Чтение и обсуждение рассказа Т. Ломбиной «Буханка
хлеба».
Цели урока:
- создание условий для развития устной и письменной речи, для развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся на основе анализа художественного текста;
-формирование ценностных ориентиров на основе познавательных интересов, учебных мотивов; создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества.
Задачи урока:
1.обратить внимание учащихся на проблемы духовности, нравственности;
развивать монологическую речь учащихся;
2. дать нравственную оценку поступков героев рассказа (мальчика и мамы);
3. учить размышлять, выражать свои мысли уверенно, аргументировать свою точку зрения;
4. способствовать воспитанию сознания личной ответственности за себя за свои поступки.
Оборудование: художественный текст (рассказ Т.Ломбиной «Буханка хлеба»),
Ход урока
(запись на доске)
Потеряешь Милосердие, - потеряешь Душу. (Александр Шкуратов)
Доброта- она не увядает и не ждёт взаимности в ответ, Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет. Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда. Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...
Мне хочется прочитать вам рассказ Тамары Ломбиной. Называется рассказ «Буханка хлеба». Что вы можете сказать о названии рассказа? Что может произойти в рассказе с таким названием?
(Ответы учеников: речь пойдёт про буханку хлеба, для кого-то очень значимую)
Для кого, на ваш взгляд? ( Пока ответить трудно).
Рассказ очень маленький. Но читать его вам я буду с остановками. В конце остановки задаю вопрос.
Т.Ломбина Буханка хлеба
Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.
«Во даёт, – подумал он, – наверно, насмотрелась фильмов про преступников».
Санька просто прирос к полу. Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. Опомнившись, он дёрнул маму за рукав и зашептал ей на ухо:
1 остановка. Что мог прошептать Санька маме?
Ответ уч-ся: (Посмотри украла. Надо сказать продавцам. Какая бессовестная. Ведь уже жизнь прожила, а ворует.) Вы правильно ответили. Читаем дальше:
– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! Давай заявим в милицию.
– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку.
А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.
«Видимо, от удовольствия», – подумал Санька.
Мама зачем-то дёрнула сына за рукав и прошептала: «Молчи!»
2 остановка. Какую сцену видит мать? А что видит Санька? Как дальше будут развивать события? Почему вы так считаете? Чем закончится, на ваш взгляд, этот рассказ? Читаем дальше:
А когда они подошли к кассе, она сказала кассиру:
– Тут у меня бабушка вышла случайно с буханкой хлеба, возьмите за «Бородинский».
– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?
Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жёстко посмотрела ему в глаза:
– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.
Санька хотел крикнуть, что ворам он не подаёт, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слёзы.
Рассказ прочитан. Объясните реакцию Саньки: «...хотел крикнуть...» Почему же не крикнул?
(Санька увидел слёзы бабушки)
Санька отнесёт бабушке хлеб?
Как будут развиваться события после финала, мы не знаем. Ваши предположения? Я тоже думаю, что вряд ли что изменится в судьбе пожилой женщины: по-прежнему она одна, без дома, семьи, по-прежнему унизительное состояние – ради куска хлеба....
Но видим и молодую женщину. Что сделала молодая женщина Санькина мама в магазине? Зачем она заплатила за хлеб, украденный чужой старухой? Ответ очень простой: пожалела. Какие у вас ещё есть предположения?
Как вел себя мальчик? Что он чувствовал? Он не понимает, почему человека, нарушающего нормы поведения (кража) не наказывают. Его мама, которая многому его научила уже, вдруг ведёт себя не так, как надо: она покрывает воровку. А вот её слова-наказ сыну: «Расти, сын, большим и умным» - пожелание: «и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей». Почему: «Большим и умным»? Почему: не пожелание быть счастливым, а «тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей»?
(Мальчик здесь, на первый взгляд, борец за правду: воровку надо наказать. Мама сама человек «большого и умного сердца»: она жалеет бабушку, помогает ей в трудной ситуации («большое сердце», которое сострадает посторонним) и учит своим примером сына («умное сердце»).
Какой вывод можно сделать из нашей беседы? Родители - ваши первые учителя. Их поступки – для вас образцы для подражания. И взрослым надо об этом помнить всегда, они тоже должны быть «большими и умными».
Что теперь вы можете сказать о названии (заглавии) текста? (Буханка хлеба оказалась значимой для всех: бабушка сегодня получила еду, Санька - урок от матери, мама Саньки ещё раз убедилась, что неплохой растёт у неё мальчик. Работа с таблицей Глоссарий «Нравственные категории»
Автор Т. Ломбина в своём рассказе безо всякого назидания говорит о важных категориях в человеческом общении. Поработай с Глоссарием (заполняется на уроках русского и литературы в течение 2-х лет для ОГЭ русский язык, 9 класс). Выбери ту нравственную категорию, о которой шла речь в тексте. Докажи свой выбор.
О чём этот рассказ?
(В этом рассказе говорится о человеческой отзывчивости ;об одиночестве; о воспитании; об отношении к бездомным.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.