МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2020г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
литературной гостиной с элементами конкурса чтецов, посвященная 130-летию со дня рождения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»
Подготовил: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
2020г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..…...3
2. Сценарий литературной гостиной………………….…………………………..4
3. Ход мероприятия ……………………………………………………………..…5
4. Список литературы ……………………………………………………...…….20
5. Приложение 1………………….……………………………………………….21
6. Приложение 2………………………………..…………………………………22
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную с элементами конкурса чтецов, посвященная 130-летию со дня рождения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»
Цели:
˗ познакомить студентов с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака;
˗ развивать умения высказывать и аргументировать своё мнение;
˗ воспитывать любовь к Родине, уважения к её истории, родному языку и литературе;
˗ пробуждение интереса к чтению на примере творчества Б. Л. Пастернака;
˗ раскрытие творческих способностей студентов.
Задачи литературной гостиной:
˗ выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им
возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой
деятельности студентов;
˗ предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.
Методическая разработка содержит подробный сценарий литературной гостиной с описанием целей, задач, хода мероприятия, использованной литературы.
2. Сценарий литературной гостиной с элементами конкурса чтецов «Быть знаменитым некрасиво…»
Место проведения: актовый зал
Участники: студенты 1 курса
Дата проведения: 19 марта 2020г.
Цель конкурса:
Образовательная цель:
˗ познакомить студентов (выборочно) с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака
Развивающие цели:
˗ развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя;
˗ развивать навыки выразительного чтения;
˗ развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления своих ровесников;
˗ расширять кругозор и творческие способности студентов.
Воспитательные цели:
˗ формировать уважительное отношение к родному языку через
художественное слово писателя;
˗ воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
˗ воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия;
˗ прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.
Задачи конкурса:
˗ выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им
возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой
деятельности студентов;
˗ предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.
Подготовка к конкурсу:
˗ студентам выучить наизусть стихотворения
Оборудование:
˗ презентация;
˗ экран;
˗ компьютер;
˗ проектор;
˗ приложение 1 (заявка)
˗ приложение 2 (протокол оценивания для жюри).
3. Ход мероприятия
Звучит песня на стихотворение Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь», 1946 г.
Ведущий 1.
Строчки этого стихотворения, положенного на музыку, такие гениальные, стали символом всего творчества Бориса Пастернака. В них главное то, что составляло основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной с момента своего рождения в этот жестокий и прекрасный мир, где на равных уживаются добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча.
Звучит Вальс до минор 7 Ф. Шопена, на фоне музыки слова
БИОГРАФИЯ ПОЭТА
Студент 1. (Горшенин Антон, группа 6ТЭО91)
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать – пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. Леонид Осипович Пастернак был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов. Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей – младший сын и две дочери.
(слайды 3-4)
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Студент 2. (Салко Артур, группа 6ТЭО91)
Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором. (слайд 5 -6)
Звучит третья симфония А.Скрябина, на её фоне слова
Студент 3. (Суворов Михаил, группа 6ТЭО91)
Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще – с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам. (слайд 7)
ТРУДНЫЙ ВЫБОР
Студент 4 (Кравцова Алиса, группа 6ТЭО91)
После окончания учебы был вынужден оставить карьеру композитора, поскольку не обладал абсолютным слухом. Поэтому, очень любя музыку, но понимая, что не сможет добиться в этой профессии необходимого для себя совершенства, Пастернак, по его словам, «вырвал» ее из себя.
Студент 5. (Годованик Алексей, группа 6ТЭО91)
В 1908-м он поступает в Московский университет, сначала на юридический факультет, но через год меняет решение и переводится на философское отделение. Как всегда, Пастернак блестяще учится и в 1912 году продолжает обучение в университете города Марбурга. Ему прочили хорошую карьеру философа в Германии, но он внезапно решает посвятить себя не философии, а поэзии. (слайд 8)
Студент 6. (Скалаух Максим, группа 6ТЭО91)
Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором были напечатаны 5 его стихотворений. Среди них стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!», написанное в 1912 году.
Читает студент группы 6АП91, Готишан Анатолий
«Февраль. Достать чернил и плакать!»
Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать
пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где,
как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под
ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Звучит аудиозаписи «Гамлет» в исполнении В. Высоцкого.
