Методическая разработка "Из Москвы в европу: по следам Великоо посольства"
Оценка 5

Методическая разработка "Из Москвы в европу: по следам Великоо посольства"

Оценка 5
Игры
docx
история
7 кл—11 кл
18.02.2022
Методическая разработка "Из Москвы в европу: по следам Великоо посольства"
Дистанционный квест, рассказывающий о периоде жизни Петра I с 1697 по 1698 гг. Это время первого европейского путешествия русского царя, которое существенно повлияло в дальнейшем на развитие страны. Квест предназначен школьникам.
Методическая разработка.docx

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской»

 

 

К 350-летию со дня рождения Петра I

 

 

Методическая разработка

Из Москвы в Европу:

по следам Великого посольства

 

Разработчики: Вакуленко Л.М.,

методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Савицкая К.Д.,

педагог-организатор ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

 

2022


 

Вступление

 

В 1694 г. царь Петр Алексеевич становится единовластным правителем России. Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Османской империей и Крымом. Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрог, возможность нападения на полуостров Крым с моря, что значительно обезопасило южные границы России. Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи.

При строительстве флота и реорганизации армии Пётр был вынужден опираться на иностранных специалистов. Завершив Азовские походы, он решает отправить на обучение за границу молодых дворян, а вскоре и сам отправляется в первое путешествие по Европе.

Этому периоду жизни Петра I посвящается дистанционная игровая программа – квест Из Москвы в Европу: по следам Великого посольства.

 

Идея квеста: игроки движутся по маршруту посольства, останавливаясь в городах: Рига, Кёнигсберг, Амстердам, Лондон, Вена. На каждой остановке игроков ожидает задание и контрольные вопросы. Содержание игры акцентирует внимание учащихся на огромном желании Петра учиться разнообразным наукам и ремеслам для того, чтобы превратить Россию в сильную развитую державу.

В игре могут принимать участие учащиеся 7-10 кл.

Игра нацелена на интеллектуальное и творческое развитие учащихся.

По ходу игры решаются задачи познавательного плана (учащиеся узнают об одном из периодов жизни Петра I и знакомятся со средневековой Европой). При решении кроссвордов, работы с текстами и шифровками решаются задачи развития логики, памяти, умения анализировать и сопоставлять. Во время игры учащиеся вступают в общение друг с другом и организаторами игры, тренируют свои коммуникативные навыки и навыки сетевого этикета.

В результате прохождения игры ожидается, что у учащихся сложится свое представление о личности Петра I, расширятся знания российской истории, укрепятся навыки коммуникации, работы в команде.

Для проведения квеста необходимо следующее оборудование:

·                   кабинет, актовый зал, или просторные помещения;

·                   планшет или смартфон (1 на команду);

·                   плакаты «Москва», «Рига», «Заандам, Амстердам», «Лондон», «Вена» с текстами;

·                   задания для игроков (тексты, кроссворды и др.);

·                   ручки, писчая бумага;

·                   карта-пазл «Великое посольство» (не обязательно).


 

Подготовка игры

Педагог в выбранном помещении размещает в разных местах плакаты с названием городов для создания иллюзии путешествия.

Если используется большая карта Великого посольства, то составляют столы и размещают несколько пазлов, чтобы дать игрокам некоторые ориентиры при складывании карты.

Учащиеся загружают на планшет (смартфон) приложение Actionbound из Play market (Android) или App store (IOS).

Учащимся высылается QR cod игры.

Квест проходит команда из 5 игроков, если ребята работают с планшетом или из 3 игроков, если - со смартфоном.

Начало игры

Педагог приветствует игроков (см. вступление) и предлагает им собрать пазл для того, чтобы узнать цель квеста.

 

После того как карта собрана, педагог объявляет цель квеста – пройти по маршруту Великого посольства и узнать, как можно больше об этом периоде жизни Петра I.

Педагог инструктирует учащихся и подсказывает, как начать квест.

Сначала необходимо зарегистрироваться в игре. Для этого открывается приложение Actionbound.

