Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества муниципального района
Мелеузовский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
посвященный ко дню Республики Башкортостан
"Мой край родной - Башкортостан"
Выполнила: педагог
дополнительного образования
ДДЮТ объединения «Радуга»
Аскарова Гузель Мухаметвалиевна,
педагог высшей категории,
Отличник образования РБ
Мелеуз - 2019год
Пояснительная записка
Педагог призван воспитывать и развивать учащихся не только на занятиях, но и во внеурочное время. Подготовка педагога к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
Мероприятие представляет собой развивающую игру, в которой в доступной форме даны не только вопросы, но и ответы. Формой проведения выбрана игра не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Данная методическая разработка ежегодно действует, как городское мероприятие во время каникул. Там учащиеся чаще всего предоставлены сами себе, а им иногда хочется заниматься не только учебой. Ещё одна особенность, что контингент достаточно разноуровневый от младших классов до старшего класса. Главные участники и зрители родители.
Методическая разработка посвящается ко дню Республики Башкортостан. Очень полезная разработка для учащихся среднего возраста, самый прекрасный возраст, дети стремятся познать, общаться и дружить. Таким образом, мы воспитываем духовного роста человека, что в свою очередь создает условия для проявления и развития эмоционально-ценностного и ценностно-смыслового отношения к жизни и знаниям о ней, но и к себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Такое отношение позволяет осознать, оценить и усовершенствовать себя и окружающий мир, любовь к Родине, пробудить духовное начало в подрастающем человеке.
Актуальностью данной работы является создание ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия (Закон РФ «Об образовании в РФ»)
Считаю, что данная методическая разработка поможет педагогам организовать интересное мероприятие совместно с родителями.
1
Цель: Нравственное воспитание детей, патриотов своей Родины;
Задачи:
образовательные: познакомить детей с символикой республики Башкортостан, автором гимна,
продолжать учить детей слушать;
развивающие: развивать мыслительные способности путем
отгадывания загадок, развивать координацию, ловкость, развивать речевую активность,
развитие познавательных интересов, творческих способностей детей;
воспитательные: воспитание в детях любви к Родине, уважения и
чувство гордости, культуру общения, эмоциональную отзывчивость, доброту,
желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике,
познавательного интереса к истории, литературе и культуре башкирского народа.
Форма проведения: мероприятие
Возраст учащихся: с 7 до 14 лет
Условия проведения: кабинет №13.
Время проведения: 45минут
Оборудование: музыкальные инструменты башкирского народа, карта Республики Башкортостан, плакаты с изображением флага, герба Республики Башкортостан, юрта, шары, выставка книг башкирских писателей, рисунков и поделок, образцы национальных костюмов, фломастеры и альбомные листы.
Организационный план:
1. Музыкальное сопровождение;
2. Встреча участников и зрителей;
3. Вступительное слово педагога;
4. Показательные выступления учащихся из объединения «Урал»
5. Викторина;
6. Анализ действий мероприятия;
7. Обобщение.
2
Содержание
1. Вступительное слово педагога дополнительного образования;
2. Воспитательный процесс, раскрытие темы мероприятия;
3. Проведение совместной викторины по теме;
4. Ожидаемый результат мероприятия;
5. Что узнали учащиеся интересного и познавательного;
6. Награждение участников мероприятия;
7. Список использованных источников;
8. Приложения.
3
"Мой край родной - Башкортостан"
Педагог: №аумы3ы7ы8, 618ерле балалар, у6ытыусылар! Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Родители и учителя! Мы сегодня празднуем День независимости нашей Республики Башкортостан! В прекрасное время золотой осени, 11 октября 1990 года, наш край был объявлен суверенной Республикой. Наш народ впервые выбрал своего президента. Позже были приняты герб и гимн республики Башкортостан (звучит музыка, курай)
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!...
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов).
Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель. С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая. (объединение «Урал», звучит мелодия курая)
Наша республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Население более 4 млн. чел. Проживает около 100 национальностей. В годы Октябрьской революции народ Башкортостана боролся за создание самостоятельной республики. Такая республика была создана в 1917 году. А в марте 1919 года на основе соглашения с российским правительством была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. Государственный флаг РБ был принят 25 февраля 1992 года, авторы – Масалимов Урал, Асабина Ольга.
