Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».
Оценка 4.7

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Оценка 4.7
Лекции
doc
математика +2
1 кл—4 кл
24.08.2018
Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».
Эта работа посвящена технологии проблемного диалога на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира в начальной школе, систематизации методов, приемов и средств, позволяющих достичь новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы с первого по четвёртый классы.
Моя работа на курсах (для сайта) 2018.doc
Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога                                           как средство достижения новых образовательных результатов                           в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе». Выполнила учитель начальных классов  МОУ Гимназии  №16  г. Волгограда Мухина Светлана Валентиновна Пояснительная записка  «Наука не в состоянии решить ни одного вопроса,  не поставив при этом десятка новых» Бернард Шоу XXI   век   —   век   высоких   компьютерных   технологий.   Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только   человек,   который   много   знает   и   умеет,   но,   прежде   всего   человек, способный   принимать   самостоятельные   решения,   обладающий   приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Основная цель обучения в начальной школе ­ научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической   деятельности   огромные   объёмы   информации.  В   настоящее время учителю  начальной школы  предоставлен  достаточно  широкий  выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно­ методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив  лишь содержание,  оставив  без изменения  технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Среди   многообразия   современных   образовательных   технологий   можно выделить технологию проблемного диалога. В чем её актуальность? Актуальность данной   технологии   определяется   развитием   высокого уровня   мотивации   к   учебной   деятельности,   активизации   познавательных интересов   учащихся,   что   становится   возможным   при   разрешении возникающих   противоречий,   создании   проблемных   ситуаций   на   уроке.   В преодолении   посильных   трудностей   у   учащихся   возникает   постоянная потребность   в   овладении   новыми   знаниями,   новыми   способами   действий, умениями и навыками. 2 Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение   понятиям,   проводить   наблюдения   и   эксперименты,   делать выводы   и   умозаключения,   классифицировать   и   структурировать   материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких   образовательных   результатов,   как   способность   к   самостоятельной   умение   быть   успешным   в   быстро познавательной   деятельности, изменяющемся   мире.  Для  проблемного обучения характерно,  что знания и способы   деятельности   не   преподносятся   в   готовом   виде,   не   предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь   смысл   обучения   как   раз   и   заключается   в   стимулировании   поисковой деятельности школьника. Поэтому проблемное построение уроков требует их особой   организации,   отражается   на   выборе   методов   и   приемов   обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание урока.  Приоритетным   направлением   в   новых   стандартах   образования   лежит системно­деятельностный   подход.   Развивать   учащихся   ­   это   задача   моей   Поэтому   в   обучении   применяю   технологию   проблемно­ работы. диалогического   обучения,   которая,   по   моему   мнению,   помогает   растить именно   такого   творческого   человека.   Проблемно­диалогические   методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой   образовательной   ступени.   Однако   реальный   урок   –   это   не   только методы,   но   еще   формы   и   средства   обучения.   Установлены   взаимосвязи проблемно­диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.  Таким   образом,   технология   проблемного   диалога   представляет   собой детальное   описание   методов   постановки   и   решения   проблем,   а   также   их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он 3 сталкивается с какой­либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится. При работе с использованием проблемно­диалогического обучения происходит развитие:   1. Умственных   способностей   учащихся (возникающие   затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);  2. Самостоятельности (самостоятельное   видение   проблемы, формулировка самостоятельность выбора плана решения);   проблемного   вопроса,   проблемной   ситуации, 3. Креативного   мышления (самостоятельное   применение   знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).          