МБДОУ
Детский сад №293 г. Челябинск
Методическая разработка
конспекта занятия по
развитию речи на тему:
«Зимующие птицы»
Составитель: Першина Светлана Евгеньевна,
воспитатель
г. Челябинск
2020
Цель занятия: расширять представления детей о зимующих птицах родного края.
Задачи: 1. Формировать умение различать птиц по внешнему виду: ворона, воробей, синица, сорока, голубь.
2. Ввести в речь существительные-названия зимующих птиц: воробей, ворона, синица, сорока, голубь.
3.Составлять простые предложения с опорой на картинку, развивать речь, память, логическое мышление.
4. Закреплять технику рисования ватной палочкой.
5. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание проявлять заботу о птицах, бережно относится к живым существам.
Тип занятия: интегрированное
Форма занятия: групповое
Продолжительность: 15 минут
Возраст обучающихся: 3-4 года
Оборудование и материалы: картина «Зима», презентация «Зимующие птицы», аудиозаписи «Метель», «Скрип снега», «Пение птиц», картинки с изображением птиц, альбомные листы для рисования с изображением кормушки, гуашь коричневого и желтого цвета, ватные палочки.
Предварительная подготовка: беседа на тему «Птицы – наши друзья», наблюдение за птицами на прогулке, отгадывание загадок о зиме, птицах, рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», «Зима», составление описательных рассказов по схеме. Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица»; В. Бианки «Лесная газета».
Методы и приемы работы с детьми:
Игровой: игра «Назови, какая птица улетела»
Наглядный: показ иллюстраций с изображением зимующих птиц ( презентация).
Словесный: беседа о зимующих птицах
Структура занятия:
Этап занятия |
Содержание |
Время |
Вводный |
Беседа о зиме |
4 минуты |
Основной |
Загадки, беседа о птицах, физминутка, рисование ватными палочками |
10 минут |
Заключительный |
Подведение итога |
1 минута |
Ход занятия:
1. Вводный этап
Дети подходят к мольберту с прикрепленной к нему картине «Зима».
- Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (Зима) Правильно, зима. А какая зима, что мы можем о ней рассказать? (Белая, морозная, много снега, холодно) Послушайте, как воет метель зимой, а теперь – как скрипит снег под ногами.
- Да, зимой холодно, морозно, заморозило реки и озера, землю занесло снегом. Зима – самое трудное время в жизни птиц. А все ли птицы остаются с нами зиму зимовать? (Нет, некоторые улетают в теплые края). Как мы их называем? (Перелетные) А те, птицы, которым зима не страшна и которые не улетают осенью в теплые края, а остаются с нами, называются зимующие птицы. А вы хотите узнать, какие именно птицы остаются с нами зимовать Тогда отгадайте мои загадки.
2. Основной этап.
Дети подходят к экрану. Просмотр презентации «Зимующие птицы»
- Первая загадка:
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощение,
Просо, зёрнышки, печенье.
Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт,
Угадайте поскорей,
Кто же это? (Воробей) (Приложение 1)
- Правильно, это воробей! Какой он? (Маленький) Какого цвета у него оперение? (Коричневого и серого цвета). Что любит кушать воробей? (Зернышки, семечки, хлеб, ягоды, семена различных растений)
- А сейчас вторая загадка:
Непоседа, невеличка
С желтой грудкой эта птичка.
Любит сало и пшеничку.
Как зовут ее? (Синичка) (Приложение 1)
- Да, это синица. Опишите, как она выглядит? (На голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые) Чем питается синичка? (Любит клевать семечки, зернышки, хлеб,а самое любимое лакомство синицы - сало)
- Вот еще одна загадка:
Верещунья - белобока,
А зовут ее? (Сорока) (Приложение 1)
- Какая сорока? Опишите, какая она (Большая, крупная) А какого цвета у нее оперенье? (Черно-белого).
- Хорошо, тогда новая загадка:
Окраской – сероватая,
Повадкой -- вороватая.
Каркунья хрипловатая. (Ворона). (Приложение 1)
- Опишите эту птицу (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение -- серое). А чем питаются вороны и сороки в городе? (Они едят все, что найдут съедобного на улице).
- И последняя загадка:
Гули-гули прилетайте,
Крошки хлеба подбирайте.
Как же птицу величают,
Символ мира называют? (Голубь) (Приложение 1)
- Правильно. Посмотрите, какого цвета оперение у голубя? (Они красивого голубовато-серого цвета) Чем питается эта птица? (Семечками, хлебом, разными зернами, семенами, растениями, ягодами. А еще голуби, как вороны и сороки в городе едят все, что найдут съедобного на улице).
- Молодцы. Вы справились с заданием и давайте немножко поиграем.
Физминутка «Синица»
Вправо-влево повернись и в синичку превратись!
Скачет шустрая синица.(Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок, (Закружились на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу)
Вправо-влево повернись и в ребяток превратись!
- Проходите и садитесь за стол. (На столе выложены картинки с изображением зимующих птиц, о которых говорили)
Аудиозапись «Птицы»
- Ребята, посмотрите, сколько птиц к нам прилетело в гости! Давайте назовем их: воробей, синица, ворона, сорока, голубь. А хотите поиграть с птичками? (Ответы детей) Игра называется «Назови какая птица улетела» (дети закрывают глаза, убирается одна птица, дети называют какой птицы не стало)
- Не осталось ни одной птицы, все улетели. А что нужно сделать, чтобы птицы прилетели? (Надо насыпать зернышек в кормушки) (Приложение 2) Но давайте сначала расскажем, сколько птиц могут прилететь.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек!
Воспитатель показывает технику рисования зернышек ватными палочками.
- Насыпали зернышек и сразу прилетели птицы. (Выкладываются картинки с птицами).
3.Заключительный этап
- Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? А как мы можем назвать этих птиц одним словом? (Зимующие). Что мы сделали для них? Почему нужно помогать зимующим птицам? Вы сегодня были большие молодцы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Литература:
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
Электронные ресурсы:
3. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://infourok.ru
4. МААМ.RU Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.maam.ru
5. Педагогическое сообщество Урок.РФ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://урок.рф
6. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru
7. Яндекс. Картинки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/
Приложение 1
Приложение 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.