Методическая разработка классного часа "От героев былых времен..."
Оценка 4.7

Методическая разработка классного часа "От героев былых времен..."

Оценка 4.7
docx
12.04.2022
Методическая разработка классного часа "От героев былых времен..."
Шкуренко О.В.МБОУСОШ № 7.docx

 

 

Муниципальный конкурс методических разработок

«Не забыла земля Апшеронская…»,

посвященный 79-й годовщине освобождения Апшеронского района

 от немецко-фашистских захватчиков

 

 

 

 

номинация:

Методическая разработка классного часа

 

 

 

 

 

Тема:

«От героев былых времен…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель начальных классов

МБОУСОШ № 7

им. Ю.А. Гагарина

Шкуренко

Оксана Владимировна

 

 

 

2022г

 

 

Цель:

сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через эмоциональное восприятие событий, связанных с 79-летием со дня освобождения Апшеронского района от немецко-фашистских захватчиков.

Задачи:

Формирование патриотического самосознания, воспитание чувства гордости, за свой родной край и его героический народ.

Воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Осознание значимости нравственного опыта прошлого, воспитание уважения к подвигу своих земляков.

Укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.

Формируемые УУД:

Личностные: умение ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные: формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию, предоставлять информацию в разных формах. Коммуникативные: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

Возрастная категория: 1-4 классы.

Образовательные ресурсы: ПК, проектор, рисунки детей, плакаты о ВОВ, карточки – слова.

1. Вступление.

Звучит песня «С чего начинается Родина»

(сл. В. Баснера муз М. Матусовского)

Учитель: Ребята, что такое Родина? (Дети отвечают.)

(На доску прикрепляется слово Родина.)

Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой.

- Как называется наша большая Родина? (На доску крепятся слово Россия.)

Ученик:

В сердце ты у каждого,
Родина – Россия,
Белые берёзки, колос золотой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей…
Нет другой на свете
Родины такой!

Учитель: Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. Как называется наша малая Родина? (На доску крепятся слова: Кубань, Хадыженск.)

- Кто такие земляки? (Люди, живущие на одной земле)

Осознанная любовь к Родине у каждого человека возникает в своё время. Одно несомненно: с первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит подобно тому, как растение тянется к солнцу, а ребёнок – к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознаёт величайшую истину – что он принадлежит Родине, отвечает за неё. Так рождается гражданин-патриот.

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Жить – Родине служить!»?

Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.

- Ребята, а что такое подвиг? (Дети отвечают.)

Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Перед вами находится предмет, который является символом воинской славы, отваги, мужества, один из символов Победы в ВОВ, символ памяти о великой истории и ее героях, это двухцветная лента использовалась в медали «За победу над Германией» (георгиевская ленточка).

-Какие символы Победы вы знаете? (салют, медали и ордена, памятники, красная гвоздика, георгиевская лента, парад, бессмертный полк, песни).

-На какой праздник мы прикалываем георгиевскую ленточку к одежде?

- Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах.

-Что же такое война?

-Почему война называлась Великая Отечественная?

-Когда же началась Великая Отечественная война?

-Почему мы вспоминаем события ВОВ?

 - Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить! (СЛАЙД 1)

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Учитель: Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины. Люди не говорили громких слов о патриотическом воспитании и любви к Родине, они не испугались и проявляли выдержку, совершали подвиги. Среди таких героев были и люди, защитившие наш Апшеронский район в годы ВОВ.

- О чем будем говорить сегодня? (о Родине, о войне, о защитниках Апшеронского района…)

- Сформулируйте тему  (….)

- Поставьте цели.

- (Узнать, кто освобождал Апшеронский район от немецко-фашистских захватчиков. Познакомиться с биографией, подвигом героя ВОВ, чье имя носит наш класс (Александра Галкина).

 

2. Основная часть.