В связи с этим проблемное обучение  •   вносит   свой   вклад   в   формирование   готовности   к   творческой деятельности; • способствует развитию познавательной активности; • осознанности знаний; • предупреждает появление формализма, бездумности;  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.  Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет на направлена свою   спланировать   работу,   которая     достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического   здоровья   и   добиться   хороших   результатов.  Уверена,   что технология   проблемного   обучения   представляет   ребенку   возможность самостоятельного   приобретения   знаний.   Знания,   приобретенные   детьми   на уроках   русского   языка,   математики,   окружающего   мира,   литературного чтения с использованием технологии проблемного обучения не даются ему в готовом   виде,   а   задаются   как   предмет   поиска.   Ребенок   встает   в   позицию 4 первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления.  Целью   данных   методических   рекомендаций   является  оказание методической помощи в применении различных  методов, приемов и средств, используемых   в   технологии   проблемного   диалога  как   средства  достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание Проблемно­диалогическое   обучение   –   тип   обучения,   обеспечивающий творческое   усвоение   знаний   учениками   посредством   специально организованного учителем диалога.  В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке   изучения   нового   материла   должны   быть   проработаны   два   звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап   формулирования   темы   урока   или   вопроса   для   исследования.   Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку   проблемы   и   поиск   решения   ученики   осуществляют   в   ходе специально выстроенного учителем диалога. Поскольку проблема и решение учителю известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная   дорога   логического   вывода.   Это   значит,   что   учитель   волен выбирать между двумя видами диалога. Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать по­настоящему творческий подход к работе.  На этапе  постановки   проблемы  этот  диалог   применяется  для  того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, 5 т.е.   обеспечивает   «открытие»   знаний   путем   проб   и   ошибок.   Воистину,   это извилистая тропа, чреватая ошибками. Подводящий диалог  представляет собой систему вопросов и заданий, которая   активизирует   и,   соответственно,   развивает   логическое   мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к теме урока. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На проблемно­диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим   диалогом   помогает   ученикам   поставить   и   решить   проблему,   а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материла педагог сначала сообщает тему и знание,   а   затем   дает   задание   все   выучить   или   пересказать.   Следовательно, традиционная   методика   обеспечивает   репродуктивное   усвоение   знаний: «Пришел, услышал, заучил». Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос «Как учить?», чтобы ученики ставили и решали проблемы. Центральную   часть   данной   технологии   составляет   характеристика проблемно­диалогических методов обучения.  Методы Постановка  проблемы Поиск решения Классификация методов обучения Проблемно­диалогические Побуждающий  Подводящий  Традиционные  Сообщение темы от проблемной ситуации диалог Побуждающий  к выдвижению и проверке гипотез к теме диалог Подводящий  Сообщение знания к знанию диалог 6 диалог Чем все школьные предметы похожи? В каждом есть знания, которые можно открывать. Поэтому технология проблемного диалога универсальна, то еть применима на любом предмете. В   педагогике   принято   различать   фронтальную,   индивидуальную, групповую   и   парную   формы   работы.  Традиционные   методы   обучения   чаще всего фронтальны. Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы,   чтобы   сообщить   тему   урока   и   объяснить   новый   материал.   Зато проблемно­диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или   паре,   а   другие   –   только   фронтально.   Так   же   обстоит   дело   и   с воспроизведением материала. Репродуктивные задания строго индивидуальны. Ну   не   получится   группой   выучить   правило   наизусть.   Зато   продуктивные задания   (придумать,   к   примеру,   схему)   можно   давать   и   группам,   и   парам. Иными   словами,   технология   проблемного   диалога   указывает   на   разные возможности варьирования форм обучения.  