Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность
как средство формирования креативного мышления»
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги.
Слайд 2.
Маленький Павлик стоит у фонтана,
в струи ладошку мокнув,
Всё мне на свете познать очень надо,
Первый раз в жизни рискнув.
Хочется знать, что вкуснее на свете:
Ручка моя иль вода?
Хочется знать, где ж все раки зимуют?
Рыбку златую поймать из пруда.
Ребенок уже рождается исследователем - это его естественное состояние.
Познавая новое, малышу хочется не только рассмотреть предмет, но и ощупать его руками, узнать на вкус, уловить его запах.
Наша задача, задача педагогов, – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Начальные классы – это особая ступенька. Первоклассники – это малыши-неумейки, путаники. В работе с ними требуются особый подход и методика. От того, какими будут первые шаги ребёнка в школе, часто зависит его дальнейшее отношение к учёбе, к труду, к учителям, к своим сверстникам.
Слайд 3.
Образовательные стандарты начального общего образования нацелены на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности.
Слайд 4.
Принимая ребят в первый класс, мною были выявлены следующие проблемы:
- недостаточный уровень сформированности учебно - организационных умений, следствием чего является отсутствие самостоятельности, интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, снижение познавательной активности;
- недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных универсальных учебных действий;
- недостаточный уровень логического мышления и креативного.
Слайд 5.
В связи с этим, определилась необходимость поиска эффективных методов и приемов
развития личности младших школьников. Изучив системно - деятельностный
подход, содержание программ обучения, поняла, что организация исследовательской
деятельности поможет устранить проблемные зоны развития учащихся.
Исследовательская деятельность обеспечивает условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет расширить рамки изучаемого, то есть решить все выше перечисленные проблемы.
В отечественной педагогике накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности в трудах:
Яна Амоса Коменского, Василия Васильевича Давыдова, Леонида Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина, Шалва Александровича Амонашвили, Шацкого Станислава Тиофиловича (1878г), Ушинского Константина Дмитриевича
(в трудах заложены основы исследовательского обучения)
Например, в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.
Слайд 6.
Организацию исследовательской деятельности я осуществляю разными формами: урок-исследование, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок - защита исследовательских проектов, урок «Удивительное рядом».
Невозможно каждый урок проводить, используя данные формы, но практически на каждом уроке я использую различные методические приёмы:
Слайд 7.
- опыт и эксперименты
- наблюдение
- проблемные ситуации;
- моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы);
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации:
- погружение (погружение в краски, звуки, запах и образы природы)
- художественное слово
- эвристические беседы (метод, диалог в процессе которого путём ряда вопросов, ученика наводят на решение проблемы)
- фиксация результатов (на основе наблюдения, опытов, экспериментов)
Слайд 8.
На уроках математики я применяю:
НА СЛАЙД вывести приёмы, проговаривать выделенные
· задачи на развитие логики
· фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
· задания с магическими квадратами;
· интеллектуальный тренинг
· игровые и занимательные задания исследовательского характера;
· математические головоломки, ребусы
· задачи на смекалку
· моделирование;
· игры исследовательского характера
Проговорить!
Моделирование – приём для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребенка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ.
Модель отрезка, на которой изучается взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, вводится на первых уроках 1-го класса.
2)Игры исследовательского характера
Исследовательский характер некоторых игр тоже кроется не в процессе игры (играть можно, просто выполняя вычисления в соответствии с правилами), а в поиске способа выигрыша.
Например, в игре «Кто первый получит 50?» участвуют два человека. Первый может назвать любое целое число от 1 до 5. Второй прибавляет к нему своё число в тех же пределах и т.д. (каждый игрок прибавляет свое число к предыдущей сумме). Выиграет тот, кто первым получит сумму 50.
Для того чтобы победить, надо решить исследовательскую задачу по выработке стратегии игры. Надо подумать, какое число должен назвать победитель в свой предпоследний ход.
Если он назовет 45 (46, 47, 48, 49), то его противник прибавит 5 (4, 3, 2, 1) и выиграет. Если он назовет меньше, например 43 (или 42), то противник может прибавить 1, тогда получится 44 (43), т.е. до 50 будет не хватать 6 (7). Эту разницу за один ход не преодолеть, так как нельзя прибавить больше 5. Значит, победа будет отдана противнику. Тот, кто в свой предпоследний ход назовет результат на 5 + 1 меньше, чем 50, т.е. число 44, тот и выиграет. Какое бы число от 1 до 5 ни назвал затем второй игрок, первый может дополнить его число до 6 и получить 50. Рассуждая так же и вычитая из числа 44 по 6, получим ключевые суммы 38, 32, 26, 20, 14, 8. Их получение обеспечит победу первому игроку, если он начал игру с числа 2).
Слайд 9.
На уроках литературного чтения
я применяю различные методические приёмы:
(Исслед деят на уроках лит чт для вызывания интереса к изучаемому произведению, способствует углубленному изучению произведения, успешное исследование по одному произведению является стимулом к проведению другого)
НА СЛАЙД вывести приёмы, не проговаривать
· Проблемные вопросы (побуждает уч к поиску знаний,заставляет рассуждать,анализирова,аргументировать мвои выводы)
· «Фишбоун» (приём с пом кот ребёнок учится анализировать информацию, развивает мышление, с пом приёма учится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности).
