Методическая разработка к уроку окружающего мира "Как помочь зимующим птицам?"
Оценка 5

Методическая разработка к уроку окружающего мира "Как помочь зимующим птицам?"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
18.02.2020
Методическая разработка  к уроку окружающего мира "Как помочь зимующим птицам?"
методическая разработка
конспект.doc

Дата проведения урока:      16.12.2018 г

ФИО учителя

Класс:             1 «В»

Количество уч-ся:    21 чел

Предмет:   Окружающий мир

УМК: Школа  России

Тема  урока:   «Как помочь зимующим птицам?»

Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

 

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

 

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная.

 

Необходимое техническое оборудование:

1) ПК,   презентация “Как зимой помочь птицам?”. 
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. 
4) Компьютер
5) Таблица с изображением птиц.
6) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.

 

Дополнительная литература:

 

«Юный натуралист» (дано краткое описание внешности птицы).

Аудиофайл  с голосами  птиц

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Звучит запись «Голоса птиц».

Читает учитель:

«ВОРОБЕЙ»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным.

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

                                     Н. Рубцов

– В чем смысл этого  стихотворения?

-  Какая будет тема урока?

- Что мы узнаем?

– Сегодня на уроке мы узнаем, как помочь зимующим птицам.

     Актуализация  знаний

1. И г р а  «Верно – неверно».

Учитель перечисляет признаки животных, и если признак характеризует птиц, учащиеся работают сигнальной карточкой.

 Тело покрыто шерстью. (–)Ÿ

 Тело покрыто перьями. (+)Ÿ

 Есть зубы. (–)Ÿ

 Есть клюв. (+)Ÿ

 Крылья заменяют передние конечности. (+)Ÿ

 Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. (+)Ÿ

 Две пары ног. (–)Ÿ

 Есть клыки. (–)Ÿ

 Длинный пушистый хвост. (–)Ÿ

 Перья на хвосте отличаются особой длиной. (+)Ÿ

 Перья на голове отличаются особой длиной. (+)Ÿ

 Эти животные летают. (+)Ÿ

 Эти животные плавают. (+)Ÿ

 Эти животные издают звуки. (+)Ÿ

 Эти животные зимуют с нами. (+)Ÿ

 Эти животные улетают зимой в теплые края. (+)Ÿ

 

– Объясните, почему вы показывали зелёный  тогда, когда говорилось, что эти животные «улетают на юг», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами»? (Ответы детей.)

-Каких зимующих птиц вы знаете??

    Изучение  нового материала

2.В и к т о р и н а  «Узнай птицу».

– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это... птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

 

Звучит аудиофайл, учитель читает  описание.

 

- По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа верно, ее изображение помещается на доске.

 

Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

-Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Синица.)

-У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные: спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)

-У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

-Размером птица   со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями.

Они тихонько посвистывают, будто играют на свирелях: «Свири- свири-свир». Поэтому и назвали их (свиристелями)

 

3.Пальчиковая гимнастика 

 

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели

Два больших пальца обхватывают друг друга,

 

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать

Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

 

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать

Соединяем пальчики вместе, изображая голову

 

птицы и делаем наклоны кистями рук

 

4. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.

 

– Рассмотрите рисунок на с. 74.

– Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?

– Почему надо помогать птицам зимой?

 

Вывод: Зима - трудное время для птиц. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Чтобы выжить и не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

подкармливать птиц в зимний период необходимо. Питание является источником существования для птиц зимой. 

 

– Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить его. Во время гололедицы ледяной панцирь на ветвях деревьев и на снегу затрудняет птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

 

– Какой корм будем подсыпать в кормушку?

-Давайте их рассмотрим  в учебнике.

-Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?

 

Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек.

 

– А где надо развешивать кормушки?

 

(Кормушки надо развешивать в местах, доступных для птиц и удобных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.)

 

Читает учитель:

Висит кормушка на окне

На радость нам и птицам,

И каждый день по сто друзей

В окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи –

Тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам

В окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц

И слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их,

Как дорогих сестричек.

