Становление оздоровительной компетентности младших школьников на учебных занятиях по окружающему миру
Сулейманова Миннура Суфияновна,
учитель начальных классов
МОУ Кременкульская СОШ
В современной стратегии школьного образования одним из главных показателей его качества определяется здоровье детей. В особенности это касается начальной школы, где формируются основные навыки ребенка, как образовательные, так и здоровьесберегающие.
По этой причине выбранная нами тема является актуальной.
Кроме того, в Концепции модернизации российского образования прописано, что «…основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор «ключевых» компетентностей…». То есть понятие компетентности выступает в качестве центрального в образовании. Оно обладает интегративной природой и включает в себя ряд составляющих: мотивационную, когнитивную, этическую, социальную, поведенческую.
Целью настоящей работы является выявление возможностей формирования оздоровительной компетентности младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Для достижения поставленной цели планируется решить задачу интеграции новых форм и методов работы в курс «Окружающий мир».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Здоровье также определяется состоянием сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни. То есть здоровье человека – это единство биологического и социального и духовного.
Зависимость здоровья от окружающей среды выражена в еще одном его определении: здоровье есть состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Индивидуум здоров, если умеет правильно распределять время, энергию и внимание между сферами жизнедеятельности, способен к интенсивной деятельности на рабочем месте.
Важно объяснять ребенку с самого раннего возраста, что человек обязан быть здоровым, поскольку его здоровье – это величайшая ценность не только для него самого, но и для его окружения: семьи и друзей в настоящее время, макросреды (производственной, бытовой, общества в целом) – в будущем.
В настоящее время усилия учёных, педагогов, психологов, медицинских работников направлены на разработку и внедрение новых концепций, моделей, технологий воспитания здорового школьника. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, кризис здоровья детей преодолеть не удалось.
Снижение уровня здоровья детей младшего дошкольного возраста, по мнению ученых, обусловлено не только генетическими параметрами, социальными проблемами, состоянием среды, обучения, но и недостаточной эффективностью образовательной деятельности по формированию оздоровительной компетентности ребенка.
Общепризнанного определения термина «компетентность» в отечественной научной литературе еще не сложилось. Компетентностный подход, по мнению В.А.Болотова, это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций, а компетенции – это знания, умения, опыт в части осознания своего здоровья, его ценности, его сохранения и поддержания.
На основании анализа тематической литературы, владеющего оздоровительными компетентностями можно считать ребёнка, который имеет представления о своем здоровье, имеет желание его сохранить и укреплять, имеет положительное социальное отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, владеет навыками самообслуживания и гигиены, умеет регулировать свою двигательную активность в соответствии с возрастом, способен выбирать адекватную форму поведения в различных жизненных ситуациях, управляет своим поведением и способами общения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать её, умеет вести здоровый образ жизни и т.д.
Семья для ребенка – это первая и зачастую единственная среда, формирующая его образ жизни и оздоровительную компетентность. Тем не менее, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для обеспечения ребенку нормального развития. Педагог должен обеспечить сохранность и укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно он, обладая необходимыми знаниями, обязан учитывать возрастные особенности ребенка при формировании оздоровительной компетентности.
Приведем примеры некоторых предметных компетенций, которыми может и должен овладеть ребенок в начальной школе:
- значение режима дня и его соблюдение;
- активные физические упражнения и их роль;
- активный и пассивный отдых, их роль в жизнедеятельности, значение чередования;
- закаливающие процедуры;
- выбор физических упражнений при умственной или физической деятельности;
- понятие правильного питания и необходимый возрастной рацион;
- значение профилактических медицинских осмотров, проводимых в школе;
- позитивный настрой, его значение при коммуникации и влияние на здоровье.
При правильной организации образовательного процесса в начальной школе и надлежащей квалификации педагогов, данные навыки послужат хорошей базой здорового образа жизни учащемуся в дальнейшем.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы прописывает основные задачи образования в той или иной области. В частности, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение режима дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, вредные привычки, неправильное питание, инфекционные заболевания);
- формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая оптимальные условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей.
Учебной дисциплиной, при освоении которой формируется оздоровительная компетентность младшего школьника, является «Окружающий мир». Она рассчитана на 4 года начальной школы.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников основ не только экологической и культурологической грамотности, но оздоровительных компетентностей.