Студент 7. (Мумжу Оксана, группа 6ТЭО91)
Пробовать себя в поэзии он начал поздно, примерно в 1910 году. Стихотворения Бориса Пастернака того периода, по воспоминаниям Сергея Боброва, коллеги поэта по совместной работе в поэтических кружках, совершенно детские по форме, пытались вместить в себя огромное содержание.
Посещение с семьей Венеции в 1912 году и отказ любимой девушки оказывают на Бориса сильное впечатление. Это находит выражение в его первых стихах того периода.
Студент 8. (Хатмуллина Луиза, группа 6ТЭО91)
1913–1914 годы были для Пастернака богатыми на события в творческой жизни. Сначала были опубликованы несколько его стихотворений, а в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах». Но все это он считает пока только пробой пера, так как недоволен качеством своих произведений. В этом же году состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским. Пастернак как поэт подпадает под его влияние.
На фоне музыки звучат слова Шопена «Весенний вальс»
РОЖДЕНИЕ ПОЭТА
Студент 9. (Рахимов Фариз, группа 6ТЭО91)
Поэзия для него – это не только великий дар, но и тяжелая работа. Поэтому только вышедший в 1922 году сборник «Сестра моя – жизнь» он считает началом своей литературной деятельности. Стихотворения Бориса Пастернака, вошедшие в него, были написаны еще летом 1917 года.
Студент 10. (Зайнетдинова Карина, группа 6ТЭО91)
В начале 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей, выступает с речью на его первом съезде. Николай Бухарин официально призывает утвердить Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
Студент 11. (Ревинская Виктория, группа 6ТЭО91)
В лирике Бориса Пастернака есть стихотворения, в
которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения
«я». Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Ни
у кого природа так не одушевлена. Пастернак занимает первое место в русской
поэзии по количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным
месяцам.
Читает Лаврентьева Полина, студент группы 6РЭ91
«Июль»
По дому бродит приведенье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Читает Байраева Диана,
студент группы 6РЭ91
«Снег идет»
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Читает Алексенко Ростислав, студент группы 6РЭ91
***
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Ведущий 2: Поэт Борис Пастернак – лирический
живописец. Он так же, как в своё время Тютчев, испытывает чуть ли не
религиозное удивление перед «божьим миром». «Божий мир» - именно так, по словам
близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь.
Читает
Маньковская Дарья, студент группы 6РЭ91
«Рассвет»
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И, чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся, недоев-недопив.
Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
ПЛОДОТВОРНЫЕ 1920-Е ГОДЫ
Студент 12. (Адгёзалов Сабир, группа 6ТЭО91)
Начало 1920-х годов было отмечено несколькими важными событиями. В 1921 году родители поэта эмигрируют в Германию, а в 1922 Борис Пастернак, биография которого содержит много интересных фактов, женится на Евгении Владимировне Лурье. Через год у них рождается сын Женя. (слайды 9-10)
Студент 13. (Салихахмедов Саляхмед, группа 6ТЭО91)
В 1923 году появляется сборник «Темы и вариации» и две знаменитые поэмы – «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Они стали литературным событием тех лет и получили высокую оценку Максима Горького.
ПОЭТ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
Студент 14. (Мокроусов Денис, группа 6ТЭО91)
Начало 1930-х годов – время признания Пастернака властью. Его произведения переиздаются ежегодно, сам поэт в 1934 году выступает с речью на первом съезде Союза писателей. Его фактически называют лучшим поэтом страны. Но власть не забывает того, что поэт имел смелость заступиться за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, защищал Мандельштама и Гумилева. Такого она не прощает никому.
Студент 15. (Беденко Роман, группа 6ТЭО91)
Не избежал этой участи и Борис Пастернак.
К 1936-му году его фактически устраняют из официальной литературной жизни страны, обвиняя в неправильном мировоззрении и отстраненности от жизни.
Студент 16. (Рахматов Хушдил, группа 6ТЭО91)
Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода. Кто, как не он, прекрасный поэт, смог бы лучше других прочувствовать произведение другого творца?
Студент 17. (Сангинов Шохзод, группа 6ТЭО91)
Из-за негативного отношения властей в конце 1930-х годов поэт остается без заработка. Его произведения уже не переиздаются, денег катастрофически не хватает, и Пастернак обращается к переводам. В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод – такое же самостоятельное художественное произведение, что и оригинал. И здесь к работе он подходил со всей своей дотошностью, желанием сделать все идеально.
