Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска
Методическая разработка классного часа
на тему:
«Память звенит в душе. Дети войны»
Подготовила:
Антоненкова Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Смоленск
2024
Методическая разработка классного часа
Тема: «Память звенит в душе. Дети войны»
Цели:
- воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны;
- формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;
- способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
Задачи:
Образовательные:
- погрузить детей в атмосферу военного времени;
- расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг;
- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные:
- воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
- воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них;
- воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ;
- воспитание честности, благородства, сострадания;
- преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины;
- содействовать воспитанию патриотизма и любви к Родине.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению истории;
- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма занятия: классный час
Оборудование: проектор, компьютер, портреты героев, раскраска Георгиевской ленты, картинка дерева Победы.
Ход занятия:
1.Вводная беседа:
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.
С. Васильев
- Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- О чем рассказывает автор: о войне, о березе, о Родине?
- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?
2.Основная часть:
Слайд 1
Их силуэты почти не видны,
В маршах их голос совсем не приметен –
Дети Великой и страшной войны.
Может герои,
но, в сущности – дети.
В мае берёзки свежи и стройны,
Солнце для всех одинаково светит…
Чистая жертва для грязной войны –
Дети живые, погибшие дети.
Слайд 2
Горькое было детство у тех, кто пережил Великую Отечественную Войну. Они теряли родных и близких, пережили все ужасы сиротства, голода, холода, они рыли окопы, работали на заводах, помогали на уборке хлеба, работали наравне со взрослыми.
Дети войны - миллионы трагических судеб объединены этим словом.
Слайд 3
Видео вступление
Слайд 4
22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.
Слайд 5
Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
И сегодня мы поговорим о детях – героях Великой Отечественной войны!
Слайд 6
Шура Кобер и Витя Хоменко
Шура Кобер был мечтательным юношей, очень любил игру на скрипке и серьезно занимался музыкой.
А озорной Витя Хоменко мечтал стать моряком. Мало кто из его ровесников прыгал, как он, с самого верха вышки в Яхт-клубе, переплывал реку по несколько раз подряд. Учился он тоже хорошо. Но особенно удавался мальчику немецкий язык.
Когда их город Николаев заняли оккупанты, Витя устроился в столовую. Он усердно мыл посуду и любезно обслуживал офицеров, а потом доносил до партизан услышанные им ценные сведения.
Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы передать в Москву секретные документы. Добирались пешком, тайком в немецких эшелонах, на лодках и вплавь… Возвращались на самолете с радисткой Лидией Бриткиной.
Их парашюты опустились в ночь на 9 октября 1942 г. в десятках километров от Николаева. Одновременно были сброшены парашюты с взрывчаткой, оружием и радиопередатчиком.
Витя сразу же направился к своим в штаб, а Шура и Лида поспешно прятали груз и другие улики. Но один из парашютов отнесло далеко в сторону, и наутро его обнаружили гитлеровцы.
Началось расследование, а в штаб партизан был внедрен предатель. Холодной ноябрьской ночью мальчиков арестовали.
После десяти дней безуспешных допросов и пыток они были убиты.
Слайд 7
Видео о Марате Казее
Слайд 8
Вася Курка
Пленный офицер вермахта на допросе показал: немецкому командованию известно, что «среди советских частей генерала Гречко имеется некий сверхснайпер, снайпер-ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой».
Это был шестнадцатилетний Вася Курка, уничтоживший прицельным огнем 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров.
Щуплый светловолосый мальчишка прибыл в свой полк, когда шли суровые бои за Донецкий бассейн. Отправленный в тыл, Курка брался за любую работу, а в апреле 1942-го Вася упросил командование полка, чтобы ему было позволено стать курсантом школы снайперов.
Он открыл свой боевой счет 9 мая, и начал путь одного из самых результативных советских стрелков.
В итоге Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа» и именной снайперской винтовки.
Ас лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, Василий Курка успешно ходил в разведку.
Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно.
В январе 1945 г. Василий Курка, находящийся в траншее, погиб, получив ранение в голову.
Слайд 9
Видео о Вале Котик
Слайд 10
Надя Богданова
В это трудно поверить, но, когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.
В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.
Когда Богданову схватили, ее били, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.
Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, но она не раскрыла врагам никаких сведений.
Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.
Слайд 11
Видео о Лёне Голикове
Слайд 12
Аркадий Каманин
Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл.
Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.
Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним.
Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.
Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.
Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.
Слайд 13
Видео о Саше Чекалине
Слайд 14
Вилор Чекмак
Когда началась война, старший товарищ Вилора, уходивший на фронт, оставил ему овчарку по кличке Ральф. В августе 1941 г. с этой овчаркой Вилор, несмотря на врожденное заболевание сердца, ушел в партизанский отряд и стал разведчиком.
Погиб Вилор Чекмак в районе деревни Алсу под Севастополем. 10 ноября 1941 г. он был в дозоре.
Заметив приближающихся к партизанскому отряду фашистов, подросток выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам в одиночку принял бой с наступавшими немцами.
Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он максимально близко подпустил солдат к себе и подорвался гранатой.
После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.
Слайд 15
Видео о Зине Портновой
Слайд 16
Лара Михеенко
В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.
С августа 1943 г. отряд, в котором находилась Лара, активно участвовал в «рельсовой войне». Уже опытная разведчица, Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования.
Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.
Глубокой осенью 1943 г. Лариса с двумя партизанами пошла в деревню Игнатово на разведку. Они тайно остановились в доме проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения.
Как выяснится позже, их предал кто-то из местных жителей. Внезапно появились немцы, и Лара успела предупредить об этом друзей.
Но силы были не равны – в бою были убиты оба партизана, а Ларису схватили, чтобы повести на допрос. В пальто у девочки оставалась ручная граната, которую она бросила в фашистов. Однако граната не взорвалась.
4 ноября 1943 г. Лариса Дорофеевна Михеенко после жестокого допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.
Слайд 17
Война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной, поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова–были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза.
В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.
Слайд 18
Минута молчания
Слайд 19
Ребята, перед вами георгиевская ленточка - символ воинской славы, отваги, мужества, символ Победы!
Раскрасьте её, а также напишите один факт или имя и фамилию детей-героев Великой Отечественной войны. Что-то, что останется в вашей памяти надолго.
Потом закрепить свою георгиевскую ленточку на Дерево Памяти, которое расположено на доске.
3.Заключение:
Слайд 20
Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда… Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии!
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.