УРОК БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
Автор: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Цель: привлечь внимание педагогов, школьников младшего и среднего звена к поиску решений, как каждый из нас может помочь Балтийскому морю.
План урока
Вызов. Забота о Балтике сегодня объединяет 9 стран, для которых это море – общее. И ответственность за его состояние – общая. (Страны Балтики: Россия, Финляндия, Швеция, Польша, Германия, Дания, Латвия, Литва, Эстония).
На государственном уровне можно решить многое, но не все. Невозможно добиться успеха без участия граждан, жителей региона.
Финский залив нуждается в охране. Только чистое море будет и в дальнейшем приносить радость людям, населяющим его берега.
Посмотрите на фотографии Финского залива, сделанные за дамбой и в районе поселка Лебяжье. Все ли фотографии вам понравились? Подумайте, что каждый из нас может сделать для обеспечения экологического благополучия побережья Финского залива.
Сообщение темы урока.
Погружение. А сейчас немного поиграем. Для погружения ребят в заданную тему проводится прием «Верные и неверные утверждения».
Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга, а педагог между ними. Задание: если дети согласны с высказыванием, то встают у флажка со словом «Верю», а если нет, то у флажка со словом «Не верю». Педагог комментирует высказывания после перехода. Например, верите ли вы, что среди обитателей моря имеются моржи (НЕТ: обитают тюлени и балтийская нерпа).
Верите ли вы, что:
· в некоторых местах глубина Балтийского моря достигает 1-го километра (НЕТ: средняя глубина 60 метров, максимальная - 460);
· Балтийское море – одно из наиболее изученных в мире (ДА: это связано с тем, что к морю имеет выход много стран с крупными научными центрами);
· из рыбы можно сшить одежду (ДА);
· среди обитателей моря имеются моржи (НЕТ: обитают тюлени и балтийская нерпа);
· Балтийское море – самое пресное в мире (ДА: сообщение Балтики с солеными водами Атлантического океана затруднено узкими Датскими проливами, в то время как множество рек приносит в море большие объемы пресной воды);
· Международный День Балтийского моря отмечается 31 марта (НЕТ: 22марта);
· Рыба КОЛЮШКА имеет запах свежих огурцов (НЕТ: рыба корюшка);
· Балтийская кольчатая нерпа – самый мелкий тюлень в мире (ДА: длина ее тела составляет всего 130-150 см, а вес 50-60 кг);
· Балтийское море принадлежит бассейну Атлантического океана (ДА);
· в странах, расположенных на побережье Балтийского моря, добывают янтарь (ДА).
Осмысление. Прием «Мозговая атака: мысли по кругу». Просмотр фотографий Финского залива, сделанных за дамбой и в районе поселка Лебяжье. Вопросы для обсуждения: «Все ли фотографии вам понравились? Что вызывает тревогу? Подумайте, что каждый из нас может сделать для обеспечения экологического благополучия побережья Финского залива».
Демонстрация экспозиции в виде декоративных свечей учащимися младшего звена.
Балтика – удивительное море. И хотя мы живем на его берегах, большинство не знает, как море влияет на нашу жизнь.
Даша, Настя и Павел подготовили экспозицию в виде декоративных свечей. При изготовлении каждой свечи использовали природный материал, собранный на побережье Финского залива: ракушки, желуди, каштаны, растения. С помощью экспонатов-свечей девочки расскажут нам, каким образом Балтийское море влияет на нашу жизнь.
Экспонат № 1. Транспорт грузов.
Балтика является важнейшей транспортной артерией. По ней в порт нашего города приходит огромное количество грузов. Многие грузы отправляются дальше, в другие города. Кроме того, по Балтике мы отправляем в другие страны свои товары, особенно нефть и уголь. Все это приносит деньги в городскую казну, создает рабочие места.
Экспонат № 2. Туризм.
Помимо грузов в наш порт приходят круизные суда и ежегодно привозят десятки тысяч туристов. Балтика и делает Петербург окном в Европу. Туристы тратят в нашем городе деньги на гостиницы, сувениры, экскурсии. Все это – доход для города и его жителей. Дополнительные доходы позволяют лучше финансировать школы, строить новые здания, украшать город.
Экспонат № 3. Рыболовство.
Кто из вас когда-нибудь не ел кильку, шпроты, корюшку? Все это – рыба из Балтики. А у кого отец любит рыбалку?
Экспонат № 4. Влияние климата.
Балтика сильно влияет на климат нашего города. Благодаря влиянию Балтики он мягче, чем в сибирских городах, расположенных на той же широте (на том же расстоянии от Северного полюса). Из-за нее наш климат и более влажный и пасмурный.
Экспонат № 5. Переработка отходов.
В течение многих лет Балтика была местом сброса городских стоков и промышленных отходов. Надо иметь в виду, что даже то, что мы сливаем в реки, в конечном итоге попадает в море.
Экспонат № 6. Отдых.
Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение Финского залива и Балтийского моря!
Экспонат № 7. Не бросать мусор где попало.
Экспонат № 8. Обходиться без лишней упаковки или ненужных покупок, экономно использовать энергию и ресурсы.
Экспонат № 9. Не мыть машины на берегах водоемов.
Экспонат № 10. Стараться использовать меньше бытовых химикатов. Выбирать моющие средства с меньшим содержанием фосфатов.
Экспонат № 11. Выбирать эко-продукцию, произведенную без искусственных удобрений и пестицидов.
Экспонат № 12. Избегать пластика, особенно изделий из небезопасного для здоровья ПВХ (поливинилхлорида).
Использование приема «Как?». Выявление проблемы, как ее решить (предложить несколько способов).
Предложенные варианты, какой вклад каждый из нас может внести в сохранение Финского залива и Балтийского моря!
- Не бросать мусор где попало.
- Обходиться без лишней упаковки или ненужных покупок, экономно использовать энергию и ресурсы.
- Не мыть машины на берегах водоемов.
- Стараться использовать меньше бытовых химикатов. Выбирать моющие средства с меньшим содержанием фосфатов.
- Выбирать эко-продукцию, произведенную без искусственных удобрений и пестицидов.
- Избегать пластика, особенно изделий из небезопасного для здоровья ПВХ (поливинилхлорида).
- Обходиться без лишней упаковки или ненужных покупок, экономно использовать энергию и ресурсы.
- Стараться использовать меньше бытовых химикатов, стараться чаще использовать натуральные моющие и чистящие средства: соду — для мытья посуды, чистки кухонной плиты и других поверхностей; сухую горчицу — для мытья посуды; уксус - для мытья окон, зеркал и других стеклянных поверхностей; зубная паста эффективно очищает изделия из серебра, а сок лимона — для удаления ржавчины с посуды, удаления пятен с одежды, алюминиевых и фарфоровых изделий.
- Выбирать эко-продукцию, произведенную без искусственных удобрений и пестицидов.
- Избегать пластика.
Работа с плакатом «Промысловые рыбы Финского залива». Прием «Запомни как можно больше названий рыб».
Давайте рассмотрим плакат «Рыбы Балтийского моря», постарайтесь запомнить названия рыб.
Игра «Я знаю пять названий рыб Финского залива»
Игроки, перебрасывая друг другу мяч, должны назвать 5 обитателей Финского залива, стараясь не делать ошибок при передаче мяча или в названиях. Учитывается дружеская обстановка во время работы.
Посещение экспозиции исследовательский и проектных работ учащихся ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» «Помогаем Балтийскому морю» в школьной библиотеке.
Прием «Мозговая атака: свободное плавание». Записать свои версии, идеи, какой вклад лично ты можешь внести в решение проблемы Балтийского моря.
Рефлексия. Прием «Мнения и ассоциации». Педагог называет факты, связанные с темой Балтийского моря, учащийся, которому перебросят мяч, называет свои ассоциации.
Мы надеемся, что каждый задумается, какой вклад лично он сможет внести в решение проблемы Балтийского моря и начнет действовать. А мы готовы подсказать и показать на практике простые экологические решения.
Потому что во взрослой жизни именно вы будете принимать решения и на предприятиях, и на городском, и на государственном уровне.
Для подготовки к уроку использовали пособие «Уроки Балтийского моря» (Корякина, Н. И. Уроки Балтийского моря: Методические рекомендации для проведения тематических занятий Н. И. Корякина. – СПб., 2009. – 20 с., прил.).
Посещение экспозиции исследовательский и проектных работ учащихся ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» «Помогаем Балтийскому морю» в школьной библиотеке.
Прием «Мозговая атака: свободное плавание». Записать свои версии, идеи, какой вклад лично ты можешь внести в решение проблемы Балтийского моря.
Рефлексия. Прием «Мнения и ассоциации». Педагог называет факты, связанные с темой Балтийского моря, учащийся, которому перебросят мяч, называет свои ассоциации.
Мы надеемся, что каждый задумается, какой вклад лично он сможет внести в решение проблемы Балтийского моря и начнет действовать. А мы готовы подсказать и показать на практике простые экологические решения.
Потому что во взрослой жизни именно вы будете принимать решения и на предприятиях, и на городском, и на государственном уровне.
Для подготовки к уроку использовали пособие «Уроки Балтийского моря» (Корякина, Н. И. Уроки Балтийского моря: Методические рекомендации для проведения тематических занятий Н. И. Корякина. – СПб., 2009. – 20 с., прил.).
ФОТООТЧЕТ
Экспозиция «Как море влияет на нашу жизнь» |
|
Работа с плакатом «Промысловые рыбы Финского залива» |
Как я могу помочь сохранить Финский залив |
|
|
Итог урока: мнения и ассоциации |
|
|
|
Урок Балтийского моря с учащимися 1 класса |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.