Внеклассное мероприятие разработано в виде научной лаборатории, где маленькие исследователи определяют натуральность меда. А помогаем ребятам отличить натуральный мед от искусственного самый главный сладкоежка - Винни-Пух. Научная лаборатория помогает понять, что искусственный мед не имеет никакой ценности для человеческого организма, натуральный - это щедрый дар природы.
это внеклассное мероприятие можно использовать в урочной деятельности на окружающем мире.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
Планконспект внеклассного занятия
«Научная лаборатория. Жидкое золото мёд»
учитель начальный классов
высшей квалификационной категории
Медведцина Наталья Михайловна
Новосибирск2017 Технологическая карта внеурочного занятия
Тема
Целевая аудитория
Цель занятия
Научная лаборатория «Жидкое золото мёд»
Учащиеся 3 класса
Развитие познавательной активности обучающихся посредством экспериментирования с объектами
и явлениями окружающей действительности.
Задачи
Познавательные:
расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические
представления обучающихся;
формировать навыки постановки элементарных опытов и умений делать выводы на основе
полученных результатов.
Развивающие:
развивать стремление к поисковопознавательной деятельности;
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими
предметами;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
стимулировать желание обучающихся экспериментировать;
формировать коммуникативные навыки.
Планируемый результат Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление,
желание больше узнать;
оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу,
ответственность;
установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные: регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель занятия с помощью педагога;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
высказывать своё предположение
коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в
группе и следовать им
познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
устанавливать причинноследственные связи.
Лаборатория, исследование, виды натурального меда, искусственный мед.
Основные понятия
Оборудование:
Технические средства
Проектор, экран, компьютер, колонки, презентация с видеофрагментами
Материалы для
проведения опытов
Источники
Пробирки, мёд (гречишный, липовый, цветочный), искусственный мёд, вода, пипетка, йод,
бланки с правилами поведения в научной лаборатории и планом исследования мёда
1. https://infourok.ru/temaozyoraprudibolota776693.html
2. http://multokno.ru/vinni_pukh__vse_serii_v_odnom_video.html
3. http://medomir.ru/ehnciklopedija/chtotakoemediotkudaonberetsja/
4. https://mnogokrolikov.ru/pchelovodstvo/kakpchyolydelayutmyodiznektaraipylcy.html
5. http://www.natgeo.ru/nature/43589medoukazchikiptitsaprivodyashchayakmedu/
6. https://bigrostov.ru/etointeresno/interesnyefaktyomyode/
7. http://avanak.ru/kakproveryatmedvdomashnihusloviyahspomoschyuyoda/
Организация
Фронтальная, индивидуальная, групповая работа пространства
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Ход занятия, задания для учащихся,
выполнение которых приведёт к
достижению запланированных
результатов
Планируемые результаты
УУД
Учащиеся получают приглашения в школу занимательных наук для проведения научного исследования
(пригласительные билеты разного цвета для рассадки по группам)
I.
Ориентировочно
мотивационный
Цели:
создание:
положительного
настроя;
условий для
возникновения у
обучающихся
внутренней
потребности
включения в
исследовательскую
деятельность.
Приветствует детей и
сообщает, что все
находятся в научной
лаборатории.
Высказывают свои
предположения о том,
что такое
лаборатория.
Ученики берутся за
руки, улыбаются друг
другу и пожимают по
кругу руки.
Организует
построение
обучающихся в круг
для рукопожатий.
Создаёт условия для
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в
Личностные УУД:
выражать положительное
отношение к процессу познания.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную
задачу,
высказывать своё
предположение.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в
устной форме;
слушать и понимать речь других;
следовать правилам поведения и
общения в группе.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от
уже известного.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята, мы рады
встрече с вами в школе занимательных
наук! А это – наша научная
лаборатория.
Вы знаете, что такое лаборатория?
Слайд 2. Лаборатория это
специальное место, где проводят
исследования и эксперименты.
А вы любите экспериментировать? А
вот сейчас и проведем свой первый
эксперимент:
Давайте,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Руки мы пожмем друг другу,
Побежит тепло по кругу.
