Тема урока: Закон сохранения массы веществ.
Цели урока:
Образовательные.
Ознакомить учащихся с законом сохранения массы веществ; объяснить на его основе положение атомно-молекулярного учения о сохранении атомов при химических превращениях.
Экспериментально доказать закон сохранения массы веществ.
Познакомить учащихся с исторической справкой - открытия закона сохранения массы веществ. Показать значение открытия закона.
Развивающие.
Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы; развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку;
способствовать развитию познавательной активности учащихся (мотивированный интерес к учёбе);
развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать умение применять закон сохранения массы веществ для решения расчётных задач;
развивать исследовательские умения, умения работать в группах.
Воспитательные.
Формировать у учащихся понятие о единстве всего мира; прививать интерес к изучаемой теме, предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесно-наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, дифференцированная (самостоятельная работа по заданиям разного уровня сложности).
Оборудование: прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, реактивы, портреты учёных, презентация.
Планируемые результаты:
Ученик:
· даёт определение закону сохранения массы веществ, знает его суть;
· рассчитывает массу вещества (продукта или реагента), используя закон сохранения массы веществ.
Формирование УУД
Познавательные:
· ученик научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные:
· умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
· умение работать в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
· умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Регулятивные:
· постановка цели и анализирование условий достижения цели;
· прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.
Личностные:
· осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
· самостоятельно формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию.
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Несмотря на то, что вы изучаете химию недавно, уже многое успели узнать.
Фронтальный опрос
1. Какие явления могут происходить с веществами? (физические и химические)
2. Какие явления называются химическими?
( Явления, при которых одни вещества превращаются в другие)
3. Как ещё можно назвать химические явления?
( Химическое явление – это и есть химическая реакция.)
Важнейшим предметом изучения химии является химическая реакция.
4. Как называют вещества, вступающие в химическую реакцию?
(Реагенты, или исходные вещества)
5. Как называют вещества, которые образуются при протекании химической реакции?
(Продуктами реакции, или конечными веществами)
Схема химической реакции:
Реагенты → Продукты реакции
6. По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?
(Химические реакции сопровождаются внешними эффектами:
изменение цвета, выделение газа, образование или исчезновение осадка, появление или исчезновение запаха, выделение или поглощение теплоты, появление пламени, иногда – свечение, излучение света, возникновение электричества )
7. Как обозначают состав вещества?
(с помощью хим. формул
Хим. формула – это условная запись состава вещества с помощью хим. знаков и индексов.)
III. Мотивация учебной деятельности. Этап постановки проблемы, определение темы и цели урока (построение проекта проверки гипотезы), её значимости в химической науке.
Модельная схема разложения воды
На доске представлена Модель хим. реакции разложения воды под действием электрического тока.
Атомы обозначены кружочками разного цвета и размера. Атомы Кислорода – красным цветом, атомы Водорода – белым.
(Построение цепочки из логических рассуждений)
1. Изменяются ли молекулы вещества при протекании химической реакции.
То есть, образуются ли из одних веществ, другие? ( Да)
2. Изменяется ли число атомов до и после реакции? (Нет)
(число атомов до и после реакции остаётся неизменным, в химических реакциях атомы не создаются вновь и не разрушаются, т.е. сколько атомов каждого элемента было до реакции, столько же осталось после её завершения)
3. Что происходит с атомами в ходе химической реакции, судя по данной схеме.
(происходит перегруппировка атомов, т.е. разрушаются связи, существующие между атомами, и образуются новые.)
Суть химической реакции – перегруппировка атомов элементов вследствие чего происходит образование новых веществ.
4. Имеют ли атомы массу? (Да)
Проблемный вопрос:
Изменится ли общая масса веществ до и после реакции?
(предполагаемый ответ: масса веществ до и после реакции не изменяется).
На основании наших наблюдений мы сделали определённые выводы.
Такое теоретическое предположение в науке называют Гипотезой.
Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства.
Когда гипотеза подтверждается практически, экспериментально, тогда она стаёт Законом.
Значит, гипотеза никогда не станет законом, если её не подтвердить экспериментально.
Ещё Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем 1000 мнений, рожденных лишь воображением».
Тема нашего урока: «Закон сохранения массы веществ».
Сегодня на уроке перед нами задача – открыть для себя один из важнейших законов природы, науки. Вы попробуете себя в роли теоретиков и частично практиков, решая несложные упражнения и задачи.
IV. Изучение нового материала.
Давайте совершим небольшое путешествие в историю.
1. История открытия закона.
Учитель: В 1673 году английский учёный Роберт Бойль провёл опыт: он взвесил запаянную реторту с порошком металла, длительное время нагревал её, потом охладил до комнатной температуры, вскрыл реторту и снова взвесил. Вес реторты с содержимым увеличился.
Вот что записал учёный после одного из своих опытов:
«После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём в неё ворвался с шумом наружный воздух. По нашему наблюдению при этой операции была значительная прибыль в весе …»
На основании чего Р. Бойль делает вывод, что масса прокалённого металла увеличивается за счёт соединения металла с «огненной силой», которая проникает через стенки реторты. Такие частицы «огненной силы» в то время называли флогистонами. (считал, что через стенки сосуда проникал «флогистон»)
Однако, согласно наших теоретических рассуждений масса веществ до реакции и после реакции должна быть неизменной!