На   проблемно­диалогических   уроках   учитель   сначала   посредством побуждающего   или   подводящего   диалога   помогает   ученикам   поставить учебную   проблему,   то   есть   сформулировать   тему   урока   или   вопрос   для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу,   формирует   познавательную   мотивацию.   Затем   посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам... (Е.Л. Мельникова) Технология   проблемного   диалога   стоит   на   трех   китах:   психологии мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге. Технология 7 проблемного диалога возникла на стыке разных направлений. Где же ее место в системе научного знания – в педагогике или психологии? Проблемный диалог раскрывает ту часть деятельности учителя, которая всегда называлась «методы обучения».  Сначала рассматриваем шесть приемов создания проблемных ситуаций и для каждой составляем дословный текст побуждающего диалога. Потом учимся правильно реагировать в тех случаях, когда дети поставят не ту проблему или проблемная   ситуация   вообще   не   сработает.   Обязательно   выясняем,   какие проблемные   ситуации   являются   главными   (типичными)   для   уроков   русского языка,   математики,   окружающего   мира.   Впрочем,   и   это   еще   не   все…   Таким образом,   технология   проблемного   диалога   представляет   собой   детальное описание методов обучения. Однако реальный урок – это не только методы, но еще и содержание, формы, средства. Связан ли проблемный диалог с остальными сторонами   учебного   процесса?   Давайте   бегло   пройдемся   по   основным дидактическим   категориям.   Содержание.   Общеизвестно,   что   оно   имеет   две диалектические характеристики: качество и количество. По качеству принято различать   четыре   основных   типа   знания:   факты,   правила,   понятия, закономерности. И вот что обнаружилось. Поставить проблему можно всегда, а методы поиска решения жестко связаны с типом знания: факты сообщаются в готовом виде; правила и закономерности прекрасно открываются побуждающим диалогом;   под   существенный   признак   понятий   обычно   подводят.   Количество содержания тоже варьируется. Бывают уроки, на которых вводится одно новое знание. А бывают уроки, где тема раскрывается несколькими пунктами плана, каждый из которых представляет собой отдельное знание. Понятно, что методы обучения на уроках с одной и с несколькими проблемами будут существенно различаться.  Технология   проблемного   диалога   рассматривает   не   только   методы обучения, но также их взаимосвязь с содержанием, формами и средствами.  Методы постановки учебной проблемы. 8 Рассмотрим   основные   приемы   создания   проблемной   ситуации   и соответствующий каждому из них побуждающий диалог. Прием   1.  Проблемная   ситуация   с   противоречивыми   положениями создается   одновременным   предъявлением   классу   противоречивых   фактов, теорий,   мнений.   Побуждение   к   осознанию   противоречия   осуществляется репликами:  ­ Что вас удивило? ­ Что интересного заметили? ­ Какое противоречие вы видите? Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)» Учитель ­ Ребята, у кого есть собака? ­ Какой породы ваши собаки? ­   Ученые   подсчитали,   что сейчас   на   Земле   существует несколько тысяч пород собак. ­ А сколько было пород собак у древних людей? Ученики  Поднимают руки. Называют. ­ Думаем одна!  предъявление первого факта ы Анализ м е л б о р п   а к в о н а т с о П предъявление второго факта побуждение  ­ Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? (Проблемная ситуация) ­Была одна порода, а стало к осознанию побуждение  к проблеме вопрос ­ Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске много.  (Осознание противоречия) ­   Откуда   взялось   столько пород собак? (Вопрос)  Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Земля в космосе» 9 предъявление противоречив ы Анализ м е л б о р п   а к в о н а т с о П ых мнений побуждение  к осознанию Учитель Ученики  ­ Внимательно рассмотрите в учебнике   два   рисунка. Рассматривают иллюстрации:   «Мир   по Прочитайте подписи к ним. Птоломею»,   «Мир   по Копернику».   (Проблемная ­ Что вас сейчас удивило?  Что интересного заметили? ситуация) ­   Птоломей   думает,   что Солнце   вращается   вокруг Земли, а Коперник думает, что   Земля   вращается вокруг Солнца.  (Осознание противоречия) ­   Кто   из   ученых   прав? побуждение  к проблеме ­ Какой возникает вопрос? вопрос Фиксирует вопрос на доске (Вопрос) Урок математики во 2 классе по теме: «Порядок действий в выражениях». Учащиеся   выполняют   задания   двумя   способами,   приводящим   к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3:  9 – 4 + 3 = 8 2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму: 9 – 4 + 3 = 2 ­ Что вы замечаете? Почему получились разные ответы? ­ Какое действие выполняли первым? А вторым? ­ Определите тему урока. (Порядок действий в выражениях). 