Методическая разработка на тему "День матери и герб моей семьи"
Оценка 4.9

Методическая разработка на тему "День матери и герб моей семьи"

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
27.01.2021
Методическая разработка на тему "День матери и герб моей семьи"
Художественно-эстетическое развитие детей в данном мероприятии успешно решает одну из главных задач - духовно-нравственное воспитание и формирует у детей и родителей чувство любви к своим близким и родным людям, осознание причастности каждого члена семьи к судьбе своей семьи.
методическая разработка.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад №29 «Стриж» города Смоленска – 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

 

«День матери и герб моей семьи»

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

Иванова Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

Бикеева Елена Аркадьевна

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  Методическая разработка «День матери и Герб моей семьи» по художественно-эстетическому  направленности разработана в 2019 году в  соответствии с правовыми документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ и Уставом МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж»;

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ» и приказ Министерство образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы образовательных организаций дополнительного  образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Устав учреждения дополнительного образования.

Программа  учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

 (Гл.10, ст.75, п.1) и методические рекомендации в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования, программа опирается на следующие ценности:

·        ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;

·        ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

·        ценность добра, любви, сострадания и милосердия.

Актуальность программы

   С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьей, помогающими ему решать образовательные задачи. В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

В 2018 году  было проведено анкетирование среди родителей и опрос среди детей на предмет знания своей родословной и о традициях семьи.  По итогам анкетирования 79% родителей были заинтересованы в проведении мероприятия по этой теме и приурочить его ко Дню матери.

   Художественно-эстетическое развитие детей  в данном мероприятии успешно решает одну из главных задач  - духовно-нравственное воспитание и формирует у детей и родителей чувство любви к  своим близким и родным людям, осознание причастности каждого члена семьи к судьбе своей семьи.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки

Цель методической разработки

  Воспитывать уважительное и бережное отношение детей к матери,  развивать у детей ответственность и чувство долга перед родителями, гордости и сопричастности к своей семье путем изучения родословной своей семьи и составления герба семьи.

 

Основными принципами реализации методической разработки и взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, наглядность,  доступность, интегративность,  динамичность, безопасность.

Основные методы работы

·        Метод объяснительно – иллюстративный (демонстрация поделок, иллюстраций, образцов)

·        Игровой метод

·        Репродуктивный (методы работы по образцам)

·        Частично-поисковый  (выполнение вариативных заданий)

·        Исследовательский.

Основные  формы работы с семьей

·         Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации, собрания

·         Наглядная пропаганда: стенды, тематические выставки

·         Общие и групповые собрания

Основные  формы работы с детьми

·         Рассматривание  иллюстраций, альбомов, открыток

·         Выставки в мини-галерее

·         Выставки детских работ  в детском саду

·         Просмотр презентаций

·         Дидактические игры

·         Использование силуэтного моделирования

·         Экспериментирование с различными художественными материалами

·         Соревнования, развлечения, праздники, концерты

·         Сочинение рассказов, историй о своей семье

·         Использование физкультминуток

Основные  формы работы с родителями

- "Круглый стол"

- тематические выставки

-  диагностика, тесты, опрос на любые темы

- консультации специалистов

- семейные музыкальные и спортивные встречи

- семейные проекты "Наша семья"

- открытые занятия для просмотра родителей

- конкурс семейных талантов

- портфолио  семейного успеха (благодарственные грамоты, дипломы)

 

Основные направления работы

Организация образовательного процесса

   Осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».  Данное мероприятие рассчитано на детей  6-7 лет, художественно-эстетическое направление.

Ожидаемые результаты у детей:

 

·        Сформированность нравственных качеств, первых представлений о культуре своей семьи, традициях, обычаях, трудолюбии

·        Умение применять на практике полученные знания и отражать их в художественно – творческой и продуктивной деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, конструировании)

·        Обогащение словарного запаса детей

·        Результатом работы над данной методической разработки является сохранение наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды

·        Произойдёт позитивное изменение в отношениях поколений, проявление сострадания, отзывчивости, толерантности

·        Сформируется умение доводить начатое дело до конца, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях

Ожидаемые результаты у родителей

·        Партнерские взаимоотношения педагогов и родителей  

·        Со стороны родителей инициатива по проведению новых форм общения

Образовательные задачи

Познавательное развитие:

  1.   Расширять знания детей о празднике «День Матери».