ТАК КТО ОШИБАЕТСЯ? Мы или Р. Бойль?
Что нам остаётся сделать?
- Провести собственный эксперимент!
Демонстрация.
Возьмём стаканчик с раствором сульфата меди (II) и стаканчик с раствором гидроксида натрия, поставим их на весы и запишем вес. После этого сольём растворы и снова всё взвесим.
Учитель:
- Назовите признак данной реакции?
- О чём свидетельствует данный признак реакции?
(прошла хим. реакция и образовались новые вещества).
Наблюдение: Равновесие весов не нарушается!
Вывод: Мы правы! Это уже ЗАКОН.
Учитель: Мы открыли для себя один из важнейших законов природы о сохранении массы вещества во время протекания химических реакций.
Открытие М.В. Ломоносова
Русский учёный М.В. Ломоносов, тоже имел сомнения относительно справедливости опытов Р. Бойля.
В отличие от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания.
Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется воздух (кислород в то время не был еще открыт).
Почти 100 лет спустя Ломоносов скажет: «Мнение славного Роберта Бойля ложно».
Ломоносов называет свой закон – Закон сохранения массы веществ, который был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году.
Тот факт, что атомы имеют постоянную массу, и обусловливает сохранение массы вещества.
В 1748 году Ломоносов писал: «Все перемены, в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте...».
Открытие Антуана Лорана Лавуазье.
Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных ретортах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.
Лавуазье писал: «Масса никогда не образуется и не исчезает, а только переходит от одного вещества к другому». «Элементы не появляются и не исчезают, а происходит только их перегруппировка».
Именно он разгадал тайну горения и дыхания. И открыл, что при прокаливании металла принимает участие кислород.
Таким образом, независимо друг от друга, М.В. Ломоносов и А. Лавуазье подтвердили справедливость предположения о сохранении массы веществ в результате химической реакции.
Современная формулировка закона:
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.
2. Применение закона сохранения массы веществ, его значение.
· открытие закона нанесло серьёзный удар по теории флогистона.
· Подтверждает мысль, что атомы не исчезают бесследно и не возникают из ничего.
Следствие из закона: «Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Наука не знает ни одного случая, когда бы во время каких-нибудь процессов этот закон нарушался».
· открытие закона сохранения массы веществ способствовало дальнейшему развитию химической науки, пониманию законов природы; именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки.
· все расчёты по химическим реакциям выполняют на его основе;
· при составлении химических уравнений реакций;
Приём «Ассоциация»
Какие ассоциации у вас возникают со словом Закон?
( Правила, Порядок, Выполнять, Знать, Конституция)
Люди живут в обществе и выполняют законы, которые записаны в Конституции.
Вопрос: А должен человек выполнять законы природы?
Пример:
Сброс неочищенных сточных вод в реки и озёра свидетельствует о том, что современное общество игнорирует закон сохранения массы.
Творческое задание (работа по группам)
Когда завод спускаем промышленные отходы в озеро, они растворяются в воде и вроде бы исчезают, но на самом деле остаются частью окружающей среды.
Что происходит в этом случае? (ваши варианты)
( - могут подвергнуться химическому превращению
- могут остаться без изменений и лежать на дне водоёма
- возникнуть как токсичные вещества в рыбе или в питьевой воде (не пригодна для употребления в пищу)
- вызвать гибель обитателей водоёма)
Вывод:
Но какова бы ни была их судьба, суммарная масса сброшенных веществ остаётся прежней. Закон сохранения массы напоминает нам, что в действительности ничто не исчезает бесследно.
И вы это доказали на своих примерах.
Закон сохранения показывает, что человек должен выполнять в природе роль не потребителя, а преобразователя.
Учитель: Предлагаю проверить закон в действии на примере реакции горения серы.
S + O2 = SO2
32 32 64 Закон действует!
Учитель: Закон сохранения массы веществ применяется и для решения задач.
Задача
Какую массу серы необходимо сжечь в 4 г кислорода, чтобы получить 8 г оксида серы(IV)?
Дано: Решение:
m(O2) = 4 г S + O2 = SO2
m(SO2) = 8 г m(S) + m(O2) = m(SO2)
m(S) – ? m(S) = m(SO2) – m(O2) = 8 г – 4 г = 4 г
Ответ: m(S) = 4 г
V. Закрепление полученных знаний.
Индивидуальная работа по задания разного уровня сложности.
VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Фронтальный опрос
- В чём была ошибка Р. Бойля?
(прокаливал металлы не в запаянных сосудах и не учитывал роль воздуха)
- Кем был открыл закон сохранения массы веществ?
- В чём причина выполнения закона?
- Какое следствие вытекает из закона сохранения массы веществ?
- В чём суть химической реакции?
- Где можно применить данный закон?
- Что делает ученый, когда сталкивается с какой-то проблемой?
(Этапы исследовательской деятельности)
Выдвигает гипотезу.
Предлагает пути ее решения.
Выбирает пути ее решения.
Подтверждает экспериментально.
Делает вывод.
VII. Рефлексия.
- Как химики познают мир веществ?
Сегодня на уроке…
узнал… понял… понравилось…
научился… интересно…
поможет…
VIII. Подведение итогов урока. Д/з.
1) Выучить§ 15, упр. № 1,4,5 стр. 118-119
2) Задание. Приведите примеры, как закон сохранения массы вещества действует в:
медицине_____________________________________________
математике__________________________________________
географии____________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.