Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
18.09.2018
В данном материале предложены положение, план и разработка экскурсии по теме "Наблюдения за природой ранней осенью". Интересные загадки, подвижные игры, развивающие упражнения и логические задания сделают экскурсию яркой и запоминающейся. Массу удовольствия дети получат от наблюдения за природой и сбора природного материала для уроков трудового обучения
положение об экскурсиях.doc
Положение о проведении тематической экскурсии
«Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Цель:
Способствовать развитию навыков наблюдения за изменениями в природе.
Содействовать формированию бережного отношения к природе.
Задачи:
Формировать знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
Развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и
экологическое мышление; Воспитывать потребность в добром поступке;
Укреплять физическое и психологическое здоровье учеников.
Ответственные ( учителя начального звена ):
За питание и оказание медицинской помощи:
За содержательную часть экскурсии:
За проведение подвижных игр:
За сбор природного материала и гербария:
Время проведения:
Экскурсия проводится 13 сентября 2018г. в урочное время.
Участники мероприятия: Участвуют 14 классы.
Условия проведения:
Участники экскурсии обязаны быть в соответствующей одежде. Ответственность за жизнь,
здоровье и соответствующее поведение учащихся возлагается на педагогов.
План экскурсии:
1. Инструктаж по ТБ во время экскурсии, ПДД, правил поведения в лесной зоне.
2. Общее знакомство с местностью. Внешний вид лесной зоны в период ранней осени.
3. Наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.
4. Завтрак.
5. Физкультурная минутка: игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки». Проведение
подвижных игр со спортивным инвентарем.
6. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных
деревьев.
7. Релаксация (спокойные игры, беседа).
8. Подведение итогов наблюдений. Общее знакомство с местностью. Внешний вид лесной зоны ранней осени.
Ход экскурсии:
Доскажите словечко:
Если лист сухой летит,
На земле ковром лежит.
Среди тучек неба просинь.
Знаем точно, это… (осень)
Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения,
и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето)
Сегодня мы полюбуемся красками осени, самого яркого, хотя и короткого периода –
листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты…
Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.
(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу,
друг другу)
Послушайте тишину природы. Как вам кажется, вам рады? Как вы себя чувствуете, какое
у вас настроение?
Раз вам хорошо, значит, и природа вам рада. Приходите сюда всегда, как к другу в гости,
берегите её. А сейчас предлагаю разгадать загадки:
1.
2.
3.
4.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)
Все лето над нами о чем–то шептали,
К зиме под ногами они зашуршали.
(Листья)
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали…
(урожай) 5.
6.
7.
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? …
(Перелётные птицы)
На дороге — вот дела! –
Появились «зеркала».
Кто наступить захочет,
Тот ноги все промочит.
(Лужи)
Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(резиновые сапоги)
Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам
возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в
парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.
Наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе
понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте
небольшой рассказ.
1 и 2а классы ведут наблюдение за живой природой; 2б и 4 классы – наблюдают за неживой
природой.
Беседа о разнообразии осенних красок
Давайте полюбуемся осенними красками леса. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и
оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья
разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине
и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых
заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких
деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа,
береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
Послушайте небольшие сообщения о деревьях:
Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но
особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и
голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два
месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.
Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме
напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые,
красные. К осени созревают плоды – крылатки.
Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны
кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый,
и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже
от слабого ветерка.
Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью
листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на
легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед
поддерживают здоровье людей.
Рябина
– скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах
и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль
накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая,
пестрая.
Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно
действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и
набраться сил и здоровья.
Физкультурная минутка: подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки»
«Осенние листочки
Слова (движение показывает учитель, дети повторяют).
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали –
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок –
Все уселись в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
«Перелетные птицы»
Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают
руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.
Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж,
жаворонок, галка.
Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?
Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных
деревьев
Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются
разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.
Релаксация.
Игра «Верю – не верю»
Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю»,
если утверждение верное, «не верю» если неверное. Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю»),
а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), сушатся грибы ( «не верю»), сидят среди
желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). Залаяла собака («верю»), из травы
выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при
этом он испугал жаворонка ( «не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и
запели песни ( « не верю»), а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»), нырнул в свой домик
( «не верю» ), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму
( « не верю»).
Подведение итогов наблюдений
Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних
изменениях в живой природе (Ответы учащихся 1 группы)
Об изменениях в неживой природе нам расскажут ребята 2 группы (Ответы учащихся).
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели,
характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители
природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым.
Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать
свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация, рисунок, сочинение.
Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряные, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из мхов.
В нем разноцветные шляпки грибов.
Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.
Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Экскурсия «Наблюдения за природой ранней осенью» в начальном звене
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.