Методическая разработка Колеса и шины

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Колеса и шины.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Колеса и шины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок

МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

   Изучить устройство и правила эксплуатации колёс и шин, их классификацию, характерные неисправности и техническое обслуживание ходовой части.

 Воспитывать у  обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

             Развивать  интерес к изучению автомобильной техни­ки, память, целеустремленность.

ВРЕМЯ:  2 часа

МЕСТО:  Класс устройства  автомобиля

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

1.                 Наглядные пособия: плакаты «Передняя подвеска автомобиля ЗиЛ-131», «схема подкачки колес» «Шасси автомобиля ЗиЛ-131».

2.                 Материальная часть: колесо  в сборе, кран подкачки колес.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть………………………………………………. -   10  мин

II. Основная часть……………………………………………………  -   75  мин

III. Заключительная часть…………………………………………...   -   5   мин

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:  

1. Колёса и шины, их классификация, устройство и правила эксплуатации, нормы пробега……………………………………………………………….25 мин

2. Характерные неисправности ходовой части, их признаки, причины, методы обнаружения и способы устранения………………………………………15 мин

3. Техническое обслуживание ходовой части…………………………….35 мин

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      принять рапорт дежурного по группе;

-      проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-      ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-      провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа, или с использованием подготовленных программированных карточек.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение устройства ходовой части.

             при рассмотрении первого вопроса целесообразно использовать плакаты или слайды, демонстрируя при этом устройство колеса. Для активизации, попросить их самостоятельно дать состав и назначение ходовой части.

             при рассмотрении второго вопроса необходимо уделить внимание методике обнаружения неисправностей исходя из особенностей компоновки ходовой части.

             при рассмотрении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что своевременное и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.

Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.Колёса и шины, их классификация,  устройство и правила эксплуатации, нормы пробега.

Колеса автомобиля обеспечивают его поступательное движение, а также частично смягчают толчки и удары, возникающие при движении по неровностям дороги.

На изучаемых грузовых автомобилях применяются дисковые колеса с разъемным ободом. Шины у автомобиля ЗИЛ-131 регулируемого дав­ления. Причем на передних колесах они одинарные, на задних— сдвоенные.

Автомобильное колесо состоит из ступицы, диска, обода, пневматической шины и деталей крепления шины.

Ступица  вращается на цап­фе на двух конических подшипниках, которые фиксируются гай­кой или замочной шайбой  и контргайкой. Смазка, закладываемая в подшипники, удерживается сальниками. Диск 2 (рис. 1) и обод 6 изготовляются штамповкой и сварены между собой в неразборную конструкцию. Диск крепится к шпиль­кам  ступицы колеса гайками, имеющими кониче­скую поверхность; гайки колес левой стороны с левой резьбой, правой стороны — с правой резьбой. У сдвоенных колес диск внутреннего колеса крепится к ступице колпачковыми гайками  с внутренней и наружной резьбой, а диск наружного колеса — гайками с конусом.

Рис. 1. Колеса автомобиля ЗИЛ-131:

1—бортовое кольцо; 2—диск, 3—покрышка; 4—камера;  5—распорное кольцо; 6 — обод; 7 — балансировочные грузики; 8—ободная лента; 9—уплот­нитель вентильного паза, 10— замочное кольцо; 11—вентиль камеры; 12 — по­садочное кольцо

На автомобилях ЗИЛ-131 прежних лет выпуска шина крепилась на ободе бортовым 1, распорным 5 и посадочным 12 кольцами. У новых автомобилей этой марки шина крепится двумя съемными бортовыми 1 и одним разрезным замочным 10 кольцами.

На автомобиле ЗИЛ-131 колеса вместе с шинами подвергаются балансировке, в результате которой на колеса устанавливаются балансировочные грузики 7. В случае разборки и последующей сборки такого колеса шину, балансировочные грузы и другие детали нужно установить на те же места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.

Запасное колесо у автомобиля ЗИЛ-131 устанавливается за кабиной в специальном держателе, имеющем устройство для механического подъема и опускания колеса.