10 Прием   2.  Проблемная   ситуация   со   столкновением   мнений   учеников класса создается  вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: ­ Вопрос был один? А мнений сколько?  ­ Задание было одно? А выполнили вы его как? И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?» Урок литературного чтения в 3 классе по теме:  «Басня С.В.Михалкова «Ворона и рак». Анализ Учитель Ученики  11 ы м е л б о р п   а к в о н а т с о П ­ С.В.Михалков уже известен автор вам как     Слушают. стихов, многочисленных сказок,   басен   и   пьес   для   детей.   Сегодня   мы   будем читать   еще   одно   его произведение. называется «Ворона и рак».    Оно вопрос на новый материал побуждение  к осознанию побуждение  к проблеме Послушайте (читает текст). ­ Прочитаем текст цепочкой. Читают. ­ Это сказка о животных. ­   Попробуйте   определить жанр   нового   произведения. ­ Это басня! (Проблемная ситуация) (Фиксирует мнения на доске) ­   Ребята,   отвечая   на   мой ­ Два. вопрос,   сколько   мнений   вы высказали? ­ Какой же возникает вопрос? ­   Каков   же   жанр произведения С.В.Михалкова  «Ворона  и рак»? (Вопрос) тема Фиксируется вопрос на доске Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правила переноса». Анализ Учитель Ученики  12 ы м е л б о р п   а к в о н а т с о П ­ Прочитайте слова на доске. ­ Объясните орфограммы. ­   Соль,   Анна,   майка, объявил. ­   Теперь   я   загадаю   вам загадку. (загадка о березе) Объясняют. ­ Это береза! ­  Напишу   слово  «береза»  на строке. (Продолжает запись)   что   новое Наблюдают, слово   на   строке   не ­ Что же мне делать ребята?  ­ А что значит перенести? помещается. ­ Надо перенести. ­   Одну   часть   слова оставить   на   строке,   а другую   перенести   на следующую строку. задание  на новый  материал проверка  задания побуждение  к осознанию побуждение  к проблеме ­ Какой знак нужен? ­   Помогите   мне   перенести ­ Знак переноса. Пары   добавляют   знак слово   «береза».   Работайте   в парах. переноса в слово «береза» на своем листе. ­   Посмотрите,   предлагаете.   что   вы (Фиксирует Видят варианты: бер­ёза    берё­за работу пар на заготовленном шаблоне) бе­рёза    берёз­а (Проблемная ситуация) ­ Задание было одно? ­ А выполнили вы его как? ­ Почему так получилось?  ­ Да. ­   Мы   выполнили   по­ разному.  (Осознание противоречия) ­ Как переносятся слова. (Неточная   формулировка тема ­ Чего мы пока не знаем? ­ Верно. Тема урока сегодня темы) «Правила   переноса   слов» 13 Урок математики в 4 классе по теме: «Площадь прямоугольного треугольника». На доске изображение прямоугольника.  ­ Найдите его площадь. И в том и в другом случае у детей получается следующее: S = 5 х 4 = 20 см2  S = 5 х 4 = 20 см2 Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки. Площадь треугольника 10 см2. Дети осознают, что задание выполнено  неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации. Прием   3.  Проблемная   ситуация   с   противоречием   между   житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим   заданием   «на   ошибку».   Затем   (шаг   2)   сообщением, экспериментом,   расчетами   или   наглядностью   предъявляет   научный   факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:  ­ Вы что думали сначала? ­ А что оказывается на самом деле? Урок окружающего мира в 3 классе по теме:  «Принятие христианства при князе Владимире Святославиче». Анализ Учитель Ученики  14 ы м е л б о р п   а к в о н а т с о П ­   Видели   в   нашем   городе новую   церковь?   Кто   знает, ­ Новая церковь носит имя князя   Владимира   Красное чье имя она носит? ­ Когда жил этот князь? Солнышко. ­ Давно, тысячу лет назад. вопрос  «на ошибку» ­ А люди помнят его до сих пор! Как вы думаете, почему ­   Он   был   хорошим человеком   или   великим помнят князя? полководцем.   (Житейское представление.) ­   Вот   вам   факты.   Князь, говоря   современным   языком предъявление научного  факта  сообщением нанял   киллера,   чтобы   убить своего   брата   в   борьбе   за власть,   был   многоженцем   и человеческие одобрял     Теперь жертвоприношения. про великого полководца: во время одной битвы князь два дня   просидел   под   мостом, потому что боялся попасть в плен. ­ Что вы сказали сначала? (Проблемная ситуация.) ­   Князь   был   хорошим человеком   и   великим побуждение  к осознанию ­ А что оказывается на самом деле? полководцем. ­ И человеком был плохим, противоречия побуждение  к проблеме ­ Какой же возникает вопрос? вопрос Фиксирует вопрос на доске. и полководцем неважным.  (Осознание противоречия) ­   Почему   помнят   князя? (Вопрос.) 15 Прием   4.  