-Есть ли природные  столовые??  (веточки рябины)

 

    Физминутка

 И г р а  «Прилетели птицы».

– А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны сесть на корточки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Белки и ежи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке!

 

    Продуктивная деятельность. Приготовление лакомства из зерновой смеси. (Показ).

 

- А чем мы птиц зимой угостим?

 

-Для этого нам понадобятся бумажные «трубочки - сосульки», которые мы с вами скрутили заранее. На «трубочку» нужно нанести кисточкой мёд (жидкий), и обкатать трубочку в зерновой смеси. Зерновая смесь прилипнет на мёд. Лакомство готово! Дети готовят «лакомство». На заранее скрученные бумажные трубочки, наноситься кисточкой жидкий мёд. Тщательно и аккуратно обкатать трубочку в зерновой смеси. Зерновая смесь прилипает на мёд. Лакомство готово.

      Итог урока.

 

Читает учитель:

 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

 

– Что нового вы узнали на уроке?

– Почему надо помогать зимующим птицам?

– Какой корм едят птицы?

 

Рефлексия.

-  Вот и подошёл к концу наш урок.

- Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

 

Рекомендации по заданию

- По желанию вместе со взрослыми  смастерите  кормушки, дома, и повесите  их. Положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.

 

-  Вы  активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

Учитель вывешивает плакат со стихотворением. Первая буква каждой строки выделена красным цветом.

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее еще детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

– Что хотел сказать автор? А теперь запишите первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась. (Сохраним природу Земли.)

– Об этом мы должны помнить всегда!

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         [email protected]                                                                                                                                                                                                                           

 

                                 Тема урока: Как помочь птицам зимой?

Цель урока: Расширить представления детей о птицах.

Задачи урока:

Предметные: Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;

                         Познакомить детей с условиями жизни зимующих птиц.

Метапредметные: Прививать интерес к обучению через игру и разнообразный занимательный материал, учить наблюдать, сравнивать и обобщать.

Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, сострадание, трудолюбие.

Оборудование урока: ПК, учебник, рабочая тетрадь, тесты, коробка из-под молока, ножницы, линейка, карандаши, нитки.

Загадки заимствованы из газеты «Смекалочка» №23(87) 2013 «Пернатые соседи».

                                                            Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Определение темы урока. О чем пойдет речь на уроке мы узнаем, отгадав загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

3.      Учитель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают» Рассказ сопровождается показом слайдов ( презентация)

     Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Слайд 2

     Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Слайд 3

     Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Слайд 4

     Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

Слайд 5

     Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Слайд 6

     Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы.

4.      Отгадывание кроссворда. Предлагаю разгадать загадки о птицах. Отгадав ключевое слово, мы узнаем, как называют учёных, изучающих жизнь птиц.

1.      У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (слайд 7 -сова)

2.      В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

В поле гнездышко он вьет,

Камнем падает с высот.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит. (слайд 8 – жаворонок)

3.      Окраской – сероватая,

      Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Это… (слайд 9 – ворона)

4.      Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (слайд 10 – синица)

5.      Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый.

«Кле-кле-кле!» - поет со свистом. (слайд 11 – клест)

6.      Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

Но все же голос свой имеет. (слайд 12 – скворец)

7.      Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов.

Поднялся ввысь – и был таков. (слайд 13 – пеликан)

8.      Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

На вид неказист,

Зато голосист. (слайд 14 – соловей)

9.      Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (слайд 15 – снегирь)

     Ключевое слово – орнитолог

5.  Работа над характерными признаками сезонных переселений птиц.

- Какой птицы не бывает в нашем крае? (пеликан)

Попробуем разделить оставшихся птиц на 3 группы.

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вновь вернуться в родные места. Это ПЕРЕЛЕТНЫЕ птицы.

Какие птицы из предложенных в кроссворде являются перелетными? (Жаворонок, скворец, соловей)

 Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Журавль, ласточка, кукушка, грач, стриж, иволга т.д.)

-Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас. Это ЗИМУЮЩИЕ или ОСЕДЛЫЕ птицы. Назовите их. (Сова, ворона, синица) Каких еще птиц можно отнести к этой группе? (Воробей, галка, голубь, сорока, поползень)

-Эти птицы не могут жить на одном месте.  Нет, они не улетают в теплые края. Они

постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ.  К таким птицам можно отнести клеста, снегиря, сойку, чижа, свиристеля.

6.      Игра «Четвертый – лишний» (слайды 16-18)

Кукушка, клест, ласточка, иволга;

Ворона, дятел, соловей, поползень;

Свиристель, снегирь, чечетка, чайка.

7.      Работа с учебником. Стр.74-75.

Рассмотрите птиц на рисунке. Подумайте, по каким признакам можно узнать этих птиц.

Запомните их.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Их спасают природные столовые. Птицы  питаются семенами шишек, трав, ягодами, спрятавшимися насекомыми и их личинками.  И все-таки им очень тяжело зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны.

Как помочь птицам зимой? Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.  Еще осенью необходимо запастись семенами подсолнечника, арбуза, дыни. Эти семена лучше давать раздавленными. Семечки подсолнечника не должны быть обжарены. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а не черного. Синицы любят полакомиться салом, только несоленым.

 

Рассмотрите виды кормушек. Такие кормушки вы можете сделать дома вместе с родителями.

8.      Работа в рабочей тетради. Стр.52-53.

Задание 1. Соедини линиями рисунки и названия.

Задание 3(2). Обведи зеленым карандашом то, чем можно подкармливать птиц, и красным карандашом то, чем нельзя.

9.      Практическая работа «Смастерим кормушку сами»

Инструкция выполнения кормушки в рабочей тетради (задание 3(1) на стр. 53.

10.  Работа с тестами. Стр.28.

11.  Подведем итог урока.

-О ком шла речь на уроке? Каких птиц вы узнали? Как называются группы птиц с учетом их переселения? Как помочь зимующим птицам? Чем нужно подкармливать птиц?

Спасибо за работу!

 

Тема урока: Как помочь птицам зимой?

Цель урока: Расширить представления детей о птицах.

Задачи урока:

Предметные: Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;

Познакомить детей с условиями жизни зимующих птиц.

Метапредметные: Прививать интерес к обучению через игру и разнообразный занимательный материал, учить наблюдать, сравнивать и обобщать.

Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, сострадание, трудолюбие.

Оборудование урока: ПК, учебник, рабочая тетрадь, тесты, коробка из-под молока, ножницы, линейка, карандаши, нитки.

Загадки заимствованы из газеты «Смекалочка» №23(87) 2013 «Пернатые соседи».

Ход урока

1.    Организационный момент.

2.    Определение темы урока. О чем пойдет речь на уроке мы узнаем, отгадав загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

1.    Учитель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают»

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы.

1.    Отгадывание кроссворда. Предлагаю разгадать загадки о птицах. Отгадав ключевое слово, мы узнаем, как называют учёных, изучающих жизнь птиц.

1.    У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (сова)

1.    В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

В поле гнездышко он вьет,

Камнем падает с высот.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит. (жаворонок)

1.    Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Это… (ворона)

1.    Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (синица)

1.    Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый.

«Кле-кле-кле!» - поет со свистом. (клест)

1.    Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

Но все же голос свой имеет. (скворец)

1.    Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов.

Поднялся ввысь – и был таков. (пеликан)

1.    Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

На вид неказист,

Зато голосист. (соловей)

1.    Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Ключевое слово – орнитолог

5. Работа над характерными признаками сезонных переселений птиц.

- Какой птицы не бывает в нашем крае? (пеликан)

Попробуем разделить оставшихся птиц на 3 группы.

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вновь вернуться в родные места. Это ПЕРЕЛЕТНЫЕ птицы.