Дружно будем отвечать,
Все хотим мы много знать!
К вам пришло хорошее настроение? А
в вас проснулся юный исследователь?
Тогда наш первый эксперимент
прошел удачно! познавательную
деятельность.
Организует
распределение
учащихся на группы и
повторение правил
поведения в
лаборатории.
Учащиеся в группах
выбирают правила
поведения в
лаборатории из
предложенных на
бланке и зачитывают
их.
Высказывают свои
предположения.
Подводит учащихся к
определению
предмета
исследования.
II.
Постановка
учебной задачи.
Цели:
создание условий для
определения
учащимися предмета
исследования и
актуализации
имеющихся знаний
учащихся.
Сегодня мы будем работать с вами в
трех лабораториях, прошу занять свои
места за экспериментальными
столами, согласно цвету
пригласительного билета.
Слайд 3
В школе занимательных наук есть
свои особые правила поведения.
И вот вам первое задание:
Задание 1.
На экспериментальных столах у вас
лежат бланки с различными правилами
поведения. Назовите мне только те
правила, которые, по вашему мнению,
относятся к правилам поведения в
научной лаборатории.
Приложение №1.
Итак, с основными правилами
познакомились, можем приступать к
исследованию!
Как вы думаете, что можно
исследовать?
Слайд 4
Итак, наблюдать и исследовать можно
все, что угодно:
кровь, насекомых, галактику,
археологические находки,
происхождение слова….
Любое исследование начинается с
вопроса!
Сегодня в нашу школу занимательных
наук поступил не обычный, а
видеовопрос, предлагаю вам с ним
Личностные УУД:
проявлять познавательный
интерес к новому материалу.
Регулятивные УУД:
высказывать своё
предположение.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в
устной форме;
слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от С помощью
видеофрагмента
учащиеся
формулируют
вопросы:
Зачем на свете мед?
Почему мишке так
нравится мёд?
Мёд.
Творческая группа
учащихся исполняет
танец пчёлок, читают
стихи о пользе мёда и
раздают в
лаборатории мёд для
исследования.
познакомиться и вместе разобраться.
уже известного.
Слайд 5 (Видеофрагмент 1.)
Какие вопросы поступили в нашу
лабораторию?
Итак, что будет предметом нашего
исследования?
Слайд 6
Танец пчелок:
1. Так устроена природа:
Нет без пчел в природе меда.
2. Мед несем душистый, сладкий…
Не для вас ли он, ребятки?
3. В нём лекарства, витамины
От простуды и ангины.
4. Лечит сердце, печень, почки...
Липовый он и цветочный.
Быстро ранки заживит
Природный доктор Айболит.
5. Сильными хотите быть?
Значит, мёд должны любить!
(ставят мед на столы)
- Ну, вот, спасибо, пчелкам. Теперь
мёд у нас есть. А вы знаете, ребята,
чтобы произвести 100 граммов меда
(это половина баночки меда, той, что у
вас на столе), пчела должна облететь
более 100 000 цветков. Представляете,
какой это труд! А давайте послушаем,
откуда берется мед! Знакомит учащихся с
происхождением
мёда.
Слайд 7, 8, 9, 10 – происхождение
мёда.
Высказывают свои
предположения.
Учитель обобщает
ответы учащихся
III.
Практическая
работа (открытие
новых знаний,
способов
действия)
Цели:
создание условий для
выведения
учащимися новых
знаний посредством
экспериментирования
с объектом
исследования –
медом.
Групповая работа
учащихся по
инструкции.
Учащиеся
представляют
результаты групповой
работы.
Учитель курирует
работу учащихся,
оказывая
необходимую помощь.
Учитель дополняет
представление
групповой работы
учащихся
интересными
фактами.
Приложение №3.
А как вы думаете, мои маленькие
ученые, что можно исследовать в
мёде? (его состав, определить, где
мед был собран, качество меда…)
В меде можно исследовать многое.
Итак, наше исследование начинается.
Правила поведения вы знаете, каждая
лаборатория исследует определенный
вид меда по инструкции.
Слайд 11
Следуя инструкции, записывайте свои
выводы в бланки ответов.