Проблемная   ситуация   с   противоречием   между необходимостью   и   невозможностью   выполнить   задание   учителя   создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: ­ Вы смогли выполнить задание? ­ В чем затруднение? ­ Чем это задание не похоже на предыдущее? Урок математики в 3 классе по теме:  «Умножение на двузначное число» Учитель     Найдите ­ площадь Легко выполняют задание. Ученики  на известный ы Анализ м задание  е л б о р п   а к в о н а т с о П материал задание  прямоугольника сторонами       15 см и 3 см.    со Работайте в тетради. ­   На   листочках   найдите на новый  материал площадь   прямоугольника   со сторонами 56  см и 21 см. Испытывают   затруднение. (Проблемная ситуация.) побуждение к осознанию проблемы ­ Смогли выполнить задание? ­ В чем затруднение? ­ Нет, не смогли. ­ Это новое умножение. ­ Чем это задание не похоже на предыдущее? ­   Надо   умножить   на двузначное   число,   а   мы такого еще не решали.  (Осознание проблемы.) побуждение к ­ Какова сегодня тема урока? проблеме тема  Фиксирует тему на доске.   Умножение ­ двузначное число. (Тема.)   на 16 Урок русского языка во 2 классе по теме:  «Связь слов в предложении». Учитель ­ Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу. ­ Установите связи остальных Ученики  Смелый   лягушонок взобрался на плот. Выделяют основу. Испытывают   затруднение. слов в предложении. (Проблемная ситуация.) на известный ы Анализ м е задание  л б о р п   а к в о н а т с о П материал задание  на новый  материал побуждение к осознанию проблемы ­ Смогли выполнить задание? ­ В чем затруднение? ­ Нет, не смогли. ­ Мы такого еще не делали ­ Чем это задание не похоже на предыдущее? ­   Там   надо   выделить основу,   а   здесь   связывать остальные слова.  (Осознание проблемы.) побуждение к ­ Какова же тема урока? проблеме тема Фиксирует тему на доске.   Связь ­ слов предложении. (Тема.)     в Урок математики во 2 классе по теме: «Знакомство с умножением». Ученикам   предлагается   задание,   решение   которого   сводится   к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4­х куриц. 2 + 2 + 2 + 2 = 8 Затем   задаётся   задача:   «На   одну   рубашку   пришивают   9   пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить  на 970 рубашек?» ­ практическое  задание, невыполнимое второклассниками. Урок русского языка в 4 классе по теме: 17 «Несклоняемые имена существительные». Учитель даёт невыполнимое задание ­   Просклоняйте   существительное   «окно».   (Дети   легко   справляются   с заданием, способ выполнения которого известен). ­ Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации). Подводящий к теме диалог  представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.  Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для   самих   учащихся   (прием   «актуальность»).   В   некоторых   случаях   оба мотивирующих приема используются одновременно. Урок русского языка в 4 классе по теме: «Дательный падеж». Анализ Учитель Ученики  18 в форме шуточного ы«яркое пятно» м е л б о р п   а к в о н а т с о П стихотворения ­ Сегодня мы познакомимся с   про   который падежом, герой Лежебокин, стихотворения   Г.Граубина,   сказал так: Такой падеж как… Я с детства не терплю. Давать,   делиться   чем­ нибудь С друзьями не люблю. тема ­   Кто   догадался,   о   каком падеже идет речь? ­ О дательном. ­ Дательный падеж. ­ Значит, тема нашего урока? Фиксирует тему на доске. Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Австралия». ­ Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь? Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят верх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где­то ­ Что вас удивило в стихотворении?  ­ Что интересного заметили?  (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды). 19 ­ Какой возникает вопрос?  (Что это за материк, где всё наоборот?) ­ Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?) Методы поиска решения учебной проблемы. Побуждающий   к   выдвижению   и   проверке   гипотез   диалог представляет   собой   сочетание   специальных   вопросов,   стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.  При   выдвижении   гипотез   побуждающий   диалог   выглядит   так.   Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая   провоцирует   выдвижение   любых   гипотез   –   как   ошибочных,   так   и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается   подсказка   к   решающей   гипотезе,   которая   продумывается   учителем заранее   для   каждого   конкретного   урока.   Если   подсказка   не   срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.  При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки   общее   побуждение   осуществляется   стандартной   репликой:   «Вы согласны   с   этой   гипотезой?   