 

Колесный   движитель   автомобиля КамАЗ-4310 повышенной проходимости. Все колеса одинарные, что умень­шает сопротивление дви­жению машины. Колеса дисковые, с тороидаль­ной поверхностью посадочных полок обода. Колесо состоит из по­крышки 3 (рис. 2), камеры 8, ободной ленты 7, диска, соединен­ного с ободами  5, бортовых колец 4 и замочного -кольца 7.

Конические поверхности обода и бортовых колец обеспечивают посадку шины с натягом, что позволяет работать и при пониженном давлении воздуха в ней. К ступицам колеса крепятся десятью шпильками и гайками.

На автомобиле КамАЗ-4310 установлены   широкопрофильные  шины  модели И-П184 с рисунком протектора повышенной прохо­димости, размером 1220 X 400 — 533, с регулируемым давлением.

Запасное колесо устанавливается за кабиной в специальном держателе, имеющем механизм опускания и подъема колеса с гид­равлическим приводом. Для снятия запасного колеса необходимо отсоединить стяжные винты, установить ручки на насосе (исполь­зуемом для подъема и опускания кабины) в положение «Опускание запасного колеса-» и опустить колесо. Для подъема запасного колеса надо поставить его в откидной кронштейн держателя и, качая рукоятку насоса при положении ручек «Подъем запасного колеса», поднять колесо, закрепить его стяжными винтами.

Рис. 2  Колесо автомоби­ля КамАЗ-4310:

1— замочное кольцо; 2,4 — бор­товые кольца;  3 — покрышка;

5—обод; 6—паз вентиля; 7— ободная лента; 8— камера

Шины служат для поглощения небольших толчков и смягче­ния ударов, возникающих при наезде колес на дорожные препят­ствия; они предохраняют ходовую часть автомобиля от ударных нагрузок и повышают плавность хода. По своему устройству шины грузовых автомобилей одинаковы.

Пневматическая шина состоит из покрышки 3 (см. рис. 1), камеры 4 с вентилем 11 и ободной ленты 8. У автомобилей, где для крепления шины на ободе применяется распорное кольцо, ободная лента не устанавливается.

Покрышка удерживает камеру на ободе, защищает ее от повреждений, обеспечивает сцепление колес с дорогой. Покрышка состоит из каркаса 3 (рис. 3а), двух бортов 5 с металлическими кольцами 6, подушечного слоя, протектора 1 и двух боковин 4.

а                                                                    б

Рис.3 . Пневматическая шина с золотником:

а—шина; б—золотник; 1—протектор; 2— подушечный слой; 3 — каркас; 4— боковина покрышки; 5—борт; 6—металлическое кольцо; 7—обод; 8—вен­тиль; 9—диск. 10—камера; 11—ключ-колпачок; 12 — ниппель-золотник; 13— уплотнитель, 14 — клапан;

15 — направляющий стержень; 16 — пружина; 17,— опорный колпачок; 18—корпус;

19 — гайка; 20 — пятка корпуса

 

Камера представляет собой замкнутую эластичную кольце­вую трубу, заполненную сжатым воздухом. Для впуска воздуха на камере при помощи гайки с шайбой и зажимной пластины за­креплен вентиль. У автомобилей ЗИЛ-131 к вентилю камеры присоединяется шланг системы регулирования давления возду­ха в шинах, у автомобиля ЗИЛ-130 в вентиль вворачивается золот­ник (рис. 3б), а на вентиль наворачивается ключ-колпачок 11.

Ободная лента предохраняет камеру от истирания об обод и защемления ее бортами покрышки. Лента располагается между камерой и ободом.

Шины классифицируются по величине внутрен­него давления на шины высокого давления (более 500 кПа или 5,0 кгс/см2), шины низкого давления (150—500 кПа или 1,5— 5,0 кгс/см2), шины сверхнизкого давления (менее 150 кПа или 1,5 кгс/см2) и шины с регулируемым давлением воздуха. Последние в зависимости от дорожных условий у автомобилей ГАЗ-66 имеют давление в пределах 50—280 кПа (0,5—2,8 кгс/см2), у ЗИЛ-131 при массе груза в кузове 3,5 т в пределах 50—300 кПа (0,5— 3,0 кгс/см2), а при массе до 5 т, что может быть только на дорогах с твердым покрытием,—420 кПа (4,2 кгс/см2), и снижать его запре­щается.