рис. 1                   рис. 2                                      рис. 3                   рис. 4

 

Сканируется QR cod игры (рис. 1) и выполняются все запрашиваемые действия: начать Bound (рис. 2), как называется команда и как вас зовут, игроки соглашаются с условиями приложения (рис.3), и запускают игру (рис. 4).

Далее игроки выполняют задания, появляющиеся на экране планшета (смартфона).

Длительность прохождения квеста – до 40 мин.

Для выполнения заданий учащимся предлагается познакомиться с информацией либо, просмотрев видеофрагмент, либо, прочитав текст.

Во время игры учащиеся могут возвращаться к тому или иному плакату, чтобы уточнить свой ответ.

Задание выполняется 1 раз.

Учащимся ответы на вопросы начисляются 10 баллов, за неправильный ответ 1 балл снимается. Эти баллы подсчитывается автоматически.

Задания, которые выполняются учащимися на бумаге, фотографируются. Фотографии ответов автоматически пересылаются организатору игры, который за правильное выполнение задание начисляет 5 баллов. Последнее задание: ответы на вопросы зачем Петр отправился в Европу и каким предстал Петр перед игроками – оценивается по факту наличия ответа.

Например, открывается вопрос. Игроки читают и ставят галочку напротив правильного на их взгляд, ответа. Или выполняют задание. На экране появляется кнопка «Закончить». Если ответ оценивается баллами, то приложение показывает результат. Нажимая на кнопку «Далее», игроки переходят к следующему заданию или вопросу.

 отот

 

 

После выполнения всех заданий игроки могут узнать свои результаты. Приложение подскажет, какие нужно сделать шаги.

Результаты выполнения заданий отражаются у администратора квеста. Результаты складываются из баллов, набранными командой при ответе на контрольные вопросы и баллов, которые выставит организатор игры за правильное выполнение заданий типа: текст в незаполненными словами или расшифровкой текста.

 

Таблица результатов

 

Команда

Общие баллы по вопросам, начисляются автоматически

Баллы за задания, по присланным фото

Причина-следствие (Рига)

Кроссворд

(Кёнигсберг)

Чему научился Петр в Голландии

Незаполненный текст Лондон

Шифровка

Личность Петра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сценарий дистанционной игры

 

(задания, записанные в «теле» игры и читаются игроками со смартфона)

 

1. Добрый день, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в квесте. Вам предстоит пройти по маршруту вслед за Великим Посольством, которое в 1697 г. покинуло Москву и оправилось в Европу не только с целью установления дипломатических отношений России с европейскими странами.

Какую еще цель преследовал царь Петр I, отправляясь в это путешествие, что он искал, отправляясь в Европу вам предстоит узнать.

Но сначала представьтесь, напишите: № школы, класс, фамилии и имена участников.

2. Сделайте сэлфи своей команды на старте, у плаката "Москва". Отсюда начался путь Великого посольства.

Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как рос и воспитывался царь Петр. Посмотрите небольшой видеофрагмент. https://drive.google.com/file/d/18MKJBKo9KEqs8aJ8GObLVDrDB-93RB98/view?usp=sharing

 

3. Посольство побывало во многих европейских городах.

Посмотрите на карту, найдите города, в которых останавливался Петр с посольством: Рига, Амстердам, Кенигсберг, Лондон, Вена. Вам предстоит узнать, как встречали в этих городах Посольство и о занятиях Петра и его сподвижников. Любопытная деталь: Петр был в свите посольства инкогнито. Догадайтесь, под каким именем?

· под именем царя Петра Алексеевича Романова

· под именем капитана Петра Михайлова

4. Чтобы сохранить инкогнито, например, в Голландии, Петр носил:

· красную фризовую голландскую куртку, белые парусиновые штаны и лакированную шляпу

· русскую рубаху, порты и кафтан.

5. Найдите плакат «Рига».

Прочитайте информацию и рассмотрите изображение на плакате. Выполните задание. Сфотографируйте.

