Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность как средство формирования креативного мышления»
Оценка 4.9

Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность как средство формирования креативного мышления»

Оценка 4.9
doc
23.07.2022
Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность  как средство формирования  креативного мышления»
Исследовательская деятельность.doc

Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность

как средство формирования  креативного мышления»

 

 

Слайд 1.               Добрый день, уважаемые коллеги.

Слайд 2.              

Маленький Павлик стоит у фонтана,
в струи ладошку мокнув,
Всё мне на свете познать очень надо,
Первый раз в жизни рискнув.
Хочется знать, что вкуснее на свете:
Ручка моя иль вода?
Хочется знать, где ж все раки зимуют?
Рыбку златую поймать из пруда.

Ребенок уже рождается исследователем - это его естественное состояние.

Познавая новое, малышу хочется не только рассмотреть предмет, но и ощупать его руками, узнать на вкус, уловить его запах.

Наша задача, задача педагогов, – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Начальные классы – это особая ступенька. Первоклассники – это малыши-неумейки, путаники. В работе с ними требуются особый подход и методика. От того, какими будут первые шаги ребёнка в школе, часто зависит его дальнейшее отношение к учёбе, к труду, к учителям, к своим сверстникам.

Слайд 3.              

Образовательные стандарты начального общего образования нацелены на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,

осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности.

Слайд 4.              

Принимая ребят в первый класс, мною были выявлены следующие проблемы:  

- недостаточный уровень сформированности учебно - организационных умений, следствием чего является отсутствие самостоятельности, интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, снижение познавательной активности;

- недостаточный уровень сформированности   регулятивных и познавательных универсальных учебных действий;

- недостаточный уровень логического мышления и креативного

Слайд 5.
В связи с этим, определилась необходимость поиска эффективных методов и приемов развития личности младших школьников. Изучив             системно - деятельностный подход,    содержание программ обучения, поняла, что 
организация исследовательской деятельности поможет устранить проблемные зоны развития учащихся.

Исследовательская деятельность обеспечивает условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет расширить рамки изучаемого, то есть решить все выше перечисленные проблемы. 

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности   в трудах:

Яна Амоса Коменского,  Василия Васильевича Давыдова, Леонида Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина, Шалва Александровича  Амонашвили, Шацкого Станислава Тиофиловича  (1878г), Ушинского Константина  Дмитриевича

 (в трудах заложены основы исследовательского обучения)

Например, в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.

Слайд 6.               

Организацию исследовательской деятельности я осуществляю разными формами: урок-исследование, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок - защита исследовательских проектов, урок «Удивительное рядом».

Невозможно каждый урок проводить, используя данные формы, но практически на каждом уроке я использую различные методические приёмы:

Слайд 7.

- опыт и эксперименты

- наблюдение

- проблемные ситуации;

- моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы);

- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации:

- погружение (погружение в краски, звуки, запах и образы природы)

- художественное слово

- эвристические беседы (метод, диалог в процессе которого путём ряда вопросов,  ученика наводят на решение проблемы)

- фиксация результатов (на основе наблюдения, опытов, экспериментов)

Слайд 8.            

 

На уроках математики я применяю:

 

НА СЛАЙД вывести приёмы, проговаривать выделенные

·        задачи на развитие логики

·        фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

·        задания с магическими квадратами;

·        интеллектуальный тренинг

·        игровые и занимательные задания исследовательского характера;

·        математические головоломки, ребусы

·        задачи на  смекалку

·        моделирование;

·        игры исследовательского характера

Проговорить!

Моделирование – приём  для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребенка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ.

Модель отрезка, на которой изучается взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, вводится на первых уроках 1-го класса.

2)Игры исследовательского характера

Исследовательский характер некоторых игр тоже кроется не в процессе игры (играть можно, просто выполняя вычисления в соответствии с правилами), а в поиске способа выигрыша.

Например, в  игре «Кто первый получит 50?» участвуют два человека. Первый может назвать любое целое число от 1 до 5. Второй прибавляет к нему своё число в тех же пределах и т.д. (каждый игрок прибавляет свое число к предыдущей сумме). Выиграет тот, кто первым получит сумму 50.

Для того чтобы победить, надо решить исследовательскую задачу по выработке стратегии игры. Надо подумать, какое число должен назвать победитель в свой предпоследний ход.