Слайд 1216
Учитель на основе,
представленных
результатов
групповой работы
учащихся делает
Все лаборатории представили
результаты своей работы. Подведем
итоги.
Слайд 17
Цвет меда зависит от его места
сбора, с гречишных полей – мед
темный, а с луговых цветов и деревьев
Личностные УУД:
проявлять внимание,
самостоятельность, инициативу,
ответственность;
установка на здоровый образ
жизни.
Регулятивные УУД:
работать по коллективно
составленному плану;
планировать своё действие в
соответствии с поставленной
задачей;
высказывать своё
предположение.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в
устной форме;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от
уже известного; добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на
занятии;
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных
признаков;
устанавливать причинно
следственные связи.
основные выводы.
С помощью
видеофрагмента
учащиеся
высказывают свои
предположения.
Организует
театрализованный
диалог.
В ходе
театрализованного
диалога учащиеся
знакомятся с
понятием
«искусственный мед».
– светлый.
Натуральный мед, собираемый
пчелами, имеет ароматный запах, не
растекается, имеет большое значение
для здоровья.
Ребята, а у нас есть еще один
видеосюжет про ВинниПуха.
Слайд 18
Какой вывод сделал ВинниПух,
когда не смог добыть себе мёда?
(Это неправильный мед, и его
делают неправильные пчелы)
Как вы думаете, что такое
неправильный мед?
(появляется ВинниПух, поет свою
пыхтелку, несет горшочек меда)
Винни – Пух:
Жить без меда не могу я,
Дадада!
Пчелы меда не дают мне
Ерунда!
Делать мед, уж так случилось,
Даже люди научились
И со мною, и со мною поделились
Да!
Учитель:
Здравствуй, ВинниПух, а ты знаешь,
что искусственный мед, который у
тебя, скорее всего это вовсе не мед, а
совершенно иной продукт. Иногда
его делают из тростникового сахара,
иногда из сока арбуза или дыни.
ВинниПух:
Но он по внешнему виду, запаху
ничем не отличается от настоящего! И
очень вкусный! Учитель:
Это потому, что в него добавляют
различные ароматизаторы.
ВинниПух:
Но мой мед такой же
кристаллизированный, густой.
Учитель:
Значит, в нем есть мука или крахмал.
ВинниПух:
Не верю.
Учитель:
А мы тебе сейчас это докажем.
Слайд 19
Учащиеся проводят опыты с медом
в группах, а ВинниПух исследует
свой образец меда.
Опыт №1 «Прозрачность мёда».
Возьмем мензурку с водой, добавим 1
ложечку меда. Размешаем хорошенько
и оставим на несколько секунд.
Рассмотрите полученный раствор,
что вы наблюдаете?
А вот у мишки раствор получился
мутным, выпал осадок, значит, в нем
есть примеси муки или крахмала.
Опыт№2. «Медовое волшебство».
В мензурку с растворенным в воде,
медом, мы добавим каплю йода. Что
мы наблюдаем?
Налей Винни – Пух нам в пробирки
раствор с твоим медом.
Давайте капнем йод в пробирки и
посмотрим, что произойдет!
Мед окрасился в синий цвет. Это
значит, для его изготовления
Учитель дает устную
пошаговую
инструкцию по
проведению опытов
«Прозрачность меда»
и «Медовое
волшебство».
Учитель организует
сравнительный анализ
натурального и
искусственного меда
для выявления
наличия примесей
муки или крахмала.
Под руководством
учителя обучающиеся
проводят опыты с
медом в группах.
Обучающиеся делают
выводы:
«Раствор мёда
стал прозрачным,
потому что мед
натуральный, без
примесей!»,
«При добавлении
йода изменения
цвета не произошло,
мед натуральный» Учитель подводит
итог проведенной
практической работы.
Учитель организует
рефлексивно
оценочную
деятельность
учащихся.
IV.
Рефлексивно
оценочный
Цель: создание
условий для
фиксирования новых
знаний и рефлексии
собственной учебной
деятельности
обучающихся.
Учащиеся записывают
в ячейки сот свои
знания и впечатления
по проведенной
работе, делятся
впечатлениями.
