Методическая разработка на тему:
«Использование метода «ИНСЕРТ»
для развития критического мышления учащихся»
· Гайрбекова Седа Балаудиновна,
учитель информатики МБОУ «СОШ № 4 с.Самашки»
«Все новое – это хорошо забытое старое»
(Мемуары (1824) Розы Бертэн,
личной портнихи
французской королевы
Марии Антуанетты)
Кабинет информатики притягивает учащихся, начиная с 5 класса. Сначала они робко заглядывают в открытую дверь на перемене, о чем-то перешептываясь между собой, но постепенно любопытство берет верх и они уже просят у меня разрешения сыграть в игру на компьютере. Самые смелые даже предлагают деньги, а на отказ учителя они, вздыхая, задают один и тот же вопрос: «И почему только информатику учат с восьмого класса, а не с пятого?»
Но вот они переходят в долгожданный 8 класс, и буквально бегом мчатся на свой первый урок информатики, и вот тут их ждет разочарование ведь вместо игры на компьютере, им приходится изучать азы науки, называемой информатикой, которые очень часто кажутся непонятными и очень нудными. А это не всегда бывает интересно неугомонным школьникам, которые так и мечтали, что на этих уроках они будут беззаботно и легко клацать по клавиатуре и ловко управлять компьютерной мышью. Вот тут-то перед учителем информатики раскрывается непаханое поле проблем: как преподнести ребятам «скучный и нудный» материал учебника так, чтобы им было не только интересно, но и понятно?
В числе разнообразных приемов, используемых мною, нашел свое место и такой прием, который называется метод «ИНСЕРТ». Использую я его при изучении больших и трудных тем. Сама же аббревиатура «INSERT» (Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking – прием маркировки текста) в переводе с английского читается так – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.
ИНСЕРТ относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.
В конце очередного урока с новой (сложной) темой ученики получают задание на дом. Но не как обычно изучить и рассказать или ответить на вопросы, а прочитать, выставляя на полях пометки, естественно карандашом.
Пометки должны быть следующие:
· Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
· Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
· Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
· Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
· Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из 5 колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, нужно вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится совместное обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста на следующем уроке.
Таким образом, мы с ребятами добиваемся положительных результатов при изучении больших и трудных тем. Ведь они не просто читают и зубрят материал, а буквально изучают его и притом, почти самостоятельно. Поверьте мне метод «ИНСЕРТ» дает неплохие результаты.
Вот тут-то перед учителем информатики встает задача, как преподнести материал так, чтобы ребятам стало интересно грызть гранит науки - Информатика.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.