Учитель: История Великой Отечественной войны хранит драгоценные страницы подвигов советских летчиков: истребителей, штурмовиков, перехватчиков, разведчиков, бомбардировщиков. Уходя на боевое задание, ни один из них не был уверен в том, что хотя бы еще раз приземлится на родную посадочную полосу. А мужество и самоотверженность советских пилотов вызывали страх и ужас в глазах самых испытанных фашистских ассов.

Уроженец восточной Грузии Георгий Джабадари и родившийся в Тверской губернии Александр Галкин были почти ровесниками - командир экипажа лишь на два года старше штурмана. Выбор ими авиации вряд ли был случаен, ведь в середине 30-х, когда оба были призваны в РККА, чуть ли не вся молодежь грезила небом. Установлено, что Галкин даже учился в Высшей школе морских летчиков и летнабов имени Сталина (сегодня это Ейское высшее военное авиационное училище). В один экипаж они входили с самого начала войны. Третьим в самолете был радист Николай Бондаренко, во время рокового боя осенью 42-го сумевший с парашютом выпрыгнуть из подбитого бомбардировщика и выйти на советские позиции. Экипаж Галкин-Джабадари-Бондаренко за неполные полтора года совершил 210 боевых вылетов. В сентябре 1941 года штурман и пилот награждены орденом Красного Знамени - первой и одной из высших наград Советского Союза, а радист - орденом Красной Звезды. (СЛАЙД 2)

В наградном документе приведена фронтовая статистика: за два месяца войны экипаж уничтожил 55 танков противника, 35 автомашин,

четыре самолета, 15 орудий, 4 автоцистерны с горючим, пять обозов повозок, не менее 33 взводов пехоты и четырех взводов конницы. Все это подтверждается аэрофотоснимками, боевыми донесениями и составом других экипажей.

Уже после гибели, в самом конце 1942 года, Александра Галкина и Георгия Джабадари посмертно представили к звездам Героев Советского Союза. В представлении к высокой награде говорится:

«С первых дней войны экипаж отдает все силы на разгром немецких захватчиков. Много раз летал на Одесский участок фронта, помогая героическим защитникам Одессы, нанося большой урон противнику. 30.08.1941 при бомбоударе по ст. Выгода (в Одесской области - прим. ред.) после отхода от цели звено было атаковано 6 МЕ-109 («Мессершмитт Bf.109» - прим. ред.), воздушный бой был неравный. Немецкие истребители, видя свое преимущество, начали атаковать бомбардировщики. У двух самолетов отказали пулеметы. Джабадари героически метким огнем своего пулемета отбивал атаки истребителей. Самолет, на котором находился Джабадари, был подбит, начал отставать. Истребители противника набросились на отстающий самолет, стараясь добить его, но Джабадари не растерялся, с еще большей ненавистью отбивал атаки. Один вражеский истребитель от меткой очереди загорелся и рухнул на землю. Все последующие атаки отразили, самолет, подбитый, на одном моторе, привели на свой аэродром и благополучно произвели посадку». (СЛАЙД 3)

В 1980-е годы пионеры Хадыженской школы № 7 организовали группу «Поиск». Целью стало установление имен летчиков, погибших во время войны на расположенной северо-западнее города горе Лысой, - о разбившемся там самолете рассказывали местные жители. Были направлены запросы в военные архивы, по ответам из них школьники пришли к выводу: здесь погиб экипаж Пе-2 в составе пилота Александра Галкина и штурмана Георгия Джабадари. На месте предполагаемой гибели в 1986 году установили обелиск - трехметровую стелу с именами героев. Символические урны с прахом перезахоронили у городского Вечного огня, в честь летчиков назвали две улицы в Хадыженске.

5 октября 1942 года экипаж бомбардировщика Пе-2 в составе пилота, старшего лейтенанта Галкина Александра Федоровича, штурмана, старшего лейтенанта Джабадари Георгия Ревозовича, стрелка-радиста, старшины Бондаренко Николая Николаевича, при выполнении боевого задания был сбит зенитной артиллерией противника в районе ст. Хадыженской. Вследствие прямого попадания снаряда, самолет загорелся и врезался в землю. Галкин и Джабадари погибли. Бондаренко удалось выпрыгнуть с парашютом и добраться до расположения наших войск.

