Дата:
Класс: 11
Учитель:
Предмет: Обществознание
Тема: «Правонарушения»
1. Контролируемые элементы содержания
· Правонарушения
2. Контролируемые умения
· Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
· Знать / понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
· Знать / понимать место и роль человека в системе общественных отношений
· Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
3. Предметные умения
· Оценивать собственное поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения
· Раскрывать смысл понятий из разделов "Политическая сфера общества», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации», «Общество: современное состояние и перспективы развития»
· Определять основания классификации, классифицировать по разным основаниям социальные объекты и явления из разделов «Политическая сфера общества», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации», «Общество: современное состояние и перспективы развития»
4. Личностные результаты
· Опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом
· Опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции
· Опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации
5. Функциональная грамотность
· Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
· Оценивать полноту, достоверность информации.
· Составлять план исследования или действий, подходящих для поиска ответа на научные вопросы или проверки гипотез.
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК:
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Актуализация опорных знаний
Что называют правоотношением? Чем
правоотношение отличается от других социальных отношений, а что между ними
общего?
Раскройте смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений»,
«содержание правоотношений».
Что такое юридическая обязанность и чем юридическая обязанность отличается от
моральной обязанности?
Что такое субъективное право?
Как возникает дееспособность и правоспособность у физических лиц?
1.2 Целеполагание
Как вы думаете какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? Как будем их достигать? Что нам для этого потребуется?
2. Освоение нового материала
2.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала
По
мнению ряда юристов, поступки людей, совершаемые ими в мире права, образуют правовое
поведение.
1.Правомерное поведение – поведение субъекта права
(действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых
норм
Виды правомерного поведения:
1. Социально-активное поведение. Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование).
3. Конформистское поведение. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.
4. Маргинальное (законобоязненное) поведение. Это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием
2.Правонарушение - это
противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица,
злоупотребляющего властью, служебным положением и т.д.
Признаки правонарушения:
1. Действие или бездействие;
2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
3. Виновное поведение человека;
4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
5. совершение деяния дееспособным лицом.
Еще одним обязательным признаком правонарушения считают наличие вины. Под
виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.
Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел,
когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.
Виды
правонарушений:
Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную
опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека,
существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся
убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж,
вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые
запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей
степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного
характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.
3.Состав
правонарушения:
Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое,
юридическое), совершившее правонарушение.
Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя
сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в
момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической
деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние.
Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное
психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно
опасным или вредоносным последствиям (результату).
Объект правонарушения - это общественные отношения,
охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется
определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
Объективная сторона правонарушения - это совокупность
признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть
объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия
его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых
материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или
вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные)
деяния.
Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным
(отклоняющимся) поведением. В широком смысле понятие «девиация»
означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле
девиантность относится к отклонениям от неформальных норм (бродяжничество,
пьянство и пр.).
4.Юридическая ответственность
Юридическая ответственность - это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.
Виды юридической ответственности они зависят от характера правонарушений. Выделяют: уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность и материальная ответственность.
Уголовная ответственность- это один из видов юридической ответственности, при которой к виновному лицу суд применяет государственное принуждение в форме наказания, например:
- лишение свободы на разные сроки, в том числе и пожизненное за особо тяжкие преступления; конфискация имущества, увольнение от должности.
Административная ответственность-понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом (например; работником полиции, ГИБДД) взыскание к лицу, совершившему правонарушение.
Такой вид ответственности наступает в случае совершения лицом административных проступков, которые противоправны и вредны т. к, приводят к нарушению нормального функционирования общественных отношений и общественного порядка. К ним относятся: появление в нетрезвом состоянии в общественном месте; нарушений правил дорожного движения и т.д.
Гражданская ответственность - ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и лично неимущественных прав.
Дисциплинарная ответственность-регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы. Материальная ответственность - обязывает работника возместить нанесенный им ущерб.
3. Применение изученного материала.
3.1 Развитие функциональной грамотности
Работа с классом: учитель зачитывает противоправные деяния, а ученики их классифицируют на проступки и преступления.
1. Грабеж (преступление)
2. Нарушение ПДД (преступление)
3. Торговля с рук в неустановленных местах (проступок)
4. Нарушение правил школьного устава (проступок)
5. Неоплаченный проезд в транспорте (проступок)
6. Вымогательство (преступление)
7. Нецензурная брань (проступок)
8. Повреждение телефона- автомата (проступок)
9. Мошенничество (преступление)
10. Драка в школьной раздевалке (проступок)
3.2 Систематизация знаний и умений
Основные понятия:
Правомерное поведение – это поведение субъекта права
(действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых
норм
Правонарушение - это действие или бездействие, которое
нарушает правовые нормы.
Состав правонарушения - совокупность признаков
любого правонарушения.
Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.
Объект правонарушения – общественные отношения, на которые
направлено противоправное посягательство.
Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность
которого обозначена в действующих нормах права.
Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность
лица, связанная с совершением деяния.
Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному
поведению и его последствиям, выраженное в
форме умысла или неосторожности.
Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное,
виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.
Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей
степенью общественной опасности, чем преступления.
Правопорядок – система общественных отношений, в которой
индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия,
конфликты, добиваются намеченных целей.
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Заполните таблицу
Виды правонарушений |
|
Преступление |
Проступок |
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
Выбери один из смайликов и объясни, почему ты его выбрал.
5.2 Домашнее задание Написать эссе «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек » (изречение из римского права)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.