  2. Формировать у детей представление о назначении герба, геральдической символики.

 3.     Систематизировать представления детей о семейных ценностях.

 4. Формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности по отношению к своей семье.

 Социально-коммуникативное развитие:

1. Формировать эмоционально-положительное отношение к миру семьи.

2. Развивать коммуникативные навыки, побуждать к совместному обсуждению результатов выполнения заданий.

3.   Воспитывать желание помогать друг другу.

 4.  Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание сохранять и приумножать семейные традиции.

Речевое развитие:

1. Развивать аналитическое мышление, умение обобщать и классифицировать, эстетическое восприятие, учить видеть красоту в ручном труде.

2. Активизировать словарный запас детей («герб», «геральдика», «символы», «рыцари», «традиции»).

3.  Продолжать развивать связную речь, формировать умение строить монолог- рассуждение, умение объяснять свой выбор

4.  Формировать у детей умение правильно строить предложения.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Эмоционально откликаться, на музыку лирического, напевного характера, петь песни чисто интонируя мелодию, слышать музыкальные паузы.

2.  Формировать умение изображать герб семьи, используя различные материалы.

3.   Развивать композиционные навыки при составлении герба.         

4.    Формировать умение красиво сочетать цвета.

          5.     Развивать эстетическое восприятие музыкальных произведений.

 6. Совершенствовать технические умения и навыки работы с различными изобразительными материалами.

Физическое развитие:

1.    Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Интеграция видов деятельности: музыкальная, изобразительная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование

1. Техническое обеспечение: интерактивная доска, представлением заставки ко Дню Матери,  кроссворда «Моя семья», мультимедиа проектор, ноутбук, компьютерная презентация на тему: «Из истории создания герба», «Гербы рыцарей», аудиозапись песни «Моя семья» (сл. и муз. А. Ермолова).

2. Атрибуты для сценки «Три мамы» (стол, стулья, кукла, блюдца и ватрушки)

3. .Материалы для деятельности детей: макет семейного герба, основы для гербов и геральдические символы; краски, кисти, стаканчики с водой, цветные карандаши,  ножницы, клей, цветная бумага, салфетки, клеенки.

4.Дидактический материал: настольная игра «Собери герб рыцаря и принцессы».

5.Оборудование для деятельности детей

Предварительная работа

1.    Беседа на тему: «Моя семья»

2.  Разучивание песен, стихов о маме и семье,  сценки «Три мамы»

3. Беседа на тему: «Герб и флаг России», рассматривание альбома с изображением государственной символики России, лепка «Герб России» и «Герб Смоленска».

Работа с родителями

1.     Анкетирование, опрос

2.      Консультации по составлению родословной

3.     Осуществление семейных проектов: «Герб семьи», «Моя родословная»

4.     Оформление фотоколлажа «Семейные традиции» (совместно с родителями)

5.     Разучивание, сценки «Три мамы», непосредственное участие родителей на мероприятии.

Методы и приемы

 - сюрпризный момент

 - загадка

 - рассматривание фотоколлажа

 - вводная беседа

- представление кроссворда на интерактивной доске

 - моделирование семейного герба

 -рассматривание изображений гербов, рассказ педагога     дополнительного образования  о символике герба

 - показ компьютерной презентации на тему: «Из истории создания герба». «Гербы рыцарей»

 - вопросы к детям

 - физкультминутка

 - музыкальное сопровождение

 - предоставление детям выбора способов изображения

 - оказание дозированной помощи в изобразительной деятельности

 - вербальная оценка результатов выполнения задания

 - коллективный смотр и обсуждение работ

 - рассказы детей

 - заключительная беседа

 - рефлексия деятельности.

Ход мероприятия

1 часть

Вступительная

Дети под музыку заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики лицом к центральной стене.