Студент 18. (Яковлев Егор, группа 6ТЭО91)
Борис Леонидович Пастернак, стихи и переводы которого вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы, начал заниматься переводами еще в 1918 году. Тогда он занимался в основном творчеством немецких поэтов. Основная его работа началась в 1936 году. Он уезжает на дачу в Переделкино и упорно трудится над переводами Шекспира, Гете, Байрона, Рильке, Китса, Варлена. Сейчас его труд ценится на равных с оригиналами произведений.
Студент 19.(Хабибуллин Самат, группа 6ТЭО91)
Для Пастернака переводы – это не только возможность прокормить семью, но и своеобразный способ реализовать себя как поэта в условиях травли и отказа печатать его произведения. Борису Пастернаку мы обязаны великолепными переводами Шекспира, которые уже давно считаются классическими.
ВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Студент 20. (Бисарин Серик, группа 6ТЭО91)
Травма, полученная писателем в детстве, не позволяла ему мобилизоваться на фронт в годы Отечественной войны. Но и оставаться в стороне он тоже не мог. Закончив военные курсы, он отправляется на фронт корреспондентом. По возвращении домой, в Переделкино, он создает цикл патриотических стихотворений.
Студент 21. (Гадаев Курбан, группа 6ТЭО91)
Годы после войны – время напряженного труда. Пастернак много переводит, поскольку это остается его единственным заработком. Стихов в послевоенные годы он пишет мало – все его время занимают переводы и работа над новым романом.
На эти годы приходится и еще одна титаническая работа поэта – перевод «Фауста» Гете.
Студент 22 (Баталов Айдемир, студент группы 6РЭ91)
В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству.
Читает студент группы 6РЭ92, Токарева Анастасия
«Быть знаменитым некрасиво».
Быть
знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель
творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но
надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И
надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И
окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие
по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И
должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Ведущий 1.
В 1956 г. Пастернак создал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», в котором выразил свое отношение к творчеству. Оно может считаться программным заявлением поэта.
Пастернак заявляет, что во всем стремится «дойти до самой сути». Это относится не только к творчеству, но и ко всей жизни в целом
Читает Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92
Во
всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До
сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё
время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О,
если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях,
о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Читает Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92
Я
вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б
разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В
стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так
некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого
торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
«ДОКТОР ЖИВАГО» – ВЕРШИНА ТВОРЕНИЯ И ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЭТА
Ведущий 2.
Вершиной творчества писателя является роман «Доктор Живаго». Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Он мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».
Студент 23. (Джураева Мехрона, студент группы 6РЭ91)
Эта книга была самым важным и любимым произведением поэта. Целых десять лет шел к ней Борис Пастернак с 1946 по 1956гг. «Доктор Живаго» – во многом автобиографичный роман.
Прототипом главного женского образа романа была жена писателя Зинаида Нейгауз. После появления в жизни Пастернака Ольги Ивинской, которая стала его новой музой, работа над рукописью пошла быстрее.
Студент 24. (Щербаков Андрей, студент группы 6РЭ91)
Этот роман – главное и любимое детище поэта, создавался долго – 10 лет. Это фактически автобиография самого писателя, правдивый рассказ о событиях в стране, начиная с начала века и заканчивая страшной войной. За эту честность «Доктор Живаго» и был категорически отвергнут властью, а Борис Пастернак, биография которого хранит события этого тяжелого периода, был подвергнут настоящей травле.
Ведущий 1.
Сложно представить, как тяжело было выносить всеобщее порицание, особенно со стороны коллег.
В Советском Союзе в издании книги было отказано из-за неоднозначного взгляда писателя на Октябрьскую революцию. Роман оценили только за границей. Его удалось издать в Италии. В 1957 году «Доктор Живаго» Пастернака увидел свет и мгновенно стал сенсацией. Это произведение на Западе получило самые восторженные отзывы.
Ведущий 2.
1958 год – дата удивительная. Присуждение Нобелевской премии – это для поэта и величайшая радость от высокого признания его таланта мировым сообществом, и настоящее горе из-за возобновившейся с новой силой травли. Его предлагали в наказание выслать из страны, на что поэт отвечал, что мыслить себя без Родины он не может.