6. Как Вы думаете, что больше всего привлекло внимание Петра I в Риге?

· быт горожан

· крепостные сооружения

· архитектура соборов

7. Здесь в Курлянском герцогстве (нынешней Латвии) Петр I впервые увидел Балтийское море. Как вы помните, у Петра была задача сделать русский флот мощным. На купеческом корабле с волонтерами он отправился морем, оставив послов следовать до Кенигсберга сухим путем. Как вы думаете, почему?

· Петру больше всего нравилось плыть по морю

· Петру не терпелось добраться до голландских мастеров корабельного дела

8. На пути Петра лежал Кенигсберг. Подойдите к плакату с названием города. Познакомьтесь с информацией, посмотрите видеофрагмент,  https://drive.google.com/file/d/1F0N6L_kskgQzAQCwMmyQ6muLlV-RRlzY/view?usp=sharing Выполните задание.

9. Здесь в Кенигсберге Петр пробыл больше месяца, и усердно занимался артиллерийским делом. Его учитель инженерный подполковник Штернфельд

· был недоволен успехами Петра I в артиллерийском деле

· был изумлен необыкновенною понятливостью и желанием Петра вникнуть во все тонкости артиллеристского дела

10. Петру нетерпеливо хотелось в Голландию, страну кораблей и всякого мастерства: для него это была настоящая обетованная земля. Петр едет в Заандам, а затем долго живет в Амстердаме.

Подойдите к плакату с названиями этих городов, прочитайте предлагаемый вам текст.

Задание. Выпишите, каким наукам и ремеслам научился Петр I в Голландии.

11. Как назывался фрегат, в постройке которого участвовал Петр I

· Фрегат «Паллада»

· Фрегат «Петр и Павел»

· Фрегат «Павел и Петр»;

12. Далее был Лондон. Подойдите к плакату с названием города и выполните задание, написанное на плакате.

А затем сделайте фото, чтобы были видны вписанные вами слова.

13. Найдите плакат «Вена». Прочитайте информацию.

Выполните задание, сфотографируйте ответ. Вернитесь в приложение и ответьте на вопрос.

14. Многое из того, что увидел и изучил Петр I, через некоторое время нашло отражение в его первых преобразованиях. Выберите правильный ответ:

· создание в короткие сроки с военно-морского флота;

· открытие школы по обучению разных специалистов: артиллеристов, фортификаторов, кораблестроителей, астрономов, геодезистов и др.

· поощрение обучения русских людей за границей;

· введение летоисчисления не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1 января);

· использование салютов в честь победителей и появление триумфальных ворот, прославляющих победителей;

· открытие Академии наук, музеев (Кунсткамеры др.);

· изменение быта дворян и городских жителей, которые похожими на европейцев;

· все перечисленные выше преобразование и многое другое.

15. Прежде. Чем выполнить последнее задание просмотрите видеофрагмент: https://drive.google.com/file/d/1GfKz9D3rq1c3-V6zh8JvaUEFdUHrK06B/view?usp=sharing 

16. Последние задание

· напишите, как вы думаете, зачем в начале своего царствования Петр I отправился из Москвы в Европу?

· Каким перед вами предстал Петр.

 


 

Приложение

МОСКВА

Город располагался на открытой местности. Но защита у него всё равно имелась - природная. Столицу окружали многочисленные болота и реки. Однако, чтобы добраться до Кремля, требовалось преодолеть и несколько рукотворных укреплений. Сначала Земляной вал, потом стены Белого города, далее Китайгородскую стену (если гости въезжали с востока). В конце были только непосредственно ворота Кремля.

По сравнению с европейскими городами, в Москве чувствовался простор. Улицы были широкими, а дома часто стояли на приличном расстоянии друг от друга. Вокруг нередко имелся участок, на котором располагался сад. По размеру дома можно было определить социальный статус человека. Чем сооружение крупнее, тем привилегированнее сословие. Однако застройка была преимущественно деревянной. Поэтому в Москве часто случались пожары. В отличие от жилых домов, храмы и церкви уже тогда (в 16-17 веках) сооружали в основном из камня. В конце 17 века в Москве было 943 храма.