 Музыкальный руководитель:

- Ребята, послушайте, о ком это стихотворение?

Ребёнок:

«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют, у нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло»

Дети: О маме.

2 часть

Тематическое развлечение

Музыкальный руководитель:

- Правильно,  о маме. 25 ноября наша страна отмечает замечательный праздник - «День Матери». И сегодня мы поговорим  о маме, а кто для вас мама?

1-ый ребёнок:

Мама – это небо! Мама – это свет!

Мама – это счастье! Мамы лучше нет!

2-ой ребёнок:

Мама – это сказка! Мама – это смех!

3-ий ребёнок:

Мама – это ласка! Мама любит всех!

4-ый ребёнок:

Мама – осень золотая! Мама – самая родная!

5-ый ребёнок:

Мама – это доброта, Мама выручит всегда!

Музыкальный руководитель :  

- Сейчас сюрприз - Милана, мама  Миланы и  бабушка - мамина мама приготовили  сценку «Три мамы».

Дети смотрят сценку

Музыкальный руководитель:

-  Да, не просто быть мамами. Дорогие мамочки и в подарок вам сегодня песня «Мамочка моя» (музыка и слова Т.Кривовой)

Дети выходят на середину зала и поют песню

Музыкальный руководитель:  

«Леса растут семьёй в горах, чайки стайками летят,

Рыбы стайками в морях, тучи стаей в небесах».

Ребёнок:

Одному жить очень трудно, каждому нужна семья,

Плохо мне без мамы с папой, маме с папой без меня.

Дети садятся на стульчики

Музыкальный руководитель:

-  А сейчас я предлагаю поиграть и разгадать кроссворд (на интерактивной доске), вам надо будет правильно назвать слова по горизонтали:

Дети разгадывают кроссворд

1.Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа)

2.Самый младший член семьи. (Ребёнок)

3.Кто из вашей семьи ходит в детский сад (Я)

4.Все нарядные с утра, я, братишка и… (сестра)

5.Самые старшие члены семьи (бабушка и дедушка)

6.Слово с буквой «О» означающее жилище (дом)

7.Самы радостный для человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой (день рождения)

Что получилось? -  «МОЯ СЕМЬЯ!»

Музыкальный руководитель:  споём песню «Моя семья» (музыка и слова Варлаамова)

Дети выходят на середину зала и поют песню, садятся на стульчики

Педагог дополнительного образования:

- Какие вы, ребята, молодцы: пели такие прекрасные песни о маме, рассказывали красивые стихи, разгадали быстро и правильно кроссворд. Давайте продолжим разговор про семью. В каждой семье есть свои правила, законы, традиции. Традиции – это  принятые в семье обычаи, которые передаются из поколения в поколение. И вот об одной из семейных традиций я хочу с вами поговорить. А разгадка спрятана в загадке.

Загадка:

                Н. Симоненко

Этот знак есть у любого:

И у города большого,

У района и страны,

Знать его вы все должны.

Формой он похож на щит,

И цвета здесь яркие.

Символ этот так речист

Многое узнал бы ты.

Чем гордится город наш,

Чем он прославляется.

Как же этот символ-знак,

Ребята, называется?

                              (герб)

- «Герб» в переводе с немецкого языка означает наследство, эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.

Показ презентации

«Из истории создания герба», «Гербы рыцарей», сопровождаемый рассказом:

1 слайд. Рыцарь – средневековый почётный титул дворянства и профессиональный войн, всадник. В рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение.

Много внимания рыцарь уделял укреплению замка, поддержанию его в полной боевой готовности на случай осады. Внутри стен строили высокую башню.

2 слайд. Любимыми развлечениями рыцарей были разнообразные соревнования, участники которых имели возможность проявить свою доблесть, силу и мастерство на специальных аренах. Эти соревнования назывались турнирами.

Турниры в те времена были огромным праздником, где каждый мог показать свое мастерство. Участники турнира — рыцари и оруженосцы — старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. На доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня — попона с изображениями герба хозяина.