· Наблюдения
· Анаграммы-
· Метаграммы
· «Буриме»
· Задания творческого характера («сочини рассказ, сказку», придумай продолжение рассказа и т.д)
· «Эвристические беседы»
· Эйдос-конспекты
· Зигзаг
Буриме - это весёлая игра, заключающаяся в сочинении весёлых стихов, чаще шуточных на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Она развивает у детей находчивость, воображение, речь, логическое мышление, память.
Проговорить!
Приём Зигзаг используется для изучения и систематизации большого по объёму материала. Развивает умения вести исследовательскую работу в группе, анализировать текст совместно с другими участниками группы, доступно передавать информацию другому учащемуся. Текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в рабочих группах д. б. 5 человек. Каждый уч работает со своим текстом. По окончанию работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов, орг по цвету карточек. В группе участники обмениваются полученной информацией по одной теме и выбирают самый лучший вариант презентации. Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в группу, эксперт знакомит членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом в каждой группе складывается общее представление по изучаемой теме. Завершается приём общей работой всего класса итогом может стать исследовательское творческое задание.
В качестве домашнего задания учащимся нравится выполнять эйдос-конспекты, где можно проявить творческие способности, развивая креативное мышление. Эйдос-конспект представляет собой творческий исследовательский проект по анализу прочитанного произведения, это может быть изображение (рисунок) и краткое образное рассуждение, интерпретирующие темы, образы прочитанного. Эйдос - конспект демонстрирует ассоциативное восприятие литературного героя, художественной мысли, художественного мира произведения и организует творческую мысль читателя. Такая работа позволяет включать и логическое, и образное, и креативное мышление, обеспечивая тем самым более качественный образовательный результат.
Слайд 10.
На уроках окружающего мира я применяю приёмы:
· наблюдение,
· опыт,
· эксперимент,
· моделирование
· погружение (в краски, звуки и образы природы)
· фиксация результатов (на основе наблюдений, экспериментов, опыта)
Более подробно мне хотелось бы остановиться на исследовательских проектах. Проектно - исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира применяю с 1 класса. Образовательная программа курса «Окружающий мир» дает большие возможности для использования проектной - исследовательской деятельности.
Вместе с детьми были созданы проекты: «Соки польза или вред», «Какой мёд полезнее», «Почему воздушные шарики летают», «Слава русской старине», «Семь чудес родного края», «Богатства, отданные людям» и другие.
При изучении темы «Правильное питание». В ходе диалога Лера сказала, что все дети пьют соки, и я тоже люблю сок. Она задумалась. Все ли соки полезны? Что в составе содержат соки и полезен ли этот состав? Так возник проект «Соки в пакетах – польза или вред?»
Предположили, что не все соки полезны. Состав некоторых соков вредит нашему организму. Поставили цель: провести исследование соков разных производителей на содержание в них красителей и ароматизаторов. Работая с разными источниками информации, ребята научились различать понятия сок и нектар. Брали соки разных производителей: красные соки - образцы под номерами 1 и 2 и оранжевые соки образцы №3 и №4. Провели исследование на и выявили, что в некоторых образцах присутствуют красители и ароматизаторы. Провели тестирование на изучение упаковки и выяснили, что производители указывают на упаковке неверную информацию. Поэтому нужно быть внимательными при выборе соков.
После презентации этого проекта у детей появился интерес к натуральности и пользе продуктов, которые мы покупаем. И были исследованы: мёд, йогурты, молоко и другие продукты.
Работа над исследовательским проектом формирует у детей исследовательский интерес, развивает самостоятельность при работе с различными источниками и выполнении наблюдений и опытов, формирует правильные ценностные предпочтения в выборе продуктов питания. Креативно мысля, ребята получают возможность принимать решение в обход любым алгоритмам. А это раскрывает их индивидуальность и повышает самооценку.
Исследовательские проекты ребят были представлены на муниципальном конкурсе «Малая академия» и заняли призовые места, на областном конкурсе «Новое поколение».
В рамках урока недостаточно времени для работы над проектами. Работа продолжается во внеурочной деятельности.
Мои ученики заканчивают 2 класс. И уже сейчас заметна динамика решения проблем, выявленных в начале 1 класса.
Дети научились ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно добывать информацию, умеют принимать решение, видеть, формулировать и решать проблемы.
Слайд 11.
Дети стали более самостоятельными, коммуникативными, креативными, что подтверждается участием в различных мероприятиях и конкурсах.
Работу над этой темой я начинала еще с предыдущим классом. Сейчас они уже в 6 классе. Это любознательные, активно и заинтересованно познающие мир ребята, доброжелательные, умеющие слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения. Исследование, проводимое в рамках программы РИП, показало хороший уровень развития креативного мышления школьников. Всё это доказывает, что база, полученная в начальной школе, способствует дальнейшему развитию школьников, укрепляет желание и умение учиться, быть успешными в жизни.
Слайд 12.
Мой опыт был презентован на Международной Выставке - ярмарке инновационных образовательных проектов в г. Ульяновске, на региональном фестивале учителей начальных классов «Путешествие по родному краю», на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагогические чтения», на Всероссийском фестивале профессионального мастерства «Школа будущего», на Всероссийской педагогической конференции «Российское образование: актуальные проблемы и пути их решения», в рамках региональной программы «Реализация инновационных проектов».
Своё выступление хотелось бы завершить словами педагога Константина Николаевича Вентцеля (русский педагог, теоретик, пропагандист свободного воспитания (1857-1947).
«На ребёнка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нём дух неугомонного искателя истины, лелеять проснувшуюся жажду знания». Спасибо за внимание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.