Какие птицы из предложенных в кроссворде являются перелетными? (Жаворонок, скворец, соловей)

Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Журавль, ласточка, кукушка, грач, стриж, иволга т.д.)

-Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас. Это ЗИМУЮЩИЕ или ОСЕДЛЫЕ птицы. Назовите их. (Сова, ворона, синица) Каких еще птиц можно отнести к этой группе? (Воробей, галка, голубь, сорока, поползень)

-Эти птицы не могут жить на одном месте. Нет, они не улетают в теплые края. Они

постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ. К таким птицам можно отнести клеста, снегиря, сойку, чижа, свиристеля.

1.    Игра «Четвертый – лишний»

Кукушка, клест, ласточка, иволга;

Ворона, дятел, соловей, поползень;

Свиристель, снегирь, чечетка, чайка.

1.    Работа с учебником.

Рассмотрите птиц на рисунке. Подумайте, по каким признакам можно узнать этих птиц.

Запомните их.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Их спасают природные столовые. Птицы питаются семенами шишек, трав, ягодами, спрятавшимися насекомыми и их личинками. И все-таки им очень тяжело зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны.

Как помочь птицам зимой? Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки. Еще осенью необходимо запастись семенами подсолнечника, арбуза, дыни. Эти семена лучше давать раздавленными. Семечки подсолнечника не должны быть обжарены. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а не черного. Синицы любят полакомиться салом, только несоленым.

Рассмотрите виды кормушек. Такие кормушки вы можете сделать дома вместе с родителями.

1.    Работа в рабочей тетради

Задание 1. Соедини линиями рисунки и названия.

1.    Подведем итог урока.

-О ком шла речь на уроке? Каких птиц вы узнали? Как называются группы птиц с учетом их переселения? Как помочь зимующим птицам? Чем нужно подкармливать птиц?

Спасибо за работу!

 

 

 

