Методическая разработка классного часа на тему: «Память звенит в душе. Дети войны»
Оценка 5

Методическая разработка классного часа на тему: «Память звенит в душе. Дети войны»

Оценка 5
docx
12.06.2024
Методическая разработка классного часа  на тему:  «Память звенит в душе. Дети войны»
Память звенит в душе.Дети войны.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа

 на тему:

«Память звенит в душе. Дети войны»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Антоненкова Екатерина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Смоленск

2024

Методическая разработка классного часа

Тема: «Память звенит в душе. Дети войны»

Цели:

- воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны;

- формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;

- способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.

Задачи:

Образовательные:

- погрузить детей в атмосферу военного времени;

- расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг;

- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные:

- воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;

- воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них;

- воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ;

- воспитание честности, благородства, сострадания;

- преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины;

- содействовать воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению истории;

- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Форма занятия: классный час

Оборудование: проектор, компьютер, портреты героев, раскраска Георгиевской ленты, картинка дерева Победы.


 

Ход занятия:

1.Вводная беседа:

Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

 

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

 

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

 

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

В обиду больше не дадим.  

С. Васильев

- Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- О чем рассказывает автор: о войне, о березе, о Родине?

- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?

2.Основная часть:

Слайд 1

Их силуэты почти не видны,

В маршах их голос совсем не приметен –

Дети Великой и страшной войны.

Может герои, но, в сущности – дети.

В мае берёзки свежи и стройны,

Солнце для всех одинаково светит…

Чистая жертва для грязной войны –

Дети живые, погибшие дети.

 

Слайд 2

Горькое было детство у тех, кто пережил Великую Отечественную Войну. Они теряли родных и близких, пережили все ужасы сиротства, голода, холода, они рыли окопы, работали на заводах, помогали на уборке хлеба, работали наравне со взрослыми.

Дети войны - миллионы трагических судеб объединены этим словом.

Слайд 3

Видео вступление

Слайд 4

22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

Слайд 5

Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

И сегодня мы поговорим о детях – героях Великой Отечественной войны!

Слайд 6

Шура Кобер и Витя Хоменко

Шура Кобер был мечтательным юношей, очень любил игру на скрипке и серьезно занимался музыкой.

А озорной Витя Хоменко мечтал стать моряком. Мало кто из его ровесников прыгал, как он, с самого верха вышки в Яхт-клубе, переплывал реку по несколько раз подряд. Учился он тоже хорошо. Но особенно удавался мальчику немецкий язык.

Когда их город Николаев заняли оккупанты, Витя устроился в столовую. Он усердно мыл посуду и любезно обслуживал офицеров, а потом доносил до партизан услышанные им ценные сведения.

Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы передать в Москву секретные документы. Добирались пешком, тайком в немецких эшелонах, на лодках и вплавь… Возвращались на самолете с радисткой Лидией Бриткиной.

Их парашюты опустились в ночь на 9 октября 1942 г. в десятках километров от Николаева. Одновременно были сброшены парашюты с взрывчаткой, оружием и радиопередатчиком.

Витя сразу же направился к своим в штаб, а Шура и Лида поспешно прятали груз и другие улики. Но один из парашютов отнесло далеко в сторону, и наутро его обнаружили гитлеровцы.

Началось расследование, а в штаб партизан был внедрен предатель. Холодной ноябрьской ночью мальчиков арестовали.

После десяти дней безуспешных допросов и пыток они были убиты.

Слайд 7

Видео о Марате Казее

Слайд 8

Вася Курка

Пленный офицер вермахта на допросе показал: немецкому командованию известно, что «среди советских частей генерала Гречко имеется некий сверхснайпер, снайпер-ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой».

Это был шестнадцатилетний Вася Курка, уничтоживший прицельным огнем 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров.

Щуплый светловолосый мальчишка прибыл в свой полк, когда шли суровые бои за Донецкий бассейн. Отправленный в тыл, Курка брался за любую работу, а в апреле 1942-го Вася упросил командование полка, чтобы ему было позволено стать курсантом школы снайперов.