Почему?»   Для   практической   проверки   общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?» Продолжение урока по теме «Басня С.В.Михалкова «Ворона и рак». Анализ Учитель Ученики  20 я фронтальная и н е ш е р к с и о П   проверка ошибочной гипотезы ­   У   нас   есть   две   гипотезы: сказка   о   животных   и   басня. ­ Сказки – это рассказы с   С целью   развлечения. Проверим   первую   гипотезу. Назовите   признаки   сказок   о элементами   волшебства, животные т.е.   животных. (По   ходу   ответов разговаривают и действуют   Часто как люди.   вывешиваются под «сказками о животных» опорные слова). встречаются присказки,   песенки,   троекратное побуждение  ­ Давайте посмотрим, есть ли действий. повторение Основная тема этих сказок   – дружба и взаимовыручка. ­ Это произведение не для к контраргумент эти   черты   в   произведении. этом развлечения, поучительное.   оно у ­   Значит,   можно   считать   Нет   песенок   и ­ троекратного   повторения завершение проверки произведение   сказкой   о животных? действий. ­ Нет, нельзя. Убирает гипотезу с доски. ­   У   нас   есть   еще   одна гипотеза   –   басня.   Какие черты характерны для басни?    ходу ответов (По вывешиваются   под   «басней»   опорные слова). ­   Проверим   гипотезу   в групповая проверка  группах.   Каждый   еще   раз себя прочтет про     ­ Волшебство, иносказание и мораль. Работают в группах. решающей  произведение,   и   группа 21 Урок математики по теме: «Умножение на двузначное число». Работа в группах.  ­ Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ­   Какие   есть   гипотезы?   С   чего   надо   начать?   Воспользуйтесь распределительным свойством умножения. Каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе. ­ Прокомментируйте свой способ решения.  Появляются две гипотезы 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 ­ ошибочная 56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая ­ Как проверить, какой из двух способов верный? ­   Может   воспользуемся   каким­то   прибором?   (калькулятором).   При умножении на калькуляторе получилось 1176. ­ Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником) Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий,   обеспечивающих   формулирование   («открытие»)   нового   знания учениками.   Подводящий   диалог   можно   развернуть   как   от   поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает   постановку   проблемы,   во   втором   случае   этот   этап   урока пропускается вообще. Специфика проблемно­диалогических методов. Проблемно­диалогические   методы   обучения   универсальны,   т.е. реализуются   на   любом   предметном   содержании   и   любой   образовательной ступени. В то же время они имеют определенную предметную и возрастную специфику, наиболее выраженную у побуждающего диалога. 22 На уроках русского языка обычно возникает проблемная ситуация со столкновением   мнений.   На   математике   возникает   проблемная   ситуация   с затруднением.  Для   уроков   окружающего   мира   наиболее   характерны   проблемные ситуации   с   противоречием   между   двумя   или   более   положениями   и   между житейским представлением учащихся и научным фактом. При   обучении   младших   школьников   особенно   важно   не   подменять побуждающий диалог монологическими методами, при которых учитель сам выдвигает и проверяет гипотезы, т.к. большинство учеников начальных классов не понимают гипотез, контраргументов или аргументов, сообщаемых учителем в готовом виде. Технология   проблемно­диалогического   обучения   позволяет   учащимся самостоятельно   «открывать»   знания.   Она   представляет   собой   детальное описание   проблемно­диалогических   методов   обучения,   а   также   их взаимосвязей   с   формами   и   средствами   обучения.   Методы   составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.  Проблемно­диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий.  Проблемно­диалогические   методы   дают   широкие   возможности   парной, варьирования   форм   обучения   (фронтальной,   групповой, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны. Средства   обучения   (опорные   сигналы,   учебники,   наглядные   и   технические средства)   служат   вспомогательными   инструментами   творческого   усвоения знаний. Использование   методов,   приемов   и   средств   обучения   в   рамках технологии проблемного обучения позволяет добиваться устойчивых знаний по 23 предмету, поддерживать высокий уровень мотивации, формировать качества функционально грамотной личности. Проблемно­диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых   эффективных   технологий,   позволяющий   реализовать   системно­ деятельностный   подход   в   обучении   и   воспитании. При   этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Так  же   я   использую  проблемно­диалогическое   обучение   в  сочетании   с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера,   а   результаты   их   работы   становятся   отправной   точкой   для организации деятельности других ребят в классе. Конечно, организация проблемного диалога на уроке должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной   деятельности.   