«Народные праздники»
(Воспитательское мероприятие. 4 класс)
Автор: Грибанова Инна Владимировна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 4 группы КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- изучение семейного быта.
Задачи:
- ознакомить с главными праздниками русского народа;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: репродукции Б. Кустодиева «Масленица», «Пасхальный обряд», «Сельский праздник», «Троицын день».
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Много трудился простой человек:
Сеял, жал и пахал.
Ну, а в праздники про всё забывал,
Песням, потехам волю давал.
- Как вы думаете о чём мы будем говорить на занятии?
Рассказы о праздниках.
Воспитатель.
На Руси отмечали много праздников –и христианские, и языческие, и природные.
- Назовите христианские праздники. (Рождество, Крещение, Пасха…)
- Назовите языческие праздники. (Масленица, святки.)
- Какие природные праздники вы знаете? (Грачевник, Троица.)
Сегодня вы узнаете, как отмечали эти праздники. Рассказ о праздниках мы начнём по порядку – с Рождества. Это один из самых главных христианских праздников. Он всегда сопровождался народными гуляниями.
- А что такое - Святки? Святки – это двухнедельные Рождественские празднества, которые исстари отмечали наши предки. Подготовка к ним шла заранее. С Николы начинали подыскивать избу у одинокой старушки, откупали её, убирали, украшали, готовили дрова, мастерили костюмы и маски для ряженых. Рядились медведями, стариками, чертями, петрушками.
Самым весёлым развлечением на святках было колядование, или колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье.
Мы, младые колядовщики,
Забежали на широкий двор,
Пришли прославлять –
Хозяев величать.
Дай бог тому,
Кто в этом дому:
Чтоб рожь густа,
А соломка пуста,
И здоровья, и бытья
И богатства, и житья.
Так святки продолжались до 19 января, до Крещения. На второй недели колядок совершались гадания. Гадали, каким будет новый год, урожай, и конечно же, выйдет ли замуж девушка, каким будет муж, как сложится её судьба. Гадали о суженой и парни.
Так заканчивались святки.
За рождественскими Святками спешит ещё один праздник.
- Какой? (Масленица)
Масленица известна с языческих времён, как праздник проводов зимы и встречи весны. Экономить на еде во время Масленицы считалось грехом. Символ этого праздника – блины. Всё когда – нибудь кончается, закончился и последний день Масленицы. С понедельника начинается Великий пост (40 дней). Основной едой будут хлеб, вода и овощи. После поста наступает праздников праздник.
- Какой это праздник? (Пасха)
Пасха – это праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. В ночь на воскресенье во всех храмах проходит крестный ход. Христиане молятся всю ночь. А на утро поздравляют друг друга, и вместо «здравствуйте» говорят «Христос воскрес», а собеседник отвечает «Воистину воскрес».
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождалась играми, развлечениями, хождением в гости. Принято поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. Всем мужчинам и парням разрешалось звонить в колокола. У каждого большого праздника есть свои традиции. На Пасху – люди ходят на кладбище – поклониться усопшим родным, оставить на могилах кусочек кулича, творожной пасхи, крашеное яйцо.
Воспитатель. К какой группе относится праздник Пасхи? (К православным праздникам)
- Назовите основные традиции этого праздника. (Крестный ход, крашеные яйца, поминать усопших, печь куличи)
Летом отмечают мало праздников, некогда летом отдыхать. Именно летом отмечают Троицу – это конец весны и начало лета и праздновалась на четверг седьмой недели после Пасхи. Троица считалась «девичьим» праздником. Самое уважаемое дерево на троицу – берёза. В деревнях гулянье начиналось в среду. Девушки отправлялись в лес и 2заламывали» берёзки. На следующий день шли завивать ленточки и бумажки. После завивания совершался обряд кумления. Троицына суббота посвящалась умершим. В воскресенье устраивали трапезу, девушки гадали по венкам.
Работа с картинами.
Обо всех праздниках и традициях русского народа рассказать трудно. Мимо них не могли пойти художники. Перед вами репродукции картин Б.М. Кустодиева.
- Посмотрите на картины. Что их объединяет?
-Давайте и мы с вами последуем его примеру и нарисуем свои «картины», передав красоту русских праздников.
Беседа.
- О каких праздниках вспомнили?
- Какой праздник называется «праздником праздников»?
- Две недели после Рождества. (Святки)
-«Девичий» праздник. (Троица)
- На Троицу она – главная. (Берёза)
- Главная еда на Масленицу. (Блины)
- Обязательный атрибут Пасхи. (Яйцо)
- Кекс, испечённый в Пасху.(Кулич)
- Обряд в Троицу. (Кумление).
Итог занятия.
- С какими праздниками познакомились?
- Для чего нужно помнить эти праздники? ( это наша история, они весёлые и интересные, чтоб не забывать, что мы – русские).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.