Вид на Москву в 17 веке. Рисунок из книги М. П. Кудрявцев «Москва — Третий Рим», М., Сол Систем, 1994 
Источник: https://fishki.net/2262126-srednevekovaja-moskva-v-rekonstrukcijah-professora-mihaila-kudrjavceva.html © Fishki.netЭкономика России на конец 17 в. развивалась медленно. Это объяснялось многими причинами, в том числе существованием крепостного права.

https://3.bp.blogspot.com/-r49VD2NmGHU/W77nxZPZOnI/AAAAAAAAE8A/L49yRo6LcsY7VulwrYt4CqhujkidmDjYQCLcBGAs/s640/riga-17v.jpgРИГА

 

Посольство в Риге встретили торжественно. При въезде в город посольству были предоставлены роскошные кареты; среди встречавших находились 36 представителей рижской корпорации «черноголовых» в парадных костюмах. Въезд послов в Ригу сопровождался пальбой из пушек и трубными звуками оркестра, в городе кортеж сопровождали до отведенных послам квартир отряды пехоты и бюргеры. Петр, похоже, был доволен встречей.

В Риге посольство вынуждено было задержаться: переезд через реку Двину в канун ледохода становился опасным.

Петр, впервые переступив границу России, жадно наблюдал окружающее: как живут, как одеваются горожане, как укреплена крепость и устроен порт.

Здесь же Петр столкнулся с двурушничеством рижской администрации.

Проявив при встрече любезность и показное гостеприимство, она в то же время грубо запретила гостям поближе познакомиться с крепостными сооружениями. Любопытным русским, рассматривавшим крепость в подзорную трубу, среди которых находился и царь, караул пригрозил применением оружия, если они не удалятся.

 

Задание

 

Соедините причину и следствие, запишите ответ, используя нумерацию предложений, например, 1А -2.А. Сфотографируйте.

 

 

 

1.А. Вскрылась Двина, по реке пошел лед

 

2.А. Недовольство Петра

1.Б. Использование знаний фортификации рижских инженеров, применение каменных бастионов и башен по всему периметру крепости

 

2.Б. Посольство вынуждено было задержаться в Риге

1.В. Петру I, находившемуся в Риге инкогнито, не позволили подробно осмотреть крепость

 

2.В. В Риге была хорошо укрепленная крепость

 

Ответ: ______________________________________________________________

 


 

ЗААНДАМ

 

 

 

 

 

Дом, в котором жил Петр I

 

 

 

 

 

 

Амстердам

XVII век считается Золотым веком Амстердама, в течение которого он стал самым богатым городом в западном мире. Суда ходили из Амстердама в Балтийское море, Северную Америку и Африку, а также в современные Индонезию, Индию, Шри-Ланку и Бразилию, составляя основу всемирной торговой сети.

 

 

 

 

 

 

 


 

Голландия

 

Царю не удалось, да и не очень удобно было сохранять инкогнито в течение всего путешествия, которое длилось больше года: в Риге и до прибытия посольства в Кёнигсберг он предпочел оставаться Петром Михайловым, во время встречи с Фридрихом III, выступал как царь, а прибыв в Голландию, вновь пожелал стать волонтером. В этом качестве он начал работать на Заардамской верфи, но, как ни старался смешаться с толпой мастеровых, одетых, как и он, в красные байковые куртки и холстинные шаровары, его, очень приметного, быстро узнали голландцы, бывавшие в Москве.

В Голландии Петр посвятил свою жизнь не только работе на верфи, но и осмотру предприятий, складов, мастерских.

«Его тонкая наблюдательность и особый дар понимания не уступали его необыкновенной памяти. Многие поражались особой ловкости его в работе, которой он превосходил даже более опытных в деле людей. Так, рассказывают, что, находясь на одной бумажной мельнице и осмотрев все интересовавшее его, царь взял из рук мастера форму, которой тот черпал бумажную массу, и отлил такой образцовый лист бумаги, что никто другой не сумел бы сделать это лучше».

