Методическая разработка "Наша планета Земля"

  • doc
  • 11.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка «Наша планета Земля» по _Экологии_.doc

Познавательно игровая программа для начальной школы.

Название: «Наша планета Земля»

Автор: воспитатель Мацкова Евгения Евгеньевна.

Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.

Оборудование: рисунки, фонограмма музыки, глобус, интерактивная доска, цветные карандаши, листы бумаги, раздаточный и игровой материал.

Задачи:

Образовательная: учить соблюдать правила и нормы поведения в природе; обогащать детей знаниями о природе, ее многообразии.

Развивающая: развивать связную речь детей, познавательную активность, пространственное мышление.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к нашей планете, к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Основная часть

Просмотр заранее сделанного видеоролика (около 3-х минут) «Земля наш общий дом».

Воспитатель: - Дети, вы посмотрели небольшой видеоролик. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей. Держит в руках глобус.

Воспитатель: - Посмотрите какая вокруг нас красота! Нас окружает удивительный мир-поля, озера, реки, моря, горы, небо, солнце, птицы и животные, деревья и цветы. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. И все – это наш с вами дом, который мы с вами должны беречь и охранять.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчёлки.

 

Предлагаю вашему вниманию познавательно игровую программу «Наша планета Земля». Приглашаю вас в Царство природы, поиграть, поразмышлять, отгадать загадки, спеть, а в итоге – ответить на вопрос: «Чем мы можем помочь своей планете, своей природе»? «Как мы должны себя вести, чтобы наша планета и природа всегда оставались такими же прекрасными»?

Надеюсь, благодаря активной работе вовремя нашей программы, вы поймёте, насколько важно беречь природу и нашу планету и приложите усилия для её защиты и охраны.

Итак, в добрый путь! Мы отправляемся в свое путешествие в удивительное, прекрасное и загадочное Царство природы.

Первый конкурс. «Лесные загадки».

1.                 Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2.                 Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3.                 Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

4.                 Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5.                 Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6.                 Я увидел: на опушке

Гриб растет, на нем веснушки

          Все, как на подбор

          Значит, это – ... (Мухомор.)

7.                 Ах, зеленая коса…

          Не девица, а краса.

          Только прячется в темнице

          Эта красная девица. (Морковь.)

8.                 Длинный хвост и белобока

          И трещит, значит – ... (Сорока.)

9.                 Он питается лишь травкой,

          Дружит с каждой он козявкой,

          Зелен весь, как огуречик.

          А зовут его – ... (Кузнечик.)

10.             Он зубастый, серый, злой.

          На пути его не стой!

          За зайцем гоняется.

          Кем он называется? (Волк.)

11.            Все с цветка да на цветок,

          Запасет она медок.

          Ее день рабочий долгий.

          Кто та труженица? (Пчелка.)

12.            Кто спешит к нам в хоровод

          Прямо в ночь под Новый год?

          Кто пушистая, в иголках?

          Ну, конечно, это – ... (Елка.)

13.            Кто природе помогает,

          Кто лучами не ласкает,

          Загляни в оконце?

          Это наше ... (Солнце.)

14.            Кто румян и краснощек?

          У кого мясист бочок?

          Кто скажите тот сеньор?

          Ну, конечно, ... (Помидор.)

15.            Все под ним зазеленеет,

          Травку напоить умеет.

          Если зонтик не возьмешь,

          И тебя намочит ... (Дождь.)

16.            Очень любят солнышко

          Розовые глазки.

          На полянке в рассыпную –

          Словно бусы в сказке.

          Под листочком, посмотри-ка, -

          Поспевает ... (Земляника.)

17.            У воды сидит певица,

          Очень уж старается.

          Из всех ее стараний

          Ква-ква получается. (Лягушка.)

18.            Словно кружевом расшита

          Зеленая рубашка.

          Так по лугу разбрелась

          Белая ... (Ромашка.)

 

Второй конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние.

Объясни – ПОЧЕМУ?
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Третий конкурс.  «Пантомима».

 Дети отгадывают животных, которых показывают другие дети.

