Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Оценка 4.7

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
27.01.2019
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Внеклассное мероприятие разработано в виде научной лаборатории, где маленькие исследователи определяют натуральность меда. А помогаем ребятам отличить натуральный мед от искусственного самый главный сладкоежка - Винни-Пух. Научная лаборатория помогает понять, что искусственный мед не имеет никакой ценности для человеческого организма, натуральный - это щедрый дар природы. это внеклассное мероприятие можно использовать в урочной деятельности на окружающем мире.
Научная лаборатория. Жидкое золото - мёд. (внеклассное занятие).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска  «Средняя общеобразовательная школа № 196» План­конспект внеклассного занятия «Научная лаборатория. Жидкое золото ­  мёд» учитель начальный классов высшей квалификационной категории Медведцина Наталья Михайловна Новосибирск­2017 Технологическая карта внеурочного занятия Тема Целевая аудитория Цель занятия Научная лаборатория «Жидкое золото ­ мёд» Учащиеся 3 класса Развитие познавательной активности обучающихся посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи Познавательные:  расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические  представления обучающихся;  формировать навыки постановки элементарных опытов и умений делать выводы на основе  полученных результатов. Развивающие:   развивать стремление к поисково­познавательной деятельности;  способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими  предметами;  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;  создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные:  воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание  обучающихся экспериментировать;    формировать коммуникативные навыки. Планируемый результат Личностные: ­  выражать  положительное   отношение   к   процессу   познания:   проявлять   внимание,   удивление, желание больше узнать; ­   оценивать   собственную   деятельность:   свои   достижения,   самостоятельность,   инициативу, ответственность; ­ установка на здоровый образ жизни. Метапредметные: регулятивные УУД: ­ уметь определять и формулировать цель занятия с помощью педагога;  ­ работать по коллективно составленному плану;   ­ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;   ­ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; ­ высказывать своё предположение   коммуникативные УУД: ­ уметь оформлять свои мысли в устной форме;  ­ слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им   познавательные УУД: ­ уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;  ­   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на занятии; ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных   признаков; ­ устанавливать причинно­следственные связи. Лаборатория, исследование, виды натурального меда, искусственный мед. Основные понятия Оборудование: Технические средства Проектор, экран, компьютер, колонки, презентация с видеофрагментами Материалы для  проведения опытов Источники Пробирки, мёд (гречишный, липовый, цветочный), искусственный мёд, вода, пипетка, йод, бланки с правилами поведения в научной лаборатории и планом исследования мёда 1. https://infourok.ru/tema­ozyora­prudi­bolota­776693.html 2. http://multokno.ru/vinni_pukh_­_vse_serii_v_odnom_video.html 3. http://medomir.ru/ehnciklopedija/chto­takoe­med­i­otkuda­on­beretsja/ 4. https://mnogo­krolikov.ru/pchelovodstvo/kak­pchyoly­delayut­myod­iz­nektara­i­pylcy.html 5. http://www.nat­geo.ru/nature/43589­medoukazchiki­ptitsa­privodyashchaya­k­medu/ 6. https://big­rostov.ru/eto­interesno/interesnye­fakty­o­myode/ 7. http://avanak.ru/kak­proveryat­med­v­domashnih­usloviyah­s­pomoschyu­yoda/ Организация  Фронтальная,  индивидуальная, групповая работа пространства  Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Ход занятия, задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты УУД Учащиеся получают приглашения в школу занимательных наук для проведения научного исследования (пригласительные билеты разного цвета для рассадки по группам) I. Ориентировочно­ мотивационный  Цели:  создание: ­положительного  настроя; ­ условий для  возникновения у  обучающихся  внутренней  потребности  включения в  исследовательскую  деятельность.   