На автомобиле ЗИЛ-130 давление воздуха в шинах передних ко­лес составляет 350, а задних 500 кПа (3,5 и 5,0 кгс/см2).

Размеры автомобильных шин обозначают двумя числами и проставляют на боковине покрышки. Первое число обозначает ширину профиля «В», а второе посадочный (внутренний) диаметр «d» шины. Размеры могут быть указаны в дюймах, миллиметрах или в смешанной системе. Например на автомобиле ЗиЛ-131 устанавливают шины размером 12,00 – 20, а на автомобиле ГАЗ-53-12 – размером 8,25-20; в такой записи размеры шин приведены в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). На автомобиле ЗиЛ-130 устанавливают шины размером 260-508, а на автомобиле КамАЗ-4310 – размером 1220х400 – 533 – в такой записи размеры шин приведены в мм. На автомобиле ЗиЛ-130 могут устанавливаться также шины размером 260-20 (в смешанной системе).

Шины обычного профиля имеют примерно одинаковую высоту «Н» и ширину «В», т.е. у них отношение Н/В близко к единице. Их применяют на большинстве грузовых автомобилей и автобусах, созданных на их базе.

В маркировке шин указывают завод изготовитель, дату выпуска, серийный номер и размеры шин. На боковине покрышки  для бескамерных шин делают надпись «Бескамерная», для морозостойких - «Север».

 

*Современная международная маркировка шин легковых автомобилей и порядок подбора шин указаны в приложении 1.

 

Срок службы шин учитывается по их пробегу, который зависит от условий эксплуатации и обслуживания шин. Амортизационный пробег шин с регулируемым давлением в нормальных условиях эксплуатации составляет 36 тыс. км.  для автомобилей ГАЗ-53,ЗиЛ-130 он достигает 55 тыс. км.

Каждая шина имеет свой номер, индекс завода-изготовителя и дату изготовления. Эти данные заносятся в технический паспорт автомобиля, там же указывается дата постановки шин на колеса, а если устанавливаются шины, бывшие в эксплуатации, то и вели­чина предыдущего пробега каждой шины.

Правила эксплуатации шин. Необходимо поддерживать в шинах нормальное давление воздуха. При недостаточном давлении быстро разрушается каркас шины, при избыточном давлении опорная поверхность протектора уменьшается, шина плохо поглощает толчки. Давление в шинах необходимо проверять ежедневно перед выездом.

Необходимо предохранять шины от попадания на них бензина, масла и других нефтепродуктов, так как они вызывают разъедание резины и ее разрушение. В случае попадания нефтепродуктов на шины их следует протереть досуха.

Нельзя устанавливать на одну ось шины с разным рисунком протектора. Во избежание повышенного износа не следует резко тормозить или допускать буксование при трогании с места. Груз надо располагать равномерно по всей платформе.

Не допускается стоянка автомобиля со спущенными шинами. Во время длительных стоянок у автомобилей, имеющих систему регулирования давления воздуха в шинах, следует закрывать шинные краны.

Нельзя устанавливать колеса, смонтированные для правой стороны, на левую сторону автомобиля и наоборот. При хранении автомобиля необходимо предохранять шины от воздействия солнечных лучей.

Для равномерного износа шин следует переставлять их местами в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Состояние шин влияет на безопасность движения. Излишнее давление воздуха в шинах увеличивает тормозной путь; повышенное давление может привести к разрыву камеры и потери управляемости. Пониженное давление воздуха в шинах приводит их к перегреву. Изношенные шины увеличивают тормозной путь, а при движении по скользкой дороге приводят к потере боковой устойчивости.

 

Вывод.  Меры по увеличению пробега шин – это прежде всего выполнение правил эксплуатации, а также правильная техника вождения, грамотное выполнение монтажно-демонтажных работ.

