Балашовский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по теме: «Основы товароведения»
ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
МДК.01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента
Специальность 33.02.01. Фармация
Курс 3
Балашов 2021
Основы товароведения. Методическая разработка лекционного занятия по дисциплине (раздел, МДК): ПМ 01 МДК 01.02.Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
Автор: Сердобинцева Наталья Олеговна. Балашов, 2021 г.
«Утверждено» на заседании ЦМК профессиональных модулей специальности «Фармация» Протокол №__ от «__» ____ 20__ г. Председатель ЦМК ____________ Сердобинцева Н.О.
|
«Согласовано» Методистом Балашовского филиала ГАПОУ СО «СОБМК» ________________________ Степина Е.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
1.Пояснительная записка……………………………………. |
4
|
2
|
2.Технологическая карта…………………………………… |
5 |
3
|
3.Конспект лекции…..……………………………………… |
7 |
4 |
4.Материал для закрепления………………………………… |
12 |
5 |
5.Список рекомендуемой литературы…………………… |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
В современных условиях развития фармацевтического бизнеса, большого числа производителей и поставщиков лекарственных средств (ЛС), значительного ассортимента ЛС, выявления на фармацевтическом рынке недоброкачественных и фальсифицированных ЛС сохраняет актуальность проблема качественной лекарственной помощи.
В настоящий момент вопросы оптимизации ассортимента, его качества и безопасности находятся под особым контролем государства, так как гарантия эффективности, безопасности и качества ЛС является важнейшей социальной задачей государства.
Междисциплинарные связи:
ПМ.03.МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений;
ПМ.01.МДК.01.01.Лекарствоведение
МДК.01.01/Фармакология.
ОП.01.Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Формы организации обучения:
· лекционное занятие.
Продолжительность занятия – 2 часа
Общее количество часов, отводимое на изучение данной темы (с учетом лекционных и практических занятий, учебной практики) – 8 часов.
Технологическая карта лекционного занятия
Учебные цели занятия:
знать:
1. классификации изделий медицинского назначения;
2. назначение и выписывание медицинских изделий;
3. порядок оформления рецептурных бланков на медицинские изделия, их учета и хранения.
уметь:
1. проводить экспертизу рецептурных бланков на медицинские изделия;
2. ориентироваться в ассортименте медицинских изделий;
3. оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Тип занятия: информационная, проблемная, эвристическая, бинарная
(нужное подчеркнуть)
Уровень освоения: 2
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. тематический план
2.рабочая программа,
3.технологическая карта занятия,
4.конспект лекций.
5.мультимедийная аппаратура
6.ноутбук.
Распределение рабочего времени на учебном занятии (90 мин.)
Содержание занятия |
Время |
Методические указания |
1.Организационный момент |
2 мин. |
Преподаватель приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой, предлагает сформулировать тему теоретического занятия, обсуждает актуальность темы, знакомит с системой оценки работы на занятии. |
2. Формулировка темы, ее мотивация |
3 мин. |
Преподаватель сообщает тему занятия, обосновывает ее мотивацию. |
3. Определение целей занятия |
5 мин. |
Преподаватель формулирует цели занятия, план занятия. |
4. Работа над изучаемым материалом |
60 мин. |
Информирование студентов по вопросам темы. |
5. Закрепление нового материала |
15 мин |
Контроль уровня полученных знаний. Терминологический диктант. |
6. Подведение итогов занятия. Задание на дом |
5 мин. |
Преподаватель подводит итоги занятия, формулирует домашнее задание. Обучающиеся записывают домашнее задание. |
План изложения теоретического материала
1. Понятие Товароведения.
2. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения.
3. Товар. Потребительская стоимость и потребительские свойства товаров. Товароведческая экспертиза.
Товароведение – наука об
основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские
стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.
Цель товароведения — изучение потребительских свойств
товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах
товародвижения. Товароведение как наука и учебная дисциплина решает
следующие основные задачи:
— систематизация множества товаров путем применения классификации, кодирования;
— разработка характеристик конкретных товаров, обусловливающих их потребительную ценность и способность удовлетворять определенные потребности человека, идентификация товаров, выявление фальсифицированных товаров;
— изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;
— оценка качества товаров, выявление дефектов и причин их возникновения;
— товароведная характеристика конкретных товаров.
Товароведение - это наука о товаре. Естественно, что необходимо выяснить, что же такое товар.
«товароведение» состоит из двух разделов - общее и частное товароведение.
В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируется состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на МЕДИЦИНСКОЕ и ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ товароведение.
Медицинское товароведение изучает потребительские свойства медицинских товаров, то есть те свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине в соответствии в его назначением в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, медицинские приборы, медицинские аппараты, медицинское оборудование).
Фармацевтическое товароведение – это дисциплина, занимающаяся изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.