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

— Однажды, когда послышался гул, я вышел на крыльцо и увидел, как за речку падает наш краснозвездный горящий самолет… — так последний бой экипажа описывал житель Хадыженска Николай Янгель, во фронтовую пору бывший подростком. — Через несколько секунд прогремел взрыв, и черное облако, оставшееся от нашего самолета, поплыло над лесом. Тут же в направлении падения летчика протарахтели немецкие мотоциклы, а я через речку побежал к останкам горящего самолета. Умом понимал, что после такого мощного взрыва никто уцелеть не мог, но меня подгоняла какая-то сумасшедшая надежда. Искал долго. Из дома казалось, что самолет упал совсем рядом, но на самом деле мне пришлось отмахать не один километр. А дымящуюся воронку увидел, когда поднялся на Лысую гору. Подошел поближе. Воронка была примерно метра три в диаметре и такой же глубины. На ветвях деревьев повсюду висели кровавые клочья человеческих тел. Меня прямо затрясло от всего увиденного. Ходил вокруг, как загипнотизированный...

                     НОВОЕ ЗАДАНИЕ СТАЛО ПОСЛЕДНИМ

Военные документы подробно описывают их последний бой. Накануне, 3 октября 1942 года, два Пе-2 должны были подняться с бомбами в воздух, чтобы разгромить немецкий штаб в Хадыженске. Но второй бомбардировщик не взлетел, поэтому на задание отправился только самолет Галкина.

Они взорвали штаб и пять автомобилей оккупантов, при отлете сбили один из атаковавших их «мессершмиттов». Спустя два дня вылетели на новое задание. Вот выписка из журнала боевых действий Военно-воздушных сил Черноморского флота за 5 октября: «3 Пе-2 в 17.32 Н=4000 м (высота полета) бомбардировали войска противника в районе Хадыженская. Сбросили 12 ФАБ-100, 108 АО8, 105 ЗАБ-2,5 и 24 ЗАБ-10. Разрывы бомб по центру Хадыженская. В районе цели сильный огонь ЗА (зенитной артиллерии - прим. ред.). В момент сбрасывания бомб от прямого попадания снаряда ЗА самолет ведущего пошел со снижением вправо, а затем перешел в отвесное падение. Самолет упал и взорвался 4-5 км северо-восточнее Хадыженская. Экипажи наблюдали раскрытый парашют. Парашютист предположительно убит. Второй парашют зацепился за самолет и покрыл фюзеляж. Экипаж ст. л-т Галкин, ст. л-т Джабадари и ст. с-т Бондаренко».

Спастись удалось только старшему сержанту Николаю Бондаренко, который спустя 12 дней перешел линию фронта и вышел к своим. Он погиб гораздо позже - в первые послевоенные дни, 22 мая 1945 года, во время учебного бомбометания с пикирования. (СЛАЙД 4)

 

Ученик:

Красивый человек

На крыльях зелёная плавится краска.

Штурман убит. И молчит стрелок.

Надо выпрыгивать – это ясно.

Но лётчик машину покинуть не мог.

Он знал, что в кольце парашюта спасенье.

Но даже от мёртвых ребят не уйдёшь:

Нетрудно ремни отстегнуть от сиденья,

Ученик:

А дружбу – как отстегнёшь?

В чужих небесах, над чужими полями

Оставить ребят и машину в огне?

А что он напишет Андрюшкиной маме?

А что он Серёжкиной скажет жене?

Ну, что вы молчите, дружки фронтовые,

Мне трудно, вы слышите, трудно в дыму!

В кабинах ребята лежат

Неживые,

И надо решать всё ему одному.

Змеёй проползает вражья колонна.