Приветствует детей и  сообщает, что все  находятся в научной  лаборатории. Высказывают свои  предположения о том, что такое  лаборатория. Ученики берутся за  руки, улыбаются друг  другу и пожимают по  кругу руки. Организует  построение  обучающихся в круг  для рукопожатий. Создаёт  условия для  возникновения у  учеников внутренней  потребности  включения в  Личностные УУД: ­ выражать положительное  отношение к процессу познания. Регулятивные УУД: ­принимать и сохранять учебную  задачу, ­ высказывать своё  предположение.   Коммуникативные УУД: ­ уметь оформлять свои мысли в  устной форме;  ­ слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и  общения в группе. Познавательные УУД: ­ уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного.  Слайд 1 ­ Здравствуйте, ребята, мы рады  встрече с вами в школе занимательных  наук! А это – наша научная  лаборатория. ­Вы знаете, что такое лаборатория?  Слайд 2. Лаборатория ­ это  специальное место, где проводят  исследования и эксперименты.  ­А вы любите экспериментировать? А  вот сейчас и проведем свой первый  эксперимент: Давайте,  Дружно за руки возьмемся  И друг другу улыбнемся,  Руки мы пожмем друг другу,  Побежит тепло по кругу.  Дружно будем отвечать,  Все хотим мы много знать! ­К вам пришло хорошее настроение? А в вас проснулся юный исследователь?  Тогда наш первый эксперимент  прошел удачно! познавательную  деятельность. Организует  распределение  учащихся на группы и  повторение правил  поведения в  лаборатории. Учащиеся в группах  выбирают правила  поведения в  лаборатории из  предложенных на  бланке и зачитывают  их. Высказывают свои  предположения. Подводит учащихся к  определению  предмета  исследования. II.  Постановка учебной задачи.  Цели:  создание условий для определения  учащимися предмета  исследования и актуализации  имеющихся знаний  учащихся. ­Сегодня мы будем работать с вами в  трех лабораториях, прошу занять свои  места за экспериментальными  столами, согласно цвету  пригласительного билета.  Слайд 3 ­В школе занимательных наук есть  свои  особые правила поведения.  И вот вам первое задание: Задание 1.  ­На экспериментальных столах у вас  лежат бланки с различными правилами поведения. Назовите мне только те  правила, которые, по вашему мнению,  относятся к правилам поведения в  научной лаборатории. Приложение №1.  ­Итак, с основными правилами  познакомились, можем приступать к  исследованию! ­Как вы думаете,  что можно  исследовать?  Слайд 4 ­Итак, наблюдать и исследовать можно все, что угодно:  кровь, насекомых, галактику,  археологические находки,  происхождение слова…. Любое исследование начинается с  вопроса! ­Сегодня в нашу школу занимательных наук поступил не обычный, а   видеовопрос, предлагаю вам с ним  Личностные УУД: ­ проявлять познавательный  интерес к новому материалу. Регулятивные УУД: ­ высказывать своё  предположение.   Коммуникативные УУД: ­ уметь оформлять свои мысли в  устной форме;  ­ слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: ­ уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от С помощью  видеофрагмента  учащиеся  формулируют  вопросы: ­Зачем на свете мед?  ­Почему мишке так  нравится мёд?  ­ Мёд. Творческая группа  учащихся исполняет  танец пчёлок, читают  стихи о пользе мёда и  раздают в  лаборатории мёд для  исследования.  познакомиться и вместе разобраться. уже известного. Слайд 5 (Видеофрагмент 1.) ­Какие вопросы поступили в нашу  лабораторию? ­Итак, что будет предметом нашего  исследования? Слайд 6  Танец пчелок: 1. Так устроена природа:     Нет без пчел в природе меда. 2. Мед несем ­ душистый,  сладкий…     Не  для  вас  ли  он,  ребятки? 3. В  нём лекарства,  витамины ­     От  простуды  и  ангины. 4. Лечит  сердце, печень, почки...    Липовый он и цветочный.    Быстро ранки заживит­    Природный доктор Айболит. 5. Сильными  хотите  быть?     Значит,  мёд  должны  любить! (ставят мед на столы) - Ну, вот, спасибо, пчелкам. Теперь  мёд у нас есть.  А вы знаете, ребята,  чтобы произвести 100 граммов меда  (это половина баночки меда, той, что у вас на столе), пчела должна облететь  более 100 000 цветков. Представляете, какой это труд! А давайте послушаем,  откуда берется  мед! Знакомит учащихся с  происхождением  мёда. Слайд 7, 8, 9, 10 – происхождение мёда. Высказывают свои  предположения. Учитель обобщает  ответы учащихся  III.  