Кто сможет рассказать про государственный флаг Республики Башкортостан? Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище,
4
состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.
Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993 года, автор – Фазлетдин Ислахов. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”.
Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой развитой нефтяной и химической промышленности.
И так начинаем ВИКТОРИНУ! Дорогие учащиеся, будьте внимательными! За правильный ответ, получаете жетон (конфетка, в конце викторины посчитаем у кого больше)
1.Назовите Башкирские народные праздники? Сабантуй (переводится как
“праздник плуга”.), корбан байрам, ураза байрам, карга туйы, шэжэре байрам,
Науруз (Начало года) и т.д.
2. Голос птиц, мелодии
рассвета.
Все передает тростинка
эта.
Он слов не говорил,
наверняка,
Хоть голос есть - да нету языка. Что
это такое, дорогие учащиеся?
- Курай. Правильно! Это музыкальный инструмент башкирского народа.
3.Назовите, пожалуйста, башкирские народные
инструменты? (Курай, кубыз, мандалина, думбыра, сорнай и т.д)
А теперь все вместе
послушаем эти прекрасные музыкальные инструменты. Перед вами выступают учащиеся
из объединения «Урал» педагог С.И.Кузяшев (педагог показывает все инструменты и
играет на них)
4. Какие народные подвижные игры вы знаете? (Юрта, Ак тирак-кук тирак (белый тополь, синий тополь) лапта, перетягивания каната, бег с яйцом. Еще одна любимая игра детворы – «Платочек». В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот ученик заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.
5
5. Нужно назвать пословицы о Родине.
У кого есть
Родина – у того есть жизнь.
Достаток в стране – достаток в
твоем доме.
Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
Без языка нет Отчизны, без Отчизны нет жизни.
Кто любит Родину, любит и свой родной язык.
6. Из чего изготовляют курай? (из сухого полого тростника) Педагог играет на курае.
7.Назовите башкирские народные блюда? Кыстыбый (пирог), коймак(блины), чак-чак, уч-почмак, суп-салма, тултырылган тауык(фаршированная курица), тукмас (лапша), бэлэш (пирог), баурсак, какланган каз (вяленый гусь), айран (напиток) - свежий катык 200гр и 400гр холодная кипяченая вода, всё это соединяем и хорошо размешиваем, употреблять сразу после приготовления.
8. В каком году был принят наш государственный флаг? (1992году)
9. Внимание – «чёрный ящик». В нём находится целебный продукт питания, который является и ценным лечебным средством. Этот продукт славится не только в нашей стране, но и за границей. Что это? (мёд)
10. Назовите легендарных героев башкирского народа?
Салават Юлаев, Александр Матросов, Миннигали Губайдуллин, Шаймуратов генерал и мн.др.
11. Сколько всего в Башкортостане городов? (дается время, учащиеся пишут)
12. Башкирский национальный костюм (мужской и женский) Женский: елян, кашмау, сарык, нагрудная повязка, ювелирные украшения. Мужской: тюбетейка, Бурек, елян, камзул, чекмень, сарык и ичиги.
Башкортостан – республика большой нефти и нефтехимии.
Башкортостан – республика машиностроения.
Башкортостан – республика хлебных полей.
Башкортостан – республика душистого меда, целебного кумыса.
Башкортостан – страна певцов, страна поэтов.
И все это наш родной край – Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные ископаемые, а потому что мы здесь живем, это наша Родина. Мы гордимся ее героями, восхищаемся ее красотой и любим все, что нас окружает, - наш Башкортостан.
В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны.
А теперь мы посмотрим башкирский танец «Ханская дочь», для вас танцует педагог и руководитель из объединения «Вдохновение»
Ведущий. Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!
Три цвета носит флаг республики
моей,
Цвет синий - это ясность и
чистота.
Цвет белый – миролюбие,
открытость.
Зеленый - это цвет свободы, вечной
жизни.
Цветок курая – символ дружбы.
Герб Башкортостана у нас на стене:
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго героя солнце
освещает.
И герой народный к миру призывает.
До свиданья! До новых встреч!
7
Ожидаемые результаты
Мы планируем получить следующие результаты:
· создания условий для активной самостоятельной работы учащихся;
· способствовать воспитанию культурной личности учащегося, обладающего высокой степенью информационной культуры и способностью жить в условиях развитого информационного общества;
· привлечение большее количество учащихся на мероприятиях;
· доступность, вариативность и открытость образовательного процесса повысит социальную активность учащихся;
· становление патриотов нашей Родины.
