Воспитательное мероприятие
Тема: «Культура нашего языка»
Форма проведения: час общения.
Цель: овладение учащимися основными правилами русского языка.
Задачи:
· Способствовать формированию культуры поведения учащихся;
· Закрепить правила культурного общения;
· Развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: наглядный материал.
План:
I.Организационная часть - 1-2 мин.
II.Сообщение цели - 1 мин.
III.Вводная беседа – 5 мин.
IV.Основная часть - 20 мин.
V.Заключительная часть – 2-3 мин.
Всего (30 мин.)
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
II.Сообщение цели.
III.Вводная беседа
Отгадайте загадки. Под каждой гадкой скрывается буква.
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!) К
Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста) У
Когда я что-то подарю, мне говорят:... (благодарю) Л
Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите: ... (до свидания) Ь
Порвал Воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно: Ну ….(извините) Т
Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй) У
Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры) Р
Если словом или делом Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить:...(Спасибо) А
Это слово "КУЛЬТУРА"
IV.Основная часть
Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отчается. Что же такое культура речи?
Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело - говорить ясно, четко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.
- Чтобы овладеть литературным произношением, надо читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
Знакомьтесь: Петя, мой сосед –
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магАзин на обед.
Хозяйка моет стаканЫ,
Секет свеклУ, пекёт блины.
И до меня дошел черед:
Портфель он пОртфелем зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ! - несется со двора –
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, ПетЯ,
Ведь ты большой, а не дитя!
ПетЯ обижен на ребят,
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)
Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.
Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Вася Крутилкин.
Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
Вася .Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.
Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
Вася .В третьем «Бы».
Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Вася .Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
Вася .Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Васи градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (достаёт и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.
Какую болезнь обнаружил доктор у Васи? Согласны ли вы с диагнозом?
Какой рецепт дал доктор?
Ребята, действительно нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Вася. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то хорошего.
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.
Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные.
Давайте вспомним девять основных правил по культуре речи.
Правила «Культура речи»
1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».
3. Не спеши высказать свои мысли.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
Запомните эти правила и выполняй их.
V.Заключительная часть
Культура речи – это и употребление вежливых слов.
Давайте их повторим.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и красоты.
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Отменить, что ли, «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.