МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2022г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
Литературная гостиная «Свет и добро святых Кирилла и Мефодия», посвященная дню славянской письменности и культуры
Подготовила: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Лянтор, 2022г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………..…...3
2. Основная часть... ………………………………………………………………..4
2.5. КАК ПОЯВИЛАСЬ ПИСЬМЕННОСТЬ?……….……………………….....4
2.6. СООБЩЕНИЕ О БРАТЬЯХ.………………………………………………..4
2.7. ГИМН В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ БРАТЬЕВ…...……………………………..…..7
2.8. СОЗДАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ..……………………...8
2.9. ЗАСЛУГА БРАТЬЕВ…………………………………………………...……9
2.10. ПАМЯТЬ И СЛАВА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РОССИИ……………..9
3. Заключение……………………………………………………………………..11
4. Список литературы…………………………………………………….………12
5. Приложение 1…………………………………………………………………..13
1. Введение
Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную «Свет и добро святых Кирилла и Мефодия», которая посвящена дню славянской письменности и культуры.
Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий конкурса чтецов: введение, основную часть, заключение и список литературы.
Актуальность литературной гостиной обусловлена следующим фактором:
Современный русский язык теряет свою самобытность из-за обилия заимствований. Стремительное развитие информационных технологий приводит к разрушению произносительных и письменных норм. Поэтому необходимо показать на примере жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия их личный подвиг, как создателей языка славянских народов персонифицированный духом святым.
Цель литературной гостиной:
Познакомиться с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки; пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа, способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Задачи литературной гостиной:
1. Познакомить с
просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада
в просвещение славянских народов.
2. Развивать способности и пробуждать интерес,
направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества,
к истории родного языка.
3. Сформировать нравственные качества обучающихся, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).
Практическая деятельность литературной гостиной такова:
1. Определение направление поисков в области истории.
2. Сопоставление жизненных условий, в которых формировалась личность просветителей.
2. Подбор необходимой литературы.
Оборудование:
1. Презентация, посвященная дню славянской письменности и культуры.
Место проведения - актовый зал
Участники - обучающиеся 1 курса
Дата проведения – 24 мая 2022г.
2. Основная часть
Основной частью литературной гостиной является использование православной христианской традиции в духовно - нравственном воспитании обучающихся в современных условиях, которая прослеживается на примере жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия, начиная с их отроческих лет.
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
Добрый день, уважаемые преподаватели!
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
1.КАК ПОЯВИЛАСЬ ПИСЬМЕННОСТЬ?
Письменность появилась не сразу. В глубокой древности наши предки пользовались тем, что создано самой природой. Они высекали надписи на скалах и каменных плитах, вырезали их на костях, чертили знаки письма на глиняных дощечках, а позже стали и на металлических - бронзовых, медных, свинцовых. Металл добывался с большим трудом и стоил дорого, поэтому на нем вырезали тексты государственных актов. Для бытовых записей пользовались гладко выструганными деревянными дощечками, покрытыми воском. (слайд 2)
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
На юге писали на пальмовых листьях. На севере, например, в Новгороде, писали на бересте. Примерно 5 тысяч лет назад стали применять папирус – тропический тростник, растущий в болотистых местах Эфиопии, Палестины, Сирии, Египта. Позже стали писать на коже животных. Такой материал назывался пергамент. Все древнерусские книги до 15 века были написаны на пергаменте. Бумага – одно из великих изобретений человечества. Сначала появилась в Китае. А затем через несколько столетий в государствах Европы. У славян долгое время не было письменности. (слайды 2 - 3)
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Славяне знают имена двух великих предков Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. Именно создание славянской азбуки положило начало широкому распространению письменности на Руси. Русский народ отдаёт дань памяти и благодарности «славянских стран учителям…»
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Почему братья решили взяться за такое кропотливое и трудоёмкое дело, как создание славянской письменности? Какую цель они преследовали? Откуда они к нам приехали? (слайд 4)
Ведущий 6. ВЯЛЬШИЕ РИНАТ, обучающийся группы 4ИС12
2. СООБЩЕНИЕ О БРАТЬЯХ
Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. (слайд 5)
Ведущий 7. ДОРОФЕЕВ ВЛАДИМИР, обучающийся группы 4ИС12
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп. (слайд 6)
Ведущий 8. КОСТРУБ АРИНА, обучающаяся группы 4ИС12
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин обучался философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. (слайд 7)
Ведущая 9. ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР, обучающийся группы 4ИС12
Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. Кирилл провёл несколько лет в обители старшего брата, разделял с ним иноческие подвиги в монастыре, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, и Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он почти с детства все время проводил в греческой среде.