 

Ответить на вопросы, привести примеры.


 

2. Характерные неисправности ходовой части,  их признаки, причины методы обнаружения и способы устранения.

 

Основными неисправностями колес могут быть: разработка отверстий под шпильки и трещины возле отверстий в дисках колес, механические повреждения закраин ободьев, борто­вых и замочных колец, значительное биение колеса в результате повреждения при монтаже или демонтаже шины на обод. Неисправ­ности колес обнаруживаются внешним осмотром, а биение пробе­гом. Изношенные и поврежденные детали заменяются.

 

Неисправности подвесок.

Характерными неисправностями подвесок могут быть: потеря упругости или поломка листов рессоры, износ пальцев рессор и втулок, подтекание жидкости из амортизаторов и ступиц балансирной подвески, ослабление креплений пальцев реактивных штанг, наличие осевого зазора в ступицах балансирной подвески

Неисправности подвески обнаруживаются внешним осмотром, по  стуку в узлах подвески во время движения, по длительному раскачиванию автомобиля.

Причиной поломки или излишнего прогиба рессор может быть перегрузка автомобиля пли превышение скорости движения по плохим дорогам. Поломанные или потерявшие упругость листы рессор нужно заменить.

Износ пальцев и втулок рессор может быть из-за несвоевремен­ной или некачественной их смазки. Подтекание жидкости из амор­тизатора, масла из ступицы балансирной подвески происходит из-за износа уплотнений. Изношенные детали заменяют новыми. В амортизаторе следует также подтянуть гайку корпуса.

 

Чрезмерное раскачивание автомобиля может быть из-за отсут­ствия или недостаточного количества жидкости в амортизаторах или вследствие их неисправности. Дефект устраняется ремонтом амортизаторов и доливкой жидкости.

Ослабление крепления шаровых пальцев реактивных штанг мо­жет быть из-за несвоевременного подтягивания их гаек.

 

Ухудшение устойчивости движения автомобиля (причины):

Нарушение балансировки колес с ши­нами в сборе

Недостаточное давление в шинах

Свободный   ход   в   подшипниках сту­пицы   и   неправильная   затяжка   гаек крепления колес к ступице

Неправильная установка управляемых колес

Неравномерный износ протектора шин (произвести перестановку колес)

 

 

Ухудшение самовозврата колес в нейтральное положение и увеличение усилия на рулевом колесе (причины):

Недостаточное давление в шинах

Недостаток   смазки   в   подшипниках ступиц передних колес

Перетяжка подшипников ступиц перед­них колес

 

Непрерывный шум при движении автомобиля (причины):

Ослабление крепления подшипников

Сильный износ подшипников

 

Вывод. Неисправности подвески обнаруживаются внешним осмотром, по  стуку в узлах подвески во время движения, по длительному раскачиванию автомобиля, поэтому четкое знание правил эксплуатации автомобилей на дорогах и неукоснительное их выполнение – это залог Вашей безопасности и безопасности других участников движения.

 

Ответить на вопросы.

 

 


 

3.Техническое обслуживание ходовой части.

Техническое обслуживание подвески:

При контрольном осмотре проверяют состояние рессор и амор­тизаторов.

При ЕТО производят чистку и мойку узлов подвески, проверяют состояние рессор, амортизаторов, реактивных штанг.

При ТО-1 проверяют крепление рессор, амортизаторов, крон­штейнов задней подвески; смазывают пальцы рессор и реактивных штанг смазкой Литол-24 или солидолом, проверяют и при необхо­димости доливают до нормы масло в ступицах задней подвески.

При ТО-2 проверяют и при необходимости устраняют осевое перемещение ступиц балансирной подвески, заменяют в них мас­ло. В ступицы заливают такое же масло, как и в коробку пере­дач,—ТАп-15К или ТСп-14 (автомобиль ЗИЛ-131).

При сезонном обслуживании (один раз в год) смазывают листы рессор графитной смазкой.

