Автор – составитель: Шевченко Анна Геннадьевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Городской центр детского (юношеского) технического творчества города Юрги»
Данная методическая разработка является планом-конспектом занятия к образовательной программе «Мастерская поделок». Конспект занятия написан для ознакомления учащихся объединения с новым материалом по теме «Изготовление простейшего планера по чертежам».
Методическую разработку могут использовать в работе педагоги дополнительного образования.
Содержание
План - конспект занятия……………………………………………………3
Ход занятия …… ………………………………………………..................4
Список литературы и источников…………………………………………11
План - конспект занятия
Творческое объединение «Мастерская поделок».
Раздел: «Изготовление простейших объектов из геометрических фигур, моделей».
Тема занятия: «Изготовление простейшего планера по чертежам».
Тип занятия: комбинированный.
Возраст детей:7-8 лет.
Год обучения: первый год обучения.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Оборудование и материалы: ножницы, карандаш, линейка, клей ПВА, клей «Титан», ватман, картон, рейка, образцы и чертежи моделей простейших планеров, шаблоны.
Цель занятия: Изготовление модели планера.
Задачи:
· Дать понятия основных частей планера;
· Познакомить с технологией изготовления планера;
· Познакомить с центровкой и регулировкой модели планера;
· Способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками;
· Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Педагог: Добрый день, ребята!
-Посмотрите на эту фотографию.
- У всех такое чистое, свободное, хорошее настроение, как это небо?
Я хочу, чтобы на нашем занятии всё у нас получилось, а настроение осталось хорошим, весёлым.
2.Подготовительный этап.
Педагог: Отгадайте загадки:
Крылатый, но не птица,
Летает в небесах.
В мгновенье может скрыться
В пушистых облаках.
Когда взлетает в небо
И набирает ход —
Закладывает уши,
-Что это? (Самолет)
- Что вы
знаете о самолётах?
- Из каких частей состоит самолёт?
-Почему самолёт летает?
Точь-в-точь как самолёт,
В кабине есть пилот,
Но в голубых просторах,
Летает без мотора.
-Как называется этот летательный аппарат? (планер)
Педагог: Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на занятии?
Мы будем говорить о безмоторных летательных аппаратах и построим простейшую модель планера. Научимся регулировать и запускать её. Вы сегодня будете инженерами - конструкторами.
3.Основной этап.
Педагог: Что такое планер?
Планер – это один из видов летательных аппаратов, тяжелее воздуха. Если на самолете есть двигатели и воздушные винты, то у планера, так как он безмоторный, подъемная сила создается крылом во время полета.
- Из каких основных частей состоит планер?
Части модели планера имеют такие же названия как у самолета.
Планер – это удивительное воздушное судно, состоящее из фюзеляжа, крыла, стабилизатора, киля, и в качестве балласта может быть использован груз или утяжелитель.
Фюзеляж - это основная часть модели.
Крыло - часть, которая поддерживает модель в полете.
Хвостовое оперение - это стабилизатор и киль.
Стабилизатор - это горизонтальная поверхность в хвостовой части планера, служит рулем высоты (вниз, верх).
Где нам встречалось это название? (При изготовлении модели ракеты, стабилизаторы устанавливали тоже для устойчивого полета).
Киль – это вертикальная плоскость планера, служит рулем поворота (влево, вправо).
Груз- необходим для центровки планера.
Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
- Каким инструментом будем пользоваться при работе?
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути!
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
***
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Техника безопасности при работе с ножницами:
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Не подносите ножницы к лицу.
Техника безопасности при работе с клеем:
С клеем обращайтесь осторожно.
Наносите клей на поверхность изделия в небольшом количестве.
Нельзя, чтобы клей попадал на кожу и одежду.
При попадании клея на кожу, немедленно промыть большим количеством воды.
По окончании работы обязательно вымыть руки.
При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Физкультминутка
- Для пилотов важен не только самолёт, но и хорошая физическая
подготовка.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет.
Педагог: А сейчас я расскажу, как мы будем его строить. Анализ образца изделия.
-Из скольких деталей состоит планер? Как соединяются эти детали?
Практическая работа.
Технологическая карта изготовления планера:
ü В качестве фюзеляжа используйте рейку сечением 5х5 мм и длиной 200мм.
ü С помощью копировальной бумаги перенесите детали на лист плотной бумаги или картон.
ü Вырежьте крыло, стабилизатор и киль по контуру.
ü Отогните переднюю кромку крыла и приклейте.
ü На носовую часть рейки (фюзеляжа) наклейте балансировочный груз (бумажную ленту, свернутую в трубку).
ü К хвостовой части рейки (фюзеляжа) с нижней стороны приклейте стабилизатор, а с правой стороны рейки приклейте киль.
ü В центре рейки (фюзеляжа) к верхней стороне приклейте крыло.
ü Оформите модель планера.
ü Хорошо просушите наклеенные детали.
4. Заключительный этап.
Педагог: А сейчас
наступает очень важный для всех авиаконструкторов момент - это испытание. Запуск и регулирование полета модели.
Запуск производите легким толчком с
поднятой вверх руки. При пикировании (модель резко опускает нос) необходимо
удалить часть балансировочного груза.
При кабрировании (модель резко взлетает вверх, а
затем падает на нос) необходимо увеличить балансировочный груз.
При отклонении модели в сторону регулировку
производите отклонением руля направления на киле в противоположном направлении.
Выходят ребята с готовыми моделями на стартовую линию. Производится одновременный запуск модели планера.
Педагог: Какой планер улетел дальше всех?
- А у какого планера был самый ровный полет?
-Как вы думаете, почему?
5. Подведение итогов.
Педагог: Какие новые слова узнали?
-Назовите основные части планера и покажите их на своей модели.
- Чем отличается планер от самолета?
Мне было интересно работать с вами. Я жду вас на следующее занятие.
Литература и источники
1. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели: Текст / А.М. Ермаков - М.: Просвещение, 1998.-208с.
2. Заворотов В.А. От идеи до модели: Текст/ В.А. Заворотов - М.: Просвещение, 1988. - 54 с.
3. Мама может всё [Электронный ресурс] URL: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-samolet-dlya-detej-26-luchshix.html (Дата обращения 11.06.2021)
4. Продлёнка [Электронный ресурс] URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/322857-zapusk-i-regulirovka-bumazhnyh-modelej-planer (Дата обращения 11.06.2021)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.