использовали крахмал. Следовательно,
мёд ненатуральный.
ВинниПух:
Так, значит, мой мед ненатуральный?
Это и есть «неправильный мед», и его
делают не пчелы?
Учитель:
Совершенно, верно. К тому же, в
отличие от настоящего меда,
искусственный не имеет абсолютно
никакой ценности для человеческого
организма и не используется в
медицине.
ВинниПух:
Я понял
Самый щедрый дар природы
Янтарем искрятся соты,
Пахнет полем, пахнет лугом
Мёд – пчелиная заслуга!
Учитель:
Молодец, медвежонок. Мы угостим
тебя натуральным медом.
Сегодня мы замечательно поработали
в лаборатории, подобно
трудолюбивым пчелкам! Давайте
вместе с вами заполним соты медом,
да не обычным, а в виде ваших новых
знаний и впечатлений по проведенной
работе.
У каждого из вас есть ячейки сот,
напишите на них, что вам особенно
запомнилось, понравилось, показалось
удивительным.
(Записывают под музыку «Ужасно
интересно все то, что неизвестно»)
Посмотрим, чем ребята заполнили
соты (зачитывают учитель и
Личностные УУД:
выражать положительное
отношение к процессу познания.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в
устной форме;
слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от
уже известного.
строить речевое высказывание в Благодарит учащихся
за плодотворную
работу в
лабораториях.
медведь).
Спасибо, за работу, юные
исследователи, наблюдайте за миром
вокруг, задавайте вопросы,
экспериментируйте и открывайте
законы природы. До новых встреч!
устной и письменной форме.
Приложение № 1.
Бланк лаборатории 1
1. Внимательно слушать руководителя научной лаборатории.
2. Переходить улицу на зеленый сигнал пешеходного светофора.
3. После эксперимента, наводить порядок на рабочем столе.
4. Не перебегать проезжую часть дороги.
Бланк лаборатории 2
1. Аккуратно работать с научным оборудованием.
2. Стоять, пока горит желтый сигнал пешеходного светофора. 3. В столовой не разговаривать во время еды.
4. Проводить эксперименты строго над столом.
Бланк лаборатории 3
1. Точно выполнять указания по проведению эксперимента.
2. Не играть около проезжей части дороги.
3. Для определения запаха исследуемого вещества подгоните рукой воздух от отверстия сосуда к носу.
4. Одеваться по погоде.
Инструкция по исследованию образца мёда
«Жидкое золото – мёд»
Приложение № 2
1. Рассмотрите этикетку выданного образца меда.
2. Определите, с каких растений собран мед (цветы лугов и полей, цветы липы, цветы гречихи, цветы
каштана, эвкалиптовый, черничный)? Запишите в бланк ответов.
3. Определите цвет меда (желтый, оранжевый, янтарный, коричневый, бледножелтый). Запишите в
бланк ответов.
4. Определите запах меда (без запаха, душистый, ароматный, мятный). Запишите в бланк ответов. 5. Определите вкус меда (вязкий, сладкий, приятный, нежный, мягкий, терпкий с горчинкой). Запишите
в бланк ответов.
6. Расскажите о пользе исследуемого образца меда, используя дополнительную информацию.
Приложение № 3
Интересные факты. А вы знаете?
Во времена Великой Отечественной Войны мед спас немало жизней. Многим раненым обрабатывали
им зараженные раны, и бактерии погибали, люди выздоравливали.
Существуют птицы, которые называются Медоуказчики. Название появилось не просто так. Они
знают расположение всех ульев диких пчел, но добывать мед не могут. Завидев какоелибо животное или
даже человека, птица подлетает и начинает петь, предлагая следовать за ней. Приводит прямо к улью и ждет, когда животное или человек разрушит его внешнюю оболочку. Ну а потом наслаждается, поедая
остатки меда и личинок пчел. Такая вот хитрая птица.
У каждого народа есть свое изображение богов. А вот индусы изображали на картинах своего бога
Вишну с пчелиной головой. Тем самым индусы подчеркивали важность домашних пчел и производимого
ими меда.
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Научная лаборатория "Жидкое золото - мёд"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.