Ведущая 10. РОДИОНОВ ДИНИИЛ, обучающийся группы 4ИС12
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп.(слайд 8)
Ведущий 11. АШРАПОВ МУБИДЖОН, обучающийся группы 4ТЭО11
В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император и патриарх обрадовались и, призвав святых солунских братьев, предложили им идти к моравам. В Моравии Кирилл и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Перевели на славянский язык, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Братья пробыли в Моравии более трёх лет.
Ведущий 12. ЗАКИЕВ РУСЛАН, обучающийся группы 4ТЭО11
Братья стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. (слайд 9)
Ведущий 13. ИВАНОВ АЛЕКСАНДР, обучающийся группы 4ТЭО11
После того, как Кирилл передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях и совершать литургию на славянском языке. Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму (торжественная клятва) с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело - просвещение славянских народов светом истинной веры. (слайд 9)
Ведущая 14. ИЛЬИНЫХ ДАНИИЛ, обучающийся группы 4ТЭО11
Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, где святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания.
Ведущая 15. ПРОХОРОВ СЕРГЕЙ, обучающийся группы 4ТЭО11
Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии - Велеград. (слайд 9)
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников - Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
3. В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ БРАТЬЕВ, УЧИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКИХ, НАПИСАН ГИМН
Обнимись со мной, славянский брат,
Помянуть с тобой я вместе рад
День, когда покинул мир земной
Просветитель наш, Кирилл святой.
К брату Мефодию у скалы Петровой
Так вещал он, смерть принять готовый:
«Брат Мефодий, сострадальник мой,
Ты последний час мой упокой.
Возвратись к славянским ты сынам,
Возрасти Христову ниву там,
Чтобы веры плод возрос, созрел,
Чтоб славянский род свет правды зрел.
Я ж в Небесах буду Господу молиться,
Чтоб им в вере дал Он утвердиться.
И Господь благословит наш труд,
Все славяне ко Христу придут».
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
4. СОЗДАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ
До сих пор идут споры, какую азбуку создали братья - кириллицу или глаголицу. В 9 веке у славян появилось сразу две азбуки. Они очень отличались друг от друга. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем. Но именно кириллица явилась нашего алфавита. Само слово «азбук» произошло по названию двух первых букв кириллицы. Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства с другими алфавитами нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно ее везде вытеснил латинский алфавит. (слайд 10)
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Первые книги на славянском языке появились во второй половине 9 века благодаря деятельности святых братьев. Греческий священник Константин, названный в монашестве Кириллом, сказал: «Живут на огромных территориях славянские племена, а письменности своей не имеют. Почему? Ведь их же просвещать надобно! Надо донести до них силу слова Божьего на их родном языке». Старший брат его Мефодий ответил: «Да, у каждого народа должна быть своя письменность и священное писание на родном языке. Но всё это не так просто. Тот, кто возьмётся за столь великое дело, для начала должен создать письменность. Если позволишь, я помогу тебе.»
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья. Потрудиться им пришлось немало. В славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют в греческом языке и в латыни. Для таких звуков братья придумали новые буквы. День за днём стояли братья бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.
Наконец, все 43 буквы славянской азбуки были созданы. В этой азбуке были уникальные буквы для обозначения звуков Б,Ж,Ю,Ш,З,У,Ц,Ч. Таких букв нет ни в латыни, ни в греческом языке. После создания славянской азбуки Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию. Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием.
Ведущий 6. ВЯЛЬШИН РИНАТ, обучающийся группы 4ИС12
Библия стала Первой книгой, Книгой книг: по ней наши далёкие предки постигали грамоту, веру. Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом певучем языке наши предки молились богу и пресвятой богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом.
Ведущий 7. ДОРОФЕЕВ ВЛАДИМИР, обучающийся группы 4ИС12
Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Итак, первые славянские книги были Псалтирь, Евангелие, Апостол, тексты церковных служб. На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии, в которую перебрались ученики Кирилла и Мефодия (славяне Климент, Наум, Горазд, Ангеляр). Болгария была центром православного славянского просвещения. Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине 10 века на Руси пользовались созданным Кириллом алфавитом. Но настоящей датой рождения следует считать 988 год – год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию славянской письменности. (слайд11)
Ведущий 8. КОСТРУБ АРИНА, обучающаяся группы 4ИС12
Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года, на основе греческого алфавита просветителем Кириллом (Константином Философом). Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава (один из видов греческого шрифта), а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков славянской речи. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Буквы кириллической азбуки имели еще и числовое значение.
