Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение интернет – проектов.

  • Работа в классе
  • doc
  • 24.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; развивается активность у детей, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают удовлетворение от полученного результата.
Иконка файла материала Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение интернет.doc
1 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение интернет – проектов.                Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что   нам   нужны   деятельностные,   групповые,   игровые,   ролевые,   практико­ ориентированные,   проблемные,   рефлексивные   и   прочие   формы   и   методы учения/обучения.        Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.        Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; развивается активность у детей, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают удовлетворение от полученного результата.         Несколько слов о том как мы начинали работать над проектами.                Взяв первый класс, мы с детьми   при содействии родителей     стали сначала работать над мини – проектами. Приведу один пример. Проект «Моя семья».           Работа велась и дома вместе с родителями, и в классе на разных уроках. Дети узнали об истории появления фамилий и имен, прочитали рассказы по данной теме. Вместе с родителями искали историю появления своей фамилии. В итоге получили продукт: ­ урок труда: аппликация из фантиков «Моя семья»; ­ урок рисования: рисунок «Моя семья»; ­ урок русского языка: рассказы о семье, оформление книжки ­ малышки; ­ Урок окружающего мира: создание герба семьи и генеалогического древа.                Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Во втором   классе   исследовательскую   работу     строила   постепенно,   по   этапам.   Очень хорошим   подспорьем   стала   тетрадь  «Я   –   исследователь»  Савенкова   А.   И.  Это пособие помогает включать ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных   занятиях.   Оно   позволяет   не   только   обучать   наблюдению   и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.2          Результат  по проектно – исследовательской деятельности  будет тогда, когда будет   совместная   работа   ученика,  учителя   и  родителя,   поэтому,  на     родительском собрании родителей знакомлю с темой  «Как учить детей исследовать».          Следующим нашим проектом стала тема «Победители. Солдаты ВОВ».           Начали работу с постановки цели, задач. Наметили с детьми план работы.  Также установили исследовательский интерес каждого ребенка и  определились с темами.           Дети вместе с родителями подбирали материал, советовались со мной, обсуждая собранный материал. На заключительном этапе дети защищали свою работу в классе.               Этап   защиты   является   заключительным   и   очень   важным   в   проектно­ исследовательской   работе.   Дети     оформили   результаты   исследования   с   помощью компьютерных технологий, рисунков, газет, рефератов. Они приготовили  публичные выступления в классе.                Но весь полученный результат большой работы оставался   только в классе. Поэтому я задумалась, а как расширить наше поле деятельности? Где, кроме класса можно   показать   наш   продукт   исследовательской   работы,   поделиться   своими материалами? Все   мы   знаем,   что   проекты   могут   различаться   и   по  характеру   контактов между участниками. Они могут быть: ­ внутриклассными; ­ внутришкольными; ­ региональными; ­ межрегиональными; ­ международными.         Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников   взаимодействия   в   сети   Интернет   и,   следовательно,   ориентированы   на использование средств современных компьютерных технологий. Для расширения нашего поля деятельности по  работе над проектами я  решила создать блог класса «Мы занковцы – непоседы».  Моя главная цель как педагога – воспитание компетентного человека, поэтому надо учить детей безопасно работать в3 сети, получать из сети информацию, размещать свои решения, участвовать в интернет ­ проектах.         Но я также не хочу, чтобы дети отвернулись от книги. Поэтому стараюсь найти в сети конкурсы именно литературного характера, связанные с книгой, чтобы интерес школьников к чтению не угасал, развивал у них фантазию и творчество.        