КОУЧИНГ-ЗАНЯТИЕ
Тема: «Критическое мышление: «Метод фокальных объектов» (Н.А.Кузьмин)».
Цель: коллеги смогут понимать специфику применения «Метода фокальных объектов» как метода критического мышления.
Ожидаемые результаты: коллеги понимают специфику применения метода Критического мышления Н.А.Кузьмина: «Метода фокальных объектов».
Неделя: 29 День: вторник |
Дата: 10.04.2019 год Время: 16.00-16.30 |
Тренер: Серебрякова А.Х. |
Место проведения: КГУ «Леденёвская средняя школа» |
Тема:
|
«Критическое мышление: «Метод фокальных объектов» (по Н.А.Кузьмину)». |
||
Цель:
|
Коллеги смогут понять принцип использования метода развития КМ: «Метода фокальных объектов». |
||
Результат:
|
Участники коучинг-занятия понимают специфику применения метода КМ на уроках: «Метода фокальных объектов»; коллеги применяют «МФО» в своей практике. |
План проведения
Время |
Этапы занятия |
Действия тренера-коуча |
Действия участников коучинг-занятия |
Ресурсы |
0-3 |
Организа ционный |
Приветствие. Целевая установка. Проговаривание целей К-З Эмоциональный настрой. Игра-активатор «Ухо, нос, рука, колено, талия, нога». ФО: одобрение действий участников. |
Приветствуют. Знакомятся с целью К. Эмоционально настраиваются на самоэффективную работу. Активно играют (близкое знакомство, тактильный контакт, создание коллаборативной среды). |
Энерг-я музыка (Радио Yandex) |
4-5 |
Актуал-я знаний |
Организует Круг Доверия «Я хороший учитель, потому что знаю…» ФО: пожелания участникам приобрести новые ЗУНы на К-З. |
Актуализируют знания по Критическому мышлению, участвуя в Круге доверия и рассказывая о своих ЗУНах по данной теме. |
|
5-15 |
Стадия осмысл-я |
Презентация сути метода МФО. Достоинства и недостатки. Пример применения МФО. Фокальный объект: фонарик. Случайные объекты: очки, валенок, парашют. |
Получают новые знания о методе КМ – МФО. Активно участвуют в презентации примера применения МФО с фонариком. Создают новые сочетания и новые идеи фокального и случайных объектов в МФО. |
Слайды Стикеры Листы А-4 Картинки с изобр-ем фонарика, очков, валенка, парашюта. |
15-25 |
Обобще-ие и систем-я |
Составление и защита постеров «Критическое мышление».
|
Ситематизируют и интегрируют знания заполняя постеры «КМ». Участвуют в презентации и защите постеров. |
Маркеры Ватманы Листы А-4 |
25 |
Обратная связь |
Рефлексия: «Две звезды, одно пожелание». |
Участвуют в процессе рефлексии, осмысливают, запоминают. |
Стикеры |
30 |
Итоги |
Подводит итоги. |
Слушают. |
|
«Метод фокальных объектов»
Канд.
техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №7, 2003. Метод фокальных
объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к
исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при
поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП,
создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названия:
Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия),
1926 г. Цель метода: совершенствование объекта за счет
получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными
свойствами.
Суть метода: перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий: 1. Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель. 2. Выбрать 3-4 случайных объекта (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). 3. Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). 4. Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. 5. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. 6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта. 7. Получить результат: Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства МФО: 1. Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме. 2. Нешаблонность выдвигаемых идей. 3. Универсальность метода.
Недостатки МФО: 1. Непригодность при решении сложных задач.2. МФО и все его разновидности дают только простые сочетания. 3. Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО. Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайные объекты: очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания: Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Источники информации: Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.; Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ
Основы критического мышления начинаются со СТАДИИ ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы, определить цели своего чтения или исследования.
Затем освещается РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ЭТАПА (СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ), на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации) со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию.
Кульминацией этого является СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Методы поощрения критического мышления должны применяться на всех трех стадиях изучения основ наук.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.