 

Для смены жидкости в амортизаторе его нужно демонтировать, поставить вертикально и закрепить за нижнюю проушину. Поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку рабочего цилиндра и вынуть шток с поршнем. Подготовить нужное количество амортизаторной жидкости марки АЖ-12Т: для амортизатора автомобилей ЗИЛ — 0,45 л. Заполнить рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить внутрь корпуса, затем собрать аморти­затор и установить на место. Доливать жидкость в амортизатор не разрешается. Смену жидкости следует производить один раз в год.

 

Техническое обслуживание колес:

 При кон­трольном осмотре проверяется состояние колес и давление воздуха в шинах.

При ЕТО проверяется степень нагрева ступиц колес, произво­дится очистка колес от грязи и мойка.

При ТО-1 проверяется крепление и при необходимости подтя­гиваются гайки крепления колес.

При ТО-2 проверяется и при необходимости регулируется за­тяжка подшипников ступиц колес. Через одно ТО-2 ступицы про­мываются, проверяется состояние подшипников и закладывается в них свежая смазка. Для смазки подшипников ступиц колес при­меняется Литол-24 или жировая смазка 1-13.

Регулировка подшипников ступицы ко­леса осуществляется с помощью гайки. Для выявления необходимости регулировки подни­мают колесо или мост, вынимают полуось или фланец полуоси перед­него моста, колесо покачивают руками. Если ощущается зазор в подшипниках или если колесо вращается туго, а тормозные меха­низмы отрегулированы правильно, то необходимо отрегулировать затяжку подшипников. При регулировке вворачивается контр­гайка, снимается замочная шайба, гайка  затягивается до тугого вращения колеса, после толчка рукой колесо должно сразу же останавливаться. Далее отпускают регулировочную гайку на 1/8 –1/6 оборота, ставят замочную шайбу и контргайку. Правильность затяжки проверяется по свободному вращению колеса без осевого перемещения.

Правила монтажа шины на обод. Перед установ­кой покрышки необходимо проверить обод и зачистить его от за­боин, ржавчины и грязи. Внутреннюю поверхность покрышки нуж­но прощупать рукой, чтобы убедиться в ее целостности и отсут­ствии выступающих острых предметов. Из покрышки следует уда­лить грязь и пыль, протереть ее насухо, слегка присыпать тальком. И положить на боковую поверхность, которой она будет обращена наружу, учитывая направление ее вращения по стрелке, нанесенной на боковине. Камера присыпается тальком, закладывается в покрышку так, чтобы вентиль был направлен вниз, и слегка под­качивается сжатым воздухом до принятия круглой формы. После этого в шину вставляется распорное кольцо (если оно имеется в чис­ле деталей крепления шины), и вентиль камеры заправляется в на­правляющую распорного кольца, В подсобранную шину вставля­ется обод, чтобы направляющая вентиля на распорном кольце сов­пала с вентильным пазом на ободе. Далее шина с ободом пере­ворачивается, между ободом и бортом шины вставляется посадоч­ное кольцо, а затем устанавливается и крепится бортовое кольцо.

На колесах, имеющих два бортовых и одно замочное кольца, обод вставляется в подсобранную шину вместе с одним из бортовых колец, после чего шина переворачивается и устанавливается второе бортовое кольцо, фиксируемое разрезным замочным кольцом.

Собранная шина накачивается до необходимого давления, при этом шины с замочными кольцами помещаются в защитное устройство или, накачивая шину, замочное кольцо направляют в сторону, противоположную от людей и оборудования, так как сорвавшееся кольцо может нанести травму.

Демонтаж шин (рис. 5) производится в обратной по­следовательности. Сначала выпускают сжатый воздух, ослабляют четыре диаметрально противоположные гайки крепления бортово­го кольца, затем последовательно снимают остальные гайки и бор­товое кольцо. Далее вынимают посадочное кольцо, снимают обод и распорное кольцо. Для колес с замочным кольцом первым сни­мают это кольцо.

Монтаж и демонтаж шин производятся специальными лопат­ками, имеющимися в комплекте водительского инструмента.