Он крепче штурвал сжимает в руке

И с разворота, ожесточённо

машину бросает в крутое пике.

(К. А. Обойщиков)

Учитель: И сегодня, спустя годы после Победы, по всей России остаются незахороненными тысячи солдат и офицеров той страшной войны. Многие из них пали в Краснодарском крае, Апшеронском районе, ожесточенные бои за который шли с июля 1942-го по октябрь 1943 года. Наиболее активную работу поисковики ведут в предгорьях региона и на Тамани - там, где проходила казавшаяся неприступной система укреплений вермахта «Голубая линия». Советским бойцам, долгие годы считавшимся без вести пропавшими, возвращают их имена и хоронят со всеми воинскими почестями.

Тысячи людей нашего района ушли на защиту Родины, но в День Победы район не досчитался более пяти тысяч своих зем­ляков, а в городах и станицах, в горных ущельях и на высотах выросли солдатские обелиски павшим в жестоких боях при защите и освобождении на­шего района. Залечивались раны земли, зарастали травой траншеи окопов, но невозможно залечить раны сердец и стереть память о тех, кто не дожил, не долюбил...

Жители Апшеронского райо­на увековечили имена павших героев в названиях улиц: в г. Апшеронске - улицы Ми­щенко, Героя Советского Союза Кащеевой, партизан Заболотнева и Закопайко; в г. Хадыженске - улицы летчиков Германенко, Галкина, Джабадари; в ст. Куринской - улицы Героя Советского Союза Новицкого; в пос. Нефтегорск - улицы Героя Советского Союза Волосевича, Героя Советского Союза Суво­рова; имя партизана носит один из хуторов Апшеронского района. В школах района, в музеях воинской славы оформлены музеи, уголки и Парты Героев. Здесь прохо­дят встречи ветеранов со школьниками и жителями района. (СЛАЙД 5)

Звучит песня «От героев былых времен»

(сл. Е. Агранович, муз. Р. Хозак)

Ученик: Великая Отечественная война закончилась много лет назад, наши родители и сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу.

Ученик: Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. История каждой семьи и история страны неразделимы. Их связывают не только печальные героические события, их связывает каждый день жизни. (СЛАЙД 6)

 

Ученик:

Слава ветеранам
Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами.
И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил.
Не померкнет их слава в сердцах.
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот, кто бился жестоко с врагами.
(А.Мельников)

3.Заключение.

- Почему наш классный час назван «От героев былых времен»?

- Что положительного для себя вы взяли?

- Какие чувства вы испытали сегодня?

- Появилось ли у вас желание внести свой вклад, свою частичку в историю своей Родины?

Учитель: Наши люди сильные как наши горы, наши люди быстрые как наши реки, наши люди спокойные как наше море, наши люди щедрые как наша земля кубанская. Мы живем в чудесном сказочном крае, в многонациональной стране Россия и вся наша жизнь только начинается…Ребята, любите свою родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России и нашего Отечества!


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальный конкурс методических разработок «Не забыла земля

Муниципальный конкурс методических разработок «Не забыла земля

Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через эмоциональное восприятие событий, связанных с 79-летием со дня освобождения

Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через эмоциональное восприятие событий, связанных с 79-летием со дня освобождения

Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается

Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается

Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью

Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью

Основная часть. Учитель: История

Основная часть. Учитель: История

Выгода (в Одесской области - прим

Выгода (в Одесской области - прим

Через несколько секунд прогремел взрыв, и черное облако, оставшееся от нашего самолета, поплыло над лесом

Через несколько секунд прогремел взрыв, и черное облако, оставшееся от нашего самолета, поплыло над лесом

Ученик: Красивый человек На крыльях зелёная плавится краска

Ученик: Красивый человек На крыльях зелёная плавится краска

Тысячи людей нашего района ушли на защиту

Тысячи людей нашего района ушли на защиту

Как горела земля под ногами,

Как горела земля под ногами,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2022