Практическая работа (открытие новых   знаний, способов действия) Цели:  создание условий для  выведения  учащимися новых  знаний посредством  экспериментирования с объектом  исследования –  медом.  Групповая работа  учащихся по  инструкции. Учащиеся  представляют  результаты групповой работы. Учитель курирует  работу учащихся,  оказывая  необходимую помощь. Учитель дополняет  представление  групповой работы  учащихся  интересными  фактами.  Приложение №3. ­А как вы думаете,  мои маленькие  ученые, что можно исследовать в  мёде? (его состав, определить, где  мед был собран, качество меда…)  ­ В меде можно исследовать многое.  Итак, наше исследование начинается.  Правила поведения вы знаете, каждая  лаборатория исследует определенный  вид меда по инструкции.  Слайд 11 Следуя инструкции, записывайте свои  выводы в бланки ответов.  Слайд 12­16 Учитель на основе,  представленных  результатов  групповой работы  учащихся делает  ­ Все лаборатории представили  результаты своей работы. Подведем  итоги. Слайд 17   ­ Цвет меда зависит от его места  сбора, с гречишных полей – мед  темный, а с луговых цветов  и деревьев Личностные УУД: ­ проявлять внимание,  самостоятельность, инициативу,  ответственность; ­ установка на здоровый образ  жизни. Регулятивные УУД: ­ работать по коллективно  составленному плану;   ­ планировать своё действие в  соответствии с поставленной  задачей; ­ высказывать своё  предположение.  Коммуникативные УУД: ­ уметь оформлять свои мысли в  устной форме;  ­ учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве. Познавательные УУД: ­ уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного; ­ добывать новые знания:  находить ответы на вопросы,  используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на  занятии; ­ осуществлять анализ объектов с  выделением существенных    признаков; ­устанавливать причинно­ следственные связи. основные выводы. С помощью  видеофрагмента  учащиеся  высказывают свои  предположения. Организует  театрализованный  диалог.  В ходе  театрализованного  диалога учащиеся  знакомятся с  понятием  «искусственный мед». – светлый. Натуральный мед, собираемый  пчелами, имеет ароматный запах, не  растекается, имеет большое значение  для здоровья.  ­ Ребята, а у нас есть еще один  видеосюжет про Винни­Пуха. Слайд 18 ­ Какой вывод сделал Винни­Пух,  когда не смог добыть себе мёда? (Это неправильный мед, и его  делают неправильные пчелы)  ­ Как вы думаете, что такое  неправильный мед?     (появляется Винни­Пух, поет свою  пыхтелку, несет горшочек меда) Винни – Пух: ­ Жить без меда не могу я,   Да­да­да!   Пчелы меда не дают мне   Е­рун­да!   Делать мед, уж так случилось,   Даже люди научились   И со мною,   и со мною поделились   Да! Учитель: ­ Здравствуй, Винни­Пух, а ты знаешь,  что искусственный мед, который у  тебя, скорее всего ­ это вовсе не мед, а совершенно иной продукт.   Иногда  его делают из тростникового сахара,  иногда ­ из сока арбуза или дыни. Винни­Пух: ­Но он по внешнему виду, запаху   ничем не отличается от настоящего! И  очень вкусный! Учитель: ­Это потому, что в него  добавляют  различные ароматизаторы. Винни­Пух: ­Но мой мед такой же  кристаллизированный, густой. Учитель: ­ Значит, в нем есть мука или крахмал. Винни­Пух: ­ Не верю. Учитель: ­ А мы тебе сейчас это докажем. Слайд 19 Учащиеся проводят опыты с медом  в группах, а Винни­Пух исследует  свой образец меда. Опыт №1 «Прозрачность мёда».  ­ Возьмем мензурку с водой, добавим 1 ложечку меда. Размешаем хорошенько  и оставим на несколько секунд.  ­ Рассмотрите полученный раствор,  что вы наблюдаете?  А вот у мишки раствор получился  мутным, выпал осадок, значит, в нем  есть примеси муки или крахмала. Опыт№2. «Медовое волшебство».  В мензурку с растворенным в воде,  медом, мы добавим  каплю йода. Что  мы наблюдаем? ­ Налей Винни – Пух нам в пробирки  раствор с твоим медом. Давайте капнем йод в пробирки и  посмотрим, что произойдет! Мед  окрасился в синий цвет. Это  значит, для его изготовления  Учитель дает устную  пошаговую  инструкцию по  проведению опытов  «Прозрачность меда»  и «Медовое  волшебство». Учитель организует   сравнительный анализ  натурального и  искусственного меда  для выявления  наличия примесей  муки или крахмала. Под руководством  учителя обучающиеся проводят опыты с  медом в группах. Обучающиеся делают  выводы:  ­ «Раствор мёда  стал прозрачным,  потому что мед  натуральный, без  примесей!»,  ­ «При добавлении  йода изменения  цвета не произошло,  мед натуральный» Учитель подводит  итог проведенной  практической работы.   