Товароведение связано с фундаментальными дисциплинами - физикой, химией, биологией, микробиологией - знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительных свойств товаров, их изменений при производстве и хранении. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для организации и экономики фармации, фармацевтической химии, технологии лекарств, фармакогнозии.
Как видно из приведенного определения предметом фармацевтического товароведения как науки и учебной дисциплины является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента. Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, у человека есть потребность быть здоровым, эта потребность удовлетворяется различными способами: можно не иметь вредных привычек (курение, употребление алкоголя и пр.), можно бегать по утрам, можно принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако, когда человек заболевает, удовлетворить потребность в здоровье можно только с помощью различных врачебных вмешательств, лечебных процедур и лекарственных средств.
Основные категории товароведения
К основным категориям товароведения относится категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
ПРОДУКЦИЯ – это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности) называется ТОВАРОМ.
Поскольку в товароведении основными документами, описывающими потребительские свойства товаров, является нормативно-техническая документация, фармакопейные статьи, фармакопейные статьи предприятий, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения. В частности, принятого и введенного в действие ГОСТа «Торговля. Термины и определения».
В соответствии с ГОСТом, в торговле, ТОВАРОМ является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента» обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. В первую очередь это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические и изделия медицинского назначения.
Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.
Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению. (ФЗ «О лекарственных средствах». Ст. 4.)
Гомеопатические лекарственные средства — одно- или многокомпо¬нентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных со¬единений, производящиеся по специальной технологии и предназначен¬ные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм
Изделия медицинского назначения – это зарегистрированные в установленном законодательством порядке, медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.
Парафармацевтические товары - товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, предназначенные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела. К ним относятся косметические товары, санитарно-гигиенические средства, соки, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, справочно-просветительская литература.
Существует значительная группа медицинских товаров - медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование, которые изучаются медицинским товароведением. Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности
1. Потребительские свойства товаров
Свойства товаров - это его объективная особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении.
Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими. Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара.
Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле.
Эргономические свойства товара - способность товара создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими характеристиками потребителя.
Антропометрические свойства товара - способность товаров при эксплуатации соответствовать измеряемым характеристикам потребителя. Эти свойства должны создавать комфортность, удобство при потреблении товаров.
Физиологические свойства товара - способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.
Психологические свойства товара - способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевную комфортность. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения. Восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, и др. признаками. (Например, мясо лягушек - мы не едим, мусульмане - не едят свинину).
При определении функциональных свойств товара нужно установить основное назначение товара, и условия использования по назначению.
1) свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные и общественно- социальные потребности. Показатели: внешний вид, состав и содержание отдельных компонентов. (Например, количество ароматических веществ);
2) классификационное назначение - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Это: химический состав, отдельные вещества. (Например, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов, т.к. творог бывает нежирный и жирный);
3) универсальное назначение- способность ряда свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности.
В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:
1. назначения — функционального, социального, классификационного, универсального;
2. надежности — долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость;
3. эргономические — гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические, эстетические;
4. безопасности — химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.
Назначение — одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров.
Надежность — свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях.
Показателями надежности являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем.
Эргономические свойства товаров характеризуют их приспособленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах. К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические.
Гигиенические — свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойстваопределяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала.
Антропометрические свойства — способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п.
Психофизиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых. Психологические свойства — способность товаров соответствовать психике потребителя (восприятию, мышлению и памяти).
Эстетические свойства — способность выражать чувственно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства. К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, ценностность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия.
Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации.
Свойства безопасности потребления — это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обеспечивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности.
В фармацевтическом товароведении объектом классификации являются фармацевтические товары, их свойства и показатели качества. Объектами также является сырье и материалы для производства фармацевтических товаров, методы оценки качества и виды контроля качества фармацевтических товаров.
В фармацевтическом товароведении объектом классификации являются фармацевтические товары, их свойства и показатели качества. Объектами также является сырье и материалы для производства фармацевтических товаров, методы оценки качества и виды контроля качества фармацевтических товаров.
Классификация товаров необходима для выполнения следующих целей:
- для автоматизированной обработки информации о лекарственных средствах и других товарах аптечного ассортимента;
- для изучения потребительских свойств и качества товара;
- для учета, а также планирования товарооборота аптечных организаций;
- для совершенствования системы стандартизации товаров фармацевтического рынка;
- для составления реестров цен и каталогов, а также прайс-листов;
- для проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке;
- при сертификации продукции;
- для проведения статистического анализа производства, реализации и использования продукции на различных уровнях, в том числе на макроэкономическом, региональном и отраслевом. Классификация фармацевтических товаров обладает высокой специфичностью и соответственно должна отвечать определенным требованиям.