Ведущий 1.
Всю горечь того периода Пастернак емко и жестко описал в стихотворении «Нобелевская премия», написанном в 1959 году. От награды ему пришлось отказаться, а за этот стих, опубликованный за границей, он чуть не был обвинен по статье «измена Родине». Спасло то, что публикация произошла без согласия Пастернака.
Читает студент группы 6АП91, Денисов Владимир
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
БОРИС ПАСТЕРНАК – КОРОТКИЕ СТИХИ ПОЭТА
Ведущий 1.
Если говорить о раннем творчестве поэта, в нем сильно чувствуется влияние символизма. Очень сложные рифмы, непонятные образы и сравнения характерны для этого периода. Резко меняется стиль Пастернака в военные годы. Стихи словно приобретают легкость и простоту прочтения. Они легко и быстро запоминаются, и их приятно просто читать подряд.
Ведущий 2.
Особенно это касается коротких стихотворений поэта, таких, как «Хмель», «Ветер», «Март», «Гамлет». Гений Пастернака заключается в том, что даже в самых маленьких его стихах заключен огромный философский смысл.
Читает студент группы 6АП91, Зинченко Марк
Ветер (Я кончился, а ты жива)
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТА
Студент 25. (Доронин Дмитрий, студент группы 6РЭ91)
Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как творческая личность, живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.
Студент 26. (Фахретдинова Валерия, студент группы 6РЭ91)
Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.
Студент 27. (Шайхутдинова Эльвина, студент группы 6РЭ91)
Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив.
Студент 28. (Гайфутдинов Рустам, студент группы 6РЭ91)
Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.
Студент 29. (Файзуллин Данил, студент группы 6РЭ91)
В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию.
Студент 30. (Кузнецов Артем, студент группы 6РЭ91)
В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой - Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей – 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков. (слайд 11)
Студент 31. (Атаев Джалил, студент группы 6РЭ91)
Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.
Студент 32. (Хаматянов Ильшат, студент группы 6РЭ91)
Вторая жена Зинаида Николаевна Нейгауз вдохновляет поэта на написание книги «Второе рождение». Сборник отражает взгляд поэта на жизнь страны, поэтически рассказывает о зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в жену. Поэзия заговорила новым языком.
Звучит песня «Никого не будет в доме» (текст Б. Пастернака, музыка М. Таривердиева).
Читает студент
группы 6АП91, Корсакова Светлана
***
Любить иных
- тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
Студент 33. (Кузибоев Шахзод, студент группы 6РЭ91)
В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.
Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.
Студент 34. (Пронюшкин Даниил, студент группы 6РЭ91)
Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.
Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.
Студент 35. (Бурков Владислав, студент группы 6РЭ91)
В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло – в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.
После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака – она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Ведущий 1.
Нет сомнения, что именно развернувшаяся вокруг поэта травля сильно подкосила его здоровье. Перенесенный в 1952 году инфаркт тоже дал о себе знать.
Весной, в начале апреля 1960 года, Пастернак слег от тяжелой болезни. Никто не предполагал, что у него рак, который уже пустил метастазы в желудок. В начале мая поэт понимает, что болезнь смертельна, и он не поправится. (слайд 12)
Ведущий 2.
В посёлке Переделкино Борис Леонидович Пастернак провёл последние годы. Его стали называть затворником. 30 мая 1960 г. поэт умер от тяжелой болезни рака лёгких. Только в «Литературной газете» было напечатано сообщение о смерти писателя.
Все это время у его постели была его жена Зинаида, которая переживет мужа на 6 лет и скончается от той же болезни. Поэт и вся его семья похоронены на кладбище в Переделкино. (слайд 13)
Ведущий 1.
Но 2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Пастернаком. Поток нарастал: студенты, дети, старики, и почти нет ни одного писателя. Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, ещё быстрее зарывают. Так хоронят великого писателя. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской: «Благороднейшему». (слайд 14)
Ведущий 2.
Энергия и экспрессия пастернаковских образов по-прежнему позволяет считать его творчество одним из самых выразительных в литературе 20 века. Марина Цветаева назвала его стихи «световым ливнем», а Анна Ахматова сказала о нем так:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он ее со всеми разделил.