Учитель организует  рефлексивно­ оценочную  деятельность  учащихся. IV. Рефлексивно­ оценочный Цель: создание  условий для фиксирования новых  знаний и  рефлексии  собственной учебной  деятельности  обучающихся. Учащиеся записывают в ячейки сот свои  знания и впечатления  по проведенной  работе, делятся  впечатлениями.  использовали крахмал. Следовательно, мёд ненатуральный. Винни­Пух: ­ Так, значит, мой мед ненатуральный?  Это и есть «неправильный мед», и его  делают не пчелы? Учитель: ­ Совершенно, верно. К тому же, в   отличие от настоящего меда,  искусственный не имеет абсолютно  никакой ценности для человеческого  организма и  не используется в  медицине. Винни­Пух: ­Я понял ­ Самый щедрый дар природы Янтарем искрятся соты, Пахнет полем, пахнет лугом Мёд – пчелиная заслуга! Учитель: ­ Молодец, медвежонок. Мы угостим  тебя натуральным медом.  ­ Сегодня мы замечательно поработали в лаборатории, подобно  трудолюбивым пчелкам! Давайте  вместе с вами заполним соты медом,  да не обычным, а в виде ваших новых  знаний и впечатлений по проведенной  работе.  ­ У каждого из вас есть ячейки сот,  напишите на них, что вам особенно  запомнилось, понравилось, показалось  удивительным. (Записывают под музыку «Ужасно  интересно все то, что неизвестно») ­ Посмотрим, чем ребята заполнили  соты (зачитывают учитель и  Личностные УУД: ­ выражать положительное  отношение к процессу познания.  Регулятивные УУД: ­ принимать и сохранять учебную  задачу. Коммуникативные УУД: ­ уметь оформлять свои мысли в  устной форме;  ­ слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: ­ уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного.  строить речевое высказывание в Благодарит учащихся  за плодотворную   работу в  лабораториях. медведь). Спасибо, за работу, юные  исследователи, наблюдайте за миром  вокруг, задавайте вопросы,  экспериментируйте и открывайте  законы природы.  До новых встреч! устной и письменной форме. Приложение № 1. Бланк лаборатории 1 1. Внимательно слушать руководителя научной лаборатории. 2. Переходить улицу на зеленый сигнал пешеходного светофора. 3. После эксперимента, наводить порядок на рабочем столе. 4. Не перебегать проезжую часть дороги. Бланк лаборатории 2 1. Аккуратно работать с научным оборудованием. 2. Стоять, пока горит желтый сигнал пешеходного светофора. 3. В столовой не разговаривать во время еды. 4. Проводить эксперименты строго над столом. Бланк лаборатории 3 1. Точно выполнять указания по проведению эксперимента. 2. Не играть около проезжей части дороги. 3. Для определения запаха исследуемого вещества подгоните рукой воздух от отверстия сосуда к носу. 4. Одеваться по погоде. Инструкция по исследованию образца мёда «Жидкое золото – мёд» Приложение № 2 1. Рассмотрите этикетку выданного образца меда. 2. Определите, с каких растений собран мед (цветы лугов и полей, цветы липы,  цветы гречихи, цветы каштана, эвкалиптовый, черничный)? Запишите в бланк ответов.  3. Определите  цвет меда (желтый, оранжевый, янтарный, коричневый, бледно­желтый). Запишите в бланк ответов. 4. Определите запах меда (без запаха, душистый, ароматный, мятный). Запишите в бланк ответов. 5. Определите вкус меда (вязкий, сладкий, приятный, нежный, мягкий, терпкий с горчинкой). Запишите в бланк ответов. 6. Расскажите о пользе исследуемого образца меда, используя дополнительную информацию. Приложение № 3 Интересные факты.  А вы знаете? Во времена Великой Отечественной Войны мед спас немало жизней. Многим раненым обрабатывали им зараженные раны, и бактерии погибали, люди выздоравливали.  Существуют птицы, которые называются Медоуказчики. Название появилось не просто так. Они знают расположение всех ульев диких пчел, но добывать мед не могут. Завидев какое­либо животное или даже человека, птица подлетает и начинает петь, предлагая следовать за ней. Приводит прямо к улью и ждет, когда животное или человек разрушит его внешнюю оболочку. Ну а потом наслаждается, поедая остатки меда и личинок пчел. Такая вот хитрая птица. У каждого народа есть свое изображение богов. А вот индусы изображали на картинах своего бога Вишну с пчелиной головой. Тем самым индусы подчеркивали важность домашних пчел и производимого ими меда.

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"

Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019