Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"
Оценка 4.9

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 7
1 кл—4 кл
01.07.2019
Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"
Данная статья поможет выяснить читателям такой вопрос: нужен ли метод проектов в начальной школе? Материал раскроет суть и значимость этого направления в работе с младшими школьниками, принципы и особенности проектной деятельности, укажет на положительные педагогические и образовательные аспекты, повышающие качество обучения и воспитания младших школьников.
Метод проектов. Актуальные вопросы.doc
Метод проектов. Актуальные вопросы                                                                Статью подготовила                                                    учитель начальных классов                                                                          Муниципального общеобразовательного                                                    учреждения «Школа № 118 города Донецка» Ращупкина С. А. Нужен ли метод проектов в начальной школе?           Как известно, современный мир общается «язык проектов». Человек на любом   уровне,   даже   на   бытовом,   строит   и   реализует   жизненные   проекты. Нечего говорить о новейшую профессиональную сферу деятельности. Так, в конце XX века. Сложился новый тип организационной культуры деятельности —   проектно­технологический,   поэтому   такие   инновационные   формы деятельности, как проектная, стали своеобразным атрибутом времени. Итак, вопрос   «нужно   ли   в   такой   деятельности   готовить   детей?»   становится риторическим.                      Польза метода проектов для начального обучения сложно переоценить. Это,  прежде   всего,   связано   с  тем,  что   этот   метод   строится   на  принципах гуманистической   и   детоцентрическая   педагогики,   где   в   центре   учебного процесса   пере   бывает   ребенок   с   ее   особенностями,   интересами, потребностями. На современном этапе его внедрения воплощает в реальность идею индивидуализации учебного процесса и развивающего обучения, а также положительно   влияет   на   различные   сферы   педагогической   деятельности,  в частности, общеобразовательную: • знания перестают быть целью, а становятся средством образования;   •   поиск   решения   практических   задач   актуализирует   необходимость приобретения знаний; •   в   сочетании   познавательной,   исследовательской   и   преобразовательной деятельности учащихся повышается уровень усвоения учебных умений; • учебный материал воспринимается целостно и с ориентацией на создание определенного продукта; • школьники получают новые, нетрадиционные для школы знания, умения и навыки; • школьники выходят из привычной дидактической среды, выполняя задачи, в которых отсутствует единственный правильный развязок;   •   учебные   предметы   естественным   образом   теряют   свой   изолированный характер,   пользования   знаниями   и   умениями   происходит   на   уровне межпредметных связей; • поиск необходимой информации побуждает школьников к систематической работы со справочной литературой.                              Стоит   заметить,   что   метод   проектов   в   настоящее   время   не рассматривается   как   альтернатива   классно­урочной   системе,   зато   —   как дополнительное   средство,   что   повышает   качество   обучения,   развивает познавательную сферу и личностные качества младшего школьника. Как ознакомить младших школьников с проектной деятельностью?                  Ознакомление учащихся с проектной деятельностью происходит в процессе   самой   деятельности.   Стоит   помнить,   что   одним   из   условий организации работы над учебным проектом является опора на опыт ребенка — совокупность полученных в течение жизни умений, знаний и навыков.                   Из всего разнообразия жизненного опыта для проектной деятельности наиболее ценными являются следующие качества: • способность младшего школьника проявлять активность в различных видах деятельности; • умение обнаруживать свои желания, интересы, проблемы и согласовывать их с другими в процессе совместной деятельности;   •   готовность   к   общению,   доброжелательность   в   отношениях   с   другими людьми; • саморегуляция поведения, умение оценивать собственные действия.               Эти   и   другие   качества   учитель   учитывает   во   время   планирования учебного проекта и в процессе его реализации.        Однако, если педагогической целью организации проектной деятельности является   формирование   у   учащихся   особого   вида   культуры   деятельности, этот процесс следует осуществлять по следующим этапам:            I этап — аналитический. Согласование традиционных методических и дидактических   средств   и   приемов   с   целями   и   задачами   проектной деятельности: • активизация внутренних ресурсов учащихся путем приближения к реальной социокультурной деятельности; • переориентация на субъектную активность учащихся; • расширение представлений учащихся о способах учебных действий; • обеспечение интегрированного подхода к формированию знаний.                      II этап  — содержательно­процессуальный. Привлечения к системе обучения   интерактивных   методов,   которые   применяются   в   проектной деятельности:   учебное   исследование,   работа   с   информацией,   мысленное моделирование, мозговой штурм, учебный эксперимент, ролевая игра и др.        III этап — креативно­ролевой. Постепенный переход учителя на позицию консультанта   и   партнера   в   деятельности.   Определение   и   реализация   на практике смысловых связей между учебным, личностным и социокультурным аспектами   развития   ученика   путем   непосредственного   привлечения   к проектной деятельности.               IV этап  — оценочноно­рефлексивный. Оценка производительности проектной деятельности по следующим критериям: • уровень понимания учащимися сущности проектной деятельности; • уровень качества выполнения заданий в учебном проекте; • уровень активности и творчества;   •   уровень   функциональной   грамотности   (умение   переносить   знания, приобретенные в процессе разработки проекта, в реальную практику). Как научить учащихся планировать работу над проектом?                  Учебный проект для учащихся — это возможность что­то сделать самостоятельно или с товарищами; это новая и непривычная деятельность, которая помогает выявить свои наклонности и способности, самоутвердиться, применить   свой   жизненный   опыт;   это   исследование;   это   полезное   дело, связанное   с   изготовлением   нужной   вещи,   которую   можно   публично продемонстрировать;   это   новые   открытия   и   новые   знания;   это   просто интересно, потому что необычно.             В основе каждого учебного проекта должна лежать близка и актуальна для учащихся проблема. Именно она мотивирует деятельность, направленную на ее решение (напомним, что в период возникновения метода проектов как педагогического   явления   он   имел   другое   название   —   метод   проблем). Участники   будто   отталкиваются   от   проблемы,   организуя   деятельность. Обязательной   составляющей   структуры   проектной   деятельности   является этап планирования. Планируя деятельность учащихся, учитель выясняет для себя следующие вопросы: 1.   Для   чего   создается   этот   проект?   Существует   ли   потребность   в   данной ситуации именно в такой форме работы? 2. Что нужно создать в результате? Как это будет использоваться? 3. Или понятной для учеников будет выдвинута проблема? Или доступной для решения будет она? Заинтересует ли она детей? 4.   Каким   должен   быть   проект   для   того,   чтобы   соответствовать   всем методическим и организационным требованиям? 5.   Кто   будет   участником   проекта?   В   какой   мере   каждый   из   участников сможет воплотить замысел? 6. Какие знания и умения необходимы учащимся для работы над проектом? Какими новыми знаниями и умениями они освоят в процессе деятельности? Как лучше организовать этот процесс? 7. Что необходимо подготовить к началу деятельности учащихся?                     Ученики   как   активные   участники   учебного   проекта   принимают непосредственное участие в планировании  деятельности. Учитывая  возраст младших   школьников,   учитель   помогает   составлять   план   за   такими вопросами: 1. Почему это важно лично для меня? (Мотивация деятельности.) 2. Зачем я буду работать над проектом? (Цель деятельности.) 3. Что для этого я смогу сделать? (Задачи деятельности.) 4. Как я буду это делать? (Способы деятельности.) 5. Что мне потребуется для работы? (Средства деятельности.) 6. Что я получу в результате? (Результат деятельности.)

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"

Статья "Метод проектов. Актуальные вопросы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2019