3 слайд. Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.

4 слайд. Наука, изучающая гербы  называется геральдика. Любой герб можно прочитать и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику владельца:

Голубой цвет означал величие, красоту, ясность;

красный – мужество;

зеленый – изобилие, свободу и надежду;

 чёрный – скромность, образованность, печаль;

золото – богатство, силу, верность;

серебро – чистоту и скромность.

Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря:

 кошка означала независимость;

волк – злость, жадность;

лев – храбрость, силу, великодушие;

кабан – бесстрашие;

петух – воинственность;

павлин – хвастовство. 

5 слайд. И форма щита говорила о многом. Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и тогда появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов.

   Предлагаю поиграть в игру – выбрать из готовых шаблонов подходящие изображения и создать герб для принцессы и рыцаря.

Дидактическая игра «Собери герб рыцаря и принцессы»

Дети делятся на команды и вместе составляют Герб.

- Герб семьи - это лицо семьи, он отражает всё лучшее, что есть в ней.

Герб это отличие Вашей семьи, например, фамилия это тоже отличие Вашего рода, только в буквенном исполнении, а Герб - в графическом.

А вы хотите иметь герб своей семьи? Предлагаю вам совместно с мамами подумать и изобразить герб своей семьи. В каждой семье есть свои обычаи, традиции. А какие традиции существуют в вашей семье? (Например, путешествовать, рыбачить, ходить в лес за грибами, читать по вечерам, ходить в гости и встречать гостей, готовить по выходным вкусные блюда и т.д.).

3 часть

Продуктивная деятельность

У вас сегодня есть возможность вместе с мамой изобразить герб своей семьи. Приглашайте их, выбирайте художественный материал и приступайте к работе.

   Дети вместе с мамами  выбирают основу для герба, изобразительные материалы, садятся за мольберты, столы (на выбор) и выполняют задание. Звучит песня «Моя семья» (сл. и муз. А.Ермолова)

4 часть

Оценочно-рефлексивная

По окончании работы все рассматривают работы, желающие рассказывают о своем гербе, объясняя значение выбранных геральдических цветов и символов. Педагог дает общую положительную оценку деятельности детей с мамами и организует выставку семейных гербов в группе.

 

Литература

1. Ю.С. Осипов «Большая Российская Энциклопедия». Москва, Большая Российская Энциклопедия, 2004.

2. Е.В. Пчелов «Государственные символы России герб, флаг, гимн» - Москва, «Русское слово», 2002.

3. Е.К. Ривина “Знакомим дошкольников с семьей и родословной” изд. Мозаика-Синтез, Москва 2008 г.

4. И.В. Синова «Герб, гимн, флаг России». Справочник школьника. С.-П. Издательский дом Литера, 2007.

5.  Фрайер С., Фергюсон Д.: «Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры». Издательство: АСТ,2009, - 169с.

6. Журнал «Музыкальный руководитель»№ 5  2011 год


 

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Пояснительная записка Методическая разработка «День матери и

Пояснительная записка Методическая разработка «День матери и

В 2018 году было проведено анкетирование среди родителей и опрос среди детей на предмет знания своей родословной и о традициях семьи

В 2018 году было проведено анкетирование среди родителей и опрос среди детей на предмет знания своей родословной и о традициях семьи

Дидактические игры ·

Дидактические игры ·

Со стороны родителей инициатива по проведению новых форм общения

Со стороны родителей инициатива по проведению новых форм общения

Техническое обеспечение: интерактивная доска, представлением заставки ко

Техническое обеспечение: интерактивная доска, представлением заставки ко

Ход мероприятия 1 часть Вступительная

Ход мероприятия 1 часть Вступительная

Одному жить очень трудно, каждому нужна семья,

Одному жить очень трудно, каждому нужна семья,

Показ презентации «Из истории создания герба», «Гербы рыцарей», сопровождаемый рассказом: 1 слайд

Показ презентации «Из истории создания герба», «Гербы рыцарей», сопровождаемый рассказом: 1 слайд

Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и тогда появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов

Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и тогда появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021