Качество товаров - это совокупность потребительных свойств, обуславливающих их способности удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Показатель качества товаров - это количественная характеристика применительно к конкретным условиям производства и потребления, регламентируется НТД. Показатели качества представляют собой количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара) и классифицируются по следующим признакам:
• по количеству характеризуемых свойств (свойства единичные - выражение простых свойств товара или комплексные - выражение сложных свойства товара);
• по способу выражения (в натуральных единицах или в баллах);
• по методу определения (органолептический, инструментальный, социологический, экспертный);
• по области применения;
• по стадии определения.
Управление качеством товаров осуществляется путем контроля качества.
Реализация товаров в аптечной организации является одной из основных функций, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры проведения, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах, на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.
Товарная экспертиза - особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и/или товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.
Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и/или опроса и/или товарной информации. Является обязательным видом товарной экспертизы, остальные ее дополняют и не всегда являются необходимыми. Среди товаров аптечного ассортимента есть группа товаров, например, лекарственное растительное сырье, биологически активные добавки и др., требующих гигиенической оценки (Приказом МЗ РФ от 20.07.98 г. № 217 утвержден перечень товаров, подлежащих гигиенической оценке для целей регистрации).
5. Объекты, субъекты и методы товароведения
ОБЪЕКТАМИ товароведной (или товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:
• ассортиментную;
• качественную;
• количественную;
• стоимостную.
В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик (каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия).
Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональные и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе и пр. можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛС т ИМН и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях (при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи), чаще всего она является составной частью качественной экспертизы.
Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей, в практике аптечных организации используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМН и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и другими).
Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства - назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.
Эффективность лекарственных средств – характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни. Безопасность лекарственных средств – характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью. (ФЗ «О лекарственных средствах», ст. 4).
Качественные характеристики товаров имеют решающее значение для потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативно-технической документации (ФС. ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ).
Для закрепления материала.
Необходимо провести товароведческий анализ упаковки лекарственного препарата Пантогам.
Эталон ответа:
1 этап. Часть исследуемой упаковки следует отнести к первичной, и она включает основные компоненты: тару, укупорочные средства и вспомогательные упаковочные средства; другую часть – ко вторичной упаковке, состоящей из компонентов: тары, укупорочного средства (метода укупорки).
2 этап. Товарные виды основных компонентов упаковки, найденные по графологической структуре, отражены в таблице 4.1.- графы 1-9 (практикум, стр.55), или Приложение №1.
3 этап. Находим на упаковке регистрационный номер – 79/1145/5. Это означает:
79 – дата регистрации (1979г);
1145 – номер приказа;
5 – пункт приказа;
Определяем срок годности товара. Для этого находим на упаковке серию – 35620605. Что означает:
3562 – порядковый номер;
05 – год выпуска товара (2005);
06 – месяц выпуска товара.
На упаковке указано, что товар годен до 06.08. Следовательно, срок годности товара – 3 года. Результаты заносим в таблицу (графы 10-12).
4 этап. Находим в маркировке на упаковке условия хранения товара и отражаем их в таблице (графа 13). Следовательно, основными факторами, влияющими на качество лекарственного препарата, являются свет и повышенная температура (графа 14).
5 этап. Находим в маркировке на упаковке штриховой код с цифровыми обозначениями – 4602193000094. Это означает:
460 – страна, где изготовлен препарат (Россия);
2193 – код предприятия-изготовления (ПИК-ФАПМА);
00009 – код вида лекарственного препарата;
4 – контрольное число.
Согласно маркировке на упаковке и Регистра лекарственных средств Пантогам действительно выпускается ПИК-ФАРМА (Россия).
Вывод: исследуемая упаковка, включающая первичную и вторичную упаковки, соответствует требованиям, предъявляемым нормативной документацией; маркировка также соответствует требованиям нормативной документации и Регистру лекарственных средств.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента/ Ю.П. Матвеева и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 207с.
2. Организация и управление фармацевтической деятельностью. И.А. Наркевич, Изд. «ГЭОТАР-Медиа» г. Москва 2020 год.
3. Управление и экономика фармации. В.Л.Багирова , Изд. « Медицина» г.Москва. 2016 год
Дополнительная литература:
1. Справочник лекарственных средств- Режим доступа: https://www.vidal.ru
2. Электронный РЛС - Режим доступа: http://www.rlsnet.ru
Интернет – ресурсы:
1. Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н [Электронный ресурс] – URL:http://www.garant.ru
2. Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1181н. [Электронный ресурс] – URL:http://www.garant.ru
3. Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность: Приказ Минздрава России от 11.07.2017 N 403н [Электронный ресурс] – URL:http://www.garant.ru
4. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ [Электронный ресурс] – URL:http://www.garant.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.