Ведущая 9. ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР, обучающийся группы 4ИС12
5. ВЕЛИКАЯ ЗАСЛУГА БРАТЬЕВ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ:
- дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке;
- способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе;
- их славный труд послужил фундаментом, на котором славянская культура
заняла почетное место в мировой культуре. (слайд 12)
Ведущая 10. РОДИОНОВ ДИНИИЛ, обучающийся группы 4ИС12
6. ПАМЯТЬ И СЛАВА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В РОССИИ:
1574 г. - Первая печатная кириллическая азбука издана Иваном Федоровым.
1862 г. – 1000-летие начала правления династии Рюриковичей. Открытие в Великом Новгороде памятника «Тысячелетие России».
1869 г. – 1000-летие со дня кончины святого Константина – Кирилла.
1885 г. – 1000-летие со дня кончины святого Мефодия. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Установление 11 мая (24 мая по новому стилю) общецерковной памяти святых Кирилла и Мефодия. Празднование Дня памяти святых Кирилла и Мефодия в учебных заведениях дореволюционной России.
Ведущий 11. АШРАПОВ МУБИДЖОН, обучающийся группы 4ТЭО11
1992 г. – Установление в России Дня памяти святых Кирилла и Мефодия как общегосударственного праздника.
1992 г. – Создание в Москве памятника святым равноапостальным Кириллу и Мефодию.
2007 г. – Президентом России этот год объявлен годом памяти Кирилла и Мефодия.
Празднование Дня славянской письменности и культуры 24 мая. (слайд 13)
Ведущий 12. ЗАКИЕВ РУСЛАН, обучающийся группы 4ТЭО11
Память славян – просветителей праздновалась уже в 11 веке, а в середине 14 века их официально причислили к святым. Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов 19 века. А в 1986 году 20 века по инициативе писателей возобновилась традиция чествования первоучителей в современной России. Весной 1991 года праздник был объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.
Ведущий 13. ИВАНОВ АЛЕКСАНДР, обучающийся группы 4ТЭО11
Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова – церковно-славянский язык – это язык вечности.
Ведущая 14. ИЛЬИНЫХ ДАНИИЛ, обучающийся группы 4ТЭО11
Звучит Гимн «Слава Вам, братья, Славян просветители».
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! (слайд 14)
Ведущая 15. ПРОХОРОВ СЕРГЕЙ, обучающийся группы 4ТЭО11
Наше мероприятие закончено. Но не закончено творчество. Мы говорим вам до новых встреч.
3. Заключение
Проведение представленного мероприятия позволило реализовать поставленные цели и задачи. В процессе проведения мероприятия познакомились с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
Трудами святых Кирилла и Мефодия, благодаря их мужеству и самопожертвованию были просвещены знанием Закона Божиего славянские народы. Христианская вера дошла и до земель наших предков. Святым Кириллу и Мефодию обязаны тем, что можем читать книги, писать, учиться, получать образование. Каждый должен быть заинтересован в возрождении и развитии родного языка.
И сейчас, и в будущем русский язык играет большую роль не только в общей культуре нашей страны, но и в культуре мирового сообщества. Это не только язык великой русской литературы, не только язык великих русских учёных и философов, это не только язык блестящей русской дипломатии – это язык русского народа, это язык народов России, это один из языков мировой культуры.
4. Список литературы
1. Н.А. Барская «Сюжеты и образы древнерусской живописи» М. Просвещение, 1993
2. А.А. Волков «Алфавит». Православная энциклопедия, II том. - www.otechestvo.org.ua
3. В. Воскобойников «Кирилл и Мефодий» Белый Город, Москва, 2007
4. Е. Голубинский. Святые Кирилл и Мефодий. 1885.
5. А.В. Горский. О святых Кирилле и Мефодии. - М.: Изд-во Москвитянин, 1843.
6. Н.В. Давыдова. «Православный букварь». Спасо-Преображенский Валаамский монастырь 1997
7. И.В. Ягич. Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии. - С-П., 1885.
Приложение 1
1. Заявка на участие студентов 1 курса в литературной гостиной
«Свет и добро святых Кирилла и Мефодия», посвященная дню славянской письменности и культуры
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Наименование мероприятия |
1 |
Азанов Данис |
4ИС11
|
Литературная гостиная
|
2 |
Махмудов Расул |
||
3 |
Махмудов Сабир |
||
4 |
Подкользина София |
||
5 |
Распопова Анастасия |
||
6 |
Вяльшин Ринат |
4ИС12
|
|
7 |
Дорофеев Владимир |
||
8 |
Коструб Арина |
||
9 |
Лебедев Александр |
||
10 |
Родионов Даниил |
||
11 |
Ашрапов Мубинджон |
4ТЭО11 |
|
12 |
Закиев Руслан |
||
13 |
Иванов Александр |
||
14 |
Ильиных Даниил |
||
15 |
Прохоров Сергей |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.