Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
14.07.2019
Стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Этому способствует развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Набережных Е.А.. статья.doc
Набережных Елена Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ №8», г. Старый Оскол
РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ I УРОВНЯ
ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую
учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Еще в XVII веке идея изучения окружающего мира путем организованных
наблюдений в природе принадлежала Коменскому Я. А.:
«Необходимо начинать изучение не со словесных толкований, а с реальных
наблюдений. Источником знаний о природе являются наблюдения. Начало
познания должно всегда начинаться с осязания потому, что ничего не
существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье
необходимо воспринимать не словесными объяснениями вещей, а предметным
наблюдением их».
Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления.
Первоначально восприятие как относительно простой акт
непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает
человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной
стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение,
позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, с
другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного
образа и эстетического созерцания мира.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия
для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но
и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Наблюдательность – это свойство личности, умение подмечать
характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.
Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от
индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность
является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение
очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как
процесс, а наблюдательность – как качество.
Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие.
Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у учащихся
запаса достоверных конкретнообразных представлений об окружающей
действительности, фактических знаний, которые являются материалом для
последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия
причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся
получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения
окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на
всестороннее развитие личности ребенка. Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших
школьников. Общение ребенка с природой – это могучий источник развития
эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает
развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.
Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной
деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений.
Пути развития наблюдательности при проведении уроков окружающего
мира разнообразны:
использование различных средств наглядности;
организация наблюдений к уроку и на уроке;
организация наблюдений при проведении опытов,
практических работ;
введение дневников наблюдений, фенологических тетрадей,
настенных календарей природы и труда;
организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.
В процессе организации наблюдений соблюдаю следующие требования:
а) учет возрастных особенностей, психологического уровня развития детей;
б) организация активной познавательной деятельности в процессе
наблюдения;
в) показ практической значимости наблюдений;
г) последовательность в выработке умений наблюдать;
д) выделение существенных признаков предмета и явления;
е) систематизация содержания наблюдаемого;
ж) изначальное управление учителем.
Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать.
1. Формирование представлений на основе рассматривания объекта и
описания его по памяти.
Так, программой окружающего мира предусматривается знакомство
учащихся с осенними изменениями в природе («Живая и неживая природа
осенью» – 2 класс). Уроку по теме «В гости к осени», на котором
рассматривается такое явление природы, как листопад, предшествовали
экскурсия в парк, серия наблюдений на уроках и во внеурочное время. На
экскурсии обращаю внимание детей на изменившуюся по сравнению с летом
общую окраску, на изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках
осенью. Обращаем внимание на опавшие листья. Наблюдаем листопад.
Каждый ребёнок выбирает для наблюдения 12 листочка и рассматривает
его в деталях: форму, окраску. Потом закрывает глаза и представляет его. Затем
предлагаю вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках
летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и
отчётливыми, предлагаю найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья,
которые сохранили ещё летнюю окраску. Таким образом, у детей сформированы
представления о летней и осенней окраске листьев. Затем предлагаю сравнить
летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраски листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более
точным, детальным.
2. Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации
наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрнобелых
рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом
надо требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это
заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали,
подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из
аргументов возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого
обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок
и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается
на формировании навыка письма. Урок по теме «В гости к осени» начинаю так:
предлагаю открыть тетрадь и нарисовать 2 веточки (образец рисунка
представлен на доске), или раздаю листочки бумаги, на которых веточки уже
нарисованы. Дети получают задание: «Одна веточка – летняя, другая – осенняя.
Дорисуй их. Закрась кружок «главным» цветом лета или осени.
Рисунок 1
Ребёнок на основе наблюдений вспоминает характерные особенности
растений в летнее и осеннее время, сравнивает их, выделяет различия,
анализирует и представляет их в виде рисунка. Цель достигнута.
3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей
наблюдательность. Это приём имитации учениками движений, звуков предметов
и явлений природы. Предлагаю послушать природу так внимательно, чтобы этот
звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями
птицы во время полёта, звук сильного ветра, падение листка с дерева и т.п.
Попытки таких имитаций заставляют ребёнка внимательно всматриваться,
вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут к знаниям.
4.
Интересным приёмом развития наблюдательности является
использование пословиц, поговорок, народных примет, загадок, отрывков из
художественных произведений. Это активизирует познавательную деятельность
младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих
дней. Сколько радости бывает, если их предсказания сбываются!
Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе
родного края, составляю для каждого времени года памяткиинструкции. Эти
памятки вывешиваю в классе рядом с календарём природы.
Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю,
должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого
знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать
самостоятельно.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое
воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения
у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный,
обонятельный.
Таким образом,
правильно спланированные и целесообразно
организованные наблюдения развивают познавательную деятельность
школьников, их интерес к окружающему миру. Это необходимое условие
эффективного усвоения знаний, одно из важнейших средств развития личности
ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).
Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Статья на тему "Развитие наблюдательности обучающихся I уровня образования на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.