Классный час на тему: «Что такое дружба?»
Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Оборудование:
1. Проектор
2. Презентация к уроку
3. Раздаточный материал для работы в парах, подарки-цветы
Ход занятия:
Объявление темы и постановка целей занятия (5мин.)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.
- Какие вопросы вы хотели бы обсудить?
Учитель обобщает высказывания детей. Давайте обсудим вопросы: Нужна ли дружба вообще? От чего зависит дружба? Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение? …
Основная часть (33 мин.)
1. Работа с пословицами. (4 мин.)
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.
Работа в парах.
Проверка выполнения задания.
Старый друг лучше новых двух
Нет друга – ищи, а нашёл береги
Доброе братство дороже любого богатства
Не забывай друга ни в радости, ни в горе
Друга ищи, а найдешь, береги
Сам пропадай, а товарища выручай
Друга за деньги не купишь
Друг познаётся в беде
Друга иметь – себя не жалеть
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Неверный друг опаснее врага
Дружбу за деньги не купишь
Крепкую дружбу и топором не разрубишь
Дружба – это …
2. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
3. Диспут. (6мин.)
-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.
-У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Животные не могут быть друзьями.
- Друг всем – никому не друг.
-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
(Дети высказывают свое мнение.)
Сейчас я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1. Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?
2. Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?
3. Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?
Решение проблемных ситуаций
Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг.
• Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.
• Во время «Веселых стартов» твой друг упал на бегу и подвел команду.
• Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.
• Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним.
• Твой друг плохо относится к остальным ребятам
Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы для обсуждения:
• О настоящей дружбе этот рассказ или нет?
• Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?
• Можно ли спасти их дружбу?
• Если да, то как?
Ситуация 1.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
Маша. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга!
Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Ситуация 2
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.
Сергей. Ой, ампула закончилась!
Антон. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Антон. А что ты мне за это дашь?
Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Сергей. Да ладно, давай уж!
Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
Ситуация 3
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
Вова. Давай пас!
Гриша. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гриша. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
· Вова. Ну, что в футбол играть будем?
· Гриша. Да нет, что-то не хочется!
Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
· Уступать другу
· Не бояться просить прощения, если обидел друга
· Не грубить
· Не злиться
· Не жадничать
· Помогать другу
· Быть честным
4. Упражнение «Мой идеальный друг» (7мин.)
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
- Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.
Текст
уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.
Работа в парах.
- Проверьте, все ли качества вы выбрали?
Для дружбы важно:
уважение и доверие к другу
готовность оказать помощь и поддержку
Принципиальность, прямота
умение критиковать (и себя в том числе)
искренность
честность
забота
бескорыстие
равенство
преданность
верность
богатый внутренний мир
требовательность
- Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
Или:
Моделирование дружбы
Давайте вместе определим качества настоящего друга. Я буду называть вам положительные и отрицательные качества человека, если оно подходит к слову “друг”, то хлопаем в ладоши 1 раза, если нет – тишина.
Положительные качества личности |
Отрицательные качества личности |
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле |
злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть,
трусость, неряшливость, эгоизм, подлость, оскорбления, насмешки над своим
товарищем, |
Детям раздаются бумажные ладошки, и каждый на нём пишет одно слово, которое подходит к образу его друга. Затем ученики вместе прикалывают их к кругу.
Тест- какой ты друг
Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест. На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.
Тест:
1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,
А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
С. Никогда не предавали тебя в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие
отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья?
А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты….
А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста.
Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
А |
В |
С |
|
1 |
0 |
3 |
6 |
2 |
6 |
0 |
3 |
3 |
6 |
3 |
0 |
4 |
0 |
6 |
3 |
5 |
6 |
3 |
0 |
6 |
3 |
0 |
6 |
7 |
6 |
3 |
0 |
0–20 баллов:
Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них не плохо,… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21 – 33 балла:
Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 – 48 баллов:
Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю!
5. Обсуждение вопроса для чего нужны друзья? (3 мин.)
- А для чего нужны друзья?
Учитель обобщает ответы детей.
- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.
- Аристотель считал: "Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага".
6. Игра «Знаю ли я своего друга?» (7мин.)
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару учитель приглашает к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
- Какой урок у него любимый?
-На чем он любит кататься?
-Какое время года у него любимое?
-Какой вид спорта любит?
-Кем хочет стать, когда вырастет?
-Какое животное он хотел бы иметь дома?
- Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)
- Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши?)
- Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, русский язык)
- На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)
- Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)
- Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)
- Какой вид спорта любите? (Фигурное катание, теннис, футбол)
- Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)
- Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)
- Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками)
- Кем хочешь стать, когда вырастишь? (Учителем, врачом, бизнесменом)
- Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)
- Какие книги любишь читать? (О животных, сказки, фантастику)
- Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье)
- Какой бы фильм посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики)
- Мы видим, что {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
Подведение итогов занятия (2мин)
- Полезно ли для вас было наше сегодняшнее занятие? Какие выводы для себя вы сделали?
Помните
Дружба – величайшая нравственная ценность.
Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.
Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.
Дружба означает близость взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Рефлексия(5мин.)
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.