Цель литературных интернет ­ проектов:  ­  cодействие развитию познавательного интереса учащихся и   создание условий для продуктивной читательской деятельности,  для самостоятельного поиска информации в различных справочных изданиях, через  развитие   ИКТ компетенции.        Задачи:  образовательные:  создавать   условия   для   знакомства   учащихся   с   творчеством писателей. развивающие:  расширять   читательский   кругозор   детей,   развивать   умение анализировать текст, создавать краткий план текста, создавать свой текст на основе авторского, формировать умение решать творческие задачи. воспитательные:  воспитывать   интерес   к   чтению   и   книге   в   процессе   творческого группового взаимодействия, формировать умения принимать решения самостоятельно и  в  команде,  согласовывать   свою  деятельность   с  деятельностью  других  участников команды, отвечать за результаты своей работы и за результаты команды в целом.         Литературные проекты – это возможность делать общее творческое дело, которое имеет образовательную и развивающую значимость не только для самих участников, но и для других детей, которые знакомятся с результатами творческой работы участников проекта.   Известно,   что   значительная   часть   «фотороботов»,   «диафильмов», «аудиоспектаклей»   транслируется   в   классных   блогах,   на   школьных   сайтах, используется   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности.  Т.  есть   идет   взаимосвязь   с другими детьми из разных городов.         Вот несколько проектов, над которыми мы работали в этом году.4 Это литературный марафон «Денискины рассказы» на сайте «Началка» в честь 60 летия публикации «Денискиных рассказов»  Виктора  Драгунского.                 Зарегистрировалось в данном конкурсе 142 команды из разных городов нашей страны. Чтобы дойти до конца марафона надо было выполнить несколько заданий. В первую очередь прочитать рассказы Драгунского. Как удивлялись дети, когда увидели сколько много произведений этого писателя они еще не читали. Участие принимала команда  из 15  человек.  Все  остальные  ребята  также  не оставались  в стороне. Они должны были прочитать рассказы Драгунского, нарисовать рисунок по произведению и помочь команде в трудную минуту.          Первое задание – викторина по рассказам и подбор пословиц и поговорок.          Второе задание было потрудней. Надо было составить фоторобот одного из героев рассказов, чтобы он присутствовал в нескольких произведениях. С этой работой мы успешно справились. Учились составлять фоторобот в классе и на занятии по развитию речи, а затем дома каждый составлял фоторобот самостоятельно.                На   третьем   этапе   мы   создавали   фильм.   Рисовали   картинки   в   программе графического   редактора,   а   потом   сами   дети   монтировали   фильм.   В   итоге   у   нас получился вот такой видеофильм (показать).              Мы стали дипломантами! Как были рады дети результату! Как было приятно видеть   ребят,   дружно работающих   в команде, Как бурно обсуждают, доказывают, спорят. А сколько произведений Драгунского они прочитали! Это ли не результат?        Следующий наш литературно­творческий проект.  Говорят, что книжка есть, И мы можем в ней прочесть Про конька, и про Ивана, И про рыбу с “окияна”, Про прекрасную жар­птицу, Про царя и Царь­девицу. Много в ней чудесных слов, Написал ее Ершов.5 Этой книжечке в обед ровно 175 лет!  Ну, что, книжку­то узнали? Да еще и прочитали? Так скорее в Интернет! Сайт там есть, а в нем — проект. А до финиша дойдете, Испытанья все пройдете, Все постигнете секреты, Превратим мы вас в поэтов. Мы желаем вам удачи, Всем, всем, всем, А как иначе!  Это   замечательное   произведение   было   написано   175 лет   назад.   А   поэту­сказочнику Петру Павловичу Ершову в марте 2010 года исполнилось 195 лет. В  литературно­творческом   проекте  “За   коньком­горбунком   по   любимой   сказке” участвовало 277 команд, 2727 участников из разных уголков нашей страны.         Задания были трудными, но интересными. Нас ждали задания по литературному краеведению, технологиям.    лексикологии,   изобразительному   искусству,   информационным        В команду записалось 18 детей. Участие приняли  и  те дети, у которых нет выхода в интернет. Весь класс опять был подключен к работе над проектом. Все прочитали произведение Ершова и помогали команде при выполнении некоторых заданий.        