- бодающих бычков;

- прыгающих воробьев

- цапли едят лягушек

- шагающих уток

- пингвины идут

- лягушки прыгают

- медвежата ползут на дерево и едят мед

- крокодилы

 

Четвертый конкурс. Игра «Собери цветок».

(На столе разложены лепестки цветов. Выходят желающие дети и собирают на доске цветы). – Кто быстрее соберёт цветок. (Повторить несколько раз)

 

Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели. Травку мы покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше высоко

Прыгай на носках легко.

Вокруг себя повернитесь

И в ребяток превратитесь.

 

Пятый конкурс. «Собери пословицу».

Дети получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу. Кто быстрей? («Был бы лес, соловьи прилетят.»).

 

Шестой конкурс.  «Кто больше?».

Нужно собрать из букв как можно больше названий животных (буквы можно использовать в слове только один раз).

Плакат с буквами видят все.

И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А - (енот, волк, лиса, крот, вол, кот, рысь, лев и т.д.).

 

Седьмой конкурс. «Нарисуй с закрытыми глазами».

Желающие дети выходят к доске и с закрытыми глазами рисуют, то, что говорят другие дети с места.

 

Восьмой конкурс.  «Отгадай по описанию».

1.                 Мы умеем хорошо лазить по деревьям. Нас легко можно узнать по черным полоскам на спине. Предпочитаем хвойные леса. Любим питаться орехами, разными семенами, грибами и ягодами. Нас считают самыми чистоплотными животными. Кто мы? (Бурундуки).

2.                 У нас длинное, лишенное ног туловище, покрытое сухой кожей с роговыми чешуйками. Рот устроен так, что мы можем открывать его очень хорошо и заглатывать целиком добычу. Зубы развиты хорошо и служат для укуса, но не для жевания. Язык раздвоенный и является важнейшим органом чувств. Есть ноздри – мы хорошо чувствуем запахи. Ушей нет совсем, поэтому мы совершенно глухие. Догадались, кто мы? (Змеи).

3.                 Мы не пользуемся популярностью среди людей. Они борются с нами, чтобы нас стало меньше. Хотя мы необходимы природе! Наши личинки живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. Мы сами – любимое лакомство многих птиц! Особенно нас любят стрекозы. Вы догадались, кто мы? (Комары).

4.                 Я - самое высокое из млекопитающих. У меня маленькая головка на длинной шее и длинные ноги. Глаза черные с густыми ресницами. У меня все приспособлено для того, чтобы доставать листочки с самых вершин деревьев. Мое любимое лакомство – листья акации. Узнали, кто я? (Жираф).

 

Девятый конкурс. «Лесные правила».

Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши. Всем понятно? Начали:

Если в лес пришел гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, (да)

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать! (да)

Зря цветы не надо рвать! (да)

Из рогатки не стрелять, (да)

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, (да)

Топать, хлопать, палкой бить. (да)

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.


Воспитатель: - Ребята, мы с вами сейчас поиграли, а теперь подумайте и скажите, как нужно себя вести, чтобы не причинить вред растениям?

Ответы учащихся:

1.                 Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

2.                 В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

3.                 Нельзя разорять птичьи гнёзда.

4.                 Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

5.                 Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

6.                 Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

7.                 Нельзя брать маленьких животных домой.

Воспитатель: - Молодцы! Вы сказали все правильно.

Любите родную природу – озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрее.

Воспитатель: «Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши».

(Дети рисуют. Тихо звучит музыка. П. Чайковский «Вальс цветов»).

Воспитатель: «Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились».

Воспитатель собирает знаки и вешает рисунки на доску.

Воспитатель: «Молодцы, ребята!»

Воспитатель: «Мы отлично провели время: поиграли, поразмышляли, отгадали загадки, а теперь давайте ответим на вопрос, который вы услышали в начале нашего путешествия. Вспоминаем вопрос: - «Чем мы можем помочь своей планете, своей природе»? «Как мы должны себя вести, чтобы наша планета и природа всегда оставались такими же прекрасными»?

Ответы детей.

Рефлексия:

Какие конкурсы понравились?

Какие выводы вы сделали?


Посмотрите также