Только   в   этом   случае   можно   говорить   о   высокой эффективности   использования   технологии   проблемно­диалогического обучения.  Особое   значение   для   диалогического   общения   имеет   умение   учителя задавать вопросы.    Составляя и включая в свои уроки проблемные задания, учитель должен иметь   в   виду   то   обстоятельство,   что   мыслительная   активность   ученика определяется   не   только   характером   и   содержанием   задания   и индивидуальными творческими возможностями ученика и его подготовкой. Поэтому   для   овладения   умением   задавать корректные   вопросы,   я руководствовалась следующими правилами: 1.Вопросы должны быть поставлены ясно и четко. 2.Поиск ответа должен вызывать у ученика определенное умственное усилие и желание высказать собственное мнение. 24 3.Вопросы   того   или   иного   этапа   урока   должны   быть   выстроены   в   строгой последовательности и соответствовать определенной системе. 4.Ценность   вопроса   возрастает,   когда   он   сопровождается   эмоциональной окраской или наглядным материалом.       По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна: 1. В   воспитании   активной   личности,   формировании   инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.  2. В   стимулировании   интеллектуального   развития   (увеличивается   объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь). 3. В   прочности   усвоения   знаний,   так   как   путем   постановки   проблемы обеспечивается   сильная   мотивация,   а   путем   поиска   решения   достигается полное понимание материала.        Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что   я   на  правильном   пути.  Дети   стали   активнее,  заинтересованнее.   Они   не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.     Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.    Технология инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе. 25 Список литературы 1. Брызгалова,   С.   И.   Проблемное   обучение   в   начальной   школе:   учеб. пособие / Калинингр. ун­т. ­ Калининград, 1998. ­ 91 с. 2. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова   Е.   Л.,   Чиндилова   О.   В.   ­   М.:   Баласс,   2008.   –   160   с. (Образовательная система «Школа 2100») 3. Левенберг   Л.Ш.,   Активизация   познавательной деятельности младших школьников – Т.: Изд­во “Фан” АН УзССР, 1991.   Ибрагимов   Р. – 114 с. 4. Мельникова   Е.Л.   От   теории   мышления   –   к   технологии   обучения   // Психология и школа. 2008, № 1, С.115­119. 26 5. Мельникова   Е.Л.   Проблемно­диалогическое   обучение:   понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100»   –   качественное   образование   для   всех.   Сб.   материалов.   –   М., Баласс. 2006. С. 144–180. 6. Мельникова  Е.Л. Технология  проблемного обучения: методы,  формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г. 7. Мельникова   Е.Л.   Типология   и   методические   схемы   проблемно­ диалогических   уроков   в   начальной,   основной   и   старшей   школе //Образовательная   система   «Школа   2100».   Опыт   решения   проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов.М., Баласс, 2009. С. 164­283. 8. Мельникова   Е.Л. Проблемный   урок,   или   Как   открывать   знания   с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г. 9. Мельникова   Е.Л.,   Кузнецова   И.В. Я   открываю   знания.   Пособие   по технологии проблемного диалога в начальной школе (3­4 классы). М.:  Баласс, 2011. 80 с. 10.Моисеенко Е.С. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил//Начальная школа. – 1991 (№3). – с. 16–20  11.Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986. С.54­55 12.Сыропятова   Г.И.   Технология   проблемного   обучения   на   уроках   в начальной школе. М., 2007г. 13.pdo – mel.ru   problemno 14.nsportal.ru›nachalnaya­shkola…      go…doklad…   15.nachalka1.ucoz.ru›publ/tekhnologija_    problemno    go   16.pedsovet.su  17.festival.1september.ru   2100   18.school  .  ru     27 28

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме: «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».

Разработка методических рекомендаций по теме:  «Использование технологии проблемного диалога как средство достижения новых образовательных результатов  в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе».
Скачать файл