Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
Методическая разработка на тему
«Работа над стабильностью исполнения
музыкальных произведений»
Подготовила преподаватель
отделения народных инструментов
Гончарова Светлана Михайловна
г. Ульяновск
2025
В процессе педагогической работы наблюдается проявления:
а) яркого таланта учащегося;
б) среднего уровня ученика;
в) учащиеся, которым учеба дается весьма нелегко.
Но все они в той, или иной форме должны показать результаты своей творческой деятельности:
1- яркие, целостные, убедительные выступлении;
2-хорошо выученные программы с незначительными шероховатостями в исполнении;
3 - весьма слабые, не собранные воедино, порой недоученные программы.
Вопрос воспитания юного музыканта, способного ярко и целостно исполнять соответствующие его уровню музыкальные произведения, всегда был и будет актуальным.
Что же такое стабильность? Суть этого понятия многогранна.
Стабильность - это совокупность неких личностных качеств, имеющих определенные характеристики, позволяющие выявить определенные уровни развития музыканта. К этим качествам мы относим в первую очередь музыкальные данные: слух, ритм, память. Далее - моторика, эмоциональный фактор (характер), психологическая устойчивость, мыслительная реакция и выносливость. Отметим так же факторы, влияющие на формирование стабильности: мотивированность на учебу, интерес, уровень грамотности ученика, позиция и манера преподавания. ( Часто много сил тратится на непроизвольное заучивание ошибок).
Задача педагога – донести суть вопроса до ученика и получить искомый результат. Чтобы наиболее эффективно работать в классе, нам необходимо знать все « +» и «-« ученика. Мы должны четко понимать, какие качества являются на данный момент для него доминантными, а какие требуют активного развития ( мы можем наблюдать, например, что излишние эмоции порождают неуверенность, или преобладание рационального делает исполнение скучным и невыразительным, можем наблюдать как импульсивное мышление делают исполнение неряшливым, и т.д.) Наша задача - выявить нужные нам доминанты, развить их, и с их помощью сформировать гармоничный совокупный комплекс личностных качеств учащегося, который и можно охарактеризовать как стабильность.
Таким образом - стабильность, как один из важнейших аспектов исполнительства, наряду с такими факторами, как ритмичность, эмоциональность, образность, техническая оснащенность – оказывает важнейшее влияние на уровень исполнительства.
СТАБИЛЬНОСТЬ - КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА.
Стабильность – есть способность качественно, непрерывно выполнять какую - либо логически выстроенную последовательность, с определенной степенью сложности, требующую необходимых психофизических затрат.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД СТАБИЛЬНОСТЬЮ:
-анализ, синтез;
- от простого к сложному ( постепенность);
-от частного к общему (целостность);
-системность;
- сочетание обучения с практикой выступления на сцене;
-наличие определенных приоритетов на различных этапах обучения;
- дисциплина, ответственность ( качественное выполнение домашнего задания).
Обратить внимание на следующие закономерности:
- чем точнее осваивается информация на начальном этапе работы с текстом, тем надежнее, стабильнее в последующем будет исполнение данного текста. И, наоборот, если текст изучен не достаточно всесторонне, с неточностями и неясностями, то это будет почвой для разрушения целостности, точности, стабильности.
Вывод: начальный этап – есть важнейшая часть всего творческого процесса работы над текстом. На этом этапе вырабатывается определенная манера, стиль, метод заучивания произведения и его исполнения в дальнейшем. В сознании зарождаются и развиваются определенные принципы:
-аппликатурная дисциплина;
-анализ метро – ритма;
-слуховой анализ;
-соотношение художественного восприятия и физических ощущений;
-последовательность, комплексность;
-целостность.
1. Этап выявления и освоения всех технологических особенностей текста (ритм, аппликатура, штрихи, динамика, приемы, скачки, растяжки, ощущения, темпы, фразировка, регистры, и т.д.) сочетается с активной работой по выявлению мест в тексте, требующих особого подхода (неудобных) и доведения до уровня исполнения до нужного качества и последующего их вкрапления в общую ткань текста.
2. Этап постепенного перевода технологического подхода в драматургическую плоскость: жанр, форма, характер, выстраивание штрихов, динамики, темпов в определенную логику.
К технологическому этапу есть несколько специфических моментов.
Движение – ощущение.
Три этапа «жизни» звука :
а)-возникновение; б) –звучание; в)-завершение.
Какой звук мы слышим лучше? (Громкий, тихий, резкий, мягкий).
Какое движение лучше осваивается? (Быстрое, медленное, резкое, плавное).
На каком штрихе лучше запоминается мелодия? (Легато, нон легато, стаккато).
Работа по цезурам. Цезура - как момент завершения построения и подготовки к следующему построению.
Работа над непрерывностью (объединение цезур).
Выше сказанное всего лишь один из вариантов последовательности и решения вопроса воспитания стабильности. Содержательная часть так же должна корректироваться, исходя из индивидуальных психофизических особенностей личности ученика.
Важный вопрос - постановка задач.
На уроке внимание ученика на конкретное выполнение какого-либо элемента - акцентируется преподавателем. Будет гораздо интереснее, а следовательно и эффективнее, если на уроке присутствует момент «сотворчества».
Задача педагога - научить ученика правильно поставить перед собой определенную цель, найти путь к ее достижению и добиться этой цели.
Домашнее задание должно состоять из двух частей:
1 - обязательная;
2 - по желанию.
Пункты домашнего задания выстраиваются по степени их актуальности, и должны выполняться учеником в строгой последовательности.
Ученика можно приучить к последовательности работы по пунктам путем систематической проверки этой последовательности.
Это касается обязательной части домашнего задания.
Стабильность - есть результат совокупности одно направленных факторов (критическое накопление которых приводит к радикальному изменению) к стабильности исполнения музыкального произведения.
Список литературы:
1. И.Алексеев «Методика преподавания игры на баяне», МУЗГИЗ 1960г.
2. А.Судариков «Основы начального обучения игры на баяне» Москва « Советский композитор» 1982г.
3. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста» Москва «Советский композитор»1989г.
4. Б.Я.Землянский «О музыкальной педагогике» Москва «Музыка»1987г.
5. «Вопросы музыкальной педагогики». Составитель В.И.Руденко. Москва, «Музыка»1986г.
-
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.