 

Рис.4 . Демонтаж шины:

а—снятие бортового кольца; б—снятие посадочного кольца; а—вынимание обода;

г—снятие стопорного кольца

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ-4310

Техническое обслуживание рамы заключается в проверке плотно­сти заклепочных соединений, устранении следов коррозии, свое­временной подкраске деталей, проверке работоспособности и смазке тягово-сцепного устройства. Плотность заклепочных соединений проверяется простукиванием заклепок с помощью молотка.

Техническое обслуживание колесного движителя заключается в периодической проверке крепления, соблюдения правил эксплу­атации шин и проверке балансировки колес.

В процессе эксплуатации необходимо проверять крепление ко­лес к ступицам. Гайки следует подтягивать равномерно, через одну, в два-три приема. Момент затяжки гаек крепления должен быть в пределах 250...300 Н • м (25...30 кгс • м). При затяжке гаек следует проверять боковое отклонение колес по отвесу или уголь­нику. Биение при вращении колеса не должно превышать 5 мм, при больших значениях следует ослабить гайки и при их затяжке уменьшить биение.

Периодически следует проверять давление воздуха в шинах. Следует помнить, что движение с пониженным на 25 % давлением воздуха снижает срок службы шин на 35 ...40 %, превышение же давления на 10 % снижает его на 10...15 %.

Если в процессе движения происходит самопроизвольное откло­нение автомобиля в какую-либо сторону, следует проверить давле­ние воздуха в шинах, выявить и устранить причину утечки воздуха. Отклонение автомобиля может быть вызвано также нарушением регулировки схождения колес. Правила регулировки изложены в главе «Рулевое управление».

Ускоренный износ шин местного характера, появление вибраций свидетельствуют о нарушении балансировки колес. Для проверки балансировки колесо в сборе со ступицей устанавливают на оси. При наличии дисбаланса утяжеленное место устанавливается внизу. В верхней части следует сделать метку и поставить груз. Затем, отклоняя колесо в обе стороны на 909, проверить баланси­ровку. Если колесо возвращается в исходное положение, следует поставить второй груз и т. д. Грузы устанавливают на обод, отжимая борт покрышки от кольца монтажной лопаткой и ударяя по ним через деревянную прокладку.

Для снятия колеса следует затормозить автомобиль, поднять колесо домкратом и, отвернув гайки, снять его.

Перед разборкой колеса следует выпустить воздух из шины, вставить прямую лопатку, отжать борт шины вниз. В зазор вста­вить прямую и изогнутую лопатки так, чтобы конец последней упирался в бортовое кольцо, а пят­ка — в прямую лопатку. Смещая обе лопатки по окружности ко­леса, следует отжать борт шины. Затем вставить конец прямой лопатки в прорезь замкового кольца и вывести его из канавки, а изогнутой лопаткой приподнять вверх и вывести из канавки. Снять бортовое кольцо и, пере­вернув колесо, с помощью лопа­ток отжать другой борт покрыш­ки и снять шину.

При сборке вложить очищен­ные, припудренные тальком ка­меру и ободную ленту в покрыш­ку и надеть шину на обод так, чтобы вентиль вошел в паз без перекоса. Надеть бортовое кольцо, вставить в канавку середину замкового кольца и вдавить его концы в канавку. Прислонить шину замковым кольцом к стене и накачать воздух, следя за тем, чтобы кольцо не вышло из канавки.

В процессе эксплуатации при неравномерном износе или повреж­дениях шин следует проводить перестановку колес в последователь­ности, показанной на рис. 5.

Техническое обслуживание подвески заключается в периоди­ческом осмотре, проверке крепежных деталей и узлов, смазке трущихся поверхностей и проверке работоспособности амортиза­торов.

Затяжку гаек стремянок рессор следует проводить на нагружен­ном автомобиле с моментом затяжки передних рессор 250...300 Н • м (25...30 кгс • м), задних рессор — 450...500 Н • м (45...50 кгс • м), болтов крепления ушек рессор—120...150 Н-м (12...15 кгс • м).