16 ноября был спущен на воду фрегат «Петр и Павел», над сооружением которого два месяца и одну неделю трудились Петр и волонтеры. Петр, как и другие волонтеры получил аттестат, подтверждающий, что он был прилежным и разумным плотником», научился выполнять различные операции кораблестроения, изучил «корабельную архитектуру и черчение планов.


 

КЕНИГСБЕРГ

 

Земля, на которой ныне стоит город, названный Кенигсбергом (сегодня Калининград), имеет давнюю историю. Здесь еще в начале средних веков жили племена пруссов, получивших свое название от Куршского залива, который издревле назывался Русною.

К концу XVII века город относится к Бранденбургско-Прусскому государству. В городе сооружена крепость Фридрихсбург для надёжного прикрытия Кёнигсберга со стороны залива. Это культурный центр. С 1660 года в Кёнигсберге начала выходить своя газета. Эту газету доставляли в Россию и включали в обзоры европейской прессы.

 

 


Заканчивая фразы, вы разгадаете кроссворд

 

 

По вертикали:

1.    При въезде Петра I в Кёнигсберг гремел...

2.    Петра I и посольство встречал и сопровождал…

3.    Петр и его сподвижники изучали в Кёнигсберге...

4.    Петр I посетил в Кёнигсберге...

6.    30 мая Петр I отпраздновал свой день...

По горизонтали

5. Петр I любовался не только салютом, но и...

 

Сфотографируйте отгаданный кроссворд и ответьте на контрольные вопросы.


 

ЛОНДОН

 

Лондон в конце XVII века крупнейший торговый город Европы с развитым военно-морским флотом, город. В котором развиваются науки и культура.

 

Панорама Лондона 1616 год.

 

Задание вставьте в тексте пропущенные слова:

Затем был ……. (подсказка: посмотрите карту), где Петр собирался стать кораблестроителем-инженером. Принятый в Лондоне радушно королем, осмотрев наскоро достопримечательности Лондона, Петр поспешил к своему любимому делу, поселился в трех верстах от Лондона, в городке Дептфорде, на королевской ………….. (подсказка: место, где строят корабли), принялся за работу под руководством мистера Эвелина, начал прилежно изучать … кораблестроения и заниматься математикою.

Четырехмесячное пребывание ……….. (подсказка: кого?) в Англии было насыщено множеством интересных встреч. Не уступая Амстердаму по торговым операциям, Лондон значительно превосходил его по числу роскошных дворцов знати и богатых купцов. Верфи и доки обеспечивали страну первоклассным коммерческим и военно-морским флотом — корабли с английским флагом бороздили моря и … ………всего света.

Помимо верфей царь осматривал лондонские предприятия и не довольствовался разъяснениями. В мастерской знаменитого часовщика Карте он настолько увлекся техникой изготовления ……………, что сам овладел их сборкой и разборкой.

Едва ли простое любопытство одолевало Петра, когда он зачастил в Гринвичскую обсерваторию и на Монетный двор. Интерес к …………………. (подсказка: наука о небесных объектах) был связан с мореплаванием, а интерес к монетному делу подогревался расчетом использовать в России недавно изобретенную в Англии машину для чеканки …..

Побывал Петр в Английском королевском обществе — центре научной мысли, знакомился с Оксфордским …... ………………..(подсказка: учебное заведение).


 

ВЕНА

Одна из особенностей развития австрийской экономики XVIXVII вв. заключалась в том, что ведущей отраслью стала металлургия, прежде всего те ее отрасли, которые были связаны с войной (производство листового железа, пушек и другого огнестрельного оружия). Продолжительное пребывание в Вене позволило Петру осмотреть Арсенал, библиотеку, кунсткамеру, посетить соседние города. Он побывал в древнем курорте Бадене, известном своими теплыми серными источниками, в венгерском городе Пресбурге, знаменитом старинным готическим собором.