Он открыл свой боевой счет 9 мая, и начал путь одного из самых результативных советских стрелков.

В итоге Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа» и именной снайперской винтовки.

Ас лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, Василий Курка успешно ходил в разведку.

Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно.

В январе 1945 г. Василий Курка, находящийся в траншее, погиб, получив ранение в голову.

Слайд 9

Видео о Вале Котик

Слайд 10

Надя Богданова

В это трудно поверить, но, когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.

В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.

Когда Богданову схватили, ее били, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.

Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, но она не раскрыла врагам никаких сведений.

Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.

Слайд 11

Видео о Лёне Голикове

Слайд 12

Аркадий Каманин

Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл.

Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.

Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним.

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.

Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.

Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.

Слайд 13

Видео о Саше Чекалине

Слайд 14

Вилор Чекмак

Когда началась война, старший товарищ Вилора, уходивший на фронт, оставил ему овчарку по кличке Ральф. В августе 1941 г. с этой овчаркой Вилор, несмотря на врожденное заболевание сердца, ушел в партизанский отряд и стал разведчиком.

Погиб Вилор Чекмак в районе деревни Алсу под Севастополем. 10 ноября 1941 г. он был в дозоре.

Заметив приближающихся к партизанскому отряду фашистов, подросток выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам в одиночку принял бой с наступавшими немцами.

Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он максимально близко подпустил солдат к себе и подорвался гранатой.

После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

Слайд 15

Видео о Зине Портновой

Слайд 16

Лара Михеенко

В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.

С августа 1943 г. отряд, в котором находилась Лара, активно участвовал в «рельсовой войне». Уже опытная разведчица, Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования.

Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.

Глубокой осенью 1943 г. Лариса с двумя партизанами пошла в деревню Игнатово на разведку. Они тайно остановились в доме проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения.

Как выяснится позже, их предал кто-то из местных жителей. Внезапно появились немцы, и Лара успела предупредить об этом друзей.

Но силы были не равны – в бою были убиты оба партизана, а Ларису схватили, чтобы повести на допрос. В пальто у девочки оставалась ручная граната, которую она бросила в фашистов. Однако граната не взорвалась.

4 ноября 1943 г. Лариса Дорофеевна Михеенко после жестокого допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

 

Слайд 17

Война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной, поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова–были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза.

В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.

Слайд 18

Минута молчания

Слайд 19

Ребята, перед вами георгиевская ленточка - символ воинской славы, отваги, мужества, символ Победы!

Раскрасьте её, а также напишите один факт или имя и фамилию детей-героев Великой Отечественной войны. Что-то, что останется в вашей памяти надолго.

Потом закрепить свою георгиевскую ленточку на Дерево Памяти, которое расположено на доске.

3.Заключение:

Слайд 20

Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда… Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии!

 

 


 

Приложение 1

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://img.razrisyika.ru/img/128/1200/508325-georgievskaya-lenta-dlya-detey-8.jpg

 

 

 

                                    


 

Методическая разработка классного часа на тему: «Память звенит в душе. Дети войны»

Методическая разработка классного часа  на тему:  «Память звенит в душе. Дети войны»

Методическая разработка классного часа

Методическая разработка классного часа

Ход занятия: 1.Вводная беседа:

Ход занятия: 1.Вводная беседа:

Может герои, но, в сущности – дети

Может герои, но, в сущности – дети

О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов

О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов

Это был шестнадцатилетний Вася

Это был шестнадцатилетний Вася

Видео о Лёне Голикове Слайд 12

Видео о Лёне Голикове Слайд 12

Слайд 15 Видео о Зине Портновой

Слайд 15 Видео о Зине Портновой

Слайд 19 Ребята, перед вами георгиевская ленточка - символ воинской славы, отваги, мужества, символ

Слайд 19 Ребята, перед вами георгиевская ленточка - символ воинской славы, отваги, мужества, символ

Приложение 1

Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2024