Ведущий 1.
Александр Галич посвятил его смерти одну из своих песен.
Звучит песня А. Галича «Памяти Пастернаку».
Ведущий 2.
Творчество замечательного русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака навсегда вошло в мировую литературу.
4. Список литературы
1. Быков, Д. Борис
Пастернак. / Д. Быков. - М.: Молодая Гвардия, 2005.
894 с. – (Жизнь замечательных людей).
2. Иванов, В. В. Перевернутое небо: записки о
Пастернаке / В. В. Иванов
// Звезда. – 2010. – №1. – С. 146-152.
3. Иванова, Н. Борис Пастернак и другие / Н.
Иванова М.: Эксмо, 2003.
345 с.
4. Ивинская, О. Годы с Борисом Пастернаком: В
плену времени / О.
Ивинская. – М.: Либрис, 1992. – 436 с.
5. Ливанов, В. Невыдуманный Борис Пастернак / В.
Ливанов. – М.:
Дрофа, 2002. – 413 с.
6. Пастернак, Б. Л. Избранные сочинения / Б. Л.
Пастернак. – М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 1998. – 864 с.
7. Пастернак, Е. Жизнь Бориса Пастернака / Е.
Пастернак. – СПб: Звезда,
2004. – 358 с.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. https://fb.ru/edit/a143643
Приложение 1.
Заявка на участие студентов 1 курса в литературной гостиной с элементами конкурса чтецов, посвященная 130-летию со дня рождения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Стихотворение |
Жюри |
1 |
Готишан Анатолий |
6АП91 |
«Февраль. Достать чернил и плакать!» |
Абдулманафова Г.С. Авилкина В.В. Айдакова Т.В. Исрафилова И.Д. Плотникова Н.Н. Мусенко И.Л.
|
2 |
Лаврентьева Полина |
6РЭ91 |
«Июль» |
|
3 |
Байраева Диана |
6РЭ91 |
«Снег идет» |
|
4 |
Алексенко Ростислав |
6РЭ91 |
«Осень» |
|
5 |
Маньковская Дарья |
6РЭ91 |
«Рассвет» |
|
6 |
Токарева Анастасия |
6РЭ92 |
«Быть знаменитым некрасиво» |
|
7 |
Зиньков Влад |
6РЭ92 |
«Во всем мне хочется дойти» |
|
8 |
Кожевникова Полина |
|||
9 |
Денисов Владимир |
6АП91 |
«Нобелевская премия» |
|
10 |
Зинченко Марк |
6АП91 |
«Ветер (Я кончился, а ты жива)» |
|
11 |
Сабрекова Анжелика |
6РЭ92 |
Ведущие |
|
12 |
Баймурзин Даниил |
6РЭ92 |
Чтецы прозы – 35 человек
Всего принимают участие – 47 человек (студенты групп: 6АП91, 6РЭ91, 6РЭ92)
Приложение 2
Протокол литературной гостиной с элементами конкурса чтецов, посвященный 130-летию со дня рождения Б. Л. Пастернака
«Быть знаменитым некрасиво…»
№ |
Студент |
Стихотворение |
Группа |
Критерии оценки |
||||
Исполнительское мастерство – техника и культура речи
|
Актёрское мастерство, создание художественного образа |
Творческий подход, индивидуальность.
|
Итог |
Место |
||||
1 |
Готишан Анатолий |
«Февраль. Достать чернил и плакать!» |
6АП91 |
|
|
|
|
|
2 |
Лаврентьева Полина |
«Июль» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
3 |
Байраева Диана |
«Снег идет» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
4 |
Алексенко Ростислав |
«Осень» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
5 |
Маньковская Дарья |
«Рассвет» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
6 |
Токарева Анастасия |
«Быть знаменитым некрасиво» |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
7 |
Зиньков Влад |
«Во всем мне хочется дойти» |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
8 |
Кожевникова Полина |
|
|
|
|
|
||
11 |
Денисов Владимир |
«Нобелевская премия» |
6АП91 |
|
|
|
|
|
12 |
Зинченко Марк |
«Ветер (Я кончился, а ты жива)» |
6АП91 |
|
|
|
|
|
13 |
Сабрекова Анжелика |
Ведущие |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
14 |
Баймурзин Даниил |
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ___________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.