Урок №
Тема: Соли.
Цели и задачи:
Обучающая: Повторить, обобщить и
углубить знания о классификации, номенклатуре солей, химических свойствах,
значении.
Развивающая: развивать умения
анализировать и делать выводы; способствовать пробуждению интереса к изучаемой
дисциплине; находить главную мысль в информационном ресурсе; аргументировать
свои ответы, отстаивать свою точку зрения; развивать умение написания реакций взаимодействия
солей с простыми и сложными веществами.
Тип урока: Комбинированный урок
Ход урока
I. Вводная часть. Психологический настрой учащихся на урок.
II. Актуализация знаний. Выполнение самостоятельной работы.
III. Мотивация.
Ответьте на вопрос «О каком веществе идет речь?». Это вещество когда-то служило существенным источником пополнения казны во многих странах. Оно являлось важным предметом торговли. Из-за него велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на данное вещество, происходили народные восстания. Например, бунт в Москве весной 1648 года.
(Соль поваренная (хлорид натрия). Московское восстание, «Соляной бунт» в годы правления Алексея Михайловича (из династии Романовых), одно из крупных городских восстаний середины XVII века в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых.
Причины Соляного бунта в том, что в период правительства боярина Бориса Морозова государство было в очень сложном положении. С целью снять напряжение, возникшее в сложившейся ситуации, правительство Морозова решило частично заменить прямые налоги косвенными. В 1646 году дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе налогом была обложена и соль, что вызвало её подорожание с пяти копеек до двух гривен с пуда, резкое сокращение её потребления и недовольство населения. Причина недовольства в том, что соль в тот период была основным консервантом.
Непосредственным поводом к восстанию послужила неудачная делегация москвичей к царю 1 июня 1648 года. Когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря, большая толпа народа на Сретенке остановила лошадь царя и подала ему челобитную, направленную против влиятельных сановников. Одним из главных пунктов челобитной было требование созыва Земского Собора и утверждения на нём новых законодательных актов. Боярин Морозов приказал стрельцам разогнать толпу. Как сообщали очевидцы, находившие в свите царя, «крайне возмущенный этим народ схватился за камни и палки и стал бросать их в стрельцов, так что даже отчасти пострадали и получили раны лица, сопровождавшие супругу его величества». На следующий день горожане ворвались в Кремль и, не поддаваясь уговорам бояр, патриарха и царя, вновь пытались вручить челобитную, но бояре, разорвав челобитную в клочья, бросили её в толпу челобитчиков.)
Именно соли будут служить объектом нашего сегодняшнего исследования.
Соли - это?
IV. Изучение темы урока
Как вы думаете, какие задачи урока? (формулируют задачи урока)
Первая задача: давайте дадим понятие солям. Вспомним определение солей
Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков.
Соли – ионные соединения, при обычных условиях являются твёрдыми кристаллическими веществами разного цвета. Обычно имеют высокие температуры плавления (NaCl 8010C, K2SO4 10690C, CaSiO3 15440C)
Демонстрация: Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия – каменная соль, галит
Карбонат кальция
Фосфат кальция
гидроксокарбонат меди (II) – малахит (много на Урале)
Классификация Солей:
По составу делятся на: средние, основные CaOHCl гидроксохлорид кальция, кислые KHSO4 гидросульфат калия.
( двойные, комплексные, смешанные и гидратные)
По растворимости в воде:
Растворимые (все соли азотной кислоты - нитраты, хорошо растворимы в воде, хлориды, за искл. AgCl, PbCl2 и т.д.)
Нерастворимые (большинство карбонатов, фосфатов, сульфитов)
Малорастворимые (PbCl2, CaSO4, Ag SO4 и т.д.)
Химические свойства солей:
1) Реакция диссоциации.
Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков.
Fe(NO3)3 → Fe3+ + 3NO3-
Лабораторный опыт. Испытание растворов солей индикаторами.
2) Соли реагируют с металлами. Металл + Соль → Соль1 + Металл1
(В водном растворе происходит реакция замещения:
более активный металл вытесняет менее активный металл из раствора его соли, в результате чего образуется новая соль и новый металл.)
Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag
Условие: Металл - реагент активнее, чем металл, входящий в состав соли.
Для таких реакций нельзя брать очень активные металлы, например Li, Na, K, Ca, Ba, которые реагируют с водой при стандартных условиях.
3) Cоли реагируют с растворимыми основаниями – щелочами.
Соль + Щелочь → Соль1 + Основание (р. обмена)
Реакция протекает в водном растворе.
AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl
K2SO4 + Ba(OH)2 = 2KOH + BaSO4↓
Условие: Реагирующие вещества нужно подбирать так, чтобы в результате реакции одно из вновь образующихся веществ выпало в осадок.
4) Соли реагируют с кислотами. Соль + Кислота → Соль1 + Кислота1 (р. обмена)
Условия:
1) Для проведения реакции можно брать как сухую соль, так и её водный раствор.
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O
2) Реагирующая кислота должна быть сильнее, чем та, которой образована соль:
Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 = 3CaSO4↓ + 2H3PO4
3) В результате реакции образуется осадок, не растворимый в кислотах:
AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3
4) Соль образована летучей кислотой, а реагирующая кислота нелетучая:
2NaNO3 + H2SO4 = Na2SO4 + 2HNO3
5) В результате реакции образуется газ:
FeS + H2SO4 = H2S + FeSO4
5) Cоли реагируют с солями. Соль 1+ Соль2 → Соль3 + Соль4 (р. обмена)
Условия:
Реакция будет протекать, когда обе исходные соли взяты в растворах, но одна из вновь образующихся солей будет выпадать в осадок.
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl
6) Термическое разложение солей.
Кислородсодержащие соли, образованные газообразными, летучими или неустойчивыми оксидами, при нагревании разлагаются.
Продукты реакции – оксиды.
CaCO3 = CaO + CO2
Разложение нитратов по схеме:
Me находится левее Mg → MeNO2 + O2
MeNO3 Me находится между Mg и Cu → MeO + NO2 + O2
Me находится правее Cu → Me + NO2 + O2
2NaNO3 = 2 MaNO2 + O2
Некоторые соли разлагаются с образованием кислорода:
2KClO3 = 2KCl + 3O2
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
V. Применение солей:
1. В медицине
2. В сельском хозяйстве в качестве удобрений
3. В пищевой промышленности
4. В строительстве
5. В производстве стекла
6. В бытовой химии: в производстве СМС и лаков, красителей, мыла
7. Для устранения жесткости воды;
8. На производстве
- Хлорид натрия широко используется в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи.
- Ребята, посмотрите в таблицу растворимости. Растворима ли эта соль?
- Дайте название соли под цифрой 2. (Карбонат кальция). Эта соль входит в состав многих минералов, которые покрывают 40 млн. км2 земной поверхности.
- Известняк – идет на производство цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести, используется в металлургии. Является основой строительной индустрии.
- Мел – это не только зубной порошок и школьные мелки, это и ценные добавки при производстве бумаги (мелованная – высшего качества) и резины, им белят здания, применяют в строительстве.
- Мрамор – плотная кристаллическая порода. Его естественный цвет – белый, но чаще он имеет другие оттенки из-за примесей. Белый мрамор используется скульпторами, другие виды мрамора используют как облицовочный материал.
- Карбонат кальция – это строительный материал наружного скелета моллюсков, скорлупы яиц. Растворима ли эта соль в воде?
- Назовите вещество под №3.(Фосфат кальция) Нерастворим в воде, это главный конструкционный материал внутреннего скелета позвоночных, наших зубов и костей. Он входит в состав фосфоритов и апатитов, из которых получают фосфорные удобрения.
VI. Закрепление.
Zn + Pb(NO3)2 →
Fe + CuSO4 →
MnCl2 + NaOH →
CuSO4 + NaOH →
CuSO4 + H2S →
Na2CO3 + H2SO4 →
AgNO3 + NaCl →
BaCl2 + K3PO4 →
CaSO3 →
2Cu(NO3)2 → 2CuO + 4NO2 + O2
2AgNO3 → 2Ag + 2NO2 + O2
CaCl2 →
Na2SO4 →
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.