8
Список использованных источников
1. Р.Г.Азнагулов, А.А.Галлямов «Родной Башкортостан» Уфа -1995;
2. Статья из «Российской газеты» выпуск от 4 октября 2008 г.
3. Статья из газеты «Сельские огни» выпуск от 2 сентября 2010 г.
4. Статья из общественно-политического Научно-популярного и художественного журнала «Ватандаш» выпуск от 1 октября 2000г.
5. Игорь Кучумов «Багуманова М. Х. Указатель литературы о башкирах. Уфа: Китап, 2001. Выпуск 3. 160 с. Тираж 4000 экз.»
6. Хамидуллин С.И., Таймасов Р.С. «Образование «Большой Башкирии». Как это было...» интернет-книга
9
Приложения
· Герб Республики Башкортостан-11стр;
· Флаг Республики Башкортостан-12стр;
· Текст гимна Республики Башкортостан (на русском языке)-12стр;
· Карты Республики Башкортостан-13стр;
· Памятник Салавату Юлаеву-14 стр;
· Монумент Александру Матросову и Минигали Губайдуллину-15стр;
· Памятник генерал-майору Шаймуратову-16стр;
· Башкирский национальный костюм: женский и мужской-17стр;
· Фотографии с участиями на мероприятие-18-19стр;
· Отзывы от родителей-20стр.
10
Герб Республики Башкортостан
11
Герб и Флаг Республики Башкортостан
12
Карта Республики Башкортостан
13
Памятник Салавату Юлаеву
14
Монумент Александру Матросову
и Минигали Губайдуллину
Минигали Губайдуллин Александр Матросов
15
Памятник генерал-майору Шаймуратову
16
Башкирский национальный костюм: женский и мужской
17
Фотографии с участиями на мероприятиях
посвященные ко дню Республики Башкортостан
18
19
Отзывы
· Во Дворце творчества много интересных мероприятий, где работают такие замечательные педагоги. Их труд я бы назвала неуемным, терпеливым, заботливым настроем в жизни. Ведь именно в детском возрасте становится личность каждого человека. Хотелось поблагодарить лично педагога из объединения ТЮЗ «Радуга» Аскарову Гузель Мухаметвалиевну. Каждый раз, участвуя на её мероприятиях, убеждаемся, педагог умеет развить не только творческие способности, но и духовно нравственные способности детей, что иногда важнее. Спасибо за Ваш вклад за образование! Мама Целищевой Насти
· Великое счастье – встретить педагога, которая стала путеводной звездой, научит доброте и справедливости, поможет стать Человеком. Нам, родителям и учащимся в объединение «Радуга» повезло. У нас замечательный педагог — Аскарова Гузель Мухаметвалиевна. У нее есть все: талант педагога, душевная теплота, внешняя красота, неиссякаемая энергия, духовная искренность. Моя дочь очень полюбила занятия во Дворце творчества. Активно приняли участие на мероприятие «Мой край родной - Башкортостан». Это мероприятие воспитывает патриотизм в наших детях. Большое спасибо за ваш труд! От имени родителей: Воронкова Наталья Владимировна
· Мой внук Кондрашов Дмитрий пятый год ходит в ТЮЗ «Радуга» Гузель Мухаметвалиевне. Еще раз активно приняли участие на мероприятие «Мой край родной - Башкортостан». У детей горели глаза и такая теплая атмосфера на мероприятие. За годы обучения Гузель Мухаметвалиевне удалось сплотить и привлечь учащихся к участию в различных мероприятиях. Будучи сама человеком творческим, она «заразила» этим удивительным качеством, помогла раскрыть свои таланты, проявить индивидуальность. В этом году нас пригласили на чтение произведения Мустая Карима «Долгое-долгое детство». Также активно участвуем на Всероссийских дистанционных конкурсах. Занимаем только призовые места. Большое спасибо педагогу Гузель Мухаметвалиевне! Пусть наши дети занимаются в интересных кружках и узнают много интересного, полезного, чем бегают на улице или сидят за компьютерами.
С уважением бабушка: Кондрашова Валентина Федоровна.
20
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.