Воспитательное мероприятие
Тема: «Я имею право …»
Форма проведения: Беседа.
Цель: формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление
с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
· Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей"); чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
· Воспитывать уверенность в себе; уважение к достоинству и личным правам другого человека.
· Развивать связную речь; развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: книга «Конвенция о правах ребенка», карта мира, посылка, карточки с краткой характеристикой прав, плакат с изображением детей, макет обложки книги «Конвенция о правах ребенка».
План:
I.Организационная часть - 1-2 мин.
II.Сообщение цели - 1 мин.
III.Вводная беседа – 5 мин.
IV.Основная часть - 20 мин.
V.Заключительная часть – 2-3 мин.
Всего (30 мин.)
Ход занятия:
I.Организационная часть
Приветствие. Психологический настрой.
II.Сообщение цели
III.Вводная беседа
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? На нашей планете великое множество государств.
Какие страны вы можете назвать? (Ответы детей)
Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Правильно, Россия. Посмотрите на карту, где она расположена? Кто выйдет к доске и покажет нашу страну?
Ребята, как вы думаете. в нашей стране можно делать все, что угодно или же нет? А что нельзя делать? Почему нельзя совершать это?
Значит, есть какие – то правила и законы в нашей стране? А как вы думаете прописаны ли эти правила где-либо? Да, прописаны.
IV.Основная часть
Сегодня с утра я обнаружила возле своего стола вот эту коробку.
Дети, это посылка. Она адресована ученикам 2 класса.
Мы сейчас посмотрим, что нам прислали. (открываю посылку, достаю книгу «Конвенция о правах ребенка»
Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить (произнесем хором)
Ребята, что такое конвенция, кто знает? / Карточка на доске/
Если нужно узнать происхождение и смысл слова, мы обращаемся за помощью к толковому словарю. Читаю.
-Конвенция о правах ребенка – это важный документ,
регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав
ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для
защиты данных прав.
Послушайте, как появился этот документ.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатых стран и из бедных. Многие приехали из тех мест, где шла война. Были там мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины. Все вместе они написали закон и привели в этом документе список прав и обязанностей, которые общие для всех, и мы должны их выполнять, в том числе и дети.
- Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб.
- 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка
-Ребята, XXI век — Век ребенка.
Права детей записаны в Конвенции о правах ребенка.
А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.
Статья 7 Право на имя при рождении /на доске/
-В нашем классе учатся ребята с разными именами. А что же они означают, ведь родители недаром подарили вам такие удивительные имена.
Называю имя и его значение (Александр- «защитник», Анастасия -«возвращение к жизни».)
- Я думаю, что каждый из вас сегодня найдет минутку, чтобы подойти к маме и сказать ей спасибо за такое великолепное право – право на имя.
Статья 9 Право на общение с обоими родителями.
Статья13,14. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 24. Право на медицинскую помощь
Статья 30.
Статья 28. Право на образование.
Статья
31. Каждый ребенок имеет право
на отдых и досуг.
Статья 6 Право на жизнь.
-Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
-А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.
Игра «Герои книг имеют право»
А теперь снова работа в командах. 2 команды получают по 5 задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?
1 команда:
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое право нарушено?
2. В каких сказках нарушено право на жизнь и свободу?
3. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком?
4. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
5. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
2 команда:
1. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право нарушено?
2. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право нарушено?
3. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова?
4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
5. В какой сказке подтверждается право работающего на
справедливое вознаграждение?
Ответы детей.
Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (Ответы детей)
Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Игра-заключение
О своих обязанностях не должны забывать и вы.
Послушайте стих. О каких своих обязанностях забыли дети.
1. Э. Успенский "Разгром"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
V.Заключительная часть
С каким документом мы сегодня познакомились?
Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (Право на образование.)
Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.
Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Лучший способ сделать детей хорошими –это сделать их счастливыми.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.