Рассмотрены приемы работы в начальной школе по формированию основ экологического воспитания. Приведены примеры акций, в которых принимали участие младшие школьники.
Изучены средства по формированию экологических компетенций младших школьников. Организована экологическая работа во внеурочной и внеклассной работе, начата работа по формированию исследовательских навыков.
Экологическое воспитание Субботина А.П..doc
Субботина Альфия Пекулиевна
МБОУ «Гимназия № 4 г. Пушкино»
Экологическое воспитание в начальной школе
Начальная школа играет важную роль в системе экологического образования
и воспитания. Именно здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о
природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от
того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные
связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны
эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания
трудиться на пользу природы. Именно мы учителя с первых дней в школе
должны закладывать основы экологической культуры.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –
помогает ребенку поновому взглянуть на природу. Знание закономерностей
её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему
миру.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все
воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным
явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у
ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира.
Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний,
умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности
обучающихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки
результатов своей деятельности в исследовательской работе – это один из
важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой
проблемой, были определены цели и задачи.
Цель: развитие и совершенствование исследовательских способностей и
навыков исследовательского поведения;
стимулировать развитие интеллектуальнотворческого потенциала младшего
школьника.
Задачи:
обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;
развитие творческой исследовательской активности детей;
стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс.
Средствами экологического образования можно формировать
следующие ключевые компетентности:
художественной картиной мира;
ознакомление с научной, • компетентность в области общественнополитической деятельности
(реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций
гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социальнопроизводственной сфере (приобретение
навыков общения и организации труда);
• компетентность в учебнопознавательной деятельности (самостоятельный
поиск и получение информации из различных источников, умение ее
анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в экологопрактической деятельности (ориентация и
практические навыки существования и сосуществования в реальных
природных условиях).
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной
и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного
образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных
навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических
ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально
эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным
формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п.
Идет подготовительная работа к созданию экологических проектов. Особое
место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического
становления учащихся.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание
учащихся в следующих формах:
предметная – на уроках окружающего мира;
межпредметная экологическое содержание уроков – практическая
реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и
воспитания на уроках математики, литературного чтения и др.;
внеурочная различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной
работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность)
– научные исследования школьников под руководством учителей;
экологические праздники и мероприятия;
участие в экологических конкурсах, конференциях;
практическая помощь природе кормушки, скворечники, субботники;
походы и экскурсии.
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте
родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии
человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за
сохранность нашей планеты.
Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а
также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты
родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных
ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с
опорой на художественные образы и практические наблюдения детей,
посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Считаю целесообразным
реализации программы:
1.
Исследовательская деятельность учащихся. Участие в конкурсах и
конференциях.
Организация и проведение разнообразных экологических праздников и
мероприятий:
2.
проводить
следующие мероприятия по
«День птиц», конкурсные программы, викторины, проведение акций:
«Приведем в порядок планету», «Красота своими руками», «Вторая жизнь
пластиковой бутылки».
3. Участие в экологических конкурсах, конференциях.
4.
Практическая реализация экологической работы: субботники,
природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичья
столовая»), походы и экскурсии. Практическая помощь окружающей природе.
5.
Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания:
школьная спартакиада «В здоровом теле…». Развитие у детей навыков
здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела.
6. Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: по благоустройству
пришкольной территории; озеленение школы и учебных кабинетов.
7. Проведение школьной экологической конференции.
8. Составление гербария «Растения поселка, парка», создание памяток по
уходу за комнатными растениями.
Литература:
Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в
Грибов Н. Д. Как человек исследует, изучает, использует
1.
начальной школе. Москва: «ЦГЛ» 2010
2.
природу. Волгоград: Учитель, 2014
Экологическое воспитание в начальной школе
Экологическое воспитание в начальной школе
Экологическое воспитание в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.