Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Оценка 4.8

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
14.07.2019
Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Этому способствует развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Набережных Е.А.. статья.doc
Набережных Елена Анатольевна, учитель начальных классов,  МБОУ «ООШ №8», г. Старый Оскол РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ I УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Развитие   наблюдательности   –   одна   из   приоритетных   целей,   которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Еще в XVII веке идея изучения окружающего мира путем организованных наблюдений в природе принадлежала Коменскому Я. А.: «Необходимо начинать изучение не со словесных толкований, а с реальных наблюдений.   Источником   знаний   о   природе   являются   наблюдения.   Начало познания   должно   всегда   начинаться   с   осязания   потому,   что   ничего   не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесными объяснениями вещей, а предметным наблюдением их». Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально   восприятие   как   относительно   простой   акт непреднамеренного   отражения   той   действительности,   которая   окружает человека.   Но   в   процессе   развития   восприятие   может   переходить,   с   одной стороны,   в   специфическую   теоретическую   деятельность   –   наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал. Наблюдательность   –   это   свойство   личности,   умение   подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Различия   в   наблюдательности   в   значительной   степени   зависит   от индивидуальных   особенностей   личности.   Так,   например,   любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень   тесно   связано   с   наблюдательностью,   где   наблюдение   выступает   как процесс, а наблюдательность – как качество. Наблюдением   называется   целенаправленное,   планомерное   восприятие. Наблюдения   за   предметами   природы   способствуют   накоплению   у   учащихся запаса   достоверных   конкретно­образных   представлений   об   окружающей действительности,   фактических   знаний,   которые   являются   материалом   для последующего   их   осознания,   обобщения,   приведения   в   систему,   раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают   и   определенные   практические   умения   и   навыки.   Наблюдения окружающей   действительности   оказывают   глубокое   воздействие   на всестороннее развитие личности ребенка. Наблюдения   способствуют   эстетическому   воспитанию   младших школьников. Общение ребенка с природой – это могучий источник развития эмоций.   Хороший   эффект   в   формировании   эстетических   вкусов   детей   дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений. Наблюдательность   развивается   постепенно   в   процессе   направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Пути   развития   наблюдательности   при   проведении   уроков   окружающего мира разнообразны:     использование различных средств наглядности; организация наблюдений к уроку и на уроке; организация   наблюдений   при   проведении   опытов, практических работ;   введение   дневников   наблюдений,   фенологических   тетрадей, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.        В процессе организации наблюдений соблюдаю следующие требования: а) учет возрастных особенностей, психологического уровня развития детей; б)   организация   активной   познавательной   деятельности   в   процессе наблюдения; в) показ практической значимости наблюдений; г) последовательность в выработке умений наблюдать; д) выделение существенных признаков предмета и явления; е) систематизация содержания наблюдаемого; ж) изначальное управление учителем. Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать. 1.   Формирование   представлений   на   основе   рассматривания   объекта   и описания его по памяти. Так,   программой   окружающего   мира   предусматривается   знакомство учащихся   с   осенними   изменениями   в   природе   («Живая   и   неживая   природа осенью»   –   2   класс).   Уроку   по   теме   «В   гости   к   осени»,   на   котором рассматривается   такое   явление   природы,   как   листопад,   предшествовали экскурсия   в   парк,   серия   наблюдений   на   уроках   и   во   внеурочное   время.   На экскурсии  обращаю внимание детей на изменившуюся  по сравнению с летом общую   окраску,   на   изменение   окраски   листьев   на   деревьях   и   кустарниках осенью. Обращаем внимание на опавшие листья. Наблюдаем листопад. Каждый ребёнок выбирает для наблюдения 1­2 листочка и рассматривает его в деталях: форму, окраску. Потом закрывает глаза и представляет его. Затем предлагаю   вспомнить,   какими   были   листья   на   этих   деревьях   и   кустарниках летом.   Чтобы   представления   о   летней   окраске   были   более   полными   и отчётливыми, предлагаю найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Таким образом, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Затем предлагаю сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраски   листьев   с   приходом   осени.   Такой   приём   делает   наблюдение   более точным, детальным. 2.   Хороший   приём   развития   наблюдательности   –   это   приём   фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно­белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом надо   требовать,   чтобы   рисунок   был   как   можно   ближе   к   оригиналу.   Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать   подробности,   проводить   повторные   наблюдения.   Одним   из аргументов   возражений   выдвигается   то,   что   дети   плохо   рисуют.   Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма. Урок по теме «В гости к осени» начинаю так: предлагаю   открыть   тетрадь   и   нарисовать   2   веточки   (образец   рисунка представлен на доске), или раздаю листочки бумаги, на которых веточки уже нарисованы. Дети получают задание: «Одна веточка – летняя, другая – осенняя. Дорисуй их. Закрась кружок  «главным» цветом лета или осени. Рисунок 1 Ребёнок   на   основе   наблюдений   вспоминает   характерные   особенности растений   в   летнее   и   осеннее   время,   сравнивает   их,   выделяет   различия, анализирует и представляет их в виде рисунка. Цель достигнута. 3.   Не   менее   интересен   следующий   приём,   развивающий   у   детей наблюдательность.  Это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Предлагаю послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильного ветра, падение листка с дерева и т.п. Попытки   таких   имитаций   заставляют   ребёнка   внимательно   всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут к знаниям. 4.   Интересным   приёмом   развития   наблюдательности   является использование   пословиц,   поговорок,   народных   примет,   загадок,   отрывков   из художественных произведений. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней. Сколько радости бывает, если их предсказания сбываются! Чтобы   развить   у   детей   наблюдательность   и   пробудить   интерес   к   природе родного края,  составляю для каждого времени года памятки­инструкции. Эти памятки вывешиваю в классе рядом с календарём природы. Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно. Наблюдения   окружающей   действительности   оказывают   глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у   ребенка   включены   все   анализаторы:   зрительный,   слуховой,   осязательный, обонятельный. Таким   образом,   правильно   спланированные   и   целесообразно организованные   наблюдения   развивают   познавательную   деятельность школьников,   их   интерес   к   окружающему   миру.   Это   необходимое   условие эффективного усвоения знаний, одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019