Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"
Оценка 4.9

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Оценка 4.9
Документация
doc
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
14.08.2018
Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"
Данный материал представлен в виде статьи "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте", в которой описываются различные задания, из опыты работы, которые могут применять учителями в своей практике на уроках и во внеурочное время, которые способствуют развитию познавательных способностей в младшем школьном возрасте.Данный материал представлен в виде статьи "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте", в которой описываются различные задания, из опыты работы, которые могут применять учителями в своей практике на уроках и во внеурочное время, которые способствуют развитию познавательных способностей в младшем школьном возрасте.
Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте.doc
Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте          Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует  необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей  ребёнка.          Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы,  попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать  оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.       Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на  уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных  ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.         На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей  привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на  котором разворачивается урок. На уроках я использую дидактические и сюжетно­ ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в  необычной форме: урок­сказка, урок­путешествие, урок­исследование и другие.         Материалы, представленные в разработке ­ игры и упражнения  тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические  качества ребенка: память, внимание, быстроту реакции, мышление. Именно игра  помогает младшим школьникам быстрее усваивать учебный материал.          Задания включают в себя следующие направления: Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения,  обобщения. Выделения существенных признаков и закономерностей) Развитие внимания Развитие памяти Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Формирование учебной мотивации         «Мозговая гимнастика» (1–2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной  частью занятия по РТС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под  влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем  памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных  интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.          Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного  положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,  окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной  учебно­познавательной деятельности.        Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе  познавательных способностей­памяти, внимания, воображения, мышления.  (15 минут).        Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют  развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую  дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы  познавательной деятельности, выполнять логически­поисковые и творческие  задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от  занятия к занятию.         Веселая переменка. (3–5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях будет не только развивать  двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять  несколько различных заданий одновременно.         Построение предметных картинок, штриховка. (15 минут). В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на  кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем  больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе.          На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они  нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них  геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур,  предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают  пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию  симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и  совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,  моделирование и штриховка предметов – это и способ развития речи, так как  попутно ребята составляют небольшие рассказы по теме, продолжают начатый  рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевают выразительными  свойствами языка.          «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите  глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно  качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек)          «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает  запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими  руками.            «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и  речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза            Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика» Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а  на выдохе громко и энергично произносим звук. А, е, о, и, у, я, м, х, ха А – на весь организм Е – на щитовидную железу И – мозг, глаза, нос, уши О – сердце, лёгкие У – органы, расположенные в области живота Я­ на весь организм М – на весь организм Х ­ очищение организма Ха – повышает настроение Гимнастика для глаз «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на  расстоянии 25 – 30 см смотреть на палец в течении 4­5сек, затем закрыть ладонью  левой руки левый глаз на 4­6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть  левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть  правый глаз. (4­6раз) «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть  руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по  средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор,  пока палец не начнёт двоиться. (6­8раз) «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"

Статья "Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте"
Скачать файл