Упражнения могут усложняться, творчески преобразовываться, видоизменяться в зависимости от возможностей и потенциала группы участников.
Упражнения танцевальной терапии.
Знакомство-приветствие. Дети стоят в круге. Каждый ребёнок по очереди называют своё имя и делают жест, который, по его мнению, выражает его «Я» в настоящий момент. Упражнение включает детей в процесс занятия, а педагогу даёт первое представление о внутреннем состоянии каждого ребёнка.
Разминка-разогрев. Детьми исполняются спонтанные движения под музыку, упражнение включает в себя покачивания, встряхивания, хлопки. Встряхивания, дрожание всем телом и отдельными частями под ритмичную музыку освобождает детей от внутренних зажимов. Можно разрешить акцентировать музыку и движения голосом. Ассоциации с огнём, всплеском радости.
Разминка-игра «У дяди Абрама». Дети стоят в круге. Начинают ритмически чётко проговаривать слова, исполняя правой рукой встряхивания в ритм слов: «У дяди Абрама двенадцать сыновей, двенадцать дочерей у дяди Абрама, они не пи-и-или, они не е-е-ели и не скуча-ли ни-ког-да. Правая рука, левая рука!» Игра продолжается. Слова повторяются, встряхивающие движения дети исполняют обеими руками. По очереди в движение вовлекаются все части тела, включая «хвост». Вздох-выдох. Происходит активный разогрев тела, освобождение от внутренних зажимов, поднимается настроение.
Зеркало. Упражнение выполняется в паре, один участник показывает движение, партнёр повторяет.
Через некоторое время участники меняются ролями, меняются партнёрами в парах. Педагог подсказывает возможные варианты развития движений. Дети учатся удерживать и переключать внимание, развивают своё воображение.
Образные танцевальные импровизации. Рисуем музыку. Дети импровизируют под музыку на заданную тему: моё настроение, шум дождя, яркая молния, весенние деревья, любимое животное… выполнение упражнения стимулирует творческие проявления детей.
Ритмичный танец в круге. Дети становятся в круг и берутся за руки. Двигаются по кругу, следуя ритму музыки, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. Упражнение может исполняться по подобию ритуальных или народных танцев, например, греческих. Простые доступные движения и чёткий ритм завораживают, освобождают сознание от ненужных мыслей, переключают внимание детей на телесные ощущения. Упражнение помогает детям развивать ощущение партнёрства, а педагогу - скорректировать эмоциональный настрой группы.
Говорящие руки. Дети находятся в статичном положении, исполняют выразительные движения руками: рисуют геометрические фигуры, звёзды, волны, цветы… посылают другому участнику по воздуху, добавляя тепло, улыбку, добро. Упражнение направлено на развитие коммуникативных навыков детей. Формирование у детей положительного отношения к другим участникам группы.
Увеличительное стекло. Дети двигаются в парах, один участник выполняет движения свободно и спонтанно, задача партнёра – отражать его движения в преувеличенном виде. Через некоторое время партнёры меняются ролями. Упражнение стимулирует процесс творческого самовыражения ребёнка.
Танец-загадка. Один или несколько человек исполняют танцевальную импровизацию на заранее оговорённый образ. Наблюдатели отгадывают. Исполнители меняются. Упражнение развивает фантазию.
Эксперименты с движением. Педагог даёт установку детям исполнять под музыку прямые движения (ассоциативные прилагательные: механические, острые, примитивные, деловые…).
Даётся небольшое время для исполнения задания. Педагог меняет установку: исполняем непрямые движения (ставит детям ассоциации). Педагог даёт установку соединять в одном танце прямые и непрямые движения. Ребёнок создаёт свой танец, развивая фантазию и воображение. Педагог даёт следующую установку.
По этой же схеме исполняются мощные и лёгкие движения, короткие и длинные движения. Чередуются с мощными и лёгкими, прямыми и непрямыми. Итоговая установка педагога: задействовать в своём танце все движения. Дети познают возможности своего тела в процессе упражнения. Педагог на протяжении всего упражнения эмоционально поддерживает и стимулирует активность детей.
Релаксация. Упражнения на расслабление, спокойное дыхание, приводит к внутреннему спокойствию, помогает погрузиться в свой внутренний мир. Сопровождается спокойной красивой музыкой.
Часто встречающейся сложностью в процессе работы является отказ от выполнения упражнений наиболее застенчивыми детьми. По словам Т. А. Шкурко: «Танец – это большой шаг в сторону самораскрытия, личного обнажения, и если не побуждать разными способами членов группы к активным действиям, то все они будут постоянно пользоваться своим правом на добровольность участия». Из рекомендуемых в качестве таких способов, я использовала в работе:
- обоснование пользы и убеждение участников попробовать новое;
-личный пример педагога (не желательно применять часто, так как педагог переходит в роль участника и группа теряет ведущего);
-индивидуальные задания для каждого ребёнка, которые за счёт адресности не позволяют от них отказаться;
-образование пар для выполнения упражнений из активного и неактивного участника;
-предоставление группе решать, что и как выполнять.
Педагог является главным человеком, направляющим, регулирующим, вдохновляющим процесс творческой деятельности детей.
Наблюдение за движением детей, даёт много интересной информации. Можно обратить внимание на отчётливость, силу и амплитуду движений ребёнка, энергичность исполнения, активность или застенчивость, присутствие стандартных или оригинальных движений, узор используемых рисунков танца. Педагог сможет выявить проблемы в эмоционально-телесном состоянии детей, обозначит направления своей работы с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Огромная часть времени и сил в хореографическом коллективе направлена на тренаж, репетиционную работу и оттачивание технической подготовки. Но, педагогический практический опыт работы показывает, что включение в занятия хореографией элементов танцевальной терапии даёт положительный результат, помогая заложить основу для развития телесного интеллекта танцора.
Дети увлечённо и с интересом выполняют задания, учатся движение чувствовать, а не делать, потому что хореограф «так сказал». Обучающиеся становятся более смелыми в двигательной ситуации, умеют регулировать своё физическое состояние, увереннее чувствуют себя на сцене. В детском объединении развиваются доверительные отношения со сверстниками, расширяется творческий потенциал детей, особенно в работе по созданию новых танцев.
В информационных источниках достаточно литературы, освещающей вопросы истории, развития методов и приёмов работы специалистов в области танцевальной терапии, а так же видеозаписи тренингов. В своей работе я опиралась на известные формы работы специалистов танцевальной терапии, использовала материал мастер-класса Э. Ишмаковой (Санкт-Петербург), авторского семинара-практикума М. Козевой (г. Екатеринбург).
В заключение хочется сказать. Будет ли педагог-хореограф в своей работе использовать элементы танцевальной терапии, в каком объёме программы, какие свои вопросы поставит для изучения и исследования зависит только от него. Но, несомненно, следует признать, что танцевальная терапия в нашей стране - новое и популярное направление, приносящее огромную пользу эмоциональному здоровью наших детей, а педагогам дающее возможности для творчества, исследования и инноваций.
7
Литература.
1. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. - СПб.: Речь, 2004-
245 с.
2. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия - СПб.: Речь, 2010-284 с.
3. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики – Феникс, 2008-123 с.
4. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Речь, 2003-187 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.