Тема: «Как помочь зимующим птицам?». Цель: обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в их жизни. Задачи: Образовательные: Обогащение представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать). Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных, прилагательных в форме единственного числа родительного падежа), слоговой структуры слова. Развивающие: Р а з в и т и е с в я з н о й р е ч и , (совершенствовать диалогическую и монологическую речь, словарный запас); Развитие тонкой и общей моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания, логического мышления. Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств к природе. Интеграция областей: «Познание» (формирование целостной картины мира); «Коммуникация» (развитие связной речи, грамматический строй речи, звуковая культура речи); «Здоровье» (физкультминутки, развитие моторики); «Художественное творчество» (развитие продуктивной деятельности детей); «Чтение художественной литературы» (приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия). Оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц, макет дерева «ёлка», аудиозапись И. Чайковского «Январь», аудиозапись с голосами птиц, натуральный корм для птиц, мёд, кисточки, влажные салфетки, контейнеры. Предварительная работа: литература для чтения: К. Ушинский «Проказы старухи зимы», В.Чаплин «Птицы в нашем лесу», В.Бианки «Чей нос лучше», «Кто, чем поёт?», «Кукушонок», «Сова», «Синичкин календарь», «Подкидыш», Г,Снегирёв «Про птиц», «Как птицы к зиме готовятся», М.Горький «Воробьишко», Г.Скребицкий «Лесной голосок», стихи, загадки, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, наблюдение за птицами во время прогулок. Просмотр презентации «Зимующие птицы». Содержание организованной деятельности Вводная часть 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, сегодня мне сорока принесла письмо-приглашение в зимний лес. Вы готовы отправиться на прогулку? Воспитатель: Мы пойдём всей гурьбой стихотворною тропой. Друг за другом нужно встать и загадки отгадать. Воспитатель достаёт конверт и загадывает загадки. Загадка: Угадайте, что за птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится, собирает крошки По ночам кочует, зернышки ворует. (Воробей) Загадка: Что за птица, мороза не боится? Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде. (Клёст) Загадка: За синие крылья, она так зовётся. И в холод и в зной ей так сладко поётся. В рубашечке желтой и впрямь невеличка. Так как же ее назовёшь ты? (Синичка) Воспитатель: Молодцы ребята, загадки отгадали. Чтобы путь нам продолжать нужно скороговорку быстро проговорить. Хитрую сороку поймать морока А сорок сорок, сорок морок. Воспитатель: А сейчас идем мы прямо на волшебную поляну. 2. Фонограмма с голосами птиц: Игра «Кто как кричит?». Задание: угадать птицу по голосу. (Вот и очутились мы в зимнем лесу). Голоса, каких птиц вы услышали? (ответы детей). Какие птицы вам знакомы? (дети перечисляют). Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке? (ответы детей) Как же можно назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой? (Зимующие). 3. Беседа о птицах. Рассмотрите внимательно птиц. Что можно про них сказать? Какие они? (Снегирь – красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, гордая; сорока - белобокая, длиннохвостая; голубь - сизокрылый; воробей - весёлый, шустрый, маленький). Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны), круглый год живут у нас? (Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду). И всё же тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Как мы можем помочь птицам пережить зиму? (подкармливать, развешать кормушки). Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать). Назовите правила подкормки птиц. (Во время подкормки не сорить, не оставлять мусор, не шуметь. Кормить ежедневно, корма класть понемногу). Где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках). Люди стараются развешать кормушки за окном в парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Напомните, пожалуйста, мне у кого мы сегодня в гостях? Каких зимующих птиц мы встретили в лесу?  У кого мы были в гостях?·  Кто такие птицы?·  Почему птицы, у которых мы были, в гостях называются· зимующими?  Как люди помогают зимующим птицам?·  Как называется “птичья столовая”?·  Из чего можно изготовить кормушки?·  Каких птиц мы можем видеть на наших кормушках?· 4. Дидактическая игра «Части тела» «Что общего у птиц?»  Что общего в строении птиц? (Ответы детей).·  Назовите части тела?·  Для чего птицам нужен клюв?·  Для чего нужен хвост?·  Чем птицы отличаются от животных?·  Чем птицы отличаются друг от друга?· (Каждая птица имеет своё оперение, по которому мы их узнаём). С заданьем справились друзья, теперь нас ждет весёлая игра. 5. Физкультминутка «Снегири» Вот на ветках посмотри (4 хлопка по бокам) В красных майках снегири (4 поворота головы в сторону) Распушили перышки (отряхиваются) Греются на солнышке Головой вертят (повороты головы) Улететь хотят (повороты головы вправо – влево) Кыш! Кыш! Улетели! За метелью полетели! (бегают, машут «крыльями»). 6. Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Как дети помогли воробью выжить» Рассматривание каждой картины из серии отдельно. 1. Сюжет: Дети нашли на снегу воробушка. (Однажды холодным, зимним днём, дети нашли воробушка. Воробушек замёрз, обледенел, был холодный как лёд……) 2. Сюжет: Дети несут воробушка домой. (Дети воробушка положили в рукавичку, понесли домой. Дети спешили, чтобы поскорей отогреть его). 3. Сюжет: Дети кормят воробушка. (Воробей клевал, ел, подкреплял силы. Воробушек согрелся, остался в живых). 4. Сюжет: дети выпустили воробушка и кормят других птиц. (Мальчик смастерил кормушку. И теперь все дети могли подкармливать птиц). Вывод: подкармливать птиц в зимний период необходимо. Питание является источником существования для птиц зимой. Голодная птица быстро замерзает. 7. Пальчиковая гимнастика. «Кормушка». Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимать и разжимать кулачки) Прилетело, мы расскажем. Две синицы, воробей. (На каждое название птицы загибать по пальчику). Дятел в пестрых пёрышках. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки). Всем хватило зёрнышек Воспитатель: Зима - трудное время для птиц. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Чтобы выжить и не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Для корма пригодны семена различных растений. Рассматривание зерновой смеси. 8. Продуктивная деятельность. (Приготовление лакомства). Воспитатель: демонстрирует, приготовление «лакомства» из зерновой смеси. (Показ). Для этого нам понадобятся бумажные «трубочки - сосульки», которые мы с вами скрутили заранее. На «трубочку» нужно нанести кисточкой мёд (жидкий), и обкатать трубочку в зерновой смеси. Зерновая смесь прилипнет на мёд. Лакомство готово! Дети готовят «лакомство». На заранее скрученные бумажные трубочки, наноситься кисточкой жидкий мёд. Тщательно и аккуратно обкатать трубочку в зерновой смеси. Зернова смесь прилипает на мёд. Лакомство готово. 9. Заключительная часть. Художественное слово. Снегом засыпаны лес и поля, Спит под сугробами крепко земля, Ищут, ищут птицы, Чем бы поживиться. На зиму долгую в нашем саду Мы приготовили птицам еду. Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться. Сегодня, мы, с вами выйдя на прогулку, развесим приготовленное нами лакомство для птиц на веточках деревьев. И может быть, этим мы спасём не одну птичью жизнь. Воспитатель: Для кого мы приготовили лакомство? (Для птиц). Напомните мне, пожалуйста, технологию приготовления лакомства для птиц? Теперь вы можете сами дома готовить такое угощенье для птиц