При появлении течи жидкости из амортизатора следует подтя­нуть гайку наружного цилиндра (корпуса). Для замены рабочей жидкости необходимо снять амортизатор, закрепить его за нижнюю головку, вытянуть шток и, отвернув гайку корпуса, вынуть пор­шень из цилиндра. Затем слить рабочую жидкость и промыть амор­тизатор. В случаях замены сальника устанавливать его острым;! кромками вниз (меткой «низ» в нижнее положение). Подготовить и залить 0,475 л жидкости в цилиндр и резервуар и собрать амортизатор. Проверить работо­способность амортизатора: при растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать сопротивление, большее при растяжении.

При износе концов первого листа задней рессоры более чем на 5...6 мм поменять местами первый и второй листы. Периодически перебирать рессоры, удалять следы коррозии и смазывать поверх­ность листов графитной смазкой.

Техническое обслуживание мостов заключается в периодическом контроле крепления балок мостов к рессорам, проверке углов уста­новки шкворней и колес, проверке регулировки подшипников сту­пиц колес и их смазке.

Ослабление крепления деталей передних мостов ухудшает уп­равляемость и безопасность движения. Поэтому при каждом техни­ческом обслуживании необходимо проверять крепление рессор к балке. Для обеспечения продольного наклона шкворней необходи­мо вначале подтягивать гайки передней, затем задней стремянок.

Изменение углов установки шкворней приводит к повышенным износам шин и ухудшению управляемости. Углы наклона шквор­ней на автомобиле КамАЗ-4310 восстанавливают регулиров­кой конических подшипников шкворней поворотных кулаков (из­менением толщины регулировочных прокладок).

При правильной регулировке подшипников ступиц колес выве­шенное колесо должно свободно вращаться без ощутимого осевого зазора. В движении ступицы колес не должны нагреваться.

Смазка деталей и узлов мостов производится в соответствии с картой смазки.

а

б

Рис. 5. Схема перестановки колес:

а—автомобиля КамАЗ-4310; б — автомобиля ЗиЛ-131

 

Вывод. Техническое обслуживание ходовой части является одной из важнейших операций при эксплуатации автомобиля, так как влияет на безопасность дорожного движения.

 

Ответить на вопросы.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

Используемая литература при составлении методической разработки:

В.П.Полосков и др. «Устройство и эксплуатация автомобилей» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 стр. 214-228.

В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 год стр.198-213.

В.Л.Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств». Изд. «Транспорт», Москва, 1998 г. стр. 262-265. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1.

 

Вся информация о шине содержится в ее мар­кировке. Она включает в себя размер шины, обозначе­ние радиальной конструкции, тип рисунка протектора, указание максимальной скорости и нагрузки, с которыми может эксплуати­роваться шина, а также дату изготовления. Обозначение размера шины 165/70R13 содержит сведения о ширине ее профиля (165), от­ношении высоты профиля Н к его ширине В в процентах (в данном случае 70%), о радиальном расположении нитей корда в каркасе шины (буква R) и размере посадочного диаметра d в дюймах (13). Шины с отношением Н/В менее 80 называются низкопрофильны­ми. Такие шины повышают устойчивость автомобиля, улучшают его управляемость и более долговечны.

Рис. 6. Основные размеры шины:

d — посадочный диаметр; D — наружный диаметр; Н — высота профиля; В — ширина профиля; С — по­садочная ширина обода.

 

Общие сведения

Размеры шины (рис. 6) частично указывают­ся и в ее маркировке (рис. 7):

посадочный диаметр (d) — соответствует посадочному диаметру обода, обозначается в дюймах;

ширина профиля (В) — ширина смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Соответствует определенной посадочной ши­рине обода ;

серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, она равна 80% или более;

наружный диаметр (D) — диаметр смонти­рованной на обод и накачанной шины без на­грузки. Он часто отсутствует в маркировке, но его приблизительное значение можно оп­ределить по формуле D=25,4d+2Bh;

высота профиля (Н) (в маркировке не приво­дится) — разница между наружным и поса­дочным диаметрами. Определяется по фор­муле H=hB.