Несмотря на это, на наш взгляд, при изучении данного курса основной упор делается на понятиях безопасности при общении с окружающим миром, что подсознательно закладывает представление об опасности, нас окружающей.
По этой причине целесообразным было бы усилить курс указанной дисциплины некоторыми дополнительными формами работы для формирования оздоровительной компетентности учащихся начальной школы.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, использующий разнообразные методы и формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и опыты, различные творческие задания. Важны также экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.
Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Большое значение имеет проектная деятельность.
Приведем примерный перечень видов деятельности учащихся, которым, на наш взгляд, не уделяется достаточное внимание при освоении курса.
Содержание курса (фрагмент примерной рабочей программы) |
Деятельность учащихся (предлагаемая дополнительно) |
Формируемые компетенции |
Раздел «Человек и природа» |
||
Смена дня и ночи на Земле. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). |
Ведение календаря наблюдений за сменой дня и ночи: - чередование сна и бодрствования, их значение; - самочувствие ребенка в различное время суток, состояние его активности (сравнить активность утреннюю и вечернюю); - особенности режима дня у членов семьи, возможные причины. |
Значение режима дня для поддержания активной жизни. Осознание себя как «совы» или «жаворонка». |
Погода, её составляющие.
Предсказание погоды и его значение в жизни людей. |
Наблюдения за самочувствием членов семьи в зависимости от изменений погоды. Прогнозирование возможных последствий неправильного предсказания погоды. |
Внимательное отношение к самочувствию своему и членов семьи. Бережное отношение к здоровью. |
Значение воздуха для растений, животных, человека. |
Наблюдения за своими физическими ощущениями при вдыхании воздуха на природе или городской улице. Воздушный режим дома. |
Осознание роли человека в природе и его возможности влиять на состояние здоровья людей. |
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. |
Учет ежедневно потребляемой ребенком воды (и жидкости): ее количество, качество. |
Значение воды для здоровья человека |
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
Наблюдения за слаженностью работы всего организма: взаимная зависимость функционирования систем органов.
Составить перечень гигиенических процедур и мероприятий, проводимых ребенком.
Просмотр видеозаписей паралимпийских игр |
Понимание организма человека как многокомпонентной, сложной системы.
Роль личной гигиены в сохранении общего здоровья
Позитивное отношение к человеку с ограниченными возможностями, бережное отношение к своему здоровью. |
Раздел «Человек и общество» |
||
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. |
Наблюдения за своим поведением при общении с другими людьми: - с товарищами; - с родителями; - с учителями; - с незнакомыми взрослыми. |
Осознание психологически комфортного состояния как обязательного компонента здоровья человека. |
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. |
Рассказать о взаимоотношениях в семье.
Разделение обязанностей в семье.
Помощь в семье (братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, больным). |
Психологический климат – компонент здоровья семьи. Способность к различным видам деятельности – показатель здоровья человека. Осознание ответственности за свое здоровье и здоровье членов семьи. |
Составление режима дня школьника.
|
Составление подробного режима дня, его изменения в зависимости от времени года, состояния здоровья и т.п. |
Понимание здоровья как состояния дееспособности, стремление к сохранению и поддержанию здоровья. |
Значение труда в жизни человека и общества.
|
Рассказать о своей будущей профессии, какие требования к здоровью она предъявляет. |
Соотнесение состояния здоровья с выполнением различных видов деятельности. |
Раздел «Правила безопасной жизни» |
||
Личная ответственность человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. |
Сделать свои наблюдения относительно ограничений в разных сферах жизни во время болезни (посещение школы, общение с друзьями.
|
Осознание роли здоровья в жизнедеятельности. |
Таким образом, становление оздоровительной компетентности младших школьников может происходить на занятиях по окружающему миру, проводимых в различных формах в начальной школе. Основное здесь – творчество учителя.
1. Волошина Н.Б., Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении. – М.: Академия Естествознания, 2012.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. – М.: МДС, 1998.
3. ФГОС. Начальная школа 1-4 кл. (утв. Приказом Минобрнауки России 6 октября 2009 г., № 374, в ред. От 22 сентября 2011 г., № 2357).
4. Рабочая программа по дисциплине «Окружающий мир» для начальной школы.
5. Тексты учебных программ по окружающему миру для начальной школы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.