                         

8. Продуктивная деятельность. (Приготовление лакомства). Воспитатель: демонстрирует, приготовление «лакомства» из зерновой смеси. (Показ). Для этого нам понадобятся бумажные «трубочки - сосульки», которые мы с вами скрутили заранее. На «трубочку» нужно нанести кисточкой мёд (жидкий), и обкатать трубочку в зерновой смеси. Зерновая смесь прилипнет на мёд. Лакомство готово! Дети готовят «лакомство». На заранее скрученные бумажные трубочки, наноситься кисточкой жидкий мёд. Тщательно и аккуратно обкатать трубочку в зерновой смеси. Зернова смесь прилипает на мёд. Лакомство готово. 9. Заключительная часть. Художественное слово. Снегом засыпаны лес и поля, Спит под сугробами крепко земля, Ищут, ищут птицы, Чем бы поживиться. На зиму долгую в нашем саду Мы приготовили птицам еду. Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться. Сегодня, мы, с вами выйдя на прогулку, развесим приготовленное нами лакомство для птиц на веточках деревьев. И может быть, этим мы спасём не одну птичью жизнь. Воспитатель: Для кого мы приготовили лакомство? (Для птиц). Напомните мне, пожалуйста, технологию приготовления лакомства

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Дата проведения урока: 16

Дата проведения урока: 16

Необходимое техническое оборудование: 1)

Необходимое техническое оборудование: 1)

Эти животные плавают. (+) Ÿ

Эти животные плавают. (+) Ÿ

Другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони

Другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони

Висит кормушка на окне На радость нам и птицам,

Висит кормушка на окне На радость нам и птицам,

Почему надо помогать зимующим птицам? –

Почему надо помогать зимующим птицам? –

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно

Тема урока: Как помочь птицам зимой?

Тема урока: Как помочь птицам зимой?

Прилетит – плохи дела. А кого паук боится?

Прилетит – плохи дела. А кого паук боится?

Спинка зеленоватая, Животиком желтоватая,

Спинка зеленоватая, Животиком желтоватая,

Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ.

Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ.

Оборудование урока: ПК, учебник, рабочая тетрадь, тесты, коробка из-под молока, ножницы, линейка, карандаши, нитки

Оборудование урока: ПК, учебник, рабочая тетрадь, тесты, коробка из-под молока, ножницы, линейка, карандаши, нитки

И полоска галстучка. (синица) 1

И полоска галстучка. (синица) 1

Запомните их. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы

Запомните их. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы

Вы готовы отправиться на прогулку?

Вы готовы отправиться на прогулку?

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Методическая разработка к уроку окружающего мира "Как помочь зимующим птицам?"

Методическая разработка  к уроку окружающего мира "Как помочь зимующим птицам?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020