Индекс грузоподъемности — показатель максимальной нагрузки, которую способна не­сти шина. Индекс скорости — показатель максималь­ной скорости, при которой шина может нести нагрузку в соответствии со своей грузоподъем­ностью.

Максимальное давление — указывается на боковине шины и является для нее предельно допустимым. Для каждой оси рекомендуемое давление дается в инструкции к автомобилю. Различные производители могут указывать да­вление в атмосферах, барах, килопаскалях (кПа) или PSI. Последний вариант ча­ще всего встречается у легкогрузовых и грузо­вых шин.

Рисунок протектора в зависимости от рас­положения его элементов может быть ненапра­вленный или направленный. На боковине шин с последним рисунком стрелкой указывается не­обходимое направление их вращения при установке на автомобиль.

Боковой увод шины — смещение пятна контакта шины с дорогой относительно централь­ной плоскости вращения колеса под действием боковой силы. Шина с меньшим боковым уво­дом меньше отклоняется от заданной траекто­рии движения, соответственно улучшается устойчивость и управляемость.

Рис.7 Пример возможных обозначений на шине

1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США); 2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE"; 3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера; 4 — товарный знак завода-изготовителя; 5 — ширина профиля; 6 — серия; 7,15 — обозначение радиальной шины; 8 — обозначение бескамерной шины; 9 — посадочный диаметр; 10 — ин­декс грузоподъемности; 11 — индекс скорости; 12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число); 14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата; 16 — наименование модели.

* Относительно центральной плоскости вращения.

Подбирая параметры шин при их замене, можно улучшить одни показатели автомобиля, но непременно за счет снижения других. Вот по­чему не существует идеальной шины, которая была бы лучшей одновременно во всех услови­ях: при высокой скорости на сухом асфальте, на бездорожье и на скользких зимних дорогах, а также имела бы при этом большой ресурс.

При выборе шин важно соблюдать следующие правила и учитывать некоторые особен­ности:

·        Использовать шины только рекомендованных заводом размеров.

·        Не устанавливать шины с индексами скоро­сти и грузоподъемности меньшими, чем предписано заводом-изготовителем.

·        Выбирать соответствующий условиям экс­плуатации тип рисунка протектора, например повышенной проходимости — для движения по бездорожью, специальные зимние шины для эксплуатации зимой и т.д.

·        Низкопрофильные шины улучшат управляе­мость автомобиля, особенно на высоких ско­ростях, но на дорогах с некачественным по­крытием прослужат меньше из-за высокой вероятности повреждения.

·        Применение диагональных шин оправдано только при постоянной эксплуатации на разбитых дорогах, где скорость движения, как правило, невелика.

·        Эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.

 

Правилами дорожного движения разрешено использование неодинаковых шин только на разных осях автомобиля. В случае их вынуж­денной установки необходимо избегать сочета­ния, когда шины с большими боковыми уводами и худшим сцеплением оказываются на задней оси, например:

·        радиальные шины впереди и диагональные сзади,

·        низкопрофильная резина впереди и высоко­профильная сзади,

·        только на ведущую ось переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины на зимний период,

·        на разных осях установлены шины с сильно различающейся степенью износа, например: впереди установлены новые шины с хорошим протектором, а сзади с полностью изношен­ным или наоборот и т.д.

 

Особенно опасны последние варианты, так как при выезде на влажный или покрытый льдом асфальт задние шины в значительной степени теряют сцепление с дорогой. Характер управляемости автомобиля резко меняется, что может привести к заносу и ДТП.

 

 

 

 

 

 

                                                   Таблица 1                                                                          Таблица 2

Некоторые индексы грузоподъемности:                         Некоторые индексы скорости:

 

70

335

 

F

80

71

345

 

G

90

72

355

 

J

100

73

365

 

K

110

74

375

 

L

120

75

385

 

M

130

76

395

 

N

140

77

400

 

P

150

 

Таблица 3

Соответствие давления в различных единицах:

 

Атмосфера, бар

PSI

кПа

1

14,5

100

1,75

25

175

2,0

29

200

2,07

30

207

2,2

31,9

220

2,4

35

240