Какие же были задания? Это литературный тест “Перечитаем знакомые строки”, который состоял из двух блоков ( 29 вопросов).        “Разберемся с незнакомыми словами”  ­  25 устаревших слов, взятых из сказки. Пришлось детям не только просмотреть сноски в книгах, но и вместе с родителями поискать значения этих слов в интернете.6          “Поработаем с иллюстрациями”   ­ задание, которое детям очень понравилось. Отгадать   предметы   на   картинке,   которые   закрыты   черным   квадратом,   составить мозаику, найти названия рыб из сказки.               Творческий   конкурс  “Перепишем   старое   на   новый   лад”  –   отрывок   из произведения   переделать   на   новый   лад.   В   этом   конкурсе   очень   активное   участие приняли   родители,   условиями   конкурса   прописывалось   данное   возможное   участие взрослых.         В итоге мы снова стали лауреатами. А в двух номинациях заняли 1 и 3 места.        Опять же дети во время данного проекта показали себя сплоченной командой.          Можно еще много рассказывать о наших литературных проектах на сайте «Страна Мастеров» в литературном клубе», где мы не только писали продолжение сказки, но и делали к ней поделки, рисовали иллюстрации. Это и проект по сказкам Андерсена, у которого в этом году 205 лет со дня рождения, а сказке «Дюймовочка» исполнилось 165 лет. В честь этого события мы приготовили для сайта «Началка»  видеоролик,  а руководители сайта нам прислали приглашение на  День рождения сказочника, где ребята   смогли   поучаствовать   в   викторине   по   сказкам   Андерсена,   поотгадывать кроссворды, посмотреть мультфильмы по мотивам сказок.                Несколько  слов   еще  об одном  нашем долгосрочном проекте, хотя  его не полностью можно отнести к литературному.           Не за горами юбилей Победы. Об этом мы начали говорить с детьми в начале учебного года. Наметили с ребятами план, цели, поместили все   на наш блог класса. «Мы занковцы – непоседы».  Проект: «Эхо войны». Цель проекта: сохранение исторической памяти о людях во время ВОВ Задачи проекта: • формировать чувства любви к Родине и гордости за свою страну; • формировать уважительное отношение к славному военно­историческому прошлому  России;7 • формировать  понимание гражданского долга перед своим Отечеством; • формировать сохранение памяти о родных; • побуждать желание познать и приблизиться к понятиям ­ Родина, подвиг, долг. Форма организации: индивидуально ­ групповая работа . Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая Формы продуктов данной проектной деятельности: ­ сочинения о наших бабушках и дедушках;  ­ посты на блоге «Мы занковцы – непоседы»; ­ участие в марафоне памяти на Сайте «Началка»; ­ создание видеофильма; ­ участие в проекте на блоге «Хлеб войны»; ­ создание  радиотеатра стихов на военную тему; ­ участие в школьных мероприятиях на данную тему; ­ классные часы; ­ написание отзывов о прочитанной книге на военную тему. Все творческие работы выставляем на наш  на блог, который знают и читают учителя и  ребята из других городов.          В рамках данного проекта принимаем активное участие на сайте «Началка» в марафоне памяти «65 шагов к Победе». Эта работа еще не закончена, но уже есть результаты:        Всем классом искали названия главных сражений и ставили метки на карте сайта – в итоге оказались в числе нескольких команд, которые все события главных сражений нашли   правильно.   При   создании  интернет     ­   проекта   «Хлеб   войны»,   в   котором приняла участие Маша Каменских вместе с тремя девочками из других городов и их учителями, получила диплом 1 степени   на фестивале ученических проектов  "Грани познания­2010", который проходил в  г.Нижневартовске.        А также наш блог «Хлеб войны» на данный момент участвует в международном Интернет – конкурсе «Страница семейной славы».  Работа над данным проектом еще ведется. Дети в ходе его работы узнали много о военных событиях, о своих прадедушках и прадедушках.8               Таким   образом,  проект  –   это   возможность   делать   что­то   интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Литература 1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. ­ №9. 2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //  Нач.школа. – 2004. ­ №2. 3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала  “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 4. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. ­ №6. 5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.