Для Петра были устроены празднества: одно в день именин Петра — 29 июня с огненными потехами и фейерверками в ракетах со словами «Виват царю Петру Алексеевичу!» и прием у цесаря. Гости, а это была элита венского двора, должны были явиться в костюмах разных племен и народов мира: древнеримских, голландских, польских, китайских, цыганских и т. д. Петр появился на празднестве в одежде фрисландского крестьянина.


 

Выполните задание: расшифруйте девиз, который был выбит на сургучовой печати Петра I во время первого европейского путешествия?

33,_21, 25, 6, 15, 10, 12_10_10, 27, 21_19, 6, 2, 6_21, 25, 10, 20, 6, 13, 6, 11.

Подсказка: для расшифровки воспользуйтесь русским алфавитом, нижнее подчеркивание — это пробел между словами.

Запишите то, что вы расшифровали:

 

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Подсказка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

 

1.     ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. [Сайт]. –URL: https://ru.wikipedia.org -Дата обращения: февраль 2022 г. -Код доступа: свободный.

2.     Калязина Н. В., Калязин Е.А. Окно в Европу. –Санкт-Петербург: Издательство объединения «Мосгорархив», 1999. – ISBN:5-87417-070-7.

3.     Павленко Н.И. Петр Великий. -Москва: Мысль, 1990 -591 с. -ISBN 5-244-00560-Х.


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Вступление В 1694 г. царь Петр

Вступление В 1694 г. царь Петр

Подготовка игры Педагог в выбранном помещении размещает в разных местах плакаты с названием городов для создания иллюзии путешествия

Подготовка игры Педагог в выбранном помещении размещает в разных местах плакаты с названием городов для создания иллюзии путешествия

Далее игроки выполняют задания, появляющиеся на экране планшета (смартфона)

Далее игроки выполняют задания, появляющиеся на экране планшета (смартфона)

Таблица результатов Команда

Таблица результатов Команда

Сценарий дистанционной игры (задания, записанные в «теле» игры и читаются игроками со смартфона) 1

Сценарий дистанционной игры (задания, записанные в «теле» игры и читаются игроками со смартфона) 1

Здесь в Курлянском герцогстве (нынешней

Здесь в Курлянском герцогстве (нынешней

Рождества Христова (1 января); · использование салютов в честь победителей и появление триумфальных ворот, прославляющих победителей; · открытие

Рождества Христова (1 января); · использование салютов в честь победителей и появление триумфальных ворот, прославляющих победителей; · открытие

Приложение МОСКВА Город располагался на открытой местности

Приложение МОСКВА Город располагался на открытой местности

РИГА Посольство в Риге встретили торжественно

РИГА Посольство в Риге встретили торжественно

Задание Соедините причину и следствие, запишите ответ, используя нумерацию предложений, например, 1А -2

Задание Соедините причину и следствие, запишите ответ, используя нумерацию предложений, например, 1А -2

ЗААНДАМ Дом, в котором жил

ЗААНДАМ Дом, в котором жил

Голландия Царю не удалось, да и не очень удобно было сохранять инкогнито в течение всего путешествия, которое длилось больше года: в

Голландия Царю не удалось, да и не очень удобно было сохранять инкогнито в течение всего путешествия, которое длилось больше года: в

КЕНИГСБЕРГ Земля , на которой ныне стоит город, названный

КЕНИГСБЕРГ Земля , на которой ныне стоит город, названный

Заканчивая фразы, вы разгадаете кроссворд

Заканчивая фразы, вы разгадаете кроссворд

ЛОНДОН Лондон в конце XVII века крупнейший торговый город

ЛОНДОН Лондон в конце XVII века крупнейший торговый город

ВЕНА Одна из особенностей развития австрийской экономики

ВЕНА Одна из особенностей развития австрийской экономики

Выполните задание: расшифруйте девиз, который был выбит на сургучовой печати

Выполните задание: расшифруйте девиз, который был выбит на сургучовой печати
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022