 Если он назовет 45 (46, 47, 48, 49), то его противник прибавит 5 (4, 3, 2, 1) и выиграет. Если он назовет меньше, например 43 (или 42), то противник может прибавить 1, тогда получится 44 (43), т.е. до 50 будет не хватать 6 (7). Эту разницу за один ход не преодолеть, так как нельзя прибавить больше 5. Значит, победа будет отдана противнику. Тот, кто в свой предпоследний ход назовет результат на 5 + 1 меньше, чем 50, т.е. число 44, тот и выиграет. Какое бы число от 1 до 5 ни назвал затем второй игрок, первый может дополнить его число до 6 и получить 50. Рассуждая так же и вычитая из числа 44 по 6, получим ключевые суммы 38, 32, 26, 20, 14, 8. Их получение обеспечит победу первому игроку, если он начал игру с числа 2).

 

Слайд 9.            

На уроках литературного чтения

 я применяю различные методические приёмы:

(Исслед деят на уроках лит чт для вызывания интереса к изучаемому произведению, способствует углубленному изучению произведения, успешное исследование по одному произведению является стимулом к проведению другого)

НА СЛАЙД вывести приёмы, не проговаривать

·        Проблемные вопросы (побуждает уч к поиску знаний,заставляет рассуждать,анализирова,аргументировать мвои выводы)

·         «Фишбоун» (приём с пом кот ребёнок учится анализировать информацию, развивает мышление, с пом приёма учится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности).

·        Наблюдения

·        Анаграммы-

·        Метаграммы

·        «Буриме»

·        Задания творческого характера («сочини рассказ, сказку», придумай продолжение рассказа и т.д)

·         «Эвристические беседы»

·        Эйдос-конспекты

·        Зигзаг

Буриме - это весёлая игра, заключающаяся в сочинении весёлых стихов, чаще шуточных на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Она развивает у детей находчивость, воображение, речь, логическое мышление, память.

Проговорить!

Приём Зигзаг используется для изучения и систематизации большого по объёму материала. Развивает умения вести исследовательскую работу в группе, анализировать текст совместно с другими участниками группы, доступно передавать информацию другому учащемуся. Текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в рабочих  группах д. б. 5 человек. Каждый уч работает со своим текстом. По окончанию работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов, орг по цвету карточек. В группе участники обмениваются полученной информацией по одной теме и выбирают самый лучший вариант презентации. Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в группу, эксперт знакомит членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом в каждой группе складывается общее представление по изучаемой теме. Завершается приём общей работой всего класса  итогом может стать исследовательское творческое задание.

В качестве домашнего задания учащимся нравится выполнять эйдос-конспекты, где можно проявить творческие способности, развивая креативное мышление. Эйдос-конспект представляет собой творческий исследовательский проект по анализу прочитанного произведения, это может быть изображение (рисунок) и краткое образное рассуждение, интерпретирующие темы, образы прочитанного. Эйдос - конспект демонстрирует ассоциативное восприятие литературного героя, художественной мысли, художественного мира произведения и организует творческую мысль читателя. Такая работа позволяет включать и логическое, и образное, и креативное мышление, обеспечивая тем самым более качественный образовательный результат.

Слайд 10.            

На уроках окружающего мира я применяю приёмы:

·       наблюдение,

·       опыт,

·       эксперимент,

·       моделирование

·       погружение (в краски,  звуки и образы природы)

·       фиксация результатов (на основе наблюдений, экспериментов, опыта)

Более подробно мне хотелось бы остановиться на исследовательских проектах. Проектно - исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира применяю с 1 класса.  Образовательная программа курса «Окружающий мир» дает большие возможности для использования проектной -  исследовательской деятельности.

Вместе с детьми были созданы проекты: «Соки польза или вред», «Какой мёд полезнее», «Почему воздушные шарики летают», «Слава русской старине», «Семь чудес родного края», «Богатства, отданные людям» и другие.         

При изучении темы «Правильное питание». В ходе диалога Лера сказала, что все дети пьют соки, и я тоже люблю сок. Она задумалась. Все ли соки полезны? Что в составе содержат соки и полезен ли этот состав? Так возник проект «Соки в пакетах – польза или вред?»

Предположили, что не все соки полезны. Состав некоторых соков вредит нашему организму. Поставили цель: провести исследование соков разных производителей на содержание в них красителей и ароматизаторов. Работая с разными источниками информации, ребята научились различать понятия сок и нектар. Брали соки разных производителей: красные соки -  образцы под номерами 1 и 2 и оранжевые соки образцы №3 и №4. Провели исследование на и выявили, что в некоторых образцах присутствуют красители и ароматизаторы. Провели тестирование на изучение упаковки и выяснили, что производители указывают на упаковке неверную информацию. Поэтому нужно быть внимательными при выборе соков.

После презентации этого проекта у детей появился интерес к натуральности и пользе продуктов, которые мы покупаем. И были исследованы: мёд, йогурты, молоко и другие продукты.  

Работа над исследовательским проектом формирует у детей исследовательский интерес, развивает самостоятельность при работе с различными источниками и выполнении наблюдений и опытов, формирует правильные ценностные предпочтения в выборе продуктов питания. Креативно мысля, ребята получают возможность принимать решение в обход любым алгоритмам. А это раскрывает их индивидуальность и повышает самооценку.

Исследовательские проекты ребят были представлены на муниципальном конкурсе «Малая академия» и заняли призовые места, на областном конкурсе «Новое поколение».

В рамках урока недостаточно времени для работы над проектами. Работа продолжается во внеурочной деятельности.

Мои ученики заканчивают 2 класс. И уже сейчас заметна динамика решения проблем, выявленных в начале 1 класса.

Дети научились ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно добывать информацию, умеют принимать решение, видеть, формулировать и решать проблемы.

 

Слайд 11.            

Дети стали более самостоятельными, коммуникативными, креативными, что подтверждается участием в различных мероприятиях и конкурсах.

Работу над этой темой я начинала еще с предыдущим классом. Сейчас они уже в 6 классе. Это любознательные, активно и заинтересованно познающие мир ребята, доброжелательные, умеющие слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения. Исследование, проводимое в рамках программы РИП, показало хороший уровень развития креативного мышления школьников. Всё это доказывает, что база, полученная в начальной школе, способствует дальнейшему развитию школьников, укрепляет желание и умение учиться, быть успешными  в жизни.

Слайд 12.            

 Мой опыт  был  презентован на Международной Выставке  - ярмарке инновационных образовательных проектов в г. Ульяновске, на региональном фестивале учителей начальных классов «Путешествие по родному краю», на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагогические чтения», на Всероссийском фестивале профессионального мастерства  «Школа будущего»,  на Всероссийской педагогической конференции «Российское образование: актуальные проблемы и пути их решения», в  рамках  региональной программы «Реализация инновационных проектов».

Своё выступление хотелось бы завершить словами педагога Константина Николаевича Вентцеля (русский педагог, теоретик, пропагандист свободного воспитания (1857-1947).

 «На ребёнка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нём дух неугомонного искателя истины, лелеять проснувшуюся жажду знания».                                                  Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность как средство формирования креативного мышления»

Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность как средство формирования креативного мышления»

Принимая ребят в первый класс, мною были выявлены следующие проблемы: - недостаточный уровень сформированности учебно - организационных умений, следствием чего является отсутствие самостоятельности, интеллектуальной зрелости,…

Принимая ребят в первый класс, мною были выявлены следующие проблемы: - недостаточный уровень сформированности учебно - организационных умений, следствием чего является отсутствие самостоятельности, интеллектуальной зрелости,…

Например, в трудах В.В. Давыдова,

Например, в трудах В.В. Давыдова,

НА СЛАЙД вывести приёмы, проговаривать выделенные · задачи на развитие логики · фокусы с разгадыванием задуманных чисел; · задания с магическими квадратами; · интеллектуальный тренинг…

НА СЛАЙД вывести приёмы, проговаривать выделенные · задачи на развитие логики · фокусы с разгадыванием задуманных чисел; · задания с магическими квадратами; · интеллектуальный тренинг…

Выиграет тот, кто первым получит сумму 50

Выиграет тот, кто первым получит сумму 50

Эйдос-конспекты · Зигзаг

Эйдос-конспекты · Зигзаг

Слайд 10. На уроках окружающего мира я применяю приёмы: · наблюдение, · опыт, · эксперимент, · моделирование · погружение (в краски, звуки и образы природы)…

Слайд 10. На уроках окружающего мира я применяю приёмы: · наблюдение, · опыт, · эксперимент, · моделирование · погружение (в краски, звуки и образы природы)…

После презентации этого проекта у детей появился интерес к натуральности и пользе продуктов, которые мы покупаем

После презентации этого проекта у детей появился интерес к натуральности и пользе продуктов, которые мы покупаем

Слайд 12. Мой опыт был презентован на

Слайд 12. Мой опыт был презентован на

Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность как средство формирования креативного мышления»

Методическая разработка на тему «Исследовательская деятельность  как средство формирования  креативного мышления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2022