Быстро меняется мир, стал более взаимозависимым. Поэтому проблема сохранения своей гражданской идентичности актуальна для всех стран. для России очень остро встал вопрос национального самоопределения и духовного развития. Роль школы в формировании гражданской идентичности очень высока. ФГОС разработаны с учётом региональных и национальных потребностей воспитания и развития личности.
формирование гражданской идентичности.doc
Формирование гражданской идентичности младших школьников
Т.Ю. Подвеско
Сегодня с необходимостью поиска новой стратегии и сохранения своей
идентичности в кардинально изменяющемся мире, в мире, который стал более
открытым, прозрачным, взаимозависимым, в той или иной форме сталкиваются
практически все страны, все народы.
Для россиян, для России вопросы «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?»
звучат всё громче. Наше движение вперёд невозможно без духовного,
культурного, национального самоопределения. Главное, что будет определять
успех, это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное,
моральное. Ведь и экономический рост, и благосостояние – это производные от
состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны
чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в своей истории, в
ценностях и традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом
смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности
действительно носит для России фундаментальный характер.
Формирование именно гражданской идентичности на основе общих
ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и
солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери
связи со своими этническими, религиозными корняминеобходимое условие
единства страны.
Роль образования в этом смысле трудно переоценить. Неслучайно новые
образовательные стандарты разработаны с учётом региональных, национальных
и этнокультурных потребностей Российской Федерации. Стандарт направлен на
обеспечение духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования, становления их гражданской
идентичности как основы развития гражданского общества, сохранения и
развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения
духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
В основе стандарта лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам
построения демократического гражданского общества на основе толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли
конфессионального состава российского общества.
Требования к личностным результатам включает, наряду с другими
требованиями, сформированность основ гражданской идентичности.
Гражданская идентичность представляет собой результат
самоопределения на основе свободного выбора и выступает как осознание
личностью своей принадлежности к сообществу граждан государства на
общекультурной основе, имеющая определённый личностный смысл.
Достижение гражданской идентичности – задача развития юношеского
возраста, решение которой нередко осуществляется и в старших классах. Вместе
с тем, можно говорить и о предпосылках или основах становления гражданской
идентичности уже на ступени начального образования.
Уже к концу дошкольного возраста к началу общения в школе у ребёнка
складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная
форма мировоззрения. К началу младшего школьного возраста у ребёнка
формируется первое представление о своей национальности (этнической
принадлежности), стране, в которой он живёт.
Формирование основ гражданской идентичности личности на ступени
начального образования определяется двумя основными психологическими
процессами – формированием чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ, историю; начальными формами осознания своей ответственности
за благосостояние общества и осознание своей этнической принадлежности и
культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданин России.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностносмысловой (позитивное, негативное или двойственное
отношение к принадлежности);
эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности);
деятельностный ( поведенческий – гражданская активность).
Требования к сформированности когнитивного компонента:
создание историкогеографического образа, включая представление о
территории и границах России, её географических особенностях, знание
основных исторических событий развития государства и общества, знание
истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
формирование образа социальнополитического устройства –
представление о государственной организации России, знание государственной
символики (гимн, флаг, герб), знание государственных праздников;
знание основных прав и обязанностей гражданина, проецированное на
возрастной статус в обществе;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
знание основных моральных норм; знание норм и правил охранно
бережного отношения к природе; сохранение своего здоровья.
Требования к сформированности ценностного и эмоционального
компонентов:
чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории,
культурных и исторических памятников;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России, межэтническая
толерантность как уважение других людей независимо от их национальности,
особенностей культурных традиций, вероисповедания, принятие и уважение
многообразия культур;
уважение личности и признания её достоинства, доброжелательное
отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание
стыда и вины при их нарушении.
Требования к деятельностному компоненту:
участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций
(дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей
ученика начальной ступени образования;
выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во вне учебных видах деятельности;
участие в общественной жизни (праздничные мероприятия,
благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире);
посещение культурных мероприятий (театров, музеев, библиотек);
чтение газет и просмотр телевизионных передач;
реализация установок здорового образа жизни.
Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся на
начальной ступени образования являются:
1.Духовнонравственное ценностносмысловое воспитание учащихся –
формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства
собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремление
следовать в своём поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению.
2.Историческое воспитание – знание основных событий истории Отечества
и её героического прошлого, представление о месте России в мировой истории,
знание основных событий истории народов России, формирование чувства
гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных
событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся,
представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества,
формирование чувства гордости за свой род, семью, город, село.
3.Политикоправовое воспитание – направлено на формирование
представлений учащихся о государственнополитическом устройстве России,
государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина, правах и обязанностях учащихся, информирование об основных общественно
политических событиях в стране и в мире.
4.Патриотическое воспитание – направленно на формирование чувства
любви к Родине и гордость за принадлежность к своему народу, уважение
национальных символов и святынь, знание государственных праздников и
участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.
5.Трудовое воспитание – формирование картины мира культуры как
порождение трудовой предметнопреобразующей деятельности человека,
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием,
формирование добросовестного и ответственного отношения к труду и
бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры ,
созданным трудом человека.
6.Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания
учащихся с формированием гражданской идентичностью личности определена,
вопервых, тем, что именно природа является эмоциональночувственной
основой формирования образа Отечества и любви к нему. Вовторых,
взаимодействие ребёнка с природой выступает как самостоятельная
деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную
позицию в отношении страны и её природного достояния.
Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и
серьёзное. Даже, если ученик не всё запомнит и не всегда поймёт глубинный
смысл происходящего, главное, у ребёнка останется чувство соприкосновения с
прекрасным, с величием Родины.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования –
Мво образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
1.
Владимира Путина (выступление на
2013: Красные линии
Валдайском форуме) – Российская газета, №216 (6192), 26 сентября 2013г. 2. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственнопатриотическое
воспитание